Статья "Роль учителя технологии в реализация моделей ранней профориентации обучающихся"
Роль учителя технологии в реализация моделей ранней профориентации обучающихся, основанной на современном технологическом образовании»
Я как учитель технологии занимаюсь обучением детей в соответствии с со спецификой предмета «Технология». Осуществляю практическую взаимосвязь между многими предметами, в частности сильна взаимосвязь с математикой, физикой, рисованием, черчением, в меньшей степени с химией, историей и другими предметами.
Среднее звено 5-7 классы ориентированы в основном на получении практических навыков работы с ручными инструментами, с введением обработки конструкционных материалов при помощи различного станочного оборудования. Деятельность школьников этой категории направлена на превращение «куска» материала в готовое изделие.
Суть данного процесса достигается путем изучения приемов работы, приобретения необходимых рефлексов для получения правильной постановки движений в процессе работы инструментом. Немаловажна связь моего предмета с физической культурой поскольку, для множества операций требуется достаточно много физической силы и выносливости способность управлять своим телом и координацией движения.
Как правило после освоения правил безопасной работы достаточного количества инструментов, начинается творческая работа, где обучающимся на первом этапе (5 класс) предлагается выполнить творческий проект, темы проектов предлагаются на выбор. Работа над разработкой проекта может выполняться как в группе, так и индивидуально. На первых порах вырабатывается концепция будущего изделия здесь работа выполняется в группах – организуется дискуссия по новому изделию, накапливаются идеи по конструкции, внешнему виду, часто вносятся и выслушивается видение каждого участника дискуссии по этому поводу. После выработки идеи и принятия концепции для изделия прорабатывается техническая документация (эскизы, чертежи, технологические карты), что способствует почувствовать обучающимся себя в качестве инженера, конструктора, дизайнера и одновременно столкнуться с трудностями и проблемами этих профессий их взаимосвязи друг с другом.
Немаловажной частью моей работы занимает работа над конструкцией урока, поскольку урок технологии очень сложен в любой момент его стройность и структура может быть нарушена тем или иным образом, невозможно особенно во время практических работ соблюдать временной промежуток, отведенный для того или иного действия это связанно с тем что каждый обучающийся работает в своем темпе и скоростью для получения необходимого качественного результата. Считаю, что в первую очередь нужно оценить качество работы в рамках предъявляемых требований.
Для этого требуется составить качественную рабочую программу, и календарно-тематическое планирование в соответствии с предъявляемыми стандартами образования.
Роль образовательной организации в целом несомненно очень важна. Главнейшая задача, которая стоит перед ней это материально-техническое оснащение. Обеспечение базы учебных мастерских очень важна, причем различными материалами, замена и переоснащение современным оборудованием в том числе и персональными компьютерами, и станками с программным управлением для соответствия процесса образования новым веяниям и технологиям. Так же важная сторона работы со стороны ОО, это то чтобы проходила популяризация технологического образования, не методами принуждения, а проведения различных конференций, семинаров с приглашением сотрудников различных производственных предприятий, которые бы проводили введение в профессию с освещением достоинств и недостатков той или иной профессии. Но данные мероприятия необходимо приглашать не только обучающихся, но и их родителей, которые так же могут выступать в качестве ведущего источника информации. Такие же мероприятия в рамках профориентации можно проводить как коллективно с большой аудиторией, так и в малых конкретных группах в частности на родительских собраниях, либо классных часах.
Если обратиться собственно к уроку технологии как средству, позволяющему проводить профориентацию то можно сказать он может позволить провести пробы обучающихся в основном касающихся технических профессий и обслуживающего труда, это могут быть профессии: инженер, инженер-технолог, конструктор, дизайнер, художник, слесарь, столяр, плотник, сантехник, электромонтажник, швея, повар, технолог пищевых продуктов и т.д. Перечень очень широк, но для этого требуется оснащение и специально отведенное время.
С моей стороны, как учителя технологии я имею возможность организовать эту деятельность в рамках урока технологии, но для этого требуется оснастить учебные кабинеты, произвести внесение изменений в учебный план и программы, поскольку организация практической деятельности обучающихся в рамках профориентации практически не используется в современном технологическом образовании. Это осложняет проведение проб без отступления от учебной программы.
Как итог можно сказать, что концепция реализации моделей ранней профориентации обучающихся имеет ряд существенных недостатков.
Первое и важное материально техническое оснащение кабинетов безнадежно устарело и не соответствует современным требованиям и существующим технологиям, а также развивающимся.
Учебные программы, существующие так же не соответствуют данной концепции, для ее реализации требуется вводить дни профориентации в школе в учебный график школ, посещение предприятий в виде экскурсий, в свою очередь это повлияет на график проведения занятий по другим предметам. Так же для этого требуются налаженные общественные связи с предприятиями и организациями, которые в свою очередь так же должны иметь базу для проведения профессиональных проб.
Взваливание дополнительной нагрузки в виде проведения проб на учителя технологии так же не допустимо, это может повлиять на качество собственно получения обучающимися знаний, непосредственно касающихся предмета технологии. Учитель технологии в этой концепции может выступать своего рода экспертом и консультантом.
Непосредственно для реализации самой концепции требуется разработка плана и методической литературы с конкретными целями и задачами, которые исключают туманность и размытость трактовок данной концепции со стороны контролирующих организаций, администрации школ в виде увеличения нагрузки на учителей.
В заключение можно сказать, что данная концепция несомненно нужна, она с большой вероятностью позволит выпускникам школ определиться с выбором профессии, но она требует достаточно серьезных изменений со стороны функционирования школ. Требует качественного и количественного изменение в преподавании предмета технологии, и в целом пересмотра его значимости в сравнении с другими предметами, перевод его из второстепенного предмета в главный, который будет основополагающим в образовании, что практически невозможно из-за сложившихся стереотипов, что технология как предмет является второстепенным и необязательным, его изучение не представляет сложности, и приобретение ресурсов так же финансируется из остаточных принципов.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Инчин Александр Николаевич
→ Публикатор 09.02.2020 0 1445 242 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.