Статья "Гражданско-патриотическое воспитание на уроках информатики"
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ИУЧРЕЖДЕНИЕ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ
«АЛЕКСАНДРОВСКИЙ ПРОМЫШЛЕННО-ПРАВОВОЙ КОЛЛЕДЖ»
ГБПОУ ВО АППК
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
для преподавателей информатики
Тема: Гражданско-патриотическое воспитание на уроках информатики
Автор:
Пырова Оксана Николаевна
ГБПОУ ВО «Александровский
промышленно-правовой колледж»
Александров, 2021
Быть патриотом – что это значит? «Толковый словарь» В. Даля объясняет это слово так: «Любитель отечества, ревнитель о благе его». «Толковый словарь русского языка» С. Ожегова дает такое определение: «Человек, преданный своему отечеству, своему народу». «Современный словарь русского языка» дает такое толкование: «Тот, кто любит свое отечество, предан своему народу, готов на жертвы и подвиги во имя интересов своей Родины».
В отличие от определений, данных в словаре С. Ожегова и в «Современном словаре русского языка», в словаре В. Даля есть существенное уточнение – «ревнитель о благе его», т. е. человек, старающийся сделать что-то на благо своего Отечества. Это уточнение играет важнейшую роль в современных условиях. Не надо искусственно придумывать и навязывать какую-то новую идеологию. Она есть. Это - Родина, Россия, ее богатейшая история, неповторимая традиционная культура, прекраснейший в мире русский язык, судьбы и деяния великих и обыкновенных россиян. Любить Родину – значит быть ей полезным.
Сегодня и в образовательной практике, и в педагогической науке патриотическое воспитание учащейся молодежи наполняется новыми смыслами, а цель патриотического воспитания – социально активная, ответственная личность со сформированной гражданской позицией. Патриотическое воспитание предполагает формирование у обучающихся общественно значимой ориентации, гармоничного сочетания личных и общественных интересов, развивает способность преодоления чуждых российскому обществу процессов и явлений, разрушающих его устои и потенциал созидания.
В современных условиях развития общества сложно привить любовь к своему отечеству, помочь детям и подросткам осмыслить историю родной страны, научить искренне, переживать за судьбу народа и страны, вызывать у школьников в душе те качества, которые и определяют его как личность, как гражданина.
Образовательная организация ставит перед собой задачу формировать патриотическое сознание и гражданское поведение; развивать нравственные качества, такие, как гуманизм, совесть, честь, достоинство, долг, принципиальность, ответственность, товарищество, коллективизм, доброта, стыд, уважение к людям, милосердие через создание проблемных ситуаций, социально-значимую деятельность, акции и проекты. Колледж ставит перед собой цель – развитие личных способностей у студента, раскрытие природного дара растущего человека.
В рамках реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» работа по патриотическому воспитанию студентов может гармонично проводится на уроках информатики.
Цель: воспитать высоконравственных, образованных, творческих, здоровых студентов, умеющих и желающих проявлять заботу друг о друге, о коллективе, о Родине с целью улучшения себя и окружающего пространства.
Задачи:
-
формировать осознанное отношение к Отечеству, его прошлому, настоящему и будущему на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира;
-
развивать гражданственность и национальное самосознание учащихся;
-
создать условия для реализации каждым студентом собственной гражданской позиции через деятельность органов студенческого самоуправления;
-
развивать и углублять знания об истории и культуре родного края;
-
совершенствовать существующую систему гражданско-патриотического воспитания через обучение информатике;
-
обеспечить организационно-методическое сопровождение;
-
осуществить отбор оптимальных форм и методов работы, применение инновационных технологий;
-
формировать патриотические чувства, развивать чувство гордости за свою страну и ее Вооруженные силы, интернационализма и толерантности;
-
развивать правовое поле через уроки информатики;
-
активно использовать краеведческий материал.
Направления гражданско-патриотической работы:
-
краеведческо-исследовательское;
-
духовно-нравственное;
-
социально-правовое;
-
здоровый образ жизни;
-
трудовое и экологическое;
-
патриотическое.
Содержание Программы
Программа включает в себя следующие направления:
1.Связь поколений.
Цель: Осознание обучающимися как нравственной ценности причастности к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему, будущему.
