Конспект урока технологии "Устройство швейной машины"; 5 класс
Тема: Устройство швейной машины. 5 класс.
Цель: познакомить учащихся с устройством швейной машины в целом, ее привода и назначением винта-разъединителя; формировать навыки определения основных частей и деталей швейной машины, пуска и остановки швейной машины (без иглы); развивать познавательный интерес, зрительное и сенсорное восприятие, способности к обобщению и классификации.
Планируемые результаты:
Предметные результаты:
- закрепление навыков по подготовке рабочего места и содержанию его в соответствии с правилами безопасности и санитарно - гигиеническими требованиями в мастерской;
- дать учащимся сведения о швейных машинах;
- закрепление названий инструментов, необходимых на уроках технологии, их устройства, правил техники безопасной работы со швейной машиной;
- формирование умения употреблять в речи техническую терминологию, последовательно рассказывать о законченном или предполагаемом трудовом процессе.
Личностные результаты:
- развитие умения работать в коллективе;
- воспитание уважения к своему труду и к труду других людей;
- воспитание отношения к труду как к первой жизненной потребности посредством развития интереса, положительной мотивации эмоционального настроя к труду;
- подведение ребёнка к пониманию того, что труд необходим всюду (дома, в школе, на улице и т.д.), о гармонии предметов и окружающей среды;
- воспитание положительных личностных качеств ученика (трудолюбие, настойчивость, умение преодолевать собственные трудности и помогать другому, умение работать в коллективе);
- воспитание культуры труда (эстетическое отношение к организации и процессу своего труда);
- воспитание аккуратности.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: таблицы «Швейная машина», «Приводные устройства», «Правильная посадка», рабочие коробки.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Актуализация опорных знаний.
Проверка готовности к уроку и организации рабочих мест.
Вопросы к учащимся:
1. Кто разработал первый проект машины для шитья одежды?
2. Какие преимущества дает швейная машина по сравнению с ручным шитьем?
3. Какие виды швейных машин вы знаете?
4. Кто изобрел первую электрическую швейную машину?
5. Какие меры безопасности нужно учитывать при работе на швейной машине?
6. Для чего нужно соблюдать правила посадки за швейной машиной?
7. С какой стороны должен падать свет при работе на швейной машине?
8. Как должны стоять ноги работающего на швейной машине?
9. Что кроме правил посадки и техники безопасности нужно знать, чтобы работать на швейной машине?
Ответы учащихся.
Учитель. Для работы на швейной машине, кроме правил посадки и техники безопасности, нужно знать ее устройство. Откройте рабочие тетради и запишите тему урока: «Устройство швейной машины».
III. Объяснение нового материала.
Таблица «Швейная машина».
Учитель. Швейная машина состоит из большого числа деталей и механизмов, которые связаны между собой. От их слаженной работы зависит работа всего механизма. Устройство, наладка и правила эксплуатации различных видов швейных машин имеют много общего. Я буду вести объяснение по таблице, а вы – находить эти части и детали на швейной машине и изучать их конструкцию. Пожалуйста, займите места за швейными машинами и подготовьтесь к работе.
Учащиеся находят и рассматривают каждую названную часть и деталь.
– Швейная машина с ручным приводом и швейная машина с ножным приводом имеют одинаковые основные части и детали. Головка швейной машины состоит из платформы и рукава.
На рукаве расположены: маховое колесо, моталка, регулятор строчки, катушечный стержень, нитепритягиватель, рычаг подъема лапки, регулятор натяжения верхней нити, фронтовая доска. Под фронтовой доской находятся два стержня. К одному из них крепится прижимная лапка, а к другому – игла. Ладонью правой руки медленным движением к себе приведите в движение маховое колесо и пронаблюдайте за движением иглы. Не забывайте при этом о правильной посадке за швейной машиной!
На платформе находятся задвижная пластина, игольная пластинка, катушечный стержень, натяжное устройство. Под платформой расположено челночное устройство. В прорезях игольной пластины видны зубцы двигателя ткани. Если вы медленно повернете маховое колесо (вращать его нужно по направлению к себе!), то заметите, как перемещаются зубцы двигателя ткани.
