Статья "Проектная деятельность учащихся на уроке технологии с использованием ИКТ (неделимые классы)"


Учитель технологии «МОУ Омская СОШ»

Штамп Светлана Ивановна


Проектная деятельность учащихся на уроке  технологии с использованием ИКТ (  неделимые   классы ).                                           

Из опыта работы.

Самая важная проблема на сегодня в школах это создание необходимых условий для технологической подготовки школьников. Технология в 5-7 классах традиционно представ­лена такими направлениями, как технический, обслуживающий и сельскохозяйственный труд. Во многих школах учащиеся обучаются в группах с малой наполняемостью и появляются так называемые недели­мые классы. При этом на уроках техно­логии учителю приходится одновременно зани­маться с девочками и мальчиками. Но для этого нужна программа обучения, в равной степени, удовлетворяющая потребностям тех и других. Программа включает в себя следующие разделы: культура питания, электротехника, электротехнические работы, бытовая техника, основы чертежной грамотности, ремонтные работы в быту, материаловедение, машиноведение, декоративная обработка древесины, декоративная обработка металла, изготовление швейного изделия, уход за одеждой, ее ремонт. В содержание программы введен также инновационный раздел - дизайн пришкольного участка. .Программа напечатана в журнале Школа и производство №3 2005год. Для предмета “Технология” характерно модульное построение программ, позволяющее динамично варьировать ее прохождение с учетом материальной базы школы, имеющихся педагогических кадров. Важной проблемой проведения занятий по технологии в неделимых классах является разработка методики проведения занятий одновременно с мальчиками и девочками .Учителя технологии, работающие в классах, в которых в силу объективных при­чин обучаются девочки и мальчики, сталки­ваются с проблемой выбора объектов тру­да..

Я работаю в неделимом классе 2-ой год. В классе 14 человек из них 8 мальчиков.

Класс со средними и низкими учебными возможностями.

Работу свою строю под девизом "Уменье везде найдет примененье". Это подтверждается высказыванием В.А. Сухомлинского "Дети любят труд, в процессе которого создается что-то красивое, необычное. Ум ребенка - на кончике его пальцев, и чем выше мастерство, которым овладела и овладела рука, тем умнее ребенок, подросток, юноша’’

В своей работе применяю метод проектов. Учу учеников выбирать тему проектов, чтобы это было интересно, нужно, познавательно для них, дома, школы. Выполнение творческого проекта — одна из сторон воспитания, которая направлена на осознание школьниками нравственной ценности трудового начала жизни. Работа над проектом – это путь к саморазвитию творческой личности через сознание собственных потребностей и реализацию в практической деятельности
Учебный проект с точки зрения учащегося — это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи. Когда результат этой деятельности — найденный способ решения проблемы — носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей. Учебный проект с точки зрения учителя — это дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования.
Основные требования, предъявляемые к учебным проектам:

1.Наличие значимой проблемы/задачи, требующей знания, исследовательского поиска её решения
2.Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов тенденциях, прослеживающихся в развитии данной проблемы; совместный с партнерами по проекту;
3.Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.
4.Структурирование содержательной части проекта ( с указанием поэтапных результатов).
5.Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий:

выявление проблемы и вытекающих из нее задач исследования (использование в ходе совместного исследования методов «мозговой атаки», «круглого стола»); выдвижение гипотез, их решение; обсуждение способов оформления конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров и пр.); сбор, систематизация и анализ полученных данных; подведение итогов, оформление результатов и их презентация; Уроки с использованием творческих проектов нетрадиционны и вызывают особый интерес у детей, а также развивают творческие способности учащихся и эстетический вкус. Поэтому слабоуспевающие учащиеся (равнодушные, например, к истории, литературе, изобразительному искусству) с большим удовольствием готовятся к ним, проявляя активность и творческую инициативу. В результате чего у них создается положительная мотивация к самообразованию. Это, пожалуй, самая сильная сторона проекта. Технологическое творчество доступно практически всем учащимся. Но особенности личностного развития отдельных учеников могут требовать использования со стороны учителя различных видов помощи, активизирующих потребность, в том числе творчества и мотивацию к технологической творческой проектной деятельности. Для этого важно показать практическую значимость для труда, и необходимость неоднократной переквалификации как основы адаптации к новым экономическим условиям формирование творческой личности является целевой направленностью уроков проектного творчества. При соблюдении всех условий проектной технологии и правильном педагогическом подходе освоение современных поисковых методик оказывает развивающее влияние на учащегося, поскольку способствует изменению субъективного восприятия технических объектов и технологий, помогает преодолевать инертность мышления, совершенствует навыки концентрации внимания, способствует становлению таких качеств личности, как решаемость и воля при постановке и достижении целей и внедрение собственных инноваций в практику.

Каковы особенности организации  занятий в  неделимых   классах ?   

Возникают трудности с выбором объектов труда, технологий.      Приходится подбирать универсальные технологии обработки  материалов, приемлемые и для мальчиков, и для девочек. Либо строить  учебное занятие так, что бы параллельно  осваивались две технологии. Особый интерес вызывает  у  обучающихся    раздел  программы  -    Дизайн пришкольного участка. На этих  занятиях  не  только  изучаются  правила  посадки  и  ухода  за  цветочно‐ декоративными  растениями  открытого  грунта,  но  закрепляются  умения  на  практике.  Выполнение  проекта  «Дизайн  пришкольного  участка»  имеет    социально  значимый  характер.  Озеленение  клумб,  бордюров,  оформление  пришкольного  участка  корнепластикой  и  другими  предметами,  изготовленными  детьми  ‐  нужное  и  полезное  дело,  которое  приносит  удовольствие  и  девочкам,  и  мальчикам,  способствует  развитию  коммуникативной  культуры. Для практических работ в соответствии с имеющимися возможностями я выбираю такой объект, тему или проект для мальчиков, чтобы обеспечить охват всей совокупности рекомендуемых в программе технологических операций. В разделе «Декоративная обработка древесины» 5 класса мы изготавливаем выполнили из лозы корзины для оформления цветочных клумб. В 6 классе делаем из спичек различные сувениры, индивидуально по желанию рамки для витража и рамки для фотографий. Изготовление цветочных горшков из древесины, лозы и упаковочного шпагата. Это позволяет не только обучить школьников приемам обработки древесины, но и заинтересовать учащихся предметом. При изучении раздела «Технологии обработки металлов» мы выполняем лабораторные работы и проекты.5класс изготовление цветов из проволоки.6 класс декоративное панно из жести, индивидуально плетение бисера на проволоке. В разделе основы чертежной грамотности-5класс готовим чертежи: круг, угол, дугу (для изонити ),6 класс- изучаем линии, надписи ,готовим бумагу для работы в технике бумажная пластика. В своей работе использую разные материалы и методики по изготовлению работ декоративно-прикладного искусства Опыт показал, что с помощью используемых материалов качество образовательного процесса не понижается, а в целом, находится на одном уровне. У обучающихся отмечается повышение мотивации обучения. На вопросы «Нравится ли тебе заниматься изонитью?» и «Нравится ли тебе заниматься бумажной пластикой?» 90% учащихся отвечают «Да, нравится. Поэтому я с интересом хожу на уроки технологии».
Посредством изучения не очень распространенных видов декоративно-прикладного творчества у учащихся раскрывается творческий потенциал, развивается познавательная активность. Например, некоторые учащиеся заинтересовались историей возникновения данных видов прикладного искусства и готовили к урокам сообщения. В разделе "Художественная обработка" материалов" учу ребят работать с соленым тестом (5 класс), Любят ученики работать с бумагой - ведь это доступное и увлекательное занятие для учащихся. Оно способствует развитию пространственного мышления, глазомера, точности движений рук, мелкой моторике. Все это положительно сказывается на общем развитии ученика .Из бумаги делаем плоские и объемные аппликации, бумажную филигрань. В 6 классе работаем с бумагой в технике «квиллинг». Ученики работают в этой технике, изготавливают небольшие картинки, выкладывая различные цветы, которые в большом количестве растут у нас на школьной клумбе работы. Для создания условий творческой самореализации личности ребенка в классе есть место для выполнения индивидуальных практических работ: выжигание, работа с соломкой ,плетение из бисера и другие виды работ.


Сегодня мир, в котором мы живём, заставляет людей искать чёткие ориентиры, преодолевать противоречивость многих представлений и знаний, образующихся в результате неудержимого потока информации. Именно технология, как никакой другой предмет, способна стать экспериментальной творческой площадкой, на которой путём интеграции с другими предметами, применения нетрадиционных форм проведения уроков, обязательного использования ИКТ создаются идеальные условия для формирования интеллектуальной компетентности и креативности школьников. В своей педагогической практике я использую метод проектов, который ориентирован также на выработку определенных навыков работы с информацией и активное применение средств ИКТ. Стараюсь формировать у учащихся критическое отношение к найденной информации, поэтому учу школьников проверять ее достоверность сопоставлять несколько источников и понимать уровень их компетентности. В своей работе использую калейдоскоп готовых идей, что помогает конструировать авторские уроки (разрабатывать свои или изменять готовые), создавая свой методический узор. Необходимо, чтобы испытывали радость от уроков и дети, и педагог, тогда главными слагаемыми будут комфорт, творчество и развитие. Поскольку важной частью обучения является представление информации, то одним из основных типов моих уроков является самый распространенный на сегодняшний день урок демонстрационного типа. Такой урок обычно провожу в компьютерном зале школы, демонстрируя информацию на большой экран. Учащиеся выбирают практический объект труда, затем распечатываем технологию выполнения изделия. В качестве программного обеспечения использую в достаточной мере материалы готовых программных продуктов на CD, содержащих большой объем фото, видео, аудио информации по различным темам. Кроме того, появление современных ЦОР в Интернете и простой способ обращения к ним предоставляет учителю достоверную современную информацию о видах трудовой деятельности, произведениях декоративно-прикладного характера, изображения инструментов и оборудования. При подготовке своих уроков с успехом использую файлы из выше перечисленных статических программных продуктов, а также ресурсы Интернет, например  цифровые образовательные ресурсы, созданные для учебников«Технология». Данные занятия повышают интерес детей к самостоятельной творческой практической деятельности, что также актуально в решении проблем неделимых классов. Детям этого возраста нужен быстрый результат, который вызывает чувство удовлетворенности от проделанной работы и желание повторить или сделать еще одно творческое изделие.


Полный текст материала Статья "Проектная деятельность учащихся на уроке технологии с использованием ИКТ (неделимые классы)" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Штамп Светлана Ивановна  светланас2011
23.04.2011 2 6668 1261

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК