Слайд 1
Приёмы
формирования
универсальных
учебных действий на
уроках технологии
Подготовлена учителем технологии высшей категории
МОУ «Лицей №5» г. Железногорска Курской области
Мартыничевой Л.А.
Приёмы формирования универсальных учебных действий на уроках технологии
(слайд 1)
В современной России началось введение в практику работы школ нового стандарта. В редакции Государственного образовательного стандарта 2004 года речь шла о формировании общеучебных умений, навыков и способов действий, прежде всего учебно-управленческих и учебно-информационных. ФГОС (федеральный государственный образовательный стандарт) НОО (начального общего образования) выдвигает требования к формированию у школьников метапредметных результатов – универсальных учебных действий, которые должны стать базой для овладения ключевыми компетенциями, «составляющими основу умения учиться».
На семинарах мы уже знакомились с главным принципом современного образования. Напомню его еще раз: ученик из присутствующего и пассивно исполняющего указания учителя на уроке традиционного типа, теперь становится главным деятелем. Теперь необходимо, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал.
Перед современным педагогическим работником ставится задача: формирование у обучающихся совокупности «универсальных учебных действий»,
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. (слайд 2)
В более узком (собственно психологическом значении) этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Номенклатура универсальных учебных действий (слайд 3)
Личностные универсальные учебные действия (слайд 4)
Освоение личностного смысла учения, желания продолжить свою учебу.
Осознание, исследование и принятие жизненных и нравственных норм, способность выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей, самого себя и своего будущего
Регулятивные универсальные учебные действия (слайд 5)
Целеполагание
Планирование
Прогнозирование
Контроль
Коррекция
Оценка
Саморегуляция
Познавательные универсальные учебные действия (слайд 6)
Общеучебные
Умение строить высказывания
Умение извлекать информацию из прослушанных текстов
Умение работать с текстом
Умение работать с таблицами
Умение действовать по образцу
Умение пользоваться справочниками
Логические
Анализ
Синтез
Сравнение
Классификация
Подведение под понятие
Установление причинно-следственных связей
Построение логической цепи рассуждений
Коммуникативные универсальные учебные действия (слайд 7)
Умение слушать и вести диалог
Учет позиции собеседника
Умение работать в паре
Умение работать в группе
Каждому учителю в своей педагогической деятельности необходимо отслеживать уровень сформированности УУД, с целью корректировки приемов и методов их развития. Напомню, уровни сформированности учебных действий можно условно ранжировать на шесть групп: (слайд 8)
1) отсутствие учебных действий как целостных «единиц» деятельности (ученик выполняет лишь отдельные операции, может только копировать действия учителя;
2) выполнение учебных действий в сотрудничестве с учителем (требуются разъяснения для установления связи отдельных операций и условий задачи, может выполнять действия по постоянному, уже усвоенному алгоритму);
3) неадекватный перенос учебных действий на новые виды задач (при изменении условий задачи не может самостоятельно внести коррективы в действия);
4) адекватный перенос учебных действий (самостоятельное обнаружение учеником несоответствия между условиями задачами и имеющимися способами ее решения и правильное изменение способа в сотрудничестве с учителем);
5) самостоятельное построение учебных целей (самостоятельное построение новых учебных действий на основе развернутого, тщательного анализа условий задачи и ранее усвоенных способов действия);
6) обобщение учебных действий (на основе выявления общих принципов построения новых способов действий) и выведение нового способа для каждой конкретной задачи.
Доказано педагогической практикой, что результативность обучения связана с целеполаганием и мотивацией учения. Мотивация напрямую зависит от понимания значимости знаний, освоения личностного смысла учения. (слайд 9, фото 1 и 2) Иными словами, ученику гораздо интереснее получать новую информацию, если он решил для себя: «Я изучаю эту тему для того, чтобы…» Учителю в свою очередь при проектировании урока необходимо создать такие условия, при которых учащиеся испытывали как можно больше положительных эмоций при изучении программного материала: предлагать задания в игровой форме, соревнования, использовать различный дидактический материал, интерактивные презентации.
Ярким примером формирования личностных универсальных учебных действий, может стать любая жизненная ситуация, в которую попадает ваш ученик: выбор продукта в магазине, подбор и пришивание пуговицы к одежде, использование старых предметов по-новому, отношение к лгунам, обидчикам, ябидам и т.д. Например, на уроке кулинарии в 5 классе «Овощи в питании. Технология приготовления блюд из овощей» я начала занятие со стихотворения, которое назвала «Ода Ролтону»: (слайд 9 фото 3)
Уж вечер, все семейство дома,
И день закончен трудовой.
