Статья "Развитие творческих способностей учащихся V-VII классов на уроках технического труда при выпиливании лобзиком из фанеры"
«Развитие творческих способностей учащихся V-VII классов на уроках трудового обучения при выпиливании лобзиком из фанеры»
«Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручонки, которые питают источник творческой мысли,…
Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок»
В.А. Сухомлинский
При формировании способностей важную роль играют как наследственность и среда, так и воспитание. Причем именно воспитание оказывает большее влияние на формирование личности ребёнка. И воспитание в трудовой деятельности занимает особое место. Моя задача как педагога заключается в том, чтобы помочь ребёнку стать творческой личностью. Развивать творческие способности можно и нужно на уроках технического труда. Труд, являясь главным условием жизнедеятельности людей, рассматривается как источник формирования познавательной самостоятельности, черт характера, без которых не может быть творческой личности. В отличие от других учебных предметов, в трудовом обучении центральное место занимает организация практической деятельности учащихся по изготовлению определенных предметов.
Ещё в глубокой древности человек изготавливал различные изделия, стремясь сделать их не только удобными для пользования, но и красивыми. Одним из традиционных народных ремесел белорусов является художественная обработка древесины. Никакие искусственные материалы не заменят красоту и теплоту натурального дерева. На уроках трудового обучения ребята приобретают и совершенствуют практические навыки работы, создавая подлинные произведения искусства – разделочные доски, шкатулки, рамки, деревянные игрушки и многие другие изделия.
Актуальность опыта обусловлена тем, что в настоящее время подавляющее большинство учащихся увлекается компьютерными играми, проводя почти всё свободное время за компьютерами. Это не может не сказаться на их общем развитии. Ребята становятся замкнутыми, раздражительными, имеют проблемы в общении со сверстниками, не знают, как себя вести в реальном мире. И, самое печальное, ничего не умеют делать руками. Другая категория детей, предоставленных самим себе, уходит на улицы, в подъезды. Основные их занятия направлены не на созидание, а на разрушение.
Содержание учебного предмета «Трудовое обучение. Технический труд» в V—VII классах представлено инвариантным и вариативным компонентами.
Инвариантный компонент включает следующие разделы: «Обработка древесины», «Обработка металлов», «Ремонтные работы в быту». Содержание инвариантного компонента направлено на последовательное овладение учащимися V-VII классов отдельными технологическими операциями по ручной и механической обработке древесины и металлов, а также ремонтными работами в быту.
Вариативный компонент содержит темы, отражающие различные виды технического и художественного творчества учащихся. Учителю предоставляется возможность самостоятельно определить вид творчества (один или несколько) в каждом классе или выбрать сквозную тему с V по VII класс. Кроме перечисленных в учебной программе видов технического и художественного творчества учитель может выбрать иной (не указанный в списке) вид творчества с учетом возрастных особенностей и желаний учащихся, состояния материально-технической базы, региональных и местных условий, особенностей и традиций.
Учитывая условия материально-техническую базу нашей школы, не всегда предоставляется возможность выполнить практическую часть урока, требуемую программой учебного предмета. Поскольку учитель может варьировать учебный материал, в условиях нашего учреждения образования большое внимание уделяется художественной обработке материалов (выпиливание лобзиком из фанеры). На своих занятиях пытаюсь расширить интересы учащихся, переключить внимание на другие сферы деятельности, увлекая ребят различными видами деятельности при изготовлении изделий декоративно-прикладного назначения. Так появляется мотивация к приобретению практических навыков работы, обеспечивается приобщение детей к общечеловеческим ценностям, создаются условия для социального, культурного и профессионального самоопределения.
При создании резных композиций сходятся эстетическое и историческое, трудовое и физическое, экологическое и технологическое воспитание, что, несомненно, способствует формированию всесторонне и гармонично развитой личности.
Художественная обработка древесины является эффективным средством для формирования и совершенствования практических навыков учащихся, развития художественно-творческих способностей, воспитания, уважения к культурно-историческому наследию. Специфика выпиливание лобзиком из фанеры как вида деятельности, а именно: красота ажурного орнамента, строгость линий, четкая организация рисунка, – делает ее близкой, доступной детскому восприятию и творческим проявлениям.
Доступная сложность работ позволяет использовать на занятиях методику «успеха», когда запрограммированный положительный результат подвигает к новым успехам и переходу на более сложный уровень обучения.
Художественная обработка дерева была известна еще в IX - X вв. В странах, богатых лесами, дерево всегда любили и применяли многие поколения мастеров народных промыслов. Выявлять красоту дерева, использовать его пластические свойства умеют и мастера разных стран.
Для изготовления художественных изделий и сувениров используют древесину различных пород, хорошо поддающуюся отделке и обработке, принимая во внимание художественные особенности текстуры древесины, природные изгибы ствола, строение сучков. Кроме древесины используют кап, бересту, лозу (иву, черемуху).
Среди многих художественных ремесел, связанных с обработкой дерева, особое место занимает художественное выпиливание лобзиком. Одно из популярных ремесел, глубоко связанное с традициями русского народного творчества, резьба лобзиком развивалась параллельно с точением, мозаикой и живописными работами по дереву, нередко дополняя эти виды искусства или выступая самостоятельно.
Выпиливание лобзиком — вид художественной обработки древесины. Древесина - доступный материал, ее обработка не требует сложных инструментов. Детали орнаментальных украшений предназначены для воспроизведения по ним изделий.
Занятие выпиливанием хорошо помогает воспитанию художественного вкуса, настойчивости, терпения, развитию глазомера, точности руки. Кроме того, это занятие очень увлекательное. Процесс выпиливания захватывает, так как в каждую деталь вложен личный труд, и готовое изделие оценивается как собственное произведение. А если в изделие, над которым работал, вложить что-то свое, внести свои поправки, изменить конструкцию или рисунок орнамента, прибегнуть к фантазии, такое изделие особенно дорого, такие предметы находятся дома на самом почётном месте.
Процесс обучения учащихся выпиливанию я строю в несколько этапов.
Теоретический этап — ознакомление учащихся с общими сведениями о лесной и деревообрабатывающей промышленности; теоретическими понятиями, требованиями к составлению графической и технологической документации; общим понятием о технологическом процессе; определением и технологией выполнения технологических операций; общими правилами безопасной работы.
Демонстрационный этап — знакомство с устройством и назначением инструментов и приспособлений, необходимых для выпиливания (пила, лобзик, ножовка с узким полотном, выпиловочный столик) и демонстрация приёмов работы с ними. На этом этапе я показываю учащимся приёмы выполнения трудовых операций. Объяснение должно быть кратким, но убедительным и понятным, разъясняющим последовательность совершаемых действий. Показ приёмов выполнения трудовых операций заключается в демонстрации мною рабочих движений, последовательности их выполнения. Сначала это целостный показ в рабочем темпе; затем расчленённый или замедленный, сопровождаемый объяснениями, и далее снова целостный показ в рабочем темпе.
Аналитический этап — демонстрация уже готовых изделий, выполненных с помощью выпиливания лобзиком; анализ ошибок и недочётов, которые допустили их исполнители. Такая демонстрация вызывает у учащихся большой интерес к предстоящей работе и желание изготовить изделие ещё лучше.
Подготовительный этап — выбор и изучение изделия для дальнейшего изготовления; обучение определению и выполнению технологических операций; обучение определению основных свойств древесины и распознаванию различных видов пиломатериалов и листовых древесных материалов; определение видов ручной и механической обработки древесины.
Практический этап — составление технологической карты изделия; подготовка рисунка будущего изделия и перенос его на фанеру; выполнение выпиливания данного рисунка; подготовка творческого проекта изготовленного изделия и его защита, выставка творческих работ учащихся.
Практический этап является самым сложным и трудоёмким и направлен на реализацию главной цели в работе учащегося: создать художественный образ, показать динамичность, напряжение в движении и положении тела, характер и настроение в облике, мысль, смех, юмор. Это очень важно, потому что, если резчик не выявит характерные черты или не сумеет их показать, получится искажённый образ, а это неудача в работе. Художественный образ изделия необходимо тщательно обдумать, над ним надо скрупулёзно работать, сравнивая варианты и выбирая из них лучший. Это заставляет учащегося постоянно творчески мыслить, развивая своё воображение.
При выполнении практической части я помогаю учащимся выявлять и выделять важные формы, черты, характер образа, выбирать ведущие, исключив случайные детали, которые не должны отвлекать внимание зрителя. Определив главные черты произведения, учащиеся дополняют их деталями, которые усиливают выразительность образа. Я акцентирую внимание учащихся на том, что под видом художественного обобщения нельзя упрощать изделия до примитивности, а нужно развивать художественное видение и мастерство. Для того, чтобы выпиливаемая деталь получилась красивой и эстетичной, необходимо правильно перенести рисунок на фанеру или дощечку. Это особенно важно, если выбран симметричный рисунок, так как он должен быть одинаковым по обе стороны горизонтальной или вертикальной оси симметрии. Поэтому изображение этих рисунков в журналах и альбомах для выпиливания показано не полностью, а половиной или четвертью (демонстрирую плакат «Получение симметричного рисунка»).
На начальном этапе выполнения практической части, во избежание сколов и отломав мелких деталей, предлагаю учащимся выполнять более крупный узор. Учащиеся продумывают и предварительно прорисовывают на бумаге будущую композицию. Тщательно подготовленный рисунок в размер заготовки или детали украшаемого резьбой изделия переносится на поверхность заготовки или изделия. Если узор симметричный, с повторяющимися фрагментами, основанный на равномерном делении поверхности прямыми или кривыми линиями, то его можно размечать непосредственно на заготовке или изделии, перенося с помощью циркуля-разметчика и линейки размеры и расстояния с шаблона на дерево. Если это сложная, свободная композиция, то учащиеся её снимают на кальку и уже с кальки переносят на изделие через копировальную бумагу.
Важной задачей, стоящей передо мной на уроках выпиливания лобзикам из фанеры является воспитание у учащихся усидчивости, аккуратности и трудолюбия. С этой целью я подбираю такие изделия, которые бы соответствовали возрастным и индивидуальным особенностям учащихся и были интересны для них.
При организации образовательного процесса я эффективно и плодотворно использую деловые игры. Деловые игры способствуют воссозданию предметного и социального содержания будущей профессиональной деятельности, выбору форм моделирования систем отношений, характерных для этой деятельности. При построении учебных занятий в форме деловой игры приобретаются прочные и оперативные знания, закреплённые личными переживаниями. Кроме побуждения учащихся к выдвижению смелых идей, развития интуиции и воображения такая дидактическая форма работы активизирует интеллектуальные и познавательные способности учащихся, что важно на уроках выпиливания.
Для активизации познавательного интереса и повышения мотивации учащихся к изучению учебного предмета использую наглядный и демонстрационный методы обучения: демонстрация таблиц, плакатов и других аналогичных наглядных пособий с соответствующими образцами изделий по данной теме, мультимедийные презентации. Демонстрацию сопровождаю объяснением или беседой и акцентирую внимание учащихся на существенных признаках объекта. Привлекаю учащихся к активному изучению таблиц, плакатов, вырабатываю умение «читать» и комментировать таблицу, что способствует установлению обратной связи при изучении учебного материала. Демонстрационный метод позволяет объяснить учащимся, как получить симметричный рисунок и правильно выполнить выпиливание элементов фрагмента узора.
Для достижения наилучших результатов на уроках выпиливания лобзиком практикую фронтальные, звеньевые и индивидуальные формы работы с учащимися.
Фронтальная форма работа заключается в том, что все учащиеся одновременно выполняют одну и ту же работу. Очевидно, темп работы учащихся различен, поэтому при такой организации учебного занятия через определённый промежуток времени фронтальность нарушается. Тем не менее, эта форма работы имеет своё преимущество: объяснения учителя относятся ко всем учащимся, воспринимаются ими одновременно. Фронтальную форму работы я использую на начальном этапе обучения выпиливания лобзиком, при формировании первоначальных знаний и умений.
Звеньевую форму работы я организовываю в двух вариантах: все звенья выполняют одно и то же трудовое задание, а отдельные его члены на основе разделения труда выполняют различные работы; звенья получают различные трудовые задания, и, естественно, каждый член звена при этом также выполняет различные виды работ.
Для высокомотивированных учащихся применяю индивидуальные задания. Подобные задания призваны развивать самостоятельность в выполнении более сложной трудовой задачи и одновременно позволяют выявить знания и умения учащихся, их способность пользоваться технической документацией, самостоятельно планировать работу, подбирать материалы, инструменты и приспособления, выполнять технологические приемы и операции. Индивидуальный подход к учащимся является залогом успеха в достижении целей конкретного учебного занятия. Для повышения эффективности учебных занятий я создаю атмосферу коллективного преодоления возникающих трудностей, ставлю перед учащимися проблемные задачи, которые подводят их к поиску решений, вырабатывают самостоятельность и развивают критическое мышление.
Совершенствуя навыки выпиливания лобзиком из фанеры, ребята учатся делать красивую вещь: конструируют, выполняют чертежи, проектируют технологический процесс или последовательность получения из заготовки готового изделия, контролируют его качество, проверяют, а затем находят новую идею, позволяющую выполнить работу ещё лучше.
Оценить цифрами или баллами результативность опыта довольно проблематично. Результатом совместной работы ученика и учителя являются оригинальные работы ребят, которые характеризуются индивидуальностью, эстетичностью, хорошим уровнем качества, конкретной функциональностью. Неповторимые работы учащихся остаются запечатленными на фотографиях выставок творчества учащихся .
Показателем результативности своей работы является создание выставки детских творческих работ, участие в различных конкурсах и акциях. Так в 2018 году ученик 7 класса Хотиловский Павел принял активное участие в районном конкурсе «Техно-ёлка» и занял 2-е место, в 2019г - 2-е место в номинации «Рождественский сувенир». В 2021г. ученик 6 класса Шукелович Егор также занял І место Ів районном конкурсе «Техно-ёлка» (номинация “Рождественская композиция”, композиции “Благая весть”, “Рождество”) и ІІ место в областном.
Увлечение выпиливанием лобзиком из фанеры – основа школьной бизнес-компании “Нашчадкі”, что приносит ребятам и практическую пользу. Собственными руками они создают декоративные предметы для украшения интерьера дома, которые реализуются во время сельских и городских ярмарок, праздников: разделочные доски, шкатулки, лопатки. Игрушками-пазлами существенно пополнилась развивающая предметно-пространственная среда яслей-сада .
Третий год подряд ребята 5-7 классов участвуют в областной Акции "Тепло наших сердец - вашим прожитым годам!", во время которой сделанные своими руками рождественские сувениры дарятся одиноким пожилым жителям агрогородка и близлежащих деревень.
Занятия выпиливанием создают у учащихся положительную мотивацию к практической деятельности, дают возможность реализовать себя в общении с педагогом и со сверстниками, формируют устойчивый интерес к выбору будущей специальности. Так в 2017 году бывший ученик нашей школы Бернадский Владислав представлял Ошмянский район в областном фестивале творчества детей с ОПФР «Мир моих увлечений», где продемонстрировал свои работы.
Практика показывает, что у учащихся, которые серьёзно увлеклись резьбой, повысился уровень успеваемости по учебному предмету, они с удовольствием и интересом посещают занятия, научились самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, использовать их в процессе учебной деятельности при выполнении творческих заданий. Анализ результатов моей педагогической деятельности показывает, что успеваемость учащихся по предмету технический труд за последние три года составляет 100%, средний балл по школе - 8,04%. Также по итогам опроса у ребят, какой ваш любимый предмет, из 100% ответила 80% - технический труд.
Я постоянно ищу пути усовершенствования учебного занятия. Такие поиски направлены на решение цели обучающих и воспитывающих заданий, прежде всего на повышение воспитывающей роли урока, развитие творческого потенциала личности.
Даже если в дальнейшем ребята не станут профессиональными мастерами и художниками, навыки, полученные на занятиях, помогут им в работе по любой специальности. Ребята начитают понимать и ценить красоту, т.к. именно она является самым главным критерием в работе над изделием. Недаром многие взрослые в организации своего досуга возвращаются к увлечениям детства.
Урок трудового обучения – это предмет о познании мастерства, создающий положительную мотивацию у учащихся к учебной деятельности и формирующий у них устойчивый интерес к резьбе по дереву и выбору будущей специальности. Именно урок трудового обучения имеет возможность и должен формировать у учащихся потребность и способность к самостоятельной, творческой, активной деятельности.
Занимаясь выпиливанием, учащиеся приобщаются к интересному делу, которое обогащает их внутренний мир, заполняет интересным творческим трудом свободное время. Приобщение к процессу создания изделий по законам красоты доставляет детям удовлетворение, радость, эстетическое наслаждение. Декоративно-прикладное искусство открывает им возможность для разносторонней деятельности, для достойного применения энергии.
Список литературы
1. Барташевич, А. А. Художественная обработка дерева / А.А. Барташевич, А. М. Романовский. — Минск: Вышэйшая школа, 2000. — 230 с.
2. Варламов, Р. Г. Элементы художественного конструирования и технической эстетики / Р. Г. Варламов, О. Д Струков. — М.: Советское радио, 1980. — 96 с.
3. Деркачёв, А. А. Внеклассная работа по техническому труду / А.А. Деркачёв. — Минск: Народная асвета, 1986. — 176 с.
4. Занятия по техническому труду в школьных мастерских: 4-6 кл. /под. ред. А.Г.Дубова – М.: Просвещение, 1971 – 368 с.: ил.
5. Кальней, В. А. Основы методики трудового и профессионального обучения. / В.А. Кальней, – М.: Просвещение, 1987 – 191 с.
6. Кругликов, Г. И. Методика преподавания технологии с практикумом./Г.И. Кругликов – М.: Издательский центр «Академия», 2002 – 480 с.
7. Матвеева, Т. А. Мозаика и резьба по дереву./Т.А. Матвеева – М.: Высшая школа.
8. Методика трудового обучения с практикумом: учебное пособие для студ. пед. ин - тов. / под ред. Д.А. Тхоржевского – М.: Просвещение, 1987 – 447 с.
Климашевская Галина Леонидовна, учитель технического труда, Новосёлковского яслей-сада – средней школы, Ошмянского р-на, Гродненской обл., 1 категория.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Климашевская Галина Леонидовна
→ Публикатор 14.07.2022 0 1189 92 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Смотрите похожие материалы