Разработка "История каравая" (для учащихся средних классов)
Материал для исследовательской работы с учащимися средних классов школы.
История каравая.
Штамп Светлана Ивановна,
учитель технологии
МОУ «Омская СОШ»
Омского района, Омской области.
.
Содержание.
Введение………………………………………………………..3
Глава 1 «История появления русского каравая и связанные с ним традиции»………………………………………………………4
Глава 2 «Чем отличаются караваи разных стран»…………7
Глава 3 «Приготовление каравая»…………………………..8
Глава 4 «Приготовление каравая из солёного теста»…….14
Опрос «Знаем ли мы историю каравая»…………………....16
Заключение…………………………………………………....18
Приложение…………………………………………………...19
Буклет
Словарь терминов.
Список литературы…………………………………………..22
Введение.
Актуальность: Эта тема актуальна всегда, связана с жизнью. С хлебом мы встречаемся ежедневно и, возможно, у нас теряется значимость этого главного продукта. В наше время люди начинают забывать традиции прошлых лет, например, такие как встреча почётных гостей, с караваем, традиционный русский обычай встречать жениха и невесту на свадьбе с хлебом и солью, потеряло свою популярность, на смену караваю пришли огромные торты с изображением жениха и невесты. Жаль, что постепенно забываются такие замечательные традиции
Цель: изучить историю каравая
Задачи:
Найти и структурировать материалы по данной теме, из литературных источников и Интернета.
Сравнить караваи разных стран.
Изучить старые и современные рецепты приготовления каравая.
Сделать каравай из солёного теста.
Провести опрос «Знаем ли мы историю каравая» среди одноклассников, учеников младших и старших классов.
Сделать буклет и слайд – фильм.
Методы исследования: поиск и структурирование материала, анализ, опрос, сравнение.
Глава 1. История каравая.
Что такое «каравай»?
Название, получившее распространение в русском кулинарном обиходе, относимое нередко к совершенно разным изделиям. Караваем называют большую краюху хлеба домашней выпечки, каравайчиками называют круглые или эллипсовидные булочки без начинки. В одних областях так называли толстые лепёшки, в других – круглые ватрушки, в третьих – сдобные полусладкие булочки.
Русский каравай заимствован у римлян. Известно, что римские новобрачные при торжественном бракосочетании должны были, есть пирог, приготовленный из теста, замешанного на подсоленной воде с добавлением меда. У славян выпекался каравай в доме невесты и в доме жениха. Каравай богато украшали, и каждый элемент его декора и орнамента имел известное значение. Хлеб считается знаком сытости и здоровья, счастья и божьей благодати. Более всего боялся русский крестьянин неурожая, ведь хлебушка не будет - там и голод на пороге. Значит, протягивай ножки, а жизнь-то и так мёдом не казалась. Всё лето и осень, например, на полях столько дел было, что и перекреститься некогда, пот так и льется градом, устанешь утираться. Хлебопечение положило начало цивилизации - недаром в мифологии древних народов хлебопечение имеет божественное происхождение. Родина хлебных злаков не установлена, но предполагают, что в диком виде они росли в Средней Азии. По историческим документам известно, что финикияне занимались хлебопашеством и вывозили даже зерно в другие страны. Особенно процветало хлебопашество в древнем Египте, откуда оно перешло к грекам. От последних переняли хлебопашество римляне, которые вместе со своей культурой распространили его в Западной Европе. Все эти народы культивировали преимущественно пшеницу и ячмень. А рожь в Европу привезли восточные народы при своем пришествии из Азии. Из всех пищевых продуктов культурного человека хлеб занимает, бесспорно, первое место. Точно не установлено, когда человек впервые стал выпекать хлеб. Несомненно, что, начав засевать поля хлебными зернами, человек не мог уже довольствоваться употреблением их в пищу в сыром виде, а стал готовить из них искусственным образом свою еду. Следовательно, начало хлебного производства надо искать в том периоде истории, когда человек бросил кочевую жизнь и начал оседлую. Древние славяне разделывали тесто на округлые хлебы (в виде высоких толстых лепешек) и выпекали в избяной печи на чисто выметенном поду (подовый хлеб). Хлебы иногда укладывали на листья капусты, а в некоторых местностях в XX веке употребляли жестяные округлые цилиндрические или продолговатые прямоугольные формы (формовой хлеб). Из лучших сортов муки пекли большие ритуальные пироги на свадьбу. На Русском Севере, в Поволжье, Приуралье и Сибири такие пироги назывались курниками, их начиняли курицей, бараниной, говядиной. В южнорусских губерниях (на Дону, Кубани), а также на Украине и в Белоруссии на свадьбу пекли высокий пышный хлеб - каравай. Его украшали выпеченными из теста шишками, фигурками животных, а также цветами или веточками деревьев. Название «коровай» известно только восточным и южным славянам. У западных славян для наименования главного свадебного хлеба часто используется термин «колач». В роли Каравая могут выступать различные хлебные изделия, например, большой пряник с украшениями, рыбный пирог на Русском Севере. Хлеб был для славян священным даром Богов. Освоив приготовление каш и блинов, древнейшие наши предки, так или иначе, вышли и на хлеб. Всем нам случалось видеть (и трогать руками) тесто, приготовленное для пирога. Оно кажется совершенно живым – тёплое, нежное, дышащее. Существует множество древних поверий, связанных с хлебом и тестом. Вот некоторые из них. Возвращаясь, домой с похорон, наши предки старались первым делом заглянуть в квашню с тестом, чтобы священная сила Жизни изгнала Смерть за порог. На квашню, покрытую подушкой, перед свадьбой усаживали невесту, чтобы новая семья жила весело, богато дружно и многодетно. Вынимая хлеб из печи, примечали, в какую сторону наклонились макушечки ковриг: если вовнутрь печи – к прибытку в доме, наружу – к разорению и беде. На свадьбах перемешивали хлеб, испечённый в доме невесты, с хлебом, испечённым в доме жениха: быть двум семьям отныне “хлебами из одной печи”…
Кроме караваев традиционной круглой формы есть ещё и нетрадиционные (овальные, прямоугольные, двухэтажные) см.Приложение 1.
Довоенные караваи. Обратите внимание, что когда караваем встречают гостей, то каравай им преподносят, вручают, передают из рук в руки. см.Приложение 2
Голодный хлеб.
Не всегда каравай был таким красивым и вкусным. В жизни людей, не редко были периоды голода и нищеты, когда катастрофически не хватало продуктов. Русский естествоиспытатель Н. Рычков запишет в своём дневнике о голодном 1769 годе, когда крестьяне в окрестностях города Хлынова (ныне Киров) ели «пихтовый хлеб» их сухой перемолотой коры. «Возмужавшим людям пища сия не столько вредна, но жалостно видеть бедных младенцев, оным же питающимся». Тут, как говорится, комментарии излишни. Не последнюю роль среди этих продуктов голодных лет играла лебеда. В занятном сочинении конца XVIII века под названием «Деревенское зеркало, или Общенародная книга» об этом растении говорится так : «Лебеда трава своими семенами и листьями составляет великое пособие в голодное время: высушив, их толкут и с прибавкою муки пекут хлебы». Лебедовая мука наряду с ржаной и пшеничной продавалась на базарах вплоть до начала XX века. Ну а каков был этот «голодный хлеб»? Представьте себе чёрный каравай, напоминающий, по словам очевидца, ком земли или, вернее торфа. Корка его трещиноватая легко отделяющаяся от тяжёлого липкого мякиша. На зубах хрустит необрушенная кожура семян. Хлеб этот сильно солёный: пекари старались солью хоть немного отбить неприятный привкус.
Хлеб с привкусом войны
В
годы Великой Отечественной выпекали
два вида хлеба - "военный" и
"гражданский". Первый предназначался
для фронтовиков, а второй - для жителей
тыла. "Военный" хлеб изготовлялся
только из ржаной муки, в то время как в
состав "гражданского" помимо муки
добавляли мороженый картофель. По
воспоминаниям старых работников, в
войну на завод привозили до 20 тонн
мерзлой картошки, которую чистили
вручную.
Рецепт "военного"
хлеба
Для приготовления килограмма
хлеба необходимо взять килограмм обойной
(грубого помола) муки и 15 граммов соли.
Добавьте 70-процентной закваски. Замесите,
залив 0,5 литрами воды и оставьте
выбраживаться полтора-два часа. Затем
смесь заливают в форму, где тесто
«поднимается» 54 минуты. После этого
хлеб выпекается еще 54 минуты при
температуре 170 - 180 градусов.
Хлеб.
Он был во время войны не только главным
продуктом питания, но и мерилом жизни,
важнейшим политическим вопросом страны.
Если бы поражение случилось на хлебном
фронте, то это означало подрыв всей
потенциальной мощи страны. Ломоть хлеба…
Белый или черный, но все равно неповторимого
аромата и вкуса. Немереный, несчитанный
ломоть – доступный и обеденный. Но
никогда не забудется легендарная
осьмушка гражданской войны или 125 –
блокадных грамм – драгоценный,
помещавшийся на ладони кусочек, в котором
была жизнь, сила и тепло. Хлеб испеченный
по жестким рецептам блокады – пищевая
целлюлоза 10% хлопковый жмых – 10% обойная
пыль – 2% вытряски из мучных мешков –
2% Кукурузная мука – 3% ржаная мука – 73%
Ленинградский паек и сейчас храниться
в музее истории Ленинграда. Блокадная
карточка с суровой надписью «при утере
не возобновляется». Она была дороже
денег, картин живописцев, шедевров
искусства. Хлеб не имел вкуса и аромата
ржаного хлеба, на вкус он был горький и
травянистый.
Глава 2. Чем отличаются караваи разных стран
В украинском фольклоре Бог также олицетворялся в каравае, который называли дивень, дивний каравай. В Белоруссии каравай сравнивался со светилами— солнцем и луной. По поверью, каравай, прежде чем вернуться на землю, побывал на небосклоне, где встречался с зарей и видел звезды. На белорусском каравае в старину обязательно присутствовали символы дерева и вылепленные фигурки животных и птиц. Украинские караваи исключительно красиво оформляются, и не только на свадьбу.
В Белоруссии есть особые элементы оформления каравая:
Виноградная лоза — символ жизненной силы, здоровья, долгого жизненного пути.
Лебеди, птицы — символ верности, чистоты, сильной любви, преданности.
Роза — самый элегантный цветок, который дарят в торжественные моменты жизни; символ любви, счастья, пожелание множества торжественных моментов в жизни.
Разноцветные цветы — символ жизни красивой, разнообразной, интересной, весёлой. Много цветов — много счастья, здоровья, верных друзей, радостных моментов, достойных дел.
Соль — пожелание, чтобы хозяева были хлебосольными и умели достойно переносить невзгоды, которые подбрасывает судьба.
Каравай–начало
свадьбы! (так говорили белорусы)
Признаком
начала свадьбы являлась выпечка каравая.
Каравай пекся и в доме жениха и в доме
невесты, чаще всего только замужними
женщинами, а незамужние девушки его
украшали. Старшая каравайница просила
у родителей молодых благословления
перед каждым действием выпечки. Также
весь процесс сопровождался песнями,
которых было великое множество. Очень
часто на каравай молодой сверху
прикреплялась утка из теста, а на каравай
молодого – гуся, вокруг этих фигурок
клали яйца – символ деторождения у
белорусов.
У русских каравай был таким:
Как и некоторые другие символы брака, Каравай обычно круглой формы, реже кольцеобразной. Внутрь Каравая иногда запекают курицу, петуха, яйца, монеты для богатства, начиняют куриным, говяжьим, свиным мясом, пшенной кашей, сыром. На Каравай помещают различные фигурки из теста (птички, животные, жених и невеста, ребенок, шишки, сердце, крест, солнце, месяц, звезды), опоясывают Каравай ободом из теста, часто в виде плетеной косы, обвязывают белым полотенцем, красным поясом и др. В символике Каравая сочетаются мужское и женское начала. Слово «коровай» этимологически связано с названием коровы, символизирующей невесту, а суффикс -ай позволяет видеть в Каравае символ быка-жениха. Коровье-бычью символику Каравая проясняют белорусские свадебные песни: в каравайном тесте замесился теленок, Каравай рогат, сдобрен коровьим маслом и сыром. С рогами связаны названия украшений на Каравае : скрученных из теста рожков, обвитых тестом веток. Фаллическую символику имеют фигурки шишек на Каравае, пара яиц, запекаемых в Каравай (при дележе Каравая их стараются украсть у дружки, чтобы опозорить его), заяц как персонаж каравайных песен.
|
Украинский каравай |
Белорусский каравай |
Русский каравай |
Что символизировал каравай? |
С дивом, чудом. |
С солнцем и луной. |
Каравай- символ жениха и невесты. |
Какие элементы присутствовали? |
Цветы и животные. |
Символы древа, животные и птицы. |
Коровье – бычья символика. |
Какие традиции связаны с караваем? |
С караваем встречали дорогих гостей и жениха и невесту на свадьбе. |
С караваем встречали дорогих гостей и жениха и невесту на свадьбе. |
С караваем встречали дорогих гостей и жениха и невесту на свадьбе. |
Глава 3. «Приготовление каравая».
Суть
каравайного обряда была одинакова на
всей территории его бытования, хотя
сами обрядовые действия в разных деревнях
разыгрывались по-разному. Выпечка
каравая символизировала рождение новой
жизни и тем самым обеспечивала плодовитость
молодой брачной пары. Действующими
лицами обряда являлись посаженый отец
и посаженая мать жениха, при условии,
что они были «согласны в браке», а также
молодые женщины - каравайницы, счастливые
в семейной жизни, имевшие хороших,
здоровых детей. Выпечка каравая, начиная
с заготовки муки и воды и кончая раздачей
каравая гостям, носила ярко выраженный
ритуальный характер. Она начиналась
обычно в сакрально отмеченное время,
т. е. до захода солнца, с обращения к Богу
Действия каравайниц отличались от
повседневной выпечки хлеба. Для свадебного
каравая воду брали из семи колодцев,
муку — из семи мешков; замешивание
теста, его постановка в печь проводились
нарочито театрально, так же как и
вынимание хлеба из печи, раздача его
гостям. Тесто укладывали для формовки
в специальную большую чашу с крестом,
которую ставили на лавку, где лежало
сено, прикрытое скатертью. Присутствовавшим
в избе людям под страхом наказания
запрещалось дотрагиваться до теста и
чаши.
Перед тем как поставить
сформованное тесто в печь, посаженая
мать обходила с ним избу, садилась на
печь, вместе с посаженым отцом обходила
три раза печной столб. Каравай задвигали
в печь на лопате с прикрепленными по ее
краям горящими свечками, и, прежде чем
оставить каравай в печи, его три раза
то задвигали в нее, то выдвигали. Поставив
окончательно, ударяли лопатой по матице
— потолочной балке. На мифологическом
уровне печь осмыслялась как женское
чрево, материнское лоно; хлебная лопата,
которой задвигали тесто в печь, — как
мужское начало, а сам каравай — как
плод, полученный в результате их слияния.
Тесто для каравая не делают сдобным.
Это именно ХЛЕБ, хотя из очень белый и
пышный. не советую делать сладкую сдобу-
пока эта вся толща пропечется, корка
будет слишком тёмной(от сахара в
тесте)
Самое сложное в этом деле
украшение. Дело в том, что если вы сразу
после формовки каравая разложите на
него все эти ритуальнозначимые
финтифлюшки, то при расслойке вся
симметрия нарушится, солонка уплывет
в сторону, всё остальное тоже кто куда.
Мало того, украшения тоже будут
расстраиваться и расплывутся. потеряют
четкость. А на фото, обратите внимание,
украшения чёткие и симметричные.
В
чём же фокус? А в том, что каравай печется
БЕЗ УКРАШЕНИЙ. В крайнем случае, коса,
обрамляющая каравай и придающая ему
законченность, укладывается сразу.
Итак,
формуем идеально круглый полушар,
растаиваем его, постоянно увлажняя
поверхность, чтобы не было корки. Корка
при выпечке треснет и красота кончится.
Сильно не растаиваем, иначе будет
расплывчатым. Ставим выпекать. В процессе
выпечки тоже постоянно увлажняем наш
каравай и печем в слабо нагретой духовке.
Чтобы весь пропекся, а сверху не подгорел.
Параллельно из отложенного теста (этого
же, каравайного), вырезаем колосочки,
солонку плетем, цветочки и пр. Практически
готовый каравай достаем, разболтанным
яйцом приклеиваем наши финтифлюшки,
смазываем их яйцом тоже и ставим допечься
(совсем недолго, каравай же горячий. а
украшения очень маленькие).
Если
хочется, чтобы украшения были контрастными,
то все декоры лепим из пресного
(пельменного) теста. Они будут смотреться
еще рельефнее и чётче, но из-за отсутствия
сахара в тесте, не зарумянятся так же,
как основной каравай.
Можно совместить
украшения и пресным и дрожжевым тестом
получится еще красивее. Крупные детали
из дрожжевого теста, а мелкие (колечки,
шейки, серединки у цветочков) пресное.
Всё клеим на яйцо. Окончательную обмазку
можно дать яйцо и сахарная пудра - чтобы
он блестел.
Немного истории:
Свадебный
каравай выпекался только один раз - при
первом браке. Если мужчина или женщина
создавали вторую семью, каравай не
пекли.
Чаще всего в его приготовлении
участвовали 5-7 женщин каравайниц. Главной
среди них считалась крестная мать жениха
или невесты.
Каждый шаг каравайниц
сопровождался обрядовыми песнями,
заклинаниями и заговорами. Каравайницы
приносили с собой муку, яйца, масло,
различные украшения. Приготовление
каравая обычно происходило в субботу
утром. Каждый из приглашенных выполнял
определенную роль.
Двое женатых
мужчин приносили дрова, готовили
капустные листы, деревянные лопаты,
веник. Печь топили дровами калины или
явора, реже - сосны или липы. Два неженатых
парня сажали каравай в печь, а две девушки
лепили из теста фигурки зверей, птиц,
шишечки для украшения каравая. Испеченный
каравай клали на крышку кадки, застланной
белым полотенцем, и посыпали рожью,
украшали калиной, бумажными цветами,
мятой. После этого каравай несли в
кладовку, где он находился до заключительного
момента свадьбы. С момента выпечки
каравая и до момента деления его берегли
как зеницу ока. По караваю гадали, какой
будет судьба молодых. Если каравай
удался хороший, то совместная жизнь
будет хорошей, если развалился или
треснул - плохая примета. Чаще всего
каравай невесты делили между родственниками
молодой, а каравай жениха среди его
родни. Но в некоторых районах каравай
жениха делили в доме невесты после
свадьбы. И наоборот. Каравай невесты
делили между родней жениха.
Для
раздела каравая в красном углу избы,
под образами, под небесной аркой,
созданной полотенцем, становились
молодожены. Рядом с ними - самые уважаемые
гости - крестные отец и мать. А напротив,
через стол, по диагонали жизни, соединявшей
красный угол и белую печь, становилась
вся родня жениха или невесты, начиная
с дедушки и бабушки, затем родители,
родные братья и сестры, соседи, друзья.
Все присутствующие поочередно подходили
к молодым, желали им счастья-доли,
одаривали, кто, чем мог. Каравай был
трехъярусный. Самый верхний ярус
символизировал молодых, им оставляли
эту часть каравая, есть которую было
нельзя. Ее засушивали и заворачивали в
полотенце, на котором молодые стояли в
храме. Среднюю часть делили между членами
семьи. Нижняя часть делилась между всеми
остальными гостями.
Приготовление караваев разных видов.
Так как каравай - это прежде всего очень вкусный хлеб, он может быть очень и очень сдобным, практически таким же сдобным как пасхальные кулич, разве что без изюма и цукатов, или же просто сдобным, как сладкие булочки, или же настолько несдобным, простым, что в нем жира и сахара будет меньше чем в нарезных батонах и сайках. Насколько каравай сладкий или сытный и даже из какой муки его пекут - пшеничной или ржаной, не так важно как подходящие к случаю символические украшения на поверхности каравая, обрамление его боков и макушки - косы и голуби-лебеди на свадебном каравае, соль в солонке в углублении или в тестяном стаканчике на макушке каравая, когда каравай (т.наз. “хлеб-соль”) пекут по случаю дорогих гостей в доме, или же колосья пшеницы и другие растительные мотивы - символы благополучия и достатка, если каравай пекут чтобы отметить застольем конец сбора урожая или день рождения и т.п.. Ниже я привожу три рецепта каравайного теста по ГОСТу: небольших сладких сдобных караваев (петровских) и гигантских, более хлебных караваев, сувенирного и русского. Русский каравай самый хлебный из всех, самый простой по составу, и тесто для него нужно тщательно вымешивать на хорошо выбродившей опаре, чтобы подчеркнуть высокое качество пшеничного хлеба. Русский каравай выпекается в белый хлеб с соломенной или светло-золотистой корочкой, в отличие от гораздо более сдобных украинских караваев, у которых корочка чаще всего темно-глянцевая, малиново-бордовая.
Каравай “Петровский” весом по 300г
На 1 каравай
190г
муки в.с.
2,7 г прессованных дрожжей
(1.5г западных)
3.3 г соли,30г сахара
24г
маргарина ,10г яиц
83г молока или
воды
Приготовить опару: взять 35-60% всей муки, дрожжи и моды или молока для получения теста как на оладьи. Перемешать и оставить в тепле на 3 ч для брожения. Когда опара вырастет и начнет проседать, замесить тесто. Дать тесту выбродить 2.5 ч с 2-3 обминками в процессе брожения. Для украшения готовят розу из теста. Кусок теста раскатывают в лепешку, круглой выемкой вырубают кружки теста и накладывают 3-4 кружка один на другой только одним краем. Завернуть в рулетик, сильно прижать в центре пальцами, разорвать пополам посередине и расправить в виде розы (получится 2 розы). После того как рулетик из кружочков теста разорвут или разрежут ножницами посередине пополам, каждую розу можно слегка или сильно раскрыть лепестками. Для получения листиков тесто раскатывают в пласт толщиной 3-5 мм, нарезают из него продолговатые клинообразные фигурки, по краям ножом делают надрезы в елочку, затем клин немного растягивают в длину. Оставшееся тесто и обрезки теста скатать в шар и уложить на противень швом вниз. После 10-20мин расстойки сделать в центре углубление для украшения. Места, где будут укладывать украшения, слегка смачивают водой, розу укладывают в центр шара, листики - по бокам. После оформления дают караваю расстояться, смазать растительным маслом и выпекают. После выпечки смазать корочку маргарином или сливочным маслом.
Каравай “Сувенирный” весом 2 кг
Рецептура по ОСТу: 1 кг муки в.с., 20г прессованных дрожжей (10г западных), 13г соли, 100г сахара, 80г маргарина, 200-226г жирного молока, 80г яиц, вода до получения теста мягкой консистенции. Подовый круглый хлеб весом 2 кг. Форма круглая, без боковых выплывов и притисков с несколько выпуклой верхней коркой. Поверхность глянцевая, отделанная рисунком в виде колосьев, цветов, листьев и другого произвольного рисунка. У основания изделие обвито жгутом.
Опара
450г
муки
20г дрожжей (10г западных)
120г
воды
226г жирного молока
Месить 4 минуты, до гладкости. Дать опаре выбродить в тепле 3.5-4 часа или пока не поднимется и не начнет проседать в центре купола теста.
Тесто
500г
муки (+ 50г муки на разделку)
13г
соли
щепотка аскорбинки
100г
сахара
70г маргарина в тесто ( и 10г на
разделку)
40 г яиц в тесто ( и 40г на отделку изделия)
Вода до получения теста мягкой консистенции (примерно 150-200г)Вымесить 10мин до гладкого теста с хорошо развитой клейковиной. Дать 1.5 ч брожения с одной обминкой после 45мин брожения. Отделить кусок теста на украшения. Готовое тесто подкатать в шар и дать ему предварительную расстойку в течение 5-20мин. Следом сформовать круглый хлеб и уложить его на натертое мукой полотенце в корзине или дуршлаге швом вверх на расстойку в теплом влажном месте. Продолжительность растойки 30-40мин. Тем временем готовят украшения. Для отделки сувенирного каравая готовят жгуты и фигуры в виде звездочек (или снежинок), колосьев, листьев, цветов и другого произвольного рисунка. Для изготовления звездочек или снежинок из пласта теста толщиной 2 мм вырезают трубочкой кружочки диаметром 1.5-2см. У кружочков с помощью ножа или ножниц делают небольшие радиальные надрезы, а образовавшиеся лепестки разворачивают на угол 30-45 градусов. Для изготовления листьев из теста вырезаются кусочки в форме листьев. Для изготовления колосьев из теста вырезают тонкие жгуты, которым маленькими ножничками придается форма колосьев. Перед посадкой в печь жгуты для колосьев смазывают яйцом и надрезают. Печь на прогретом до 400Ф пекарском камне в течение 1 ч - 1 ч15мин до готовности. Источник: А.Н. Андреев (2003) Производство сдобных хлебобулочных изделий.
Каравай “Русский” весом 2 кг
Рецептура по ГОСТу: 1 кг пшеничной муки в.с., 20г прессованных дрожжей (10г свежих дрожжей западного производства), 13г соли, 15г сахара, 20г маргарина, 100-115г жирного молока, вода (примерно 550-650г в зависимости от силы и сухости муки). Опарное тесто. Круглый формовой или подовый хлеб весом 2 кг. Печь при 425 градусах в течение 1ч - 1 ч 15мин.
Интересные факты
Сегодня наука рекомендует детям и молодым женщинам ежедневно съедать 300 г хлеба, а молодым мужчинам 400 г, в среднем возрасте соответственно 250 и 350 г, пожилым старше 65 лет - 200 грамм.
В древней Англии по хлебу определяли преступника: давали подозреваемому съесть сухую корочку хлеба. И если он внезапно давился, - значит, был виноват. Сегодня мы объяснили бы это волнением преступника, боящегося разоблачения, но в древности не сомневались, что святой хлеб сам указывает злодея…
На первое место по потреблению хлебобулочных изделий в странах Евросоюза вышла Германия, причем, всё больше немцев стали покупать ржаной хлеб. Здесь тоже оценили вкус и полезность исконно русского каравая.
Глава 4 «Приготовление каравая из солёного теста»
Изготовление теста из муки, соли и воды является старинным обычаем, применялось для выполнения фигурок из народных сказаний и в религиозных целях. Ещё древние египтяне, греки и римляне использовали фигурки из солёного теста для преклонения перед своими божествами. Во время Первой и Второй мировых войн искусство изготовления солёного теста было утеряно, поскольку не хватало материала. В наше время эта древняя традиция начала возрождаться. В последние двадцать лет оно вызывает большой интерес, с каждым годом расширяя круг своих поклонников. Неизвестно кому первому в голову пришла идея слепить из теста что – либо несъедобное, скорее всего ребёнку озорнику, вылепившему смешную хлебную зверюшку за обедом. Было это очень давно, люди начали лепить из теста не только хлеб, но и декоративные изделия. Например, в Китае делали марионетки из теста, в Греции традиционно пекут великолепные хлебные венки, в Восточной Европе очень популярны картины из теста. Секрет этого теста в том, что в него добавляют много соли, что делает изделия достаточно прочными и, естественно, несъедобными. Храниться такие изделия могут годами, не меняя своей первоначальной формы. Ещё несколько лет назад выпекание из солёного теста было скорее домашним хобби некоторых умельцев. Солёные изделия можно было встретить разве что на ярмарках – распродажах народного творчества. Потом чуткие на новинки производители тоже стали использовать народные рецепты.
История применения солёного теста в разных странах.
В Германии и Скандинавии издавна было принято изготавливать пасхальные и рождественские сувениры из солёного теста. Различные медальоны, венки, кольца и подковы вывешивались и проёме окон или крепились к дверям. Считалось, что эти украшения приносят хозяевам дома, который они украшают, удачу и благоденствие. В странах Восточной Европы популярны большие картины из теста. У славянских народов такие картины не раскрашиваются и имеют обычный для выпечки цвет, что считается особенно привлекательным. В Греции и Испании во время торжеств в честь Богоматери на алтарь кладут великолепные хлебные венки, украшенные пышными орнаментами. Даже в далёком Эквадоре мастера художественных промыслов делали поделки из яркоокрашенного теста. У индейцев такие фигурки из теста раньше имели символический или мистический смысл. В Китае, начиная с 17 века делали марионетки из теста. В Гималаях используют деревянные формы для жертвенных культовых фигур из ячменной муки. На Руси из этого материала дарили на Новый год в знак благополучия, плодородия и сытости. Ещё в те времена, когда на Руси Новый год праздновали 1 сентября, а заодно и свадьбы играли, было принято дарить фигурки из солёного теста, находящаяся в доме, - символ богатства и благополучия в семье. И хлеб с солью будут всегда на солее. Вот почему эти фигурки нередко называли очень просто – «хлебосол». Возрождение этой народной традиции расширило применение солёного теста.
Я изготовила каравай из солёного теста, есть его нельзя, но зато так он может храниться неограниченное количество времени и радовать глаза. В дальнейшем я передам его в наш школьный музей.
Приготовление каравая из солёного теста я разделила на несколько этапов:
1. Спланировать какой будет каравай. Какой формы, какие элементы оформления буду использовать?
2. Сделать солёное тесто.
Рецепт:
Взять ровное количество соли и муки (количество зависит от объёма поделки).
Высыпать муку и соль в ёмкость и медленно вливать воду (самое главное не переборщить). Тесто должно получиться упругим и тугим. Для того чтобы тесто лучше вымешивалось можно вместо воды использовать кисель.
Для того чтобы тесто не трескалось, добавить немного клея ПВА .
Тщательно вымесить.
3. Отрезать от всего теста некоторое количество для оформления каравая.
4. С оставшегося теста начать лепить каравай (круглой формы)
5. Когда основа готова, начинаем создавать элементы оформления и прикреплять их к основе.
6. Каравай готов, теперь нужно положить его сохнуть на несколько дней.
7. Когда каравай высохнет, остаётся только придать ему цвет.
Каравай готов!
Опрос «На сколько мы знаем историю каравая»
По моему мнению, поколение детей 21 века стало забывать традиции своих предков, чтобы это проверить мне захотелось сделать опрос на тему «На сколько мы знаем историю каравая». Опрос проводился среди учеников третьего, пятого, седьмого, восьмого, одиннадцатого классов. В опрос входит пять вопрос по истории каравая:
Какой народ первым начал встречать гостей с караваем и печь его свадьбе (римляне)
От какого слова произошло слово «каравай»? (корова, которая символизирует невесту)
С чем белорусы сравнивали каравай? (с солнцем)
Как на Украине называли каравай? (дивень)
При каком обстоятельстве каравай не пекли на свадьбу? (если жених и невеста заключают брак второй раз).
Результаты я сделала в виде диаграмм.
11 класс
8 класс
5 класс
3 класс
В итоге я хочу сказать, что современное поколение меньше обращается к традициям своего народа. Для того, чтобы повысить знания у учеников о традициях своего народа, я создала буклет о каравае. В буклете содержится краткая информация о каравае, о том, чем отличаются караваи разных стран и несколько фотографий (буклет смотреть в приложении). Также я создала слайд – фильм, который содержит ту же информацию, что и буклет. Слайд – фильм можно использовать на уроках технологии, ИЗО, классных часах, внеклассных мероприятиях и уроке ИКННОП.
Заключение.
В ходе данной работы я нашла и структурировала материал. Изучила историю каравая, его происхождение, связанные с ним традиции. Также я изучила историю хлебопечения и его развитие от древних времён до современного времени. Я рассмотрела большое количество разнообразных рецептов приготовления каравая и выбрала несколько, по моему мнению самых интересных рецептов. Также я изучила историю караваев Украины и Белоруссии, рассмотрела элементы караваев, изучила, с чем сравнивали каравай. Я провела сравнительный анализ караваев разных стран по нескольким признакам и сделала вывод, что караваи очень похожи по оформлению и приготовлению, но имеют и отличительные признаки. Также я рассмотрела каравай во время войны и просто тяжёлых голодных лет, изучила изменения, происходившие в оформлении и приготовлении каравая. Я провела опрос «Знаем ли мы историю каравая» и сделала вывод, что современное поколение меньше обращается к традициям своего народа. Для того, чтобы повысить знания у учеников о традициях своего народа, я создала буклет о каравае. В буклете содержится краткая информация о каравае, о том, чем отличаются караваи разных стран и несколько фотографий (буклет смотреть в приложении). Также я создала слайд – фильм, который содержит ту же информацию, что и буклет. Слайд – фильм можно использовать на уроках технологии, ИЗО, классных часах, внеклассных мероприятиях и уроке ИКННОП. Также я сделала каравай из солёного теста, в дальнейшем я передам его в школьный музей, где любой ученик сможет полюбоваться караваем. За основу своей работы я взяла книгу А.Ф. Некрылова. Круглый год. Москва, 1991год и сайт http://www.radikal.ru/.
Приложение 1.
Караваи нетрадиционной формы:
Приложение 2.
Довоенные караваи:
Приложение 3.
Украинские караваи.
Приложение 4
Белорусский каравай
Приложение 5.
Каравай «Петровский»
Приложение 6.
Каравай «Сувенирный»
Список Интернет источников:
Список используемой литературы:
Иванов В.В., Топоров В.Н. Исследования в области славянских древностей. М., 1974. С. 243-258;
Топоров В.Н. Об одной мифоритуальной «коровье-бычьей» конструкции у восточных славян в сравнительно-историческом и типологическом контекстах // Славянские этюды. Сборник к юбилею С.М. Толстой. М., 1999. С. 491-532.
Л.И.Воробьёва. Книга о вкусной и здоровой пище «Колос», 1993 год.
Е.И, Перетятко (2006), Кондитер. Учебное пособие.
Хлебобулочные изделия. Рецептуры и рекомендации. Пермь, 2007.
В.А.Руднев. Древо жизни. Лиздат,1989.
Фольклор и литература Сибири, Омск – 1975 год.
Б.Н. Головкин. По дедовским рецептам,1990 год.
А.Ф. Некрылова. Круглый год. Москва, 1991год
На странице приведен фрагмент.
Автор: Штамп Светлана Ивановна
→ светланас2011 23.04.2011 4 5591 902 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.