Методическая разработка урока "Изготовление картины - вышивки" для 8-9 классов


Методическая разработка урока

учителя технологии СОШ №23 Семеновой И.Д.


Тема: Изготовление картины-вышивки.


Тип урока: Урок-творчество.

Цели и задачи урока:

  1. Обобщение знаний в области вышивки.

  2. Знакомство с понятиями: рисунка и композиции; цвета и композиции; главных признаков композиции.

  3. Развитие творческих способностей учащихся.

  4. Воспитание самостоятельности и аккуратности в работе.

Межпредметные связи:

1. Технология (5-8 кл. вышивка)

2. Рисование (цвет, композиция…)

3. История.


Организация учебной работы.

Методы обучения: Беседа с использованием репродуктивных и проблемных вопросов, объяснение нового материала с демонстрацией образцов; формирование соответствующих знаний и умений во время беседы, практической работы.

Средства обучения:

1. Образцы готовых изделий;

2. Журналы «Рукоделие» с вариантами картин-вышивок;

3. Плакат « Вышивальные швы»;

4. Планшеты с комплектом шаблонов цветочного рисунка и др.возможных вариантов вышивки;

5. Эскизы различных видов композиций.

План урока:

А) Организационная часть, постановка целей и задач урока.

Б) Объяснение нового материала по теме: «Изготовление картины-вышивки».

1. История возникновения вышивки;

2. Цвет и композиция;

3. Изготовление схемы вышивки;

4. Подбор материалов для вышивки картины.

В) Подведение итогов урока.

Задание на дом: Подобрать необходимые материалы для изготовления вышивки-картины.

Постановка целей и задач урока


Сегодня мы переходим к новой большой теме, которая называется, «Рукоделие» и на последующих уроках мы займемся изучением нового вида вышивки, а сейчас перечислите, какие виды вышивки мы изучили и применили на наших уроках начиная с 5 класса?

( аппликация, простейшие швы, счетный крест…)

  • А какие виды вышивки вы ещё знаете?

( гладь, различные виды вышивки крестом …)

  • Какие материалы, кроме нитей, используют для вышивки?

( бисер, бусы, монеты, стразы …)

Правильно.

  • Скажите, а сегодня в нашей современной жизни, где в основном применяется вышивка, и какая?

( в детской одежде - аппликация, гладь и т.п., в нарядной одежде сегодня в основном это бисер, стразы, паетки, блестки ...)

Совершенно верно, но вышивкой можно украшать не только одежду, но и пастельное и столовое белье и, даже, вышивать целые картины. Именно такой работой мы и займемся на сегодняшнем уроке.

Историческая справка


Давайте вместе вспомним, когда появилась вышивка, где и как она применялась, ранее мы обсуждали это на уроках в 5-7 классе.

( дополнить ответы учащихся)

Вышивание имеет многовековую историю, на протяжении столетий оно было неотъемлемой частью украшения одежды и быта.

Вышивку выполняли льняными, шерстяными, шелковыми (чаще цветными), металлическими (золотыми и серебряными) нитями, а так же волосом, бисером, жемчугом, кораллами, ракушками, блестками, иногда в сочетании с нашитыми драгоценными камнями, монетами и т.п. Процесс развития вышивания прослеживается по изображениям в памятниках искусства древних цивилизаций Азии, Европы, Америки, по литературным источникам, а также по сохранившимся образцам вышивок разных времен и народов.

В курганах 9-12 веков археологи часто находят элементы древней одежды, украшенной сверкающим золотым узором. Сохранившиеся до наших дней драгоценные золотошвейные вышивки Древней Руси покоряют великолепием мотивов и безупречным исполнением узора. В 18-20 веках вышивкой занимались повсеместно. Она делилась на городскую и крестьянскую (народную). Городская вышивка постоянно испытывала веяния с Запада. Народная вышивка была связана со стародавними традициями, обычаями и обрядами.

Вспомните, когда начинали обучать девочек рукоделию и с какой целью?

( с 5 лет и к 15 годам девушка должна была своими руками приготовить приданое к свадьбе, украсив его вышивкой)

  • Какие изделия украшали и с какой целью?

(рубахи, передники, сарафаны, полотенца; вышивка не только украшала, считалось, что она выполняла роль оберега)

Несмотря на то, что сегодня появились швейные машины, в том числе и специальные (тамбурная), полуавтоматы и автоматы, позволяющие быстро и качественно выполнять различные виды вышивок, ручная вышивка по-прежнему остается одним из любимых видов рукоделия.

  • Давайте вспомним, где мы применяли различные виды вышивки на наших уроках?

(закладки для книг, салфетки, полотенца, панно, фартук…)

На следующих уроках мы применим все наши знания в области вышивки и, конечно, изучим новый вид вышивки - вышивку лентами.

Тот, кто любит рукоделие, знает, что вещи вышитые своими руками, заряжены доброй энергией и приносят в дом особый уют.

Сегодня на уроке вы выступаете в роли дизайнера, и конечным результатом вашего труда станет картина – вышивка, выполненная вашими руками, с учетом вашего вкуса и требований.

Целью нашего сегодняшнего урока является выполнение эскиза, а затем схемы вашей будущей работы, определение необходимого количества и качества материалов для изготовления данного изделия.

А теперь перейдём непосредственно к решению нашей задачи.


Композиция


Давайте рассмотрим несколько вариантов картин и отметим их схожесть и отличия и соответственно сделаем выводы.

( Предложить картины из журналов и эскизы различные по композиции, цветовому решению с симметрично и асимметрично расположенным рисунком, рассмотреть различные виды асимметрии на примерах.)

При создании картины – вышивки всегда возникает целый ряд вопросов:

  • расположение рисунка;

  • цветовое решение (основа и материалы);

  • какие швы будут использованы в работе;

  • рамка, паспорту (цвет, форма, размер).

Всё это слагаемые понятия «композиция».

«Композиция» - в переводе буквально обозначает со-расположение.

Мы под этим термином понимаем упорядоченное соединение элементов.

«Композиция» - это объединение элементов изображения в одно художественное целое, имеющее единую форму и содержание.

В композиции всегда есть главное и второстепенное. Главное может быть выделено при помощи цвета, размера, особого расположения, причём не обязательно в центре композиции.

Три главных формальных признака композиции:

  • целостность;

  • подчиненность второстепенного главному, т.е. наличие доминанты;

  • уравновешенность.

(разобрать на примере предложенных картин)

Форма и расположение узора зависят от формы изделия и замысла исполнителя. Например:

Симметричная композиция.

Основная черта симметричной композиции – равновесие. Оно настолько крепко держит изображение, что является по совместительству и базой целостности. Симметрия отвечает одному из самых глубоких законов природы - стремлению к устойчивости. Строить симметричное изображение легко, достаточно только определить границы изображения и ось симметрии, затем повторить рисунок в зеркальном отображении. Симметрия гармонична, но если всякое изображение делать симметричным, то через некоторое время мы будем окружены благополучными, но однообразными произведениями.

Художественное творчество настолько далеко выходит за рамки геометрической правильности, что во многих случаях надо сознательно нарушать симметрию в композиции, иначе трудно передать движение, изменение, противоречие. В тоже время симметрия, как алгебра, проверяющая гармонию, всегда будет судьей, напоминанием об изначальном порядке, равновесии.

Асимметричная композиция.

Асимметричные композиции не содержат оси или точки симметрии, формотворчество в них свободнее, однако нельзя думать, что асимметричность снимает проблему уравновешенности. Наоборот, именно в асимметричных композициях необходимо уделить особое внимание уравновешенности как непременному условию грамотного построения картины.


Гармония цвета


Необходимые условия красоты той или иной вещи – это гармония цвета в ней, т.е. согласованность, стройность в сочетании цветов.

Для создания цветовой гармонии важно не только знать, как сочетаются цвета, различать сочетаемое и несочетаемое, но и уметь скомпоновать все детали по цвету и цветовым пропорциям в единое целое.

Все существующие цвета делятся на хроматические и ахроматические. К хроматическим относятся семь цветов: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый. Основными считаются красный, желтый, синий. Смешивая два основных цвета, можно получать дополнительные. Например, смесь красного с желтым дает оранжевый цвет, желтого с синим - зеленый и т.д. В свою очередь хроматические цвета делятся на теплые и холодные. К первым относятся красный, оранжевый и все цвета, в которых есть хотя бы частичка одного из вышеперечисленных цветов. Холодными считаются голубой, синий, фиолетовый, зеленый и прочие, которые получаются при их смешивании. Теплые цвета зрительно воспринимаются ближе, чем есть на самом деле, а холодные дальше. Это важное свойство цвета. Его необходимо учитывать в работе. Ахроматическими цветами считаются белый, черный и все оттенки серого.

Оттенком цвета, или цветовым тоном, называют характеристику цвета, которая определяет его оттенок по отношению к хроматическому цвету и выражается словами «голубой», «лиловый», «коричневый» и т.д. Различия в названии красок указывают в первую очередь на цветовой тон.

Силу выражения цветового тона определяет насыщенность. Чем больше красителя в краске, тем насыщеннее цвет, и наоборот.

Светлота цвета связана с наличием черного и белого красителя. Если добавить к красному цвету черный, получится бордовый (темно – красный), а если добавить белый, то получится розовый (светло – красный).

Хорошо сочетаются оттенки одного цвета, светлый и темный. Такие сочетания лежат в основе различных видов вышивки.


Для вышитых работ немаловажным является фон, поэтому необходимо учитывать цвет не только ниток и отделочных материалов, но и основы.

( Раздать планшеты различных цветов и приступить к выполнению практической работы.)


Практическая работа


  1. Работая в парах, выполнить на планшетах композицию, используя в работе

шаблоны цветов, листочков, бабочек и т.п. (см. приложение)

  1. Рассмотреть и проанализировать вместе со всеми учащимися полученные композиции.

  2. На основании полученного опыта выполнить на листе А-4 рисунок картины – вышивки.

  3. Определиться с видами вышивки, используемыми в работе (в т.ч. вышивка лентами и не менее трёх различных видов вышивки по выбору).

  4. Определиться с цветовым решением, рассчитать необходимое количество материалов:


    1. цвет и структура основы;

    2. цвета и необходимое количество лент, ниток и других

материалов выбранных для изготовления картины – вышивки;

    1. при наличии элементов вышивки крестом подобрать необходимые схемы и произвести расчет номера канвы для основы.

(Итоги подводятся по результатам самостоятельной работы и с учетом активности на уроке.)

Заключение


Сегодня вы приступили к выполнению творческой работы, и, надеюсь, смогли почувствовать себя дизайнерами, но любой специалист, и дизайнер тоже, должен научиться сначала основам той или иной технологии. В нашем случае – это ручная вышивка. Вы уже знакомы с вышивкой-аппликацией, вышивкой простейшими швами, крестом, гладью, в дальнейшем в ходе выполнения работы вы изучите основные приемы вышивки лентами, и, надеюсь, все эти знания и умения помогут создать вашу единственную и неповторимую работу.

Рекомендации к проведению урока.

1. Этот урок рекомендуется проводить в 8-9 классе, т.к. учащиеся к этому времени имеют достаточно опыта для выполнения такой работы, изучив на уроках технологии в 5-7 классах вышивку-аппликацию, вышивку простейшими швами, гладью, крестом, а также имеют определенные навыки и умения для выполнения такой работы.

2. Учитель во время урока должен контролировать уровень сложности проектируемой учениками работы таким образом, чтобы в дальнейшем все учащиеся закончили изготовление картины – вышивки одновременно.

3. Уровень сложности выполняемой работы устанавливает учитель, обязательным является применение в работе вышивки лентами, с целью изучения нового вида вышивки.

4. При нехватке времени самостоятельная работа по определению количества необходимых материалов может быть задана на дом, т.к. начинается работа с выполнения простейших швов и аппликации, если таковая имеется в проекте.


Приложения:

1. Симметричная вышивка.

2. Асимметричная вышивка.

3. Варианты шаблонов.

4. Варианты вышивки крестом.

5. Таблица простейших стежков и строчек.


Рекомендуемая литература.

  1. Р. В. Паранюшкин «Композиция», Ростов – на– Дону, «Феникс» 2001 г.

  2. D. Ciotti Энциклопедия «Вышивка шелковыми лентами», Москва, «АСТ – ПРЕСС», 2003 г.

  3. «Лена – рукоделие», ЗАО «ИД КОН – Лига Пресс».

  4. «Технология» под редакцией В. Д. Симоненко, Москва, «Вентана – Граф», 2003 г., 7, 8, 9 классы.




Приложение №1


Пример симметричной композиции


Приложение №2


Пример асимметричной композиции

Приложение №3

Шаблоны

Приложение №4


Схема вышивки крестом


Приложение №5


Схемы вышивки крестом



Приложение №6


Вышивальные швы


Шов «за иголку» Стебельчатый шов Шов «шнурок»



Шов «козлик» «петелька в прикреп» Тамбурный шов


Навивной шов «рококо»


Навивной шов «узелки» Петельный шов



Петельный шов Двойной крест Простой крест



Полный текст материала Методическая разработка урока "Изготовление картины - вышивки" для 8-9 классов смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Семёнова Ирина Дмитриевна  irena3488
11.10.2011 0 4697 881

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК