Конспект урока технологии "Виды вышивки"; 5 класс


Тема: «Виды вышивки. Вышивка народных мотивов Южного Урала»

 

Цели урока:

Ознакомить учащихся с народонаселением Урала, особенностями русской и башкирской вышивок, с обрядами, связанными с вышивкой.

Воспитать любовь к родному краю, бережное отношение к истокам старины глубокой.

Научить вышивке простейшими швами.

 

Ход урока

  1. Оргмомент

  2. Объяснение нового материала

Широко распространённым видом рукоделия является вышивание. Оно создавалось веками и передавалось из поколения в поколение. Истоки нашей сегодняшней жизни уходят в глубь веков. Ни один народ не может создавать и развивать свою культуру на пустом месте, не опираясь на наследие прошлого.

Наши далёкие предки достойно берегли свою родную речь, свои песни, танцы, музыку, национальные особенности, быт.

Южный Урал – уникальный регион, на территории которого сосредоточены большие и малые группы народов. На протяжении всей истории он является местом тесного соприкосновения европейской и азиатской культур. В экспозициях музеев Южного Урала можно встретить вышивку русских, украинских, белорусских, башкирских, татарских мастериц.

 

В 9 – 15в.в. коренное население составляли башкиры, изначально заселившие северо - восток Челябинской области и оренбургские степи.

Кроме башкир, на Урале проживали татары, казахи, калмыки. С конца 18 в. обширные уральские земли заселяют русские переселенцы из Поморских уездов, Верхнего и Северного Поволжья, Прикамья. В истории Урала достойное место занимает история Оренбургского казачьего войска особенностью которого является его многонациональный состав.. К концу 19 в. относится приток украинских переселенцев, заселявших южные районы Челябинской области.

, н Культурные традиции русского, башкирского,

Одним из ярких проявлений народного мастерства является национальный костюм. В нём выражаются художественные вкусы народа, его любовь к прекрасному и тончайшее техническое мастерство. Нельзя забывать традиции, отходить от народного творчества, т. к. народ, не утративший истоки своей культуры - имеет будущее.

Русская народная одежда состояла из рубахи, понёвы, передника и головного убора.

Поверх рубахи одевалась панёва, а затем передник. Панёва – это юбка.

Её носили только замужние женщины. Шушпан, навершник – это верхняя одежда для

холодного времени года. Головные уборы – платки и шали, которые завязывали по-разному. Дополнениями к одежде были: расшитые перчатки и рукавицы из сукна и вязаные, декоративные пояса, подвески, ожерелья, ленты и т.д. Всё поражало красотой, удивительным вкусом, изобретательностью, чувством меры и разнообразием вышивки.

Народные вышивки издавна славились разнообразием узоров, восхищали оригинальностью цветовых решений. Они создавались веками и зависели от географического положения страны, её истории и культуры. О существовании вышивки в эпоху Древней Руси говорят находки археологов, относящиеся к 9-12 вв. Это фрагмент одежды, головные украшения и головной убор, выполненные золотыми нитями. На головные уборы нашивали не только бисер, но и кораллы перламутр, монеты, бляхи и подвески.

Традиции вышивального искусства постоянно развивались, в 14-17вв. вышивка приобретает ещё более широкое распространение в украшении костюма. Золотым шитьём, в сочетании с жемчугом и самоцветами в далёкие времена украшали одежду знатных людей. Вышивание было распространено в основном среди женщин знатных семей и монахинь.

Искусство вышивания распространяется повсеместно. С 18 в. оно входит в жизнь всех слоёв населения, но становится одним из основных занятий девушек – крестьянок.

Вышивкой украшали предметы быта – полотенца, подзоры, столешники.

Золотыми нитями, цветным шёлком украшали свадебные полотенца и свадебные рубахи.

Символ земли и плодородия - прямая линия,

женская фигура - квадрат с точкой посередине.

Знак воды - волнообразная ритмичная линия.

Ромбы, квадраты, круги, розетки, восьмиконечные звёзды символизируют силы природы – солнце, луну, огонь, землю.

Городская вышивка не имела своих традиций, т.к. постоянно претерпевала влияние моды, приходившей с Запада.

Народная вышивка была связана со стародавними обычаями и обрядами

Так крестьянские девочки к 13 –15 годам должны были приготовить себе приданное. Это были вышитые скатерти, полотенца, подзоры, предметы одежды, головные уборы и подарки . Особое внимание уделялось, до сватовства, рубахам.

Как известно, рубаха в старой русской деревне была основной частью костюма, а для молодёжи подчас и единственной. Для будних дней её обычно не вышивали , зато уж как вышивали праздничную !

Особенно девушки старались, ведь оказаться в праздничный день на людях в невышитой рубахе считалось позором. И для того дня, когда всем крестьянским миром выходили на покос тоже готовили украшенную узором одежду. Считалось, например, что продавать её никак нельзя – потеряешь Счастье. А свадебная рубаха к тому же, обладает целебной силой. Глубокий смысл имели и сами узоры

В середине 19 в. ещё был жив обряд «чтения узоров». В одном из сёл собирались из ближних и дальних мест девушки в лучших, сделанных своими руками, нарядах. Одна на другую надевали 4-5 рубах с затейливыми узорами, что шли от подола до груди. Затем сарафан, поверх него 3-4 нарядных передника.

Пришедшие на празднество парни выбирали себе в провожатые старую женщину и с ней подходили к разряженным девушкам. Женщина показывала их передники и подолы

рубах, поясняя при этом значение узоров. Парни же, по вышивкам, судили о трудолюбии и способностях девушек. В старинной песне поётся, как работала одна из таких рукодельниц:

Во первый раз вышивала

Красно солнце с маревами,

С тёплыми облаками,

Во второй раз вышивала

Светел месяц со лучами,

Со частыми со звёздами.(…)

В четвёртый раз вышивала

Сине море со волнами…

В русском народном костюме, особенно женщин, воплощён образ птицы - «лебёдушки», «павы», «утушки» и т. д. Поэтому все русские женские костюмы обладают общими чертами: малорасчленённым компактным объёмом и лаконичным, мягким, плавным контуром.

Характерной верхней частью национального башкирского костюма является халат, отделанный вышивкой и аппликацией. Фартуки были украшены в большей степени вышивкой, которая играла роль оберега. Везде повторяется ромбический мотив - он составляет земледельческую основу башкирского орнамента.

Нитки

Узоры, тканые и вышитые, выполнялись льняными, конопляными шёлковыми, шерстяными нитками, окрашенными растительными красителями, дающими приглушённые оттенки.

Гамма цветов многокрасочна: белый, красный, синий и чёрный, коричневый, жёлтый, зелёный. Но чаще всего узоры вышивались красными нитками по белому фону или белыми по красному.

Инструменты.

Для работы использовали разообразные иглы.

Толстые иглы с большим ушком применяли для вышивки на плотных, грубых тканях.

Маленькими и тонкими иглами вышивали на тонких

тканях.


 

Классификация ручных швов.


 

Простые Счетные

Вперед иголку Крест

Назад иголку Набор

Стебельчатый Счетная гладь

Тамбурный Роспись

Узелки.

 

  1. Практическая работа «Зарисовки традиционных орнаментов»

  2. Вводный инструктаж.

  3. Текущий инструктаж.

  4. Физкультминутка.

  5. Заключительный инструктаж.

  6. Подведение итогов.

 


Полный текст материала Конспект урока технологии "Виды вышивки"; 5 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Осечкина Ирина Владимировна  Публикатор
19.10.2022 0 806 64

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК