Статья "Метод проектов в преподавании технологии"
МЕТОД ПРОЕКТОВ В ПРЕПОДАВАНИИ ТЕХНОЛОГИИ
М.П. Князев
учитель технологии МБОУ «Школа № 3» г. Ростова-на-Дону
На современном этапе развития образования правомерно говорить об инновационных процессах, среди которых новые педагогические технологии занимают особое место. Понимая под педагогической технологией систематическое и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного учебно-воспитательного процесса (Беспалько В.П.), отметим важность использования такой современной педагогической технологии как метод проектов в образовательной области «Технология».
Возникнув во второй половине XIX века, метод проектов и сегодня актуален. В практической педагогической деятельности под методом проектов понимают систему обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий-проектов (Симоненко В.Д.).
Реализуя метод проектов в образовательной области «Технология», мы столкнулись с рядом проблем.
Во-первых, при реализации данного метода необходимо учитывать интересы каждого ребенка. Следовательно, список тем проектов, которые учитель использует в учебном процессе, должен быть достаточно содержательным; отражать разнообразные направления программы; соответствовать уровню подготовки учащихся, их индивидуальным, возрастным и физиологическим возможностям; и, наконец, учитывать материально-технические ресурсы учебных мастерских. Поэтому стадии выполнения проектов предшествовала большая организационно-подготовительная работа. Так, например, в тематику для учащихся 6-х классов были включены такие проекты как «Шкатулка», «Банкетка» (технология обработки древесины); «Садовый рыхлитель», «Подсвечник» (технология обработки металла); а для учащихся 7-х классов - «Светильник-бра», «Электрический звонок» (электричество). Однако при разработке тематики наряду с требованием общественно полезной и личной значимости проектов в качестве одного из дополнительных учитывалось требование занимательности. В список проектов были включены и проекты «Игра-экзаменатор» (8 класс, радиоэлектроника), «Полет на Марс» (7 класс, элементы машиноведения), «Тушение пожара» (7 класс, культура дома), «Сторожевая башня XVII века» (5 класс, технология обработки древесины). Кроме того, такие проекты как «Казачий курень» (6 класс, технология обработки древесины), «Плетень» (5 класс, художественное плетение из лозы) отражают специфику региона и местных условий.
Во-вторых, метод проектов предполагает изучение истории объекта; маркетинговые исследования; анализ существующих технологий, выбор наиболее рациональной технологии; составление технологической карты, чертежа, эскиза; конструирование и моделирование; определение режима работы и затраты времени. Но наиболее важным является заключительный, технологический этап реализации рассматриваемого метода. На этом этапе учащиеся приступают к изготовлению изделия. Но в связи с недостаточностью финансирования образования возникают, вполне естественные проблемы с материалами и инструментами. В решении этих проблем мы опираемся на родителей учащихся. В школе проводится большая разъяснительная работа с родителями о важности получения учащимися прочных знаний, умений и навыков в образовательной области «Технология». Истоки этой работы - в начальной школе. Для учеников начальных классов систематически проводятся экскурсии в школьные учебные мастерские, а родителей учащихся 3-х классов на одном из собраний учитель технологии знакомит с требованиями, определенными образовательными стандартами и программами данной образовательной области. Кроме того, традиционными стали уроки-сотрудничества, т.е. совместные уроки учащихся начальной школы и 5-8-х классов, на которых старшеклассники демонстрируют свои лучшие проекты.
Замечу, что метод проектов позволяет частично решить проблему материального обеспечения учебного процесса, так как детская фантазия предлагает порой неожиданные решения поставленных задач. Так, например, при реализации проекта «Сторожевая башня XVII века» учащиеся использовали не только такие традиционные материалы как фанера, ДВП, ДСП, пластилин, но и папье-маше, банки, бутылки, упаковочные материалы, старые игрушки, детали устаревшей бытовой и радио-техники.
В-третьих, метод проектов как гибкая модель организации учебного процесса прежде всего ориентирован на творческую самореализацию развивающейся личности учащегося, развитие его творческих способностей. Поэтому вся обстановка уроков технологии должна позволить учащимся «рождать» идеи и воплощать их в реальную жизнь. Какими педагогическими приемами обеспечить решение этой задачи? Для создания атмосферы комфортности, доброжелательности, радости, успеха наряду с методом проектов нами реализуется технология дифференциации и индивидуализации процесса обучения. Дифференцированный подход к учащимся позволяет не только осуществить подбор проектов соответствующей степени сложности, но и объединить учащихся в группы (бригады) по интересам. Так, при реализации проекта «Современные производственные технологии» (8 класс, уроки обобщения, форма проекта - стенгазета) класс разбивается на бригады, в которых каждый из учеников получает возможность повысить свой статус, выбрать себе работу по интересу и интеллектуальным возможностям.
В-четвертых, опыт внедрения метода проектов показал необходимость интеграции уроков истории, русского языка и литературы, химии, физики, математики, черчения и технологии. Проведение интегрированных уроков требует от учителей серьезной подготовительной работы, изучения дополнительной специальной и методической литературы, поиска нестандартным форм проведения уроков, но образовательное и воспитательное значение этих уроков очень велико. В качестве примера интеграции (технология + физика) назовем урок на тему «Короткое замыкание. Предохранители, их роль и назначение», раздел «Электричество в нашей квартире» (8 класс). Учащимся был предложен проект «Квартирная электропроводка», составной частью которого являлось изучение основных правил безопасного пользования электроэнергией, разработка плаката по электробезопасности. Благодаря учителю физики учащиеся познакомились с природой такого явления как короткое замыкание; усилия учителя технологии были направлены на формирование умений по устранению последствий короткого замыкания.
Метод проектов предоставляет возможности интеграции различных образовательных областей. Над этой проблемой работает педагогический коллектив школы №3 г. Ростова-на-Дону.
Таким образом, метод проектов как современная педагогическая технология позволяет ученику имитировать процесс проектирования «от идеи до результата», готовя его к жизни в современных экономических условиях. Однако поиск наиболее эффективных путей, форм и средств данной технологии еще не окончен.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Князев Михаил Павлович
→ Публикатор 20.12.2021 0 955 207 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.