Задачи:
-
Воспитывать гордость за свою Родину, народных героев.
-
Сохранять историческую память поколений в памяти подрастающего поколения.
-
Способствовать формированию у обучающихся чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее страны.
2.Растим патриота и гражданина России.
Цель: формирование гражданской и правовой направленности личности, активной жизненной позиции.
Задачи:
-
Воспитывать правосознание, способность к осознанию своих прав и прав другого человека.
-
Развивать ученическое самоуправление.
-
Формировать культуру проявления гражданской позиции.
-
Формировать у учащихся систему знаний, уважения и интереса к государственным символам России.
3.Мой край родной.
Цель: воспитание у обучающихся любви к родному краю как к своей малой Родине.
Задачи:
-
Изучать историю родного края.
-
Воспитывать у обучающихся позицию “Моя малая Родина”.
-
Формировать экологическое поведение.
4. Я и семья
Цель: осознание обучающимися семьи как важнейшей жизненной ценности.
Задачи:
-
Воспитывать культуру семейных отношений, позитивных семейных ценностей.
-
Повышать педагогическую и психологическую компетенцию родителей.
-
Создавать условия для участия родителей в воспитательном процессе.
-
Все эти направления взаимосвязаны и дополняют друг друга. Комплекс программных мероприятий предусматривает их воплощение в жизнь через:
Знаниевый компонент, основанный на предметном начале с 1 по 3 курсы.
Региональный компонент с рассмотрением гражданской тематики.
Систему тематических, творческих внеклассных воспитательных мероприятий по предмету.
Участие в тематических конкурсах, выставках.
Активное сотрудничество социумом и общественными организациями.
Ожидаемые результаты, их социальная и воспитательная значимость
В результате реализации Программы ожидается:
В образе выпускника колледжа:
-
в познавательной сфере: развитие творческих способностей;
-
в историко-краеведческой: осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;
-
в социальной: способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;
-
создание информационной базы по обмену опытом между школами;
-
внедрение в учебный процесс компьютерных программ, в которых используются государственные символы России;
-
воспитание чувства любви и гордости за свою малую Родину; пропаганда обычаев, традиций, достижений родного края, города.
Примерное планирование материала
Тема |
Вид деятельности |
Содержание |
1-2 курс |
||
Защита информации. Методы защиты. |
Конференция |
«Основные направления информационной безопасности Российской Федерации» |
Структурирование данных. |
Домашнее задание |
Проект «Фонд собственных достижений» |
Примеры моделирования социальных, биологических и технических систем и процессов. |
Практическая работа |
«Моделирование топографической карты или плана местности», «Создать план известного исторического сражения». |
Модель процесса управления. Цель управления, воздействие внешней среды. Управление как подготовка, принятие решения и выработка управляющего воздействия. |
Объяснение нового материала |
Русские ученые-кибернетики. Кибернетические идеи в России. |
Роль обратной связи в управлении. Замкнутые и разомкнутые системы управления. Самоуправляемые системы и их особенности. Понятие о сложных системах управления, принцип иерархичности систем. Самоорганизующиеся системы. |
Практическая работа |
Создание модели управления «колледж», «Решение военной задачи» |
Базы данных. СУБД |
Практическая работа |
Создание базы данных о крупных реках России |
3 курс |
||
Использование электронных таблиц для обработки числовых данных |
Практическая работа |
«Исследование массива температур воздуха в городе за прошедшую неделю», «Изменение численности биологического вида» |
Использование средств деловой графики для наглядного представления данных. |
Практическая работа |
Создание диаграммы «Экологические характеристики родного города» |
Создание, редактирование и форматирование растровых графических изображений |
Домашнее задание |
«Создание герба группы» |
Создание мультимедийной презентации”. |
Практическая работа |
Создание презентации «Город моей судьбы» |
Информационные сервисы сети Интернет: электронная почта, телеконференции, Всемирная паутина, файловые архивы и т.д. |
Общение на форуме |
«Перспективы трудоустройства и дальнейшего обучения после колледжа» |
Поисковые информационные системы. Организация поиска информации. Описание объекта для его последующего поиска. Инструментальные средства создания Web-сайтов. |
Практическая работа |
«Поиск информации по теме «Высшие учебные заведения города и района» |
Разработка Web-сайта на заданную тему. Знакомство с инструментальными средствами создания Web-сайтов |
Практическая работа |
Разработка веб-сайта «Моя группы», «Мой колледж и моя профессия» |
Информационная цивилизация. Информационные ресурсы общества. Информационная культура. Этические и правовые нормы информационной деятельности человека. |
Диспут |
«Информационно-культурный человек, кто он?» |
Воспитательный процесс в профессиональном образовании направлен на повышение уровня нравственного и патриотического воспитания учащихся, с помощью внедрения в этот процесс информационных технологий.