Таблица «Приводные устройства».
– Рассмотрим устройство ручного привода швейной машины. Движение от руки работающего передается на маховое колесо. Маховое колесо соединено с главным валом, который находится внутри рукава швейной машины. Главный вал, вращаясь, приводит в движение рабочие органы швейной машины: иглу, лапку, нитепритягиватель, челночное устройство и двигатель ткани.
В швейной машине с ножным приводом пусковое колесо начинает вращаться от плавного покачивания педали ногами работающего. С помощью приводного ремня движение передается на маховое колесо, соединенное с главным валом. А как вы думаете, для чего служит щиток на пусковом колесе? (Ответы детей.)
– Верно, для безопасной работы. Ребята, а какая машина – с ножным или с ручным приводом – имеет больше преимуществ в работе? (Ответы детей.)
– При шитье на машине с ручным приводом правая рука работающего все время занята – она с помощью рукоятки приводит в движение маховое колесо машины. Поэтому у машины с ножным приводом явное преимущество: она освобождает обе руки работающего, а маховое колесо приводится в движение ногами работающего.
Важная деталь швейной машины – винт-разъединитель. С помощью винта-разъединителя машину устанавливают или на рабочий, или на свободный ход. Рабочий ход нужен для работы на швейной машине. Для установки швейной машины на рабочий ход надо левой рукой придерживать маховое колесо, а правой повернуть винт-разъединитель от себя до отказа. Если при покачивании махового колеса игла двигается, то машина стоит на рабочем ходу.
Свободный, или холостой, ход нужен при наматывании ниток на шпульку. Чтобы отключить рабочие органы машины, то есть поставить ее на свободный ход, надо левой рукой придержать маховое колесо, а правой повернуть винт-разъединитель на себя. Когда машина стоит на свободном ходу, при вращении махового колеса ее остальные части не двигаются. После окончания работы машину нужно ставить на свободный ход.
IV. Практическая работа «Пуск и остановка швейной машины».
Учитель. Перед началом работы нужно внимательно ознакомиться с инструкцией и повторить правила посадки за швейной машиной и безопасной работы на ней. Давайте вместе ознакомимся с ходом работы.
Чтение вслух: метод разъяснительного чтения. Демонстрация приемов работы.
– Какие правила техники безопасности необходимо вспомнить для работы? (Ответы детей. Повторение правил техники безопасности.)
Слайд «Правила посадки за швейной машиной»
Слайд «Правила безопасной работы на швейной машине»
– Есть ли вопросы по выполнению практической работы? Если вопросов нет, приступайте к выполнению.
Выполнение работы учащимися. Текущий инструктаж учителя.
V. Закрепление нового материала.
Работа в тетради.
Учитель. Запишите в тетрадь, для чего нужны рабочий и свободный ход швейной машины.
Запись в тетради:
Рабочий ход нужен для работы на швейной машине.
Свободный, или холостой, ход нужен при наматывании ниток на шпульку.
Вопросы к учащимся:
1. Назовите основные части и детали швейной машины.
2. Для чего служит платформа швейной машины?
3. Что называется рабочими органами швейной машины?
4. Для чего служит маховое колесо?
5. Для чего нужна педаль?
6. Для чего нужен винт-разъединитель?
7. Как можно определить, на рабочем или на свободном ходу находится машина?
8. В чем преимущество швейной машины с ножным приводом перед швейной машиной с ручным приводом?
VI. Подведение итогов. Оценка работы учащихся.
Смена слайдов с изображениями основных частей и деталей швейной машины.
Учитель. Сегодня вы познакомились с устройством швейной машины, с назначением ее основных частей и деталей, самостоятельно выполнили пуск и остановку швейных машин с различными приводами. В процессе работы вы смогли убедиться, что у различных видов приводных устройств есть одинаковые детали, что у разных видов машин направление движения махового колеса одинаковое. При работе маховое колесо машины должно вращаться только в одном направлении – на работающего!
Оценка работы учащихся на уроке.
Домашнее задание: изучить материал учебника, ответить на вопросы в конце параграфа.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Дьячек Анна Васильевна
→ Публикатор 24.11.2020 0 10956 405 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.