Конспект урока и презентация к уроку технологии "Подготовка к работе по конструированию. Снятие мерок"; 5 класс


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКА ПО ТЕХНОЛОГИИ

ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

5 КЛАССА

 

 

Подготовка к работе по конструированию. Снятие мерок

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

учитель Технологии

школа-лицей №101

Пономарева Любовь Васильевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Караганда, Казахстан

 

 

УРОК

 

 

Тема урока: Подготовка к работе по конструированию. Снятие мерок.

 

Цель урока: 1.Обобщить и закрепить знания по теме «Рабочая одежда», ознакомить учащихся с правилами построения чертежей и с правилами снятия мерок. Научить правильному измерению фигуру человека.

2.Развивать у школьников пространственное представление о линиях, мысленно проводимых на фигуру человека через ориентированные точки. Научить определять положение этих линий по отношению друг к другу (снимать мерки).

3.Формировать у учащихся точность, внимание, сосредоточенность и аккуратность при выполнении работы.

 

Тип урока: комбинированный.

 

Методы проведения урока: объяснительно – иллюстрационный, репродуктивный, проблемный, частично-поисковый.

 

Форма урока: групповая, индивидуальная.

 

 

Оборудование и

наглядные пособия: Инструменты и приспособления согласно технической документации, линейка, угольник, карандаши, линейка закройщика Манекен. Модели фартуков, юбки и сорочки из различных тканей. Выкройка изделия в натуральную величину. Сантиметровая лента и шнурок (узкая тесьма, резинка) для опоясывания талии – по 1шт на каждую пару учащихся, цветная бумага,

 

Литература: 1. И.Н.Федорова « Занятия по обслуживающему труду в 4-8 классах»

Методические разработки уроков. М. «Просвещение» 81г.

2. Н.В.Велижанина «Технология» Методические разработки.5 класс. А-Аты. Атамура 2001г.

3. В.Д. Симоненко «Технология» 5класс. М. Издательский центр Вентана – Граф. 1999г.

4. Журнал «Технология в школе» № 11 – 2005г.

 

 

 

 

 

ХОД УРОКА.

 

I Организационный момент

 

1. Проверить наличие учащихся.

2. Проверить готовность учащихся к уроку.

 

 

II. Повторение пройденного материала.

 

На прошлом уроке мы с вами изучали рабочую одежду: ее виды, назначение и требования, которые предъявляются к ней.

Давайте вспомним, какое же основное назначение одежды?

-Скажите, а какая одежда была во времена Адама и Евы?

-Почему же они все таки решили сшить себе одежду?

В дальнейшем люди стали видоизменять одежду и получилась очень большое разнообразное ее видов.

Мы на прошлом уроке изучили классификацию одежды, а сейчас попробуем ответить на небольшой тест.

Тест

1.Одежда подразделяется на

(выберите неправильный ответ):

а) форменную;

б) домашнюю

в) производственную;

г) бытовую.

 

2. Повседневная одежда относится к …

(выберите правильный ответ):

а) бытовой;

б) домашней;

в) национальной;

г) специальной.

 

3. Производственная одежда бывает…

(выберите неправильный ответ):

а) общего типа;

б) специальная;

в) санитарная;

г) бытовая.

 

4.Бытовая одежда подразделяется

(выберите неправильный ответ):

а) на специальную;

б) на торжественную;

в) на домашнюю;

г) на повседневную

5. Национальная одежда относится к…

(выберите правильный ответ):

а) бытовой;

б) повседневной;

в) общего типа;

г) торжественной

 

-А можем ли мы по одежде определить специальность человека?

-Какую рабочую одежду носим мы?

-Назовите рабочую одежду врача

продавца

шахтера

повара,

официанта,

сапожника,

-А какое отношение имеют фартуки, выставленные на нашей выставке, к теме нашего урока?

-Так, для чего же необходима рабочая одежда?

Итак, мы видим, что рабочая одежда предохраняет одежду человека от воздействия воды, пыли, грязи, различных химических веществ и т.д.

В этом году мы с вами будем шить фартук и косынку.

-Что нам необходимо иметь, чтобы это сделать?

Ткань,

модель,

выкройку,

чертеж,

готовое изделие.

 

Задание №1

-А какая ткань нужна для изготовления фартука?

Составляем кластер

 

Х /б Фартук хорошо стираться

 

 

износоустойчивая льняные прочная

 

 

Задание №2

А у кого дома есть фартук? А у мамы? А у куклы?

Так, у куклы фартука нет, давайте мы сейчас изготовим фартук для куклы.

У вас на столах лежит лист цветной бумаги. Вы сейчас изготовите из этой бумаги фартук для куклы.

Демонстрируем бумажные фартуки, выполненные учащимися.

-А почему свернули пополам?