В соответствии с этим важнейшим психолого-педагогическим принципом организации процесса нравственного и патриотического воспитания является его последовательная поэтапность.
Приложение 1.
Тема занятия: «Мультимедийные технологии»
Цели:
обучающие - познакомить учащихся со способами использования мультимедийных технологий, с мастером презентаций Power Point, выявить ее назначение и возможности, обучить приемам работы с данной программой;
развивающие - развивать способность анализировать, моделировать, проектировать ситуации; творческие способности; эстетические навыки при оформлении презентаций, помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость учебного материала, создать условия для развития у школьников умения осуществлять самоконтроль, самооценку.
воспитывающие – способствовать расширению информационного кругозора, трудолюбия и навык самостоятельности при выполнении практической работы, воспитывать ответственность за результат своего труда, воспитывать любовь к родному городу.
-
Оборудование - компьютерный класс, оснащенный современной техникой и лицензированным программным обеспечением, установлена ОС Windows XP и пакет Microsoft Office.
Ход урока
-
Орг. момент.
-
Усвоение новых знаний. (10 мин)
Сегодня мы с вами познакомимся с понятием мультимедийных технологий, с видами мультимедийных продуктов, научимся создавать компьютерные презентации.
С компьютерными презентациями вы уже работали на многих уроках. Я создала для вас компьютерную презентацию, с помощью которой вы изучите новый материал. Ваша задача изучить теоретический материал, обратить внимание на оформление слайдов: логическая последовательность слайдов, единство стилей, наличие графических объектов, использование звуковых эффектов. Правила ТБ.
(Просмотр презентации).
Мультимедиа технология. Термин «мультимедиа» — калька с английского слова multimedia, что можно перевести как «многие среды».
Мультимедиа технология позволяет одновременно использовать различные способы представления информации: числа, текст, графику, анимацию, видео и звук.
Важной особенностью мультимедиа технологии является ее интерактивность, то есть то, что в диалоге с компьютером пользователю отводится активная роль. Графический интерфейс мультимедийных проектов обычно содержит различные управляющие элементы (кнопки, текстовые окна и так далее).
Мультимедийный продукт – интерактивная компьютерная разработка, в состав которой могут сходить музыкальное сопровождение, видеоклипы, анимация, галереи картин и слайдов, различные базы данных.
Мультимедийные продукты можно подразделить на:
-
энциклопедии;
-
обучающие программы;
-
развивающие программы;
-
программы для детей;
-
игры.
Приобретая различные мультимедийные продукты, необходимо обращать внимание на следующие показатели:
-
качество и достоверность излагаемого материала;
-
качество предлагаемого графического материала;
-
звуковое сопровождение (текст, музыкальное оформление, музыкальные заставки и т. д.);
-
наличие видеоматериалов и их качество;
-
интерактивные возможности (различные направления просмотра, глубина изучения материала, возможности вывода на печать и т. д.);
-
дружественный интерфейс.
Для создания мультимедийного продукта могут привлекаться:
1. Языки программирования, для работы с которыми требуется целый коллектив опытных программистов.
2. Инструментальные средства, т. е. специальные программные продукты. Разработку мультимедийного продукта в учебных целях можно вести на базе приложений Microsoft Office, а для подготовки материала использовать дополнительные программные продукты, такие как PhotoShop (обработка картинок), Adobe Premier или Vstudio2 (обработка видеоклипов), приложение Ассеss (базы данных).
Существует определенный минимум аппаратных средств, которыми должен располагать ваш компьютер, чтобы его можно было считать мультимедийным. Согласно спецификации, разработанной Международным советом по маркетингу продуктов мультимедиа, для нормальной эксплуатации современных приложений, рекомендуется ПК со следующими характеристиками:
-
микропроцессор не ниже 486SХ с тактовой частотой от 25 Мгц;
-
оперативная память не менее 4 Мб и емкость жесткого диска от 160 Мб;
-
видеосистема с разрешением не менее 640х480 и количеством воспроизводимых цветов 65536;
-
звуковая плата и акустические колонки;
-
привод (дисковод) СD-RОМ.
Компьютерные презентации. Компьютерные презентации являются одним из типов мультимедийных продуктов. Компьютерные презентации часто применяются в рекламе, при выступлениях на конференциях и совещаниях, они могут также использоваться на уроках в процессе объяснения материала учителем или докладов учащихся.
В некоторых случаях презентацию запускают в автоматическом режиме, и она повествует о чем-то без участия человека. Автоматический режим презентации часто используют во время проведения различных выставок.
Компьютерная презентация представляет собой последовательность слайдов, содержащих мультимедийные объекты.
Слайд – фрагмент презентации, в пределах которого производится работа над ее объектами.
Физкультминутка
3. Первичная проверка понимания (тест с взаимопроверкой)
4. Закрепление знаний и способов действий.
Анализ презентации. Оценивание презентаций по критериям. Сравнение собственной оценки с оценкой учителя.
5. Практическая работа.
Знакомство с созданием слайдов презентации.
Создание простой презентации по готовому сценарию.
Ребята, в этом году мы будем праздновать юбилей города. Ему исполнится 243 года. Я вам предлагаю создать презентацию «Город моей судьбы». Материалы презентации в файле «Александров».
Физкультминутка.
Самооценка (каждый слайд – 1 балл).
-
Инструктаж по выполнению домашнего задания: повторить теоретический материал, доделать презентацию «Город моей судьбы».
-
Итог урока. Выставление оценок. Рефлексия. Показ смайликов.
Алгоритм создания презентации «Город моей судьбы»
1 |
Открыть РоwerPoint - ПУСК – Все программы – Microsoft Office - Microsoft Office РоwerPoint 2017 |
2 |
Создать слайд – Применить разметку слайда – Макеты текста – Титульный слайд |
3 |
Конструктор - Применить шаблон оформления – выбрать подходящий шаблон |
4 |
Заголовок слайда – Ввести название презентации «Город моей судьбы» Подзаголовок слайда – Оформить эпиграф Скопировать фото – Вставить на титульную страницу |
5 |
Вставка – Создать слайд – выбрать подходящий макет |
6 |
Произвести оформление слайда 2 |
7 |
Произвести оформление слайда 3 |
8 |
Произвести оформление слайда 4 |
9 |
Произвести оформление слайда 5 |
10 |
Произвести оформление слайда 6 |
11 |
Произвести оформление слайда 7 |
12 |
Запустить презентацию на выполнение клавишей F5 или с помощью Показ слайдов. |
|
Дополнительное задание |
13 |
Вставить в слайд музыкальную композицию Вставка – Фильмы и звук – Звук из файла - ОК |
14 |
Осуществить анимацию объектов слайдов можно с помощью: Показ слайдов – Настройка анимации - Применить к выделенным слайдам |
15 |
Запустить презентацию |
Сценарий презентации
Слайд 1 Титульная страница Название: Город моей судьбы Включает: Эпиграф, фото города |
Слайд 2 Название: История города Включает: Текст, фото города |
Слайд 3 Название: Герб города Включает: Текст, рисунок |
Слайд 4 Название: Население Включает: Диаграмма |
Слайд 5 Название: Зеленый город Включает: Текст, фото города |
Слайд 6 Название: Достопримечательности Александрова Включает: Текст, фото |
Слайд 7 Название: Библиография Включает: Текст |
|
Критерии оценки
мультимедийной презентации
Фамилия, Имя________________________________________
|
Оценка ученика |
Оценка учителя |
|
1. |
1. |
|
2. |
2. |
|
3. |
3. |
|
|
|
|
4. |
4. |
|
5. |
5. |
|
6. |
6. |
|
7. |
7. |
|
8. |
8. |
|
9. |
9. |
|
10. |
10. |
|
11. |
11. |
|
12. |
12. |
|
|
|
|
13. |
13. |
|
14. |
14. |
|
15. |
15. |
Всего |
|
|
12-15 совпадений 5 баллов
10-11 совпадений 4 балла
8-9 совпадений 3 балла
Приложение 2.
