Конспект урока технологии "Виды вышивки"; 5 класс
Тема: «Виды вышивки. Вышивка народных мотивов Южного Урала»
Цели урока:
Ознакомить учащихся с народонаселением Урала, особенностями русской и башкирской вышивок, с обрядами, связанными с вышивкой.
Воспитать любовь к родному краю, бережное отношение к истокам старины глубокой.
Научить вышивке простейшими швами.
Ход урока
-
Оргмомент
-
Объяснение нового материала
Широко распространённым видом рукоделия является вышивание. Оно создавалось веками и передавалось из поколения в поколение. Истоки нашей сегодняшней жизни уходят в глубь веков. Ни один народ не может создавать и развивать свою культуру на пустом месте, не опираясь на наследие прошлого.
Наши далёкие предки достойно берегли свою родную речь, свои песни, танцы, музыку, национальные особенности, быт.
Южный Урал – уникальный регион, на территории которого сосредоточены большие и малые группы народов. На протяжении всей истории он является местом тесного соприкосновения европейской и азиатской культур. В экспозициях музеев Южного Урала можно встретить вышивку русских, украинских, белорусских, башкирских, татарских мастериц.
В 9 – 15в.в. коренное население составляли башкиры, изначально заселившие северо - восток Челябинской области и оренбургские степи.
Кроме башкир, на Урале проживали татары, казахи, калмыки. С конца 18 в. обширные уральские земли заселяют русские переселенцы из Поморских уездов, Верхнего и Северного Поволжья, Прикамья. В истории Урала достойное место занимает история Оренбургского казачьего войска особенностью которого является его многонациональный состав.. К концу 19 в. относится приток украинских переселенцев, заселявших южные районы Челябинской области.
, н Культурные традиции русского, башкирского,
Одним из ярких проявлений народного мастерства является национальный костюм. В нём выражаются художественные вкусы народа, его любовь к прекрасному и тончайшее техническое мастерство. Нельзя забывать традиции, отходить от народного творчества, т. к. народ, не утративший истоки своей культуры - имеет будущее.
Русская народная одежда состояла из рубахи, понёвы, передника и головного убора.
Поверх рубахи одевалась панёва, а затем передник. Панёва – это юбка.
Её носили только замужние женщины. Шушпан, навершник – это верхняя одежда для
холодного времени года. Головные уборы – платки и шали, которые завязывали по-разному. Дополнениями к одежде были: расшитые перчатки и рукавицы из сукна и вязаные, декоративные пояса, подвески, ожерелья, ленты и т.д. Всё поражало красотой, удивительным вкусом, изобретательностью, чувством меры и разнообразием вышивки.
Народные вышивки издавна славились разнообразием узоров, восхищали оригинальностью цветовых решений. Они создавались веками и зависели от географического положения страны, её истории и культуры. О существовании вышивки в эпоху Древней Руси говорят находки археологов, относящиеся к 9-12 вв. Это фрагмент одежды, головные украшения и головной убор, выполненные золотыми нитями. На головные уборы нашивали не только бисер, но и кораллы перламутр, монеты, бляхи и подвески.
Традиции вышивального искусства постоянно развивались, в 14-17вв. вышивка приобретает ещё более широкое распространение в украшении костюма. Золотым шитьём, в сочетании с жемчугом и самоцветами в далёкие времена украшали одежду знатных людей. Вышивание было распространено в основном среди женщин знатных семей и монахинь.
Искусство вышивания распространяется повсеместно. С 18 в. оно входит в жизнь всех слоёв населения, но становится одним из основных занятий девушек – крестьянок.
Вышивкой украшали предметы быта – полотенца, подзоры, столешники.
Золотыми нитями, цветным шёлком украшали свадебные полотенца и свадебные рубахи.
Символ земли и плодородия - прямая линия,
женская фигура - квадрат с точкой посередине.
Знак воды - волнообразная ритмичная линия.
Ромбы, квадраты, круги, розетки, восьмиконечные звёзды символизируют силы природы – солнце, луну, огонь, землю.
Городская вышивка не имела своих традиций, т.к. постоянно претерпевала влияние моды, приходившей с Запада.
Народная вышивка была связана со стародавними обычаями и обрядами
Так крестьянские девочки к 13 –15 годам должны были приготовить себе приданное. Это были вышитые скатерти, полотенца, подзоры, предметы одежды, головные уборы и подарки . Особое внимание уделялось, до сватовства, рубахам.
Как известно, рубаха в старой русской деревне была основной частью костюма, а для молодёжи подчас и единственной. Для будних дней её обычно не вышивали , зато уж как вышивали праздничную !
Особенно девушки старались, ведь оказаться в праздничный день на людях в невышитой рубахе считалось позором. И для того дня, когда всем крестьянским миром выходили на покос тоже готовили украшенную узором одежду. Считалось, например, что продавать её никак нельзя – потеряешь Счастье. А свадебная рубаха к тому же, обладает целебной силой. Глубокий смысл имели и сами узоры
В середине 19 в. ещё был жив обряд «чтения узоров». В одном из сёл собирались из ближних и дальних мест девушки в лучших, сделанных своими руками, нарядах. Одна на другую надевали 4-5 рубах с затейливыми узорами, что шли от подола до груди. Затем сарафан, поверх него 3-4 нарядных передника.
Пришедшие на празднество парни выбирали себе в провожатые старую женщину и с ней подходили к разряженным девушкам. Женщина показывала их передники и подолы
рубах, поясняя при этом значение узоров. Парни же, по вышивкам, судили о трудолюбии и способностях девушек. В старинной песне поётся, как работала одна из таких рукодельниц:
Во первый раз вышивала
Красно солнце с маревами,
С тёплыми облаками,
Во второй раз вышивала
Светел месяц со лучами,
Со частыми со звёздами.(…)
В четвёртый раз вышивала
Сине море со волнами…
В русском народном костюме, особенно женщин, воплощён образ птицы - «лебёдушки», «павы», «утушки» и т. д. Поэтому все русские женские костюмы обладают общими чертами: малорасчленённым компактным объёмом и лаконичным, мягким, плавным контуром.
Характерной верхней частью национального башкирского костюма является халат, отделанный вышивкой и аппликацией. Фартуки были украшены в большей степени вышивкой, которая играла роль оберега. Везде повторяется ромбический мотив - он составляет земледельческую основу башкирского орнамента.
Нитки
Узоры, тканые и вышитые, выполнялись льняными, конопляными шёлковыми, шерстяными нитками, окрашенными растительными красителями, дающими приглушённые оттенки.
Гамма цветов многокрасочна: белый, красный, синий и чёрный, коричневый, жёлтый, зелёный. Но чаще всего узоры вышивались красными нитками по белому фону или белыми по красному.
Инструменты.
Для работы использовали разообразные иглы.
Толстые иглы с большим ушком применяли для вышивки на плотных, грубых тканях.
Маленькими и тонкими иглами вышивали на тонких
тканях.
Классификация ручных швов.
Простые Счетные
Вперед иголку Крест
Назад иголку Набор
Стебельчатый Счетная гладь
Тамбурный Роспись
Узелки.
-
Практическая работа «Зарисовки традиционных орнаментов»
-
Вводный инструктаж.
-
Текущий инструктаж.
-
Физкультминутка.
-
Заключительный инструктаж.
-
Подведение итогов.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Осечкина Ирина Владимировна
→ Публикатор 19.10.2022 0 1033 76 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.