Складываю модели пополам и показываю, что все изделия (юбка, фартук, сорочка) совмещаются относительно оси. Следовательно, наша фигура симметричная относительно оси. Поэтому чертеж и выкройку мы будем строить на половину фигуры.

-А какие инструменты нам нужны для построения чертежа?

Дети называют, а я показываю инструменты.

Открываем следующий слайд «Инструменты для построения чертежа».

Каких инструментов не хватает на слайде?

 

Задание №3

А сейчас в тетради нарисуйте мамин фартук.

-Это мамин фартук?

-Он такой маленький?

-Что мы сделали с маминым фартуком? – уменьшили.

Объясняю масштабную линейку (линейка закройщика).

 

Задание №4

Начертите в тетради квадрат со стороной 22см по масштабной линейке.

Обозначьте этот квадрат. АВСД

-А как обозначается на чертеже отрезок? А___________В

-А как обозначается точка? (.)А

-Как называются углы этого квадрата? – прямые.

-Сколько градусов составляет прямой угол? -90.

Открываем следующий слайд « Линии и знаки на чертежах».

Итак, чем строить и как строить чертежи мы с вами выяснили.

Подвожу итог выполнения задания.

 

Задание №5

Вызываю к доске 3 учениц. Вы пришли в магазин и решили выбрать себе фартук. Я продавец и хочу предложить вам примерить некоторые фартуки. Что мы видим? На одной девочке фартук сидит хорошо, другой он мал, а третьей – большой.

Что же здесь не так?

-Что мы должны знать, чтобы купить фартук и при этом не выглядеть смешно. – Да, размер.

Итак, чтобы одежда была удобна и красива, надо шить ее по определенному размеру.

 

Задание №6

Запишите в тетради слово «Размер». Разберите это слово по составу.

Напишите в тетради однокоренные слова к слову – размер. Называем по очереди слова. Записываю эти слова на доске.

Итак, корень «мер». Так, что же надо сделать, чтобы узнать размер? – Измерить.

- С какой геометрической фигурой мы можем сравнить фартук? – прямоугольник.

- Какие размеры нам нужно знать, чтобы построить прямоугольник? – длину и ширину.

- Какие размеры нам нужны, чтобы построить чертеж фартука?

 

Но при изготовление одежды существует такое понятие, как мерки. Они обозначаются О - обхват

С – полуобхват

Д – длина

Так как фартук имеет точку опоры на талии, то нам необходимо измерить От.

Самая широкая часть у фартука это обхват бедер, Об.

Длина фартука – Ди.

Помните, мы говорили, что фигура симметрична? Поэтому мы записываем Ст, Сб, Ди.

Для облегчения снятия мерок на фигуре человека условно устанавливают характерные для всех людей ориентирные точки тела человека и через них проводят условные линии.

Для того, чтобы точно определить условные линии на фигуре, представим себе озеро с гладкой поверхностью воды. Из воды на берег выходит девочка.

 

Откройте слайд «Ориентирные точки».

 

Линия воды находится на линии шеи.

Первый раз она остановилась, когда вода дошла до передних углов подмышечных впадин. Здесь расположена линия груди.

Второй раз – до самого узкого места туловища – это линия талии.

Третий раз – была на уровне наиболее выступающих точек ягодиц (12-14см ниже линии талии) – это линия бедер.

Четвертый до середины колен – это линия колен.

При подготовке к изготовлению выкройки фигуру измеряют по этим линиям.

Измерения проводят специальной сантиметровой лентой.

Изобрел её в 1810 году французский портной.

 

Откроем следующий слайд «Правила снятия мерок».

Задание №7

Читаем жужжащим чтением правила.

К каждому предложению подобрать одно слово, прочитав которое вы сможете вспомнить все правило, и записать эти слова в тетрадь.

Показываю на манекене, как снимают мерки Ст, Сб и Ди.

Итак, мы знаем, как снимают мерки и какие мерки нам нужны.

 

Практическая работа: «Ателье»

Вводный инструктаж.

Работаем в парах. Один из вас будет заказчиком, а второй – закройщиком.

В тетрадях столбиком запишем мерки:

Ст

Сб

Ди

Вам необходимо снять мерки друг с друга и правильно записать их в тетради.

 

Текущий инструктаж

 

1 обход –проверить, все ли учащиеся приступили к снятию мерок.

2 обход – проверить организацию рабочего места и соблюдение правил ТБ.

3, 4 обходы – с целью оказания помощи.

5 обход – с целью приема работы.

 

Заключительный инструктаж.

Указать на положительные стороны при выполнении работы.

Анализ допущенных ошибок:

Выставление оценок за выполненные задания.

Уборка рабочих мест.

Дом. задание: снять мерки с мамы, но предварительно имея шпаргалку записать в тетради правила снятия мерок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Полный текст материала Конспект урока и презентация к уроку технологии "Подготовка к работе по конструированию. Снятие мерок"; 5 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Пономарева Любовь Васильевна  lybov58
05.11.2009 27 26401 5483

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Интересные инструкции по ПК

Лучшие материалы сайта для вас
Оставьте отзыв к материалу:
Всего: 27
avatar
26 Комментарии • 11:07, 06.03.2022
презентация не открывается
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
27 НАТАЛЛ • 11:53, 06.03.2022
Проверьте еще раз, материал скачивается (нужно нажать кнопку под материалом СКАЧАТЬ)
[Материал]
avatar
24 [Материал] Христина • 12:47, 06.12.2011
Спасибочки!
[Материал]
avatar
23 GALA2782 • 14:53, 27.06.2011
Любовь Васильевна!Большое спасибо!Этот урок очень важен,т.к. является залогом успешного построения чертежа. А дополнить тем,что считает важным, может каждый, главное, есть добротная основа! Успехов Вам!
[Материал]
avatar
22 королевишна • 22:48, 21.04.2011
хорошая презентация[/u][/i][/b]
[Материал]
avatar
21 legler_irina • 12:07, 13.04.2011
Замечательная разработка урока! Презентация тоже хорошая! Спасибо!
[Материал]
avatar
20 Хаустова • 13:09, 08.04.2011
Спасибо!
[Материал]
avatar
19 Люсьен6703 • 16:33, 20.12.2010
Спасибо за хорошо разработанный урок! Обязательно в своей работе им воспользуюсь! Успехов Вам!
[Материал]
avatar
18 viki7234 • 17:53, 26.11.2010
Спасибо за работу, но в презентацию желательно добавить анимашки-ведь 5 кл.так любят еще играть! Тогда и материал будет подан с элементами игры, и новая терминология будет быстрее запоминаться. Удачи!
[Материал]
avatar
17 школа5645 • 15:02, 14.10.2010
Множество презентаций по этой теме, и в каждой есть своя изюминка.Спасибо
[Материал]
avatar
16 [Материал] Любовь • 08:22, 11.10.2010
Большое Всем спасибо за отзывы и рекомендации.
[Материал]
avatar
15 topirina • 21:46, 10.10.2010
Здравствуйте, Любовь Васильевна!
Я впервые на этом сайте и первое, что понравилось - Ваш урок и презентация. Спасибо! Возьму за основу.
С уважением, И.В.
[Материал]
avatar
14 Nata1557 • 13:21, 09.10.2010
большое спасибо за вашу работу
[Материал]
avatar
13 [Материал] Людмила Корощенко • 15:10, 30.08.2010
Хоршая презентация ,спасибо.Но мне кажется не законченная.
[Материал]
avatar
11 [Материал] Людмила • 11:09, 25.06.2010
Хороший урок и презентация. Добавлю к своим разработкам по этому уроку. Спасибо !
[Материал]
avatar
9 [Материал] ирина • 17:47, 16.04.2010
очень хороший урок. Творческий, интересный. Межпредметные связи присутствуют. Понравилось очень, что учитель как бы даёт ученику самому подойти к определению того или иного понятия. Спасибо! обязательно кое-что использую на своём уроке.
[Материал]
avatar
8 [Материал] Нина • 10:17, 02.01.2010
Почему не открываются презентации?
[Материал]
avatar
10 lybov58 • 18:01, 16.04.2010
Попробуйте еще раз открыть. Я сейчас открывала, все нормально
[Материал]
avatar
6 дыня • 12:20, 12.11.2009
спасибо у меня тоже большое количество презентаций к различным урокам технологии но я еще новичок и не как не разберусь как их вывесить на сайте sad sad sad
[Материал]
avatar
12 K@tti • 11:14, 25.06.2010
Посмотрите здесь: /load/43-1-0-5233

А если у вас будут вопросы, то пишите на info@pedsovet.su

[Материал]
avatar
5 lybov58 • 15:56, 07.11.2009
Спасибо за оценку, приму к сведению Ваши замечания, буду работать над этим.
[Материал]
avatar
3 Cerg68 • 13:33, 06.11.2009
Поздравляю! biggrin
[Материал]
avatar
4 lybov58 • 15:54, 07.11.2009
Большое спасибо.
[Материал]
avatar
2 [Материал] Александр • 02:23, 06.11.2009
Спасибо!!!!!!
[Материал]
avatar
1 Kulizenko • 00:43, 06.11.2009
Здравствуйте, Любовь Васильевна!
Большой материал и труд, все замечательно и четко прописано, бери текст и веди. А по презентации хотелось бы, более крупное и четкое иллюстративное сопровождение. Большое спасибо за работу. Творческих вам успехов!
С уважением Е.В.
[Материал]
avatar
7 lybov58 • 13:06, 12.11.2009
Спасибо
[Материал]