Тема занятия: "Дни воинской славы России! Создание и оформление документа с помощью ЭТ."
Тип урока: урок с применением современных компьютерных технологий.
Вид урока: комбинированный.
Технология: личностно-ориентированная
Цели:
-
Обучающие:
Расширение знаний студентов о героических страницах истории нашего Отечества. Показать значение побед в военной истории России. Повторение и закрепление знаний и умений работы в Excel 2017; отработка основных приёмов работы с электронной таблицей (ЭТ); использование знаний, полученных на уроках информатики по применению встроенных функций Excel 2017, составлению и введению формул в таблицу, построению диаграмм.
-
Развивающие:
Развитие кругозора, умения вести грамотный диалог с компьютером, развитие познавательного интереса, развитие логического мышления, речи и внимания.
-
Воспитательные:
Воспитание патриотизма, гражданственности, любви к Родине, чувства гордости за свою страну.
Воспитание общей и информационной культуры, трудолюбия, усидчивости, терпения, бережного отношения к компьютерной технике, привитие учащимся навыков самостоятельности в работе.
Оборудование:
1. Компьютеры с ОС Windows XP и пакетом программ Microsoft Office.
2. Проектор, экран.
3. Файлы с демонстрационным материалом.
4. Файлы с тестами и практическими заданиями.
5. Карточки для практической работы.
6. Бланки для опорного конспекта.
План урока.
1. Организационный момент.
2. Изучение нового материала. Составление студентами опорного конспекта.
3. Подготовка к практической работе.
4. Выполнение практической работы на персональных компьютерах.
5. Анализ результатов выполнения практической работы.
6. Подведение итогов занятия.
Ход урока:
-
Организационный момент.
Преподаватель объявляет тему и цель занятия
Преподаватель в ходе объяснения нового материала обеспечивает работу мультимедийного оборудования.
-
Изучение нового материала.
Преподаватель:
Победы русского оружия над врагами Отечества всегда широко отмечались российской общественностью. Возрождая одну из лучших российских военных традиций, 13 марта 1995 г. был принят Федеральный закон "О днях воинской славы (победных днях) России", в список которых вошли наиболее выдающиеся события военной истории. В соответствии с данным законом установлены дни воинской славы России.
У вас на столах предложена краткая информация о событиях в нашей стране. Ваша задача состоит прочитать предложенную информацию и составить краткий конспект прочитанного.
Студенты проверяют свои опорные конспекты.
-
Выполнение практической работы.
Обсуждение этапов выполнения практической работы.
1 этап. Заполнить пустые ячейки в таблице.
Вопросы:
В какие ячейки требуется ввести данные? В какие ячейки требуется ввести формулы? Какие формулы требуется ввести в ячейки?
2 этап. Выполнить сортировку по возрастанию относительно параметра "Год"
3 этап. Построение диаграммы для сравнения количества людских потерь в разных битвах.
Вопрос: Какие столбцы в таблице следует выделить для построения диаграммы?
4 этап. Оформление таблицы и диаграммы.
Вопросы: Как следует оформить таблицу (Границы, выравнивание текста, шрифт и т.д.)? На что следует обратить внимание при оформлении диаграммы?
Студенты выполняют практическую работу. Преподаватель наблюдает за выполнением работы и проводит индивидуальные консультации.
-
Анализ результатов выполнения практической работы.
С помощью проектора на экране демонстрируется одна из выполненных работ. Преподаватель информатики обращает внимание студентов на следующие элементы работы: формулы, сортировка, вид диаграммы, оформление работы. Студенты анализируют и оценивают свою работу.
-
Подведение итогов занятия:
В заключении преподаватель даёт содержательную оценку результатов работы группы в целом и отдельных студентов, акцентируя внимание на положительных достижениях. Студенты делятся своими впечатлениями о проведённом занятии: что понравилось, что не понравилось, что изменить, что ввести новое.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Пырова Оксана Николаевна
→ Публикатор 16.07.2021 0 3224 209 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.