Парит уж «Доширак» с беконом
Среди пластмассы пищевой.
И смотрит вся семья с восторгом,
Дыханье затаив слегка,
Вот кубик «Магги», желтый, твердый,
Бульон творит из кипятка.
И жирно блестками играя
Средь пенопластовых бадей,
Волшебно «Ролтон» набухает
Горой распаренных кудрей!
Когда дети познакомились с текстом, я подвела их к эвристической беседе и ответам на жизненно необходимые вопросы:
Скажите, девочки, полезным будет такой ужин для организма человека?
Какие вещества необходимы человеку для нормальной жизнедеятельности?
Подумайте, какие продукты содержат в себе все эти вещества?
После чего учащиеся пришли к важному для себя выводу: овощи полезны и необходимы в рационе человека, заслуживают того, чтобы о них говорили и определились с темой урока. Затем я поставила перед ученицами проблему: «Попробуем составить проект исследования учебного материала на уроке». Тема урока понятна и близка учащимся, поэтому они смогли быстро определиться с планом действия на уроке. Опыт показывает, если необходимо акцентрировать внимание учащихся на составлении плана работы на уроке, а у них это не получается, необходимо прибегнуть к ряду дополнительных вопросов, которые помогут подвести к требуемому результату.
С целью формирования личностных универсальных учебных действий, помогающих осознать свою значимость и мотивации желания более глубокого исследования «Технологии», как образовательной дисциплины, а также развития навыка поиска, анализа и структурирования знаний, использую метод «дай себе помочь». (слайд 10) Предлагаю ситуации, в которых ученики могут мне помочь. В добровольном порядке мои ученицы привлекаются для разработки материала, который применим для дальнейшего использования на уроках (это могут быть задания для контрольной работы, кроссворд на повторение, различные виды тестов для учеников параллельного класса, небольшие презентации по предстоящим темам и т.д.)
Приведу примеры формирования регулятивных универсальных учебных действий. В рефлексивной части урока «Счетные швы. Вышивка крестом» я предлагаю ученицам исследовать отрывок письма Шарика коту Матроскину (слайд 11) и посчитать количество ошибок: «…вышивать совсем несложно! Берешь ткань, любую, лишь бы без рисунка, а то крестики потеряются. Нитки лучше катушечные, их отматывать легче. Иголочку нельзя забыть, следует выбрать самую тоненькую, такая сама вышивать будет. А чтобы лапы не поранить, обязательно их в перчатки спрятать требуется. А еще я точно знаю: без пялец не обойтись. Самые лучшие – железные, работая с ними и бицепсы накачаешь…». После окончания работы с текстом ученицы считают выявленные ошибки и самостоятельно дают оценку усвоенного на уроке материала в соответствии с указанными критериями.
Формировать логические познавательные умения можно в процессе работы над параграфом в учебнике. (слайд 12) Для этого, например, я предлагаю своим ученицам самостоятельно изучить тему «Сладкие блюда» и логически ответить на вопрос: чем одно блюдо отличается от другого? При этом ученицы самостоятельно проходят цепочку «компот-кисель-желе-мусс-самбук-суфле» и без проблем разбираются с технологией приготовления каждого блюда. Изучение учебного материала таким образом позволяет сделать его ярким и надолго запоминающимся.
Для формирования умения поиска и выделение необходимой информации часто использую прием «свои пpимepы» (слайд 13), который помогает ученикам подготовить свои примеры к новому разделу. Каждая из учениц, решая поставленную проблему, проводит собственное исследование по теме. Например, мои ученицы готовят сообщение о своих комнатных цветах к теме «Роль комнатных растений в жизни человека» или подбирают иллюстрации к теме «Стиль в одежде». Этот прием работы можно использовать при изучении других разделов учебной программы: интерьер жилого дома (способы декорирования помещении), изготовление швейного изделия (уроки моделирования), декоративно-прикладное творчество и т.д.
Каждый ученик, приступая к практическим работам на уроке, испытывает ряд проблем, которые не позволяют справиться с поставленной задачей. С целью формирования навыка планирования своих действий (слайд 14), предлагаю ученицам работу по инструкционной карте или деятельность по составлению плана работы. Выполняя какую-либо работу (вышивку, пошив изделия, кулинарное блюдо), ученицы приучаются к деятельности по инструкции, начинают понимать важность соблюдения последовательности. Впоследствии эти навыки помогают моим ученицам достаточно грамотно справляться с таким видом работы, как составление технологической последовательности изготовления изделия при подготовке творческого проекта.
В каждой из изучаемых школьных дисциплин есть необходимость заучивания каких-либо понятий или определений. Я считаю, что эту работу ученика можно значительно облегчить, если школьник самостоятельно научится конструировать для себя определения или новые понятия. (слайд 15) С этой целью я со своими ученицами использую прием «составь определение». Например на уроках кулинарии, мы «открываем» определения: «салат», «суп», а на занятиях по пошиву швейных изделий, работаем над терминами: «заметать», «притачать», «пришить».
Одним из самых важных умений является умение самооценки, анализа и критического осмысления проделанной работы, умение сравнивать результат с эталонным, видеть ошибки, знать требования к работам разного вида. (слайд 16) С целью развития обозначенных умений, я предлагаю ученицам разобраться с проблемой оценки работ одноклассников. При такой форме текущего контроля, хорошо работает прием «выставка работ учащихся в конце урока». В процессе знакомства с работами одноклассниц ученицы видят достоинства и недостатки в своих работах, отвечают для себя на вопросы: могла ли я сделать работу лучше? Где я допустила ошибки? Что необходимо сделать, чтобы не допустить ошибок в будущем? Ярко и наглядно удачу или неудачу в своей работе ученицы могут увидеть при составлении общей композиции в конце занятия. Я часто использую этот прием при изготовлении части орнамента при вышивании или пошиве модуля в лоскутной технике. Считаю важным не только научить детей оценивать работы по критериям «хорошо» и «плохо», но и сформировать умение рассуждать, доказывать, отстаивать свою точку зрения («мне нравится, потому что…», «в этой работе хорошо подобраны…»), предлагать («мне кажется, что было бы лучше, если…»).
Работа в парах, в группах – форма организации деятельности учащихся на уроке, которая необходима для того, чтобы обучить учебному сотрудничеству. Прежде чем вводить её, следует совместно с учащимися определить основные позиции эффективного взаимодействия.
Правила коллективной работы:
говорите по очереди, не перебивайте друг друга;
внимательно слушайте того, кто говорит;
если то, что говорят другие, не совсем понятно, надо обязательно переспросить и постараться понять.
Используя в школе технологии деятельностной направленности, обязательно ввожу в организацию учебной деятельности работу в группах и парах (слайд 17). Такая форма организации работы необходима по определению: при снятии мерок друг с друга, приготовлении различных блюд на уроках кулинарии, целесообразна при выполнении творческих проектов.
Изучая материал по предложенной теме в системе «интернет» я столкнулась, по-моему, с очень интересным приемом формирования УУД (причем, используя предложенный вариант работы, учитель одновременно может развивать как личностные, так и познавательные, регулятивные и коммуникативные учебные действия). Называется он «шесть цветов (шляп) мышления» (слайд 18) и позволяет развить гибкость ума, креативность, отлично помогает преодолеть творческий кризис, помогает правильно принять решение и более точно соотнести свой образ мыслей с поставленными целями и стоящими задачами. Особенно хорош этот метод для оценки необычных и инновационных идей, когда важно учесть любое мнение и рассмотреть ситуацию под разными плоскостями. Например: мы собираемся декорировать диванную подушку, как это сделать лучше? (слайд 19) В зависимости от деления по цвету, группы учеников научатся доносить информацию о решаемой задаче, генерировать идеи, обсуждать их состоятельность, планировать пути достижения поставленной цели, приобретут навыки общения, организации и управления происходящим процессом.
В заключении хочу отметить: формирование УУД – это реалии нашего времени, поэтому мы должны ежедневно работать над этим вопросом, повышать уровень своего педагогического мастерства, способствовать саморазвитию и самосовершенствованию ученика в атмосфере успеха, уверенности в своих силах и способностях.
Заканчиваю свое сообщение словами Уильяма Уорда - британского политика и яхтсмена, бронзового призёра летних Олимпийских игр 1908: (слайд 20)
«Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет.
Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет».
Желаю всем вдохновения, здоровья и успехов! (слайд 21)
Автор: Мартыничева Лариса Алексеевна
→ lar4ik3461 06.11.2013 1 29055 4535 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.