Профориентационная работа в школе
МБУОШИ «Ляминская средняя общеобразовательная школа-интернат»
Дудченко А. Г
Доклад
На методическом объединении учителей
Профориентационная работа в школе
Лямина 2011 г.
Профориентационная работа в школе
Задача учителей труда способствовать не только овладению учащимися знаниями, умениями и навыками, но и их развитию, становлению их как личностей, как будущих работников. У учителей технического труда большие возможности для профориентационной работы со школьниками, для их воспитания и разностороннего развития. Для решения этой задачи я выбрал следующую тему по самообразованию: «Профориентационная работа в школе» где разработал следующий материал.
Работа по профессиональной ориентации школьников начинается с младших классов. В ее проведении участвуют школа, воспитатели, работники различных отраслей народного хозяйства, используются средства массовой информации и другие.
Профориентационная работа включает в себя несколько этапов:
Профессиональное просвещение;
Профессиональную консультацию;
Трудоустройство;
Профессиональную адаптацию.
Профессиональное просвещение направлено на то, чтобы ознакомить учащихся с профессиями и специальностями различных отраслей промышленности, сельского хозяйства, связи, сферы обслуживания. В задачу профессионального просвещения входит также пропаганда наиболее нужных профессий. На этом этапе участвуют:
Классные руководители;
Учителя предметники;
Школьный библиотекарь;
Школьный врач;
Родители, воспитатели;
Производственные коллективы;
Учебные заведения профтехобразования.
Классные руководители проводят беседы с учащимися о значении правильного выбора профессии:
Систематическое изучение интересов и склонностей учащихся путем анкетирования, бесед, наблюдений.
Ознакомление учащихся с различными профессиями, привлекая к этому родителей, воспитателей, общественные организации, предприятия.
Обеспечение участия школьников в кружках по интересам и в работе факультативных занятий.
Оказание помощи учащимися в сознательном выборе профессии.
Профориентационная работа завершается трудоустройством и профадаптацией учащихся на производстве. Задача школы на этом этапе заключается в том, чтобы предоставить всем желающим выпускникам средней школы возможность трудиться. С этой целью школа вступает в контакт с комиссией по трудоустройству, с предприятиями района.
Профессиональная ориентация учащихся осуществляется в различных видах учебной и внеучебной работы школ. В ходе ее проведения следует учитывать особенности конкретного экономического района и перспектив его развития.
Содержание работы по профориентации планируется и контролируется соцпедагогом школы. В школе создается совет по профориентации, в который входят методические объединения, классные руководители, родители, воспитатели, представители шевствующих предприятий и организаций района.
Члены совета осуществляют необходимые связи со всеми организациями и предприятиями района. Совет по профориентационной работе должен направлять и координировать эту работу.
Школьный совет отчитывается о своей деятельности один раз в течении года на совещаниях при директоре школы.
Примерное содержание работы школы по профессиональной ориентации.
Общешкольные мероприятия:
Составление календарного плана проведения массовых мероприятий по профориентации на год;
Проведение совещаний учителей и ознакомление с планом работы школы;
Обсуждение возможности проведения профориентационной работы в учебном процессе, и в процессе внеклассной и кружковой работы каждого учителя-предметника;
Работа учителей - предметников:
Ознакомление учащихся с различными профессиями в процессе прохождения программного материала;
Выявление склонностей и потребностей учащихся к профессиям во внеклассной и кружковой работе;
Включение профориентационной тематике при оформлении кабинета;
Регулярное проведение бесед о выборе профессии.
Работа учителя трудового обучения:
Систематическое проведение профориентационной работы на уроках труда;
Организация профориентационной работы во время проведения занятий кружка технического творчества, производственных экскурсий, встреч и бесед с новаторами и передовиками производства;
Наблюдение интересов и развития склонностей, учащихся к профессиям среды обслуживания;
Проведение анкетирования, бесед, конкурсов, факультативных занятий.
Работа библиотекаря школы:
Изучение интересов учащихся совместно с активом учащихся;
Ежегодная организация и обновление выставки книг, посвященных профессиям;
Организация и проведение диспутов и читательских конференций о профессиях;
Изучение читательских интересов учащихся и оказание им помощи в подборе литературы, помогающей в выборе профессии.
Работа школьного врача:
Проведение консультаций учащихся по медицинским вопросам выбора профессии;
Составление и выдача заключений о состоянии здоровья учащихся в связи с выбором профессии.
Работа воспитателей:
Привлечение специалистов различных профессий к проведению бесед с учащимися о рабочих профессиях.
Схема
профориентационной работы в школе
Профориентационная
работа
1
этап Проф.
Просвещение, Консультации 2
этап
Трудоустройство,
проф. адаптация
Классные руководители
Учителя предметники
Школьная библиотека
Школьный врач
Воспитатели
Соцпедагог
Производственные коллективы
Учебные заведения
Школьный совет по профориентации
Директор школы
Соцпедагог
Научный сотрудник
На странице приведен фрагмент.
Автор: Дудченко Анатолий Геннадьевич
→ AnatoliiGenadevich 22.11.2012 0 3913 717 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.