Статья "Проектная деятельность учащихся на уроке технологии с использованием ИКТ (неделимые классы)"
Учитель технологии «МОУ Омская СОШ»
Штамп Светлана Ивановна
Проектная деятельность учащихся на уроке технологии с использованием ИКТ ( неделимые классы ).
Из опыта работы.
Самая важная проблема на сегодня в школах это создание необходимых условий для технологической подготовки школьников. Технология в 5-7 классах традиционно представлена такими направлениями, как технический, обслуживающий и сельскохозяйственный труд. Во многих школах учащиеся обучаются в группах с малой наполняемостью и появляются так называемые неделимые классы. При этом на уроках технологии учителю приходится одновременно заниматься с девочками и мальчиками. Но для этого нужна программа обучения, в равной степени, удовлетворяющая потребностям тех и других. Программа включает в себя следующие разделы: культура питания, электротехника, электротехнические работы, бытовая техника, основы чертежной грамотности, ремонтные работы в быту, материаловедение, машиноведение, декоративная обработка древесины, декоративная обработка металла, изготовление швейного изделия, уход за одеждой, ее ремонт. В содержание программы введен также инновационный раздел - дизайн пришкольного участка. .Программа напечатана в журнале Школа и производство №3 2005год. Для предмета “Технология” характерно модульное построение программ, позволяющее динамично варьировать ее прохождение с учетом материальной базы школы, имеющихся педагогических кадров. Важной проблемой проведения занятий по технологии в неделимых классах является разработка методики проведения занятий одновременно с мальчиками и девочками .Учителя технологии, работающие в классах, в которых в силу объективных причин обучаются девочки и мальчики, сталкиваются с проблемой выбора объектов труда..
Я работаю в неделимом классе 2-ой год. В классе 14 человек из них 8 мальчиков.
Класс со средними и низкими учебными возможностями.
Работу свою строю под девизом "Уменье везде найдет примененье". Это подтверждается высказыванием В.А. Сухомлинского "Дети любят труд, в процессе которого создается что-то красивое, необычное. Ум ребенка - на кончике его пальцев, и чем выше мастерство, которым овладела и овладела рука, тем умнее ребенок, подросток, юноша’’
В своей работе применяю метод проектов.
Учу учеников выбирать тему проектов,
чтобы это было интересно, нужно,
познавательно для них, дома, школы.
Выполнение творческого проекта — одна
из сторон воспитания, которая направлена
на осознание школьниками нравственной
ценности трудового начала жизни. Работа
над проектом – это путь к саморазвитию
творческой личности через сознание
собственных потребностей и реализацию
в практической деятельности
Учебный
проект с точки зрения учащегося — это
возможность делать что-то интересное
самостоятельно, в группе или самому,
максимально используя свои возможности;
это деятельность, позволяющая проявить
себя, попробовать свои силы, приложить
свои знания, принести пользу и показать
публично достигнутый результат; это
деятельность, направленная на решение
интересной проблемы, сформулированной
самими учащимися в виде цели и задачи.
Когда результат этой деятельности —
найденный способ решения проблемы —
носит практический характер, имеет
важное прикладное значение и, что весьма
важно, интересен и значим для самих
открывателей. Учебный проект с точки
зрения учителя — это дидактическое
средство развития, обучения и воспитания,
которое позволяет вырабатывать и
развивать специфические умения и навыки
проектирования.
Основные требования,
предъявляемые к учебным проектам:
1.Наличие значимой проблемы/задачи,
требующей знания, исследовательского
поиска её решения
2.Практическая,
теоретическая, познавательная значимость
предполагаемых результатов тенденциях,
прослеживающихся в развитии данной
проблемы; совместный с партнерами по
проекту;
3.Самостоятельная
(индивидуальная, парная, групповая)
деятельность учащихся.
4.Структурирование
содержательной части проекта ( с указанием
поэтапных результатов).
5.Использование
исследовательских методов, предусматривающих
определенную последовательность
действий:
выявление проблемы и вытекающих из нее задач исследования (использование в ходе совместного исследования методов «мозговой атаки», «круглого стола»); выдвижение гипотез, их решение; обсуждение способов оформления конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров и пр.); сбор, систематизация и анализ полученных данных; подведение итогов, оформление результатов и их презентация; Уроки с использованием творческих проектов нетрадиционны и вызывают особый интерес у детей, а также развивают творческие способности учащихся и эстетический вкус. Поэтому слабоуспевающие учащиеся (равнодушные, например, к истории, литературе, изобразительному искусству) с большим удовольствием готовятся к ним, проявляя активность и творческую инициативу. В результате чего у них создается положительная мотивация к самообразованию. Это, пожалуй, самая сильная сторона проекта. Технологическое творчество доступно практически всем учащимся. Но особенности личностного развития отдельных учеников могут требовать использования со стороны учителя различных видов помощи, активизирующих потребность, в том числе творчества и мотивацию к технологической творческой проектной деятельности. Для этого важно показать практическую значимость для труда, и необходимость неоднократной переквалификации как основы адаптации к новым экономическим условиям формирование творческой личности является целевой направленностью уроков проектного творчества. При соблюдении всех условий проектной технологии и правильном педагогическом подходе освоение современных поисковых методик оказывает развивающее влияние на учащегося, поскольку способствует изменению субъективного восприятия технических объектов и технологий, помогает преодолевать инертность мышления, совершенствует навыки концентрации внимания, способствует становлению таких качеств личности, как решаемость и воля при постановке и достижении целей и внедрение собственных инноваций в практику.
Каковы особенности организации занятий в неделимых классах ?
Возникают трудности с выбором объектов труда, технологий.
Приходится подбирать универсальные технологии обработки материалов, приемлемые и для мальчиков, и для девочек. Либо строить учебное занятие так, что бы параллельно
осваивались две технологии. Особый
интерес вызывает у обучающихся
раздел программы - Дизайн
пришкольного участка. На этих
занятиях не только изучаются
правила посадки и ухода
за цветочно‐ декоративными
растениями открытого грунта,
но закрепляются умения на
практике. Выполнение проекта
«Дизайн пришкольного участка»
имеет социально значимый
характер. Озеленение клумб,
бордюров, оформление пришкольного
участка корнепластикой и
другими предметами, изготовленными
детьми ‐ нужное и полезное
дело, которое приносит
удовольствие и девочкам, и
мальчикам, способствует развитию
коммуникативной культуры. Для
практических работ в соответствии с
имеющимися возможностями я выбираю
такой объект, тему или проект для
мальчиков, чтобы обеспечить охват всей
совокупности рекомендуемых в программе
технологических операций. В разделе
«Декоративная обработка древесины» 5
класса мы изготавливаем выполнили из
лозы корзины для оформления цветочных
клумб. В 6 классе делаем из спичек
различные сувениры, индивидуально по
желанию рамки для витража и рамки для
фотографий. Изготовление цветочных
горшков из древесины, лозы и упаковочного
шпагата. Это позволяет не только обучить
школьников приемам обработки древесины,
но и заинтересовать учащихся предметом.
При изучении раздела «Технологии
обработки металлов» мы выполняем
лабораторные работы и проекты.5класс
изготовление цветов из проволоки.6 класс
декоративное панно из жести, индивидуально
плетение бисера на проволоке. В разделе
основы чертежной грамотности-5класс
готовим чертежи: круг, угол, дугу (для
изонити ),6 класс- изучаем линии, надписи
,готовим бумагу для работы в технике
бумажная пластика. В своей работе
использую разные материалы и методики
по изготовлению работ декоративно-прикладного
искусства Опыт показал, что с помощью
используемых материалов качество
образовательного процесса не понижается,
а в целом, находится на одном уровне. У
обучающихся отмечается повышение
мотивации обучения. На вопросы «Нравится
ли тебе заниматься изонитью?» и «Нравится
ли тебе заниматься бумажной пластикой?»
90% учащихся отвечают «Да, нравится.
Поэтому я с интересом хожу на уроки
технологии».
Посредством изучения
не очень распространенных видов
декоративно-прикладного творчества у
учащихся раскрывается творческий
потенциал, развивается познавательная
активность. Например, некоторые учащиеся
заинтересовались историей возникновения
данных видов прикладного искусства и
готовили к урокам сообщения. В разделе
"Художественная обработка"
материалов" учу ребят работать с
соленым тестом (5 класс), Любят ученики
работать с бумагой - ведь это доступное
и увлекательное занятие для учащихся.
Оно способствует развитию пространственного
мышления, глазомера, точности движений
рук, мелкой моторике. Все это положительно
сказывается на общем развитии ученика
.Из бумаги делаем плоские и объемные
аппликации, бумажную филигрань. В 6
классе работаем с бумагой в технике
«квиллинг». Ученики работают в этой
технике, изготавливают небольшие
картинки, выкладывая различные цветы,
которые в большом количестве растут у
нас на школьной клумбе работы. Для
создания условий творческой самореализации
личности ребенка в классе есть место
для выполнения индивидуальных практических
работ: выжигание, работа с соломкой
,плетение из бисера и другие виды работ.
Сегодня мир, в котором мы живём, заставляет людей искать чёткие ориентиры, преодолевать противоречивость многих представлений и знаний, образующихся в результате неудержимого потока информации. Именно технология, как никакой другой предмет, способна стать экспериментальной творческой площадкой, на которой путём интеграции с другими предметами, применения нетрадиционных форм проведения уроков, обязательного использования ИКТ создаются идеальные условия для формирования интеллектуальной компетентности и креативности школьников. В своей педагогической практике я использую метод проектов, который ориентирован также на выработку определенных навыков работы с информацией и активное применение средств ИКТ. Стараюсь формировать у учащихся критическое отношение к найденной информации, поэтому учу школьников проверять ее достоверность сопоставлять несколько источников и понимать уровень их компетентности. В своей работе использую калейдоскоп готовых идей, что помогает конструировать авторские уроки (разрабатывать свои или изменять готовые), создавая свой методический узор. Необходимо, чтобы испытывали радость от уроков и дети, и педагог, тогда главными слагаемыми будут комфорт, творчество и развитие. Поскольку важной частью обучения является представление информации, то одним из основных типов моих уроков является самый распространенный на сегодняшний день урок демонстрационного типа. Такой урок обычно провожу в компьютерном зале школы, демонстрируя информацию на большой экран. Учащиеся выбирают практический объект труда, затем распечатываем технологию выполнения изделия. В качестве программного обеспечения использую в достаточной мере материалы готовых программных продуктов на CD, содержащих большой объем фото, видео, аудио информации по различным темам. Кроме того, появление современных ЦОР в Интернете и простой способ обращения к ним предоставляет учителю достоверную современную информацию о видах трудовой деятельности, произведениях декоративно-прикладного характера, изображения инструментов и оборудования. При подготовке своих уроков с успехом использую файлы из выше перечисленных статических программных продуктов, а также ресурсы Интернет, например цифровые образовательные ресурсы, созданные для учебников«Технология». Данные занятия повышают интерес детей к самостоятельной творческой практической деятельности, что также актуально в решении проблем неделимых классов. Детям этого возраста нужен быстрый результат, который вызывает чувство удовлетворенности от проделанной работы и желание повторить или сделать еще одно творческое изделие.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Штамп Светлана Ивановна
→ светланас2011 23.04.2011 2 6748 1261 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.