Конспект классного часа "Кто такой патриот?"


Классный час «Кто такой патриот?»


 

Цели: сформировать у учащихся гражданские качества личности, представлений о духовно- нравственном смысле понятия «патриотизм», «патриот».


 

Задачи:
-раскрыть значение понятия «патриотизм»;
-развивать стремление быть патриотом своей страны;
-воспитывать чувство гордости за свою страну, ее народ и историю.

 

Возраст: 9-10 лет

 

Предшествующая работа: подготовка индивидуальных сообщений, изготовление наглядного материала, создание электронной презентации, распечатка приложения.

 

Оборудование: ПК, медиапроектор, раздаточный материал.

 

Педагогические технологии: педагогика сотрудничества, проблемное обучение.


 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход урока

 

Учитель: Ребята! Сегодня я хочу с вами обсудить один из самых важных вопросов.

Но для начала мне нужна ваша помощь.

Упражнение “Салфетка”.

Инструкция: На ваших столах лежат бумажные салфетки. Возьмите, пожалуйста, по одной и сверните её пополам любым способом. Оторвите с любого края уголок. Сверните её ещё раз пополам и опять оторвите кусочек с любого уголка. Сверните в третий раз пополам и снова оторвите. А теперь разверните и покажите то, что у вас получилось.

Учитель: Вряд ли найдётся пара салфеток, на которых повторяется рисунок. Как вы думаете, почему наши узоры получились такие разные?

(ответы учащихся)


 

Учитель: Так же и человек уникален. Каждый человек особенный, он обладает только ему присущими качествами. Но, несмотря на то, что мы такие разные, многое нас объединяет. Как вы считаете, что может объединять нас с вами?

(ответы учащихся)

Учитель: Дети, мы все – жители замечательной, богатой страны, у которой удивительно красивое имя-Россия. Это наша Родина! А Родина у человека одна, как сказал Константин Ушинский: «Много есть на свете, и кроме России, всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать-одна у него и Родина.» (2 слайд)

Звучит тихо песня «С чего начинается Родина» на стихи М.Матусовского в исполнении Марка Бернеса. (3 слайд)


Учитель: Дети, а с чего для вас начинается Родина?

(ответы учащихся)

 

Учитель: Родина! Это и наш с вами город, и наша школа с тишиной уроков и шумом перемен. Каждый любит то место, где родился и вырос, не забудет дом родителей, игры детства. Так начинается любовь к родной стране. Но только начинается. Когда человек становится старше, он Родиной считает не село и не город, а всю страну. Тех, кто по – настоящему любит свою землю, украшает её своим трудом, готов отдать ей все силы и способности, а если потребуется и жизнь, называют патриотами.

Учитель: Ребята, вы догадались, о чем сегодня мы будем говорить?

(ответы учащихся)

 

Учитель: Правильно, мы с вами будем сегодня говорить о патриотизме.

В последнее время все чаще мы можем услышать слова «Родина», «ПАТРИОТ», «подвиг», «служение»… (4 слайд)

В чем каждый из вас видит свое патриотическое служение Родине? Готовы ли вы сегодня к любым жертвам и подвигам во имя интересов своей Родины?

Так давайте разберёмся, что есть патриот, патриотизм? А как вы, сегодняшние школьники, понимаете, кто такой патриот?

Работа со словарями В Словаре Ожегова и Даля понятию «патриот» даны такие толкования:

(5 слайд)

Патриот — тот, кто любит свое отечество, предан своему народу, готов на жертвы и подвиги во имя интересов своей Родины”.  

 (Словарь В. И.Даля) 

Патриот – человек, одушевлённый патриотизмом, или человек, преданный интересам какого-нибудь дела, горячо любящий что-нибудь”.      

 (Словарь С.И.Ожегова)  

Патриотизм - любовь, преданность и привязанность к Отечеству, своему народу. (Д.Н.Ушаков. Толковый словарь).

 

Учитель: 

Давайте подумаем о том, что же является главным в понятии патриотизм.

(учащимся раздаются высказывания на листочках)

Обратимся к высказываниям мудрых. Подчеркните главную мысль.

Что значит быть патриотом? Любить – да, но не только любить землю свою, но и обязательно, что-то конкретное для нее делать.

Василий Розанов.

Патриотизм, чей бы то ни был, доказывается ни словом, а делом.

В.Г. Белинский

Важно, чтобы ты был готов умереть за свою страну, но ещё важнее, чтобы ты был готов прожить жизнь ради неё.

Теодор Рузвельт

(ответы учащихся)

 

Учитель: Какие выводы мы можем сделать? Кто такой патриот? В чем проявляется патриотизм?

(ответы учащихся)

Настоящий патриотизм не в выпячивании себя как патриота, это не пустые слова о любви к Родине. Это способность делать важное и нужное для Отчизны, её процветания, даже тогда, когда этого не видят и за это не награждают.

Мы прослушаем сейчас рассказы ребят о важных событиях и людях нашей истории. Обратите внимание, какие качества личности объединяют истинных патриотов Родины.

 

 

Выступление подготовленной группы учащихся.

1 ученик: 1812 год. Наполеон Бонапарт, покорив почти всю Европу, начал войну с Россией. Пять с половиной месяцев продолжались военные действия на русской земле, но казалось, что страдания и героизм народа превзошли все мыслимые меры. Неслыханное нашествие было уничтожено «дубиной народной войны», поднятой русским человеком. Имена М.И. Кутузова, П.И. Багратиона, М.Б. Барклая де Толли, Д. Давыдова и других офицеров известны многим. Но был ещё Герасим Курин, собравший крестьянский отряд, который дал французам несколько боёв. Прасковья-кружевница из Смоленской губернии вилами убила французского полковника, а 7 солдат обратила в бегство; позже в полковничьем мундире она участвовала в боях во главе партизанского отряда. Таких примеров можно привести огромное множество. Не зря эту войну мы называем Отечественной. В память обо всех этих людях был воздвигнут храм Христа Спасителя в Москве. Это память народа о настоящих патриотах русской земли. (5 слайд)

 

2 ученик: Великая Отечественная… Страшная, жестокая, героическая война против фашистских захватчиков. Есть поговорка: “На войне детей не бывает”. Те, что попали на войну, должны были расстаться с детством в обычном, мирном смысле этого слова. Война проверяла их на верность и самоотверженность, честность и благородство, мужество и бесстрашие. Никто из ребят тогда не знал, доживут ли они до завтра, встретят ли рассвет, увидят ли синее небо, услышат ли пение птиц, суждено ли им пройти всю войну и вернуться домой. Но мужество и отвага не покидали их. Мысль о том, что дома их любят и ждут, согревала, придавала решимость идти в бой, защищая Родину.

Разве погибнуть ты нам завещала, Родина?
Жизнь обещала, любовь обещала, Родина.
Разве для смерти рождаются дети, Родина?
Разве хотела ты нашей смерти, Родина?
Тихо сказала: “Вставайте на помощь…” Родина
Славы никто у тебя не выпрашивал, Родина.
Просто был выбор у каждого:
Я или Родина.

Это ли не пример настоящего патриотизма? (6 слайд)

 

3 ученик: Леонид Рошаль-детский хирург, председатель Комитета по оказанию помощи детям мира, пострадавшим в войнах и катастрофах.

Весь мир с замиранием сердца следил за событиями, связанными с захватом террористами заложников театрального центра на Дубровке в Москве в октябре 2002 года. В первые часы кризиса главной задачей было вывести из-под удара детей. Трагические события в Москве показали России её настоящих героев. Это не только бойцы спецназа, но и те, кто спасал жизнь людям. Двое суток лечил людей в осаждённом здании знаменитый детский врач Леонид Рошаль. За один день он вывел из здания 8 детей. Потом доктор Рошаль, побывавший не в одной «горячей точке» и спасший сотни детских жизней, расскажет журналистам «Бандиты разговаривали жёстко, очень жёстко. У человека страшные боли в животе - надо делать операцию, иначе он умрёт». «Ну и что» -говорит один - «Я сам его пристрелю, чтобы он быстрее умер». Так они и делали. Душное помещение, всё время горит свет. Более 900 человек прикованы к своим креслам. Нельзя вставать, передвигаться и спорить. На них нацелены автоматы и женщины-террористки-смертницы в любую минуту готовы нажать на кнопку. Но заложники держались мужественно. Однако для 130 заложников этот мюзикл в театре стал последним.

После Норд – Оста Рошалю была вручена премия «Национальный герой». Известный на весь мир доктор Рошаль за свою жизнь сделал около 20 тысяч операций детям. Созданная им бригада международной скорой помощи десятки раз вылетала спасать детей в разные точки планеты. О себе доктор Рошаль говорит: «Я не герой, таких как я, сотни» (7 слайд)

 

Учитель: Трагичных моментов в истории нашей страны было, к сожалению, много. И каждый раз весь народ вставал на защиту родной земли, показывая чудеса храбрости и героизма. Ребята, я предлагаю вам поразмышлять, какие качества личности отличают настоящего гражданина страны, истинного патриота своего Отечества.

(ответы учащихся)

 

Перед вами списки качеств, которые помогут составить вам ответ на вопрос.

Личностные качества патриота

  • Бескорыстие – отсутствие заботы о личной выгоде;

  • Самопожертвование – жертвование своими личными интересами ради других;

  • Чувство долга – долг – обязанность по отношению к Родине:

  • Активная гражданская позиция – активное стремление направить свои способности на благо других людей, на благо своей Родины.

  • Чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос;

  • Уважительное отношение к языку своего народа;

 

Учитель: Возникает вопрос: патриотизм можно проявлять исключительно в трагические, переломные моменты истории страны или патриотизм – это явление, важное и необходимое во все времена?

(ответы учащихся)

Не только в экстремальных условиях можно проявить качества патриотизма, но и в повседневной жизни. Как? Я предлагаю вам определить свою позицию в предложенных проблемных ситуациях, выбрав мнение наиболее схожее с вашим. Обоснуйте свой выбор.

 

Ситуация1
Папа и мама предлагают мальчику поехать вместе с ними по местам военных сражений. В них участвовал их дедушка. Но мальчику очень не хочется, так как его друг дал ему самую последнюю компьютерную игру, о которой он давно мечтал. Как может поступить мальчик?

 

Ситуация2

Учащимся класса предлагается в выходной день принять участие в посадке аллеи Славы. Несколько учащихся отказалось участвовать, мотивируя это тем, что родители им не разрешают в выходной день куда-то идти. Как бы ты поступил(а) на их месте?

 

Учитель:

Итак сделаем вывод:
Кого мы можем назвать патриотом своей страны?

(ответы учащихся)
Патриот – человек, который
любит_____________________________________________________________
хранит___________________________________________________________
уважает__________________________________________________________
переживает________________________________________________________
гордится_________________________________________________________
помогает_________________________________________________________

Патриоту свойственны САМОПОЖЕРТВОВАНИЕ, БЕСКОРЫСТИЕ, ПРИВЯЗАННОСТЬ, УВАЖЕНИЕ, ЧУВСТВО ДОЛГА, АКТИВНАЯ ГРАЖДАНСКАЯ ПОЗИЦИЯ. (9 слайд)

Мы с вами пытались сегодня осмыслить понятие патриотизма, а также выявить личностные качества настоящего патриота Родины.

 

 

Учитель: Патриотами не рождаются, ими становятся.

Будущее нашей Родины зависит от каждого из вас.

Спасибо за внимание! (10 слайд)


 


Полный текст материала Конспект классного часа "Кто такой патриот?" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Джуджеева Жанна Валерьевна  Публикатор
08.02.2023 0 4992 141

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК