Слайд 1
РАЗРАБОТКА УРОКА
ТЕХНОЛОГИИ ПО ТЕМЕ
«КОНСТРУИРОВАНИЕ ЮБКИ»
Учитель 1КК Паринова И.В.
МОЙ СОШ № 91 г.Воронеж
Место урока в программе: 2-й урок по теме “Конструирование и моделирование поясного изделия”
Цели урока:
Учебная: ознакомить учащихся с особенностями конструкции юбок, технологией построения конструкции юбки самостоятельно, по инструкционным картам пошагового построения чертежа.
Развивающая: развивать пространственное мышление, наблюдательность и самостоятельность в работе;
Воспитательная: воспитывать культуру труда и чувство ответственности и взаимопомощи.
ЗУН: Развивать графическую культуру, логическое мышление. Развивать умение выполнять сравнение и делать несложные теоретические и практические выводы по результатам сравнения, развитие умений самостоятельной работы по инструкционным картам.
Задачи урока:
Знакомство учащихся с видами и фасонами юбок. Особенностями конструкции прямой юбки
Обучение построению основы конструкции прямой юбки.
Основные понятия: прямая юбка. клиньевая юбка чертёж, выкройка.
Учебно-наглядные пособия: инструкционные карты, манекен, образцы видов юбок, слайды,
Тип урока: комбинированный
Ход урока
1. Организационный момент
Приветствие учащихся, перекличка, проверка готовности рабочих мест
2. Озвучивание темы и целей урока (тема заранее написана на доске).
Тема сегодняшнего урока: Построение чертежа прямой юбки. В ходе урока вы познакомитесь с видами и фасонами женской поясной одежды, видами юбок, изготовленных на основе прямой юбки. Научитесь рассчитывать конструкцию и строить чертёж прямой юбки. От чертежа или выкройки зависит внешний вид готового изделия и удобство в носке. Процесс построения выкройки самый сложный и ответственный при пошиве одежды. В ходе урока каждая ученица должна построить чертёж прямой юбки в Масштабе 1:4
3. Повторение темы:
Чтобы восстановить в памяти учащихся понятие о чертеже, мерках и прибавках для построения чертежа, ученикам предлагается задание у доски:
Показать на манекене измерения фигуры для построения поясных изделий.
Написать на доске буквенные обозначения мерок и прибавок, дать пояснение
Ответить на вопрос: какую одежду называют поясной?
Рассказать какие требования необходимо соблюдать при снятии мерок.
Остальные учащиеся наблюдают за выполнением задания, определяют его правильность и исправляют ошибки, если они будут допущены
3. Сообщение новой темы:
Юбка одно из любимых и женственных видов одежды Относят этот вид одежды к поясному, вместе с такими изделиями, как шорты, брюки, юбка-брюки. История этого вида одежды уходит далеко в прошлое.
История юбки : Показ слайдов 5 6 7 8 9 10 _ Приложение 1
Юбка, как национальный элемент костюма, юбка Воронежской губернии.
Деревенская одежда соответствовала укладу жизни крестьян. Юбки шили из прямоугольных кусков домотканой ткани. На поясе её собирали в складки. По бокам обычно верхнюю юбку поневу не сшивали, их так и называл распашными. Снизу надевались нижние юбки, которые украшались вышивкой по низу, и чтобы было видно украшенные нижние юбки, подолы верхних часто подтыкали за пояса. Юбки понёвы различных губерний России отличались цветовой гаммой. Понёвы Воронежской губернии отличались чётно-красной окраской в клетку различной величины. Это символизировало богатые чернозёмы пашни и поля.
Краткая история развития юбки в Европе
Если рассматривать историю юбки в Европе, то начинать следует с древнего Египта, т.к. юбка, как элемент одежды появилась впервые именно там. Египетские юбки называли схенти, разнообразием фасонов они не отличались и представлял собой полоску ткани, обёрнутую вокруг бёдер. Позже они вышли их обихода и появились в Европе в 15 веке. В Испании 15-16 веков юбки шились и очень тяжёлой парчовой ткани на специальных каркасах (вердуго) поэтому испанские юбки того времени называли вердугадо. Следует отметить, что испанцы первыми в обиход ввели каркасы. В 17-18 веке Законодателем моды стала Франция. Французы отказались от тяжёлых испанских юбок и придумали каркасы из китового уса и проволоки. Юбки того времени были невероятно пышными, богато украшенными всевозможными отделками, драгоценностями. К середине 19 века юбки стали менее объемны, ушли громоздкие каркасы их сменили мягкие и пластичные из китового уса. Формы стали более естественны. К концу 19 века стали модны S образная форма женской фигуры и сзади стали подкладывать специальные подушечки (фижмы). Начало 20 века - произошла революция в моде. Женщин освободили от корсетов, формы стали естественны, юбки становились всё короче и короче. И имя женщины, сделавшей это возможным - Коко Шанель. Эта легендарная женщина модельер не только освободила женщину от корсета, укоротила юбку, но и впервые стала предлагать элементы мужской одежды для ношения женщинам (брюки, жилеты, галстуки), но и конечно знаменитое чёрное маленькое платье.
Изготовление поясного изделия:
Пошив изделия начинается с построения выкройки, процесс этот очень ответственный и важный. На предприятиях и домах моды изготовлением выкроек занимаются художники-конструкторы. В их задачу входит по эскизам художников-модельеров разработать конструкцию и изготовить выкройку изделия. Профессия эта древняя. Лучшими художниками конструкторами были и остаются французские мастера. При создании конструкции они пользуются расчётным методом и методом наколок. По наколкам когда-то работали портные по всей Европе. На манекене при помощи пальцев и булавок создавали проект будущей формы модели. Этот метод до сих пор остаётся наилучшим при создании особо сложных конструкций и драпировок. Мы будем пользоваться более современным и простым методом для построения выкройки – расчётным.
Особенности конструкций юбок: Слайды 13 14 Приложение 1
Клиньевые юбки (4-х, 6-ти …клинки, юбка Гаде, Юбки солнце и полусолнце)
Прямая юбка и особенности конструкций на основе прямой юбки.
Повторение мерок для построения прямой юбки и прибавок для свободы облегания Слайды 15 16
4. Практическая работа: Построение чертежа прямой юбки.
Оборудование: альбомный лист, масштабная линейка, карандаш, ластик. На каждого ученика раздаётся инструкционные карты построения чертежа прямой юбки Приложение 2
Вводный инструктаж: Приложение 2 Инструкционная карта
Особенность нашего урока заключается в том, что вы попытаетесь по предложенным инструкционным картам самостоятельно построить чертёж основы, выполняя поэтапно и последовательно каждый шаг. Для работы нам понадобиться образец чертежа на типовую фигуру, чтобы вы могли посмотреть место расположения точек и отрезков. _Приложение 2
При построении пользуетесь таблицами построения и чертежами. Каждый шаг построения следует выполнять последовательно пункт за пунктом, не пропуская и не перескакивая через этапы.
Этапы построения ночной сорочки:
Построение базисной сетки
Построение выточек переднего, заднего полотнища и боковой выточки.
Построение прогиба по линии бедра.
Выравнивание сторон выточек по переднему и заднему полотнищу.
Порядок выполнения работы:
- В инструкционной карте провести необходимые расчёты по своим меркам;
- Построить чертёж выкройки на альбомном листе в М 1:4,
- Подготовить и вырезать выкройку;
- Нарисовать эскиз получившейся модели, дать описание модели;
- Сделать вывод.
Текущий инструктаж:
- Целевые обходы рабочих мест учащихся:
- Обход с целью проверки начала выполнения работ
- Обход с целью проверки умений учащихся пользоваться инструкционными картами;
- Обход с целью проверки правильности выполняемой работы;
- Обход с целью индивидуального инструктажа с отстающими учениками
– Разъяснение учебного материала, показ выполнения приёмов работы.
Заключительный инструктаж:
Проверка и оценка того, как справились учащиеся с работой.
Закрепление пройденного материала. Тест. Слайды 17 18 19 20 21 Приложение 1
Размер женской юбки определяют по мерке:
1 Обхват шеи
2 Обхват бёдер
3 По
росту
4 Обхвату талии
5 Обхвату груди
При расчёте суммы выточки необходимо учитывать мерки
1 Ди 4 Ст
2 Дст 5 СгII
3 Сб 6 Оп
По конструкции юбки бывают:
Прямые
Диагональные
Клиньевые
Конические
К поясному изделию относят:
Брюки
Сарафан
Пальто
Куртка
Юбка
Шорты
Прибавка это-
1 величина, прибавляемая к размеру мерки на свободу облегания одежды.
2 величина , необходимая для обработки швов изделия, выраженная в сантиметрах и учитываемая при раскрое.
5. Анализ работ учащихся, выставление оценок.
6 Домашнее задание: нарисовать эскиз ночной сорочки, халата, дать описание.
Материалы, используемые для выполнения разработки:
1 -Технология. Обслуживающий труд :6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений./под ред. В.Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2009.
- Иллюстрированная энциклопедия моды Л.Кибалова, О Гербенова, М.Ламарова изд «Артия» издание второе Прага Чехословакия
2 Картинки для презентации:
http://www.topnews.ru/upload/news/2006/10/08410e23/08410e23_1.jpg-
http://t2.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcQ2OHPQ4vQmYsB1HnB9MBFI1WHhqjNu6TmLsAj13xGCsr925LZmQw
http://serpent-eye.ru/images/1223.jpg
http://t3.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcR8FNEeYJsGC6PbTMTWP7kjEQ4UQVzVHrWrqcIeD5r77UucmMFtIA
http://pics.livejournal.com/info_promo/pic/0007abz5
http://look-fashion.ru/wp-content/uploads/2009/12/2.jpeg
http://t2.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcRkoQW4AMdnX1jd18YL50wgqPOJtXBvzsbDIIwX4xYs5x8k5-VU
3 История юбки
4 Фон для презентации:
- http://director.edu54.ru/sites/default/files/resize/userfiles/image/1(2)-200x150.png
СНЯТИЕ МЕРОК ДЛЯ ПОСТРОЕНИЯ ЧЕРТЕЖА ЮБКИ.
№ |
БУКВЕННОЕ ОБОЗНАЧЕНИЕ МЕРКИ |
НАЗВАНИЕ МЕРКИ |
КАК СНИМАЕТСЯ МЕРКА И ДЛЯ ЧЕГО НУЖНА. |
МОИ МЕРКИ |
1 |
Ст |
Полуобхват талии |
Снимается горизонтально вокруг туловища по талии (самое узкое место на фигуре.) |
|
2 |
Сб |
Полуобхват бёдер |
Снимается горизонтально вокруг туловища сзади по выступающим точкам ягодиц, спереди с учётом выступа живота. |
|
3 |
Дст |
Длина спины до талии |
Снимается вертикально сзади от седьмого шейного позвонка вниз до линии талии. |
|
4 |
Ди |
Длина изделия |
Снимается по правому боку от линии талии вниз до желаемой длины. |
|
5 |
Пт |
Прибавка к полуобхвату талии |
Прибавка к полуобхвату талии добавляется при расчёте чертежа и является фиксированной величиной. |
1см. |
6 |
Пб |
Прибавка к полуобхвату бёдер |
Прибавка к полуобхвату бёдер добавляется при расчёте чертежа и является фиксированной величиной. |
3см. |
ИНСТРУКЦИОННАЯ КАРТА РАСЧЁТА И ПОРЯДКА ПОСТРОЕНИЯ ЧЕРТЕЖА ЮБКИ.
№ |
Буквенное обозначение отрезков на чертеже |
Описание последовательности построения |
Расчётная формула |
Расчёт на типовую фигуру |
Расчёт на себя |
ПОСТРОЕНИЕ СЕТКИ ЧЕРТЕЖА |
|||||
1 |
Т ┌ |
Построить прямой угол с вершиной в точке Т |
построение |
|
|
2 |
[ТН] ↓ |
От точки Т вниз отложить длину юбки. |
Ди |
Ди = 50 |
|
3 |
[ТТ1] → |
От точки Т вправо отложить отрезок равный ширине юбки и поставить точку Т1 |
[ТТ1] = = Сб+ Пб |
43,7+3=46,7 |
|
4 |
Т НН1Т1 |
Достраиваем прямоугольник и ставим точку Н1 |
построение |
|
|
5 |
[ТБ] ↓ |
От точки вниз откладываем точку Б, положения линии бёдер и вправо проводим горизонталь до пересечения с противоположной стороной прямоугольника. Ставим точку Б1 |
Дст : 2 |
35 : 2 = 17,5 |
|
6 |
[ББ2] → |
От точки Б вправо отложить ширину заднего полотнища и поставить точку Б2
|
Сб : 2 |
43,7 : 2 = 21,8 |
|
7 |
[Т2О] ↑ |
От точки Т2 вверх отложить точку поднятия линии талии и обозначить точкой О. |
[Т2О] = 1,5 см |
1,5 см. постоянная величина |
|
8 |
[ББ3] → [Б1Б4] ← |
От точек Б и Б1 отложить осевые линии выточек и обозначить точками Б3 и Б4 |
0,2 х Сб |
0,2 х 43,7 = = 8,7 |
|
9 |
Б3 и Б4 ↑ |
Из полученных точек Б3 и Б4 вверх провести вертикали до пересечения с верхней линией талии. |
построение |
|
|
ПОСТРОЕНИЕ ВЫТОЧЕК ( ПЕРЕЗНЕГО, ЗАДНЕГО ПОЛОТНИЩА И БОКОВОЙ ВЫТОЧКИ) |
|||||
10 |
Σ |
Рассчитать сумму выточек (на чертеже не строиться) |
Σ= (Сб+Пб) - (Ст+Пт) |
Σ= (47,3+3) - (32,5+1) = 13,2 |
|
11 |
[Т3Т4] ← О →
|
От точки О влево и вправо по наклонной линии талии отложить половину рассчитанной ширины и поставить точки Т3 и Т4 |
[Т3Т4] = Σ:2 |
13,3:2 =6,6 (3,3) |
|
12 |
[Т5Т6] ← ∙ → |
От центра осевой линии вытачки заднего полотнища влево и вправо отложить половину рассчитанной ширины и поставить точки Т5Т6 |
[Т5Т6] = Σ:3 |
13,2:3 = 4,4(2,2) |
|
13 |
[Т7Т8] ← ∙ → |
От центра осевой линии вытачки переднего полотнища влево и вправо отложить половину рассчитанной ширины и поставить точки Т7 и Т6=8 |
[Т7Т8] =Σ:6 |
13,2 :6= 2,2(1,1) |
|
14 |
[Б2Б5] ↑ |
От точки Б2 вверх отложить конец боковой вытачки и поставить точку Б5. |
[Б2Б5] = 1см |
1см. - постоянная величина |
|
15 |
[Б5Т3] [Б5Т4] |
Точку Б5 соединить с точками Т3 и Т4 |
построение |
|
|
16 |
[Б3Б6] ↑ |
От точки Б5 вверх отложить конец вытачки заднего полотнища и поставить точку Б6. |
[Б3Б6] = 2см. |
2см. - постоянная величина |
|
17 |
[Б6Т5] [Б6Т6] |
Точку Б6 соединить с точками Т5 и Т6 |
построение |
|
|
18 |
[Б4Б7] ↑ |
От точки Б4 вверх отложить конец вытачки переднего полотнища и поставить точку Б7. |
[Б4Б7] = 4см. |
4см. - постоянная величина |
|
19 |
[Б7Т7] [Б7Т8] |
Точку Б7 соединить с точками Т7 и Т8 |
построение |
|
|
ПОСТРОЕНИЕ ПРОГИБА ПО ЛИНИИ БОКА |
|||||
20 |
С С1 |
Отрезки [Б5Т3] [Б5Т4] разделить пополам и поставить точки С и С1 |
построение |
|
|
21 |
[СС2] [С1С3] |
Из точек С и С1 провести перпендикуляры к отрезкам на расстояние 0,5 см и обозначить точками С2 и С3.
|
Перпендикуляр ┴ .на 0,5см. |
0,5 см постоянная величина |
|
22 |
Т3С2Б5 ͜͜ Т4С3Б5 ͜ |
Соединить плавной линией полученные точкиТ3С2Б5 и Т4С3Б5 получим новую линию бока
|
построение |
|
|
ВЫРАВНИВАНИЕ КОНЦОВ ВЫТОЧЕК ПЕРЕДНЕГО И ЗАДНЕГО ПОЛОТНИЩ |
|||||
23 |
[Т5Т5΄] ↑ |
Выровнять концы виточек заднего полотнища Отрезок [Б6Т5] выравниваем с отрезком [Б6Т6] и ставим точку Т5΄ |
построение |
|
|
24 |
[Т8Т8΄] ↑ |
Выровнять концы выточек переднего полотнища Отрезок [Б7Т8] выравниваем с отрезком [Б7Т7] и ставим точку Т8΄
|
построение |
|
|
25 |
[ТТ5΄] [Т1Т8΄] |
ТочкуТ соединяем с точкойТ5΄ Точку Т1 соединить с точкойТ8΄ |
построение |
|
|
26 |
|
Обвести основные линии чертежа яркой линией |
|
|
|
ЧЕРТЁЖ ЮБКИ В МАСШТАБЕ 1/4
Т5׳ Т6 Т3 О Т4 Т7 Т8׳
Т
Т5 Т2 Т8 Т1
С3
С2
С С1
Б7
Б6 Б5
Б Б3 Б2 Б4 Б1
Н Н2 Н1
Автор: Паринова Ирина Владимировна
→ parinowa 05.01.2012 3 12159 2246 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.