Статья "Воспитание патриотических чувств на уроках русского языка и литературы"


Воспитание патриотических чувств на уроках

русского языка и литературы

Иршенко Лариса Геннадьевна,

учитель русского языка и литературы

 

«Патриотизм – это не просто красивые слова. Патриотизм – это прежде всего дело, служение своей Родине, стране, России, своему народу. И об этом никогда нельзя забывать». В.В. Путин

В последнее время воспитание патриотических чувств приобретает всё большее общественное значение и становится задачей государственной важности.

Гражданско-патриотическое воспитание – одна из главных задач, конечной целью, которой должно стать формирование личности гражданина, патриота, труженика, семьянина.

А как воспитать патриота? Конечно, любовь к Отечеству начинается с любви к родному дому, к своим близким людям, к друзьям. Задача учителя– это воспитание любви к своей стране, родному краю, к своей малой родине. А как это делать? Да постоянно. На уроках русского языка, литературы, во внеурочной деятельности, на переменах, после уроков…

Русский язык как учебный предмет несет чрезвычайно высокую познавательную ценность: это привитие чувства любви к родному языку, воспитание личности с высоким чувством патриотизма.

Начало урока с пословиц и поговорок служит нравственными ориентирами для детей. Это пословицы о дружбе, трудолюбии, доброте, родине, любви к отечеству. Такая пословица или поговорка всегда связана с темой, целью урока.

Например:

  • Жить - Родине служить. (жи-ши)

  • Ученье – путь к уменью.(разделительный мягкий знак)

  • Хоть ручки черны, да работа бела.(правописание чк-чн)

  • Был бы покос, да пришел мороз.(парные согласные в конце слов)

  • Кошке игрушки, а мышке слезки. (парные согласные в корне слов)

  • Пчела мала, да и та работает (безударные гласные в корне слова)

  • Родная сторона – мать, чужая – мачеха. (антонимы)

  • Поспешишь – людей насмешишь. (правописание глаголов 2 лица, ед. числа)

  • Родина – мать, умей за нее постоять. (правописание местоимений с предлогами)

  • Не ищи обетованные края, они там, где Родина твоя.(правописание НЕ с глаголами).

Приемы работы с пословицами (поговорками) различны: обсуждаем смысл, подбираем синонимичные или противоположные по смыслу пословицы и фразеологизмы к ней, объясняем значения устаревших слов, используя словари. А также, конечно, в ходе такой работы восхищаемся мудростью и смекалкой русского народа, подмечаем, какие качества человека издавна ценились и воспевались русскими людьми.

Воспитательное значение имеют пословицы, которые я использую при изучении различных тем в процессе всего обучения русскому языку: «Тире между подлежащим и сказуемым»: «Ученье – свет, неученье – тьма», «Чтение – вот лучшее ученье», «Родина – мать, умей за неё постоять»; «Прилагательные полные и краткие»: «Своя земля и в горести мила»; «Глупа та птица, которой своё гнездо не мило»; «Степени сравнения имен прилагательных»: «Родина краше солнца, дороже золота»; «Любовь к Родине сильнее смерти»; «Односоставные предложения»: «В каком народе живешь, того обычая и держись»; «За горами хорошо песни петь, а жить дома лучше»; « Иди в родной край — там и под елкою рай»

Большое воспитательное значение имеет работа со словарями. Учащиеся могут выполнять самые различные задания, например:

изучая тему «Лексика», даю задание: выписать из толкового словаря значение слов Родина, Отчизна, раскрыть их лексический смысл.

РОДИНА – 1) Отечество, родная сторона.

2) Место рождения, происхождение кого-либо, чего-либо. ОТЕЧЕСТВО, ОТЧИЗНА, РОДИНА – синонимы.

Подбор однокоренных слов к слову Родина: род, родители, родиться, родня, родной, родственный, родинка, родник, природа.

Ответить на вопросы: А что лично для вас значит слово Родина? Какое первое слово вам приходит на ум, когда вы его произносите?

Да, каждый урок русского языка служит воспитанию чувства патриотизма. Это и материалы упражнений учебника, и дополнительный дидактический материал, который готовит учитель к урокам русского языка.

Для синтаксической разминки я часто использую высказывания русских писателей и поэтов на патриотическую тему. Например слова М. Горького «Верь в свой народ, создавший могучий русский язык, верь в творческие силы».

В упражнениях учебников, методических пособий много текстов, темой которых является описание родной природы, — это отрывки из произведений И. Бунина, А. Яшина, В. Пескова, И.С. Тургенева и многих других.

Литература – предмет особенный.

Ведь мы имеем очень сильное оружие – это слово, художественная речь, книга. «Книга, – по словам А. Герцена, – это духовное завещание одного поколения другому, совет умирающего старца юноше, начинающему жить, приказ, передаваемый часовым, отправляющимся на отдых человеку, заступающему на его место».

Устное творчество любого народа содержит, на мой взгляд, богатейший материал для воспитания в духе дружбы, взаимопонимания, трудолюбия, патриотизма. Этой цели служат пословицы, поговорки, загадки, песни, былины.

Отражение народных идеалов – патриотизма, богатырской силы, ума, находчивости – мы видим в древнерусской литературе, в летописи «Повести временных лет», изучающейся на протяжении трех лет. Изучая «Житие Александра Невского», ученики говорят о бранных подвигах Александра Невского и его духовном подвиге самопожертвования, о защите русских земель от нашествий и набегов врагов. Горячий призыв к единству Руси перед лицом внешней опасности- вот основной вывод, к которому приходят десятиклассники при изучении «Слова о полку Игореве».

Читая героические страницы истории нашей страны в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Бородино», учащиеся раскрывают мысли и чувства простых солдат, отстоявших родину от врага.

Повесть Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» — это прославление боевого товарищества, осуждение предательства. Ученики отмечают героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за родную землю. Подвиг Тараса его сына Остапа вызывает у учащихся чувство искреннего восхищения и дает конкретные представления о таких чертах патриотизма, как беззаветная преданность Родине.

Особое место на уроках литературы занимает работа с историческими произведениями. Например, сопоставление предводителя восстания в разных произведениях: образ Пугачева в фольклоре, в произведениях А.С. Пушкина, С.А. Есенина («Пугачев»).

Судьба родины и судьба человека слиты воедино в рассказе М.А. Шолохова «Судьба человека». Стойкость, дух товарищества, преданность отечеству — эти качества издавна были присущи русскому солдату. На примере Андрея Соколова мы видим и другие черты героев Великой Отечественной войны — несокрушимую нравственную силу, исключительное мужество.

Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны нашли отражение в поэтических произведениях о войне, которые изучаются в разделах «Ради жизни на Земле», «Произведения о Великой Отечественной войне», «На дорогах войны…», «Стихи и песни о Великой Отечественной войне». В них представлены стихотворения К.М. Симонова, А.Т. Твардовского, Н.И. Рыленкова, С.С. Орлова, Д.И. Самойлова и др., рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство любви к родине, ответственности за нее в годы жестоких испытаний.

Образцы описания русской природы мы находим не только на страницах произведений Н.А. Некрасова («На Волге»), И.А. Бунина («Косцы»), В.П. Астафьева («Васюткино озеро»), М.М. Пришвина («Кладовая солнца») и др., но и в специальных разделах («Русские поэты о Родине, родной природе и о себе»), в которые включены произведения А.А. Блока, С.А. Есенина, Н.М. Рубцова, А.А. Фета, Ф.И. Тютчева и др.

 Подготовленное выразительное чтение и последующее осмысленное чтение наизусть стихотворений о Родине, родной природе дают возможность обучающимся прочувствовать душевное настроение поэта.

Успеха в патриотическом воспитании можно достигнуть только, если сам учитель будет любить свою страну. Никакие знания не дадут положительного результата, если учитель сам не будет восторгаться своей страной, своим народом. Формирование личности будущего гражданина начинается там, где он учится.

«Патриотизм-это главное. Без этого России пришлось бы забыть и о национальном достоинстве, и даже о национальном суверенитете» В.В. Путин.

 


Полный текст материала Статья "Воспитание патриотических чувств на уроках русского языка и литературы" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Иршенко Лариса Геннадьевна  Публикатор
12.04.2023 0 1416 25

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК