Программа краткосрочных курсов "Декорирование твердой поверхности в технике "Декупаж"; 5 - 7 классы
Программа курса
Декорирование твердой поверхности в технике «ДЕКУПАЖ»
Программа для учащихся 5-7-х классов.
Учитель трудового обучения
Е. Л. Суханова
Пермь
Содержание программы.
-
Пояснительная записка.
-
Учебно-тематический план.
-
Содержание программы.
-
Безопасные условия работы.
-
Методическое обеспечение программы.
-
Заключение.
Декорирование твердой поверхности в технике «ДЕКУПАЖ»
Программа краткосрочных курсов декорирование поверхности в технике «Декупаж» содержит практические и теоретические материалы и направлена на изучение элементов художественного рукоделия, креативного рукоделия, изобразительного искусства. Программа может быть использована педагогами дополнительного образования.
Краткосрочный курс
Декорирование твердой поверхности в технике «ДЕКУПАЖ»
Тип проекта: творческий.
Сроки реализации: краткосрочный.
Ожидаемый результат: изготовление изделия, декорирование поверхности в технике декупаж.
Цель – познакомиться с техникой самостоятельного изготовления изделия и декорирования по своему вкусу, в технике «декупаж»
Задачи:
- развивать интерес к творческой деятельности;
- познакомиться учащихся с техникой «декупаж»;
- развивать чувство формы, цвета, пропорций при декорировании предмета;
- научить ребят выполнять изделие и декорировать в технике «декупаж»;
- оформить выставку изделий.
Пояснительная записка.
Когда ребенок подражает, мы часто начинаем разграничивать игру и труд, тем самым невольно утверждая в сознании ребенка, что заниматься творчеством – занятие приятное, интересное и серьезное, нужное, но подчас тяжелое. Как же сохранить единство труда и творчества?
Один из возможных способов – создание вещей - самоделок. Это занятие исключительно творческое, способное пробуждать и развивать детскую фантазию. Вместе с тем рукоделие важный компонент трудового обучения детей с нарушенным интеллектом: занимаясь им, дети приобретают навыки шитья, работы с ножницами, клеем, развивают глазомер, объемное мышление.
Ребенка увлекает стремление самостоятельно сделать хорошую работу, это заставляет его точно и аккуратно выполнять все трудовые операции. Пусть первое изделие еще не так хорошо выполнено, как нам хотелось, но оно сделана своими руками. А это главное!
Кроме того, прежде чем приступить к работе, необходимо обсудить ее, поговорить на нужную тему. Это поможет детям вспомнить многое из того, что они наблюдали, читали, слышали, уточнить их представления о конкретном предмете, выявить отношение к нему, и, наконец, что самое главное, дать толчок творческой фантазии.
Надо всячески поощрять стремление ребенка внести в работу выдумку, находить что-то новое, дополняющее данную форму, то есть дать ему возможность выступить в роле автора.
Работа над изделием складывается из выполнения определенных приемов, то есть способов трудовой деятельности. Лишь овладев необходимым запасом приемов, можно рационально спланировать и практически выполнить задание. В большинстве случаев умственно отсталый учащийся без посторонней помощи не способен найти какой-то рациональный трудовой прием, нужный для работы, даже если он очень прост. Поэтому в процессе обучения необходимо заботиться о том, чтобы опыт учащихся постоянно пополнялся доступными им приемами труда, включая и самые элементарные.
Решая задачу формирования устойчивого положительного отношения учащихся к труду, необходимо обеспечивать занятия качественно выполненными средствами наглядности, проводить занятия в оптимальном темпе, учитывая возможности лучший и отстающих школьников,
предоставлять учащимся хорошо отрегулированный и налаженный инструмент, приспособления и доступные для обработки материалы.
Практическое занятие программы, прежде всего в том, что она поможет детям выполнить подарок к празднику, самостоятельно изготовить изделие.
Всему, что так необходимо ребенку:
-
воспитанию усидчивости, аккуратности и терпения;
-
развитию образного и пространственного мышления, кисти рук и глазомера;
-
обучения ребенка технологическим операциям, и, прежде всего, творческому подходу к любой работе, поможет эта программа. Сколько радости получит ребенок от работы выполненной своими руками. Умелые руки и фантазия творят чудеса.
Программа курса требует от педагога творческого подхода и учета индивидуальных особенностей детей специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений.
Когда основные технологические процессы освоены, следует обращать больше внимания на творческую сторону. Задача преподавателя – пробудить и развивать творческое начало ребенка.
Концепция программы:
-
В процессе занятий художественным трудом формируются все психические процессы, развиваются художественно-творческие способности и положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира.
-
Формирование трудовых навыков и умений происходит в едином процессе ознакомления детей с творчеством, культурой и эстетическими ценностями.
-
Досуговая деятельность способствует приобщению учащихся к труду, предоставляет детям свободу выбора, возможность развития комбинаторных умений, выработке индивидуального стиля и темпа деятельности.
Актуальность программы:
-
развивает мелкую моторику пальцев;
-
знакомит ребят с техникой «декупаж»;
-
позволяет ребятам научиться выполнять и декорировать изделия с твердой поверхностью в технике «декупаж»;
-
знакомит их с инструментами и материалами;
-
способствует развитию образного и пространственного мышления;
-
поможет овладеть искусством цветовых сочетаний и развить творческие способности и фантазию учащихся;
-
формирует трудовые навыки;
-
эстетическое воспитание.
Содержание курса:
-
Техника «Декупаж»
-
Выбор предмета для декупажа. Последовательность выполнения техники «ДЕКУПАЖ». Подбор материалов (салфеток, декупажные карты, клей, кисти).
-
Грунтовка поверхности (2-3 слоя)
-
Нанесение декупажных элементов.
-
Тонирование поверхности.
-
Нанесение финишного лака, просушка
-
Декорирование поверхности дополнительными деталями.
-
Выставка работ.
Учебно-тематический план.
Курс |
Тема занятия |
Кол-во часов |
Содержание занятия |
Знания и умения |
Декорирование твердой поверхности в технике «Декупаж «
|
Декоративная техника «Декупаж» |
1 |
Декупаж. Последовательность выполнения, материалы и инструменты применяемые при декупаже |
Знать: последовательность выполнения декорирования предмета в технике декупаж Уметь: организовать рабочее место, готовить инструменты и материалы |
Выбор предмета для декупажа. Подбор декупажных мотивов (салфетки или декупажные карты) |
1
|
Правила подбора предметов для декупажа (банки, стаканы, шкатулки и т.д.) Виды и свойства декупажных карт и салфеток. |
Знать: правила подбора предметов для декупажа. Виды и свойства декупажных карт и салфеток. Уметь: подбирать предметы для декупажа, различать декупажные мотивы
|
|
Инструменты и материалы для декупажа. |
1
|
Инструменты для декупажа (ножницы, кисти, спонж). Правила и способы применения инструментов. Материалы применяемые при декупаже(грунт, краски, лак) с и их свойства. Правила работы с грунтом, акриловыми красками, клеем. |
Знать: Инструменты для декупажа. Правила и способы применения инструментов, материалы применяемые при декупаже (грунт, краски, лак) с и их свойства. Правила работы с грунтом, акриловыми красками, клеем. Уметь: использовать инструменты для декупажа работаь с грунтом, акриловыми красками, клеем. |
|
Выбор предмета для декорирования в технике «Декупаж». Выбор декупажного мотива |
1 |
Выбор предмета для декорирования в технике «Декупаж». Обезжиривание поверхности. Выбор декупажного мотива (декупажная карта, салфетка). |
Знать: правила безопасной работы, материалы применяемые при технике «декупаж», способы нанесения грунта на твердую поверхность. Правила и особенности подбора декупажного мотива Уметь: пользоваться инструментами, наносить грунт на твердую поверхность, выбрать декупажный мотив. |
|
Грунтовка твердой поверхности |
1 |
Нанесение грунта на поверхность (два слоя). Просушивание загрунтованного изделия |
Знать: способы и особенности нанесения грунта Уметь: наносить грунт на твердую поверхность, пользоваться инструментами. |
|
Нанесение декупажного мотива на поверхность. Тонирование и дорисовка. |
1 |
Тонирование и дорисовка рисунка акриловыми красками, контурами. |
Знать: правила наклеивания декупажного мотива, правила работы с клеем, свойства акриловых красок и контуров, способы тонирования: Уметь: смешивать краски, тонировать поверхность, пользоваться контурами, пользоваться кистью и клеем, наклеивать салфетку или декупажную карту. |
|
Покрытие изделия лаком. Окончательная отделка изделия. . |
1
|
Нанесение первого слоя лака на поверхность изделия. Просушка изделия. Нанесение второго слоя лака. Декорирование готового изделия (ленты, бусины, дополнительные декоративные элементы) |
Знать: свойства акрилового лака, способы нанесения лака на поверхность, какие предметы декора можно применить, безопасные условия работы с клеевым пистолетом. Уметь: применять разные способы декора, пользоваться клеевым пистолетом, наносить лак на твердую поверхность. |
|
Итого 8часов |
Выставка работ, подведение итогов |
1 |
|
|
Знакомство с техникой «Декупаж»
Декупаж - это декоративная техника имитации росписи.
Слово decoupage французского происхождения, обозначает «вырезать».
Декупаж представляет собой своего рода аппликацию, которая изготавливается с использованием декупажных карт, бумаги, салфеток.
Декупаж - это способ декорирования своими руками почти любой поверхности.
Шаг первый. Выбираем предмет для декупажа.
Первое, перед декупажем поверхность следует обезжирить.
Второе, следует быть аккуратным и избегать появления отпечатков пальцев.
Третье, если посуду, на которой делали декупаж, вы собираетесь использовать по прямому назначению, обязательно пользуйтесь специальными лаками
Шаг второй. В поисках декупажных мотивов.
Мы выбрали предмет для декупажа, теперь ищем подходящий рисунок Классический вариант – использование в работе салфеток для декупажа и декупажных карт.
Салфетки для декупажа. Основное отличие декупажных салфеток от тех, которые мы используем при сервировке стола – яркие, красочные и интересные рисунки. Ведь декупаж в первую очередь – украшение.
Декупажные салфетки могут быть одно-, двух- и трехслойные. Количество слоев не имеет значения, ведь в работе используется только верхний слой, на который нанесен рисунок. Остальные слои мы просто отделяем от декупажной салфетки.
Но не спешите их выбрасывать, простые белые слои салфетки для декупажа могут нам еще пригодиться. Сложность в приклеивании декупажных салфеток в том, что они очень тонкие. Одно неосторожное движение – и они порвутся, или образуются некрасивые складки и заломы, от которых будет непросто избавиться.
Декупажные карты. Это лист бумаги разной плотности (толщины), на которую типографским способом нанесен рисунок или несколько разных мотивов. Отличие декупажной карты от салфеток для декупажа в том, что сквозь более плотную бумагу декупажной карты не просвечивает поверхность, на которую наносится декупажный мотив. Это значит, что вовсе не обязательно клеить декупажную карту на поверхность, покрытую белой краской. Самыми тонкими считаются декупажные карты на рисовой бумаге (но они и самые дорогие). Чем плотнее бумага, тем дешевле карта. Однако, следует помнить, что чем плотнее бумага, тем больше усилий вам придется приложить, приклеивая декупажную карту и добиваясь единения поверхности с рисунком. На какие только ухищрения не идут мастерицы, делая границы карт малозаметными: обрывают, а не обрезают края рисунка; вымачивают карты в воде и истончают бумагу; шкурят края карты наждачной бумагой-«нулевочкой». Поэтому очень удобными в работе являются декупажные карты, выпускаемые компанией «Чип-Арт». Они изготавливаются на бумаге плотностью не более 45 грамм на квадратный метр, тонкие, как салфетки, но более прочные. Никакой предварительной обработки, отрезали и наклеили!
Картинки из журналов, открытки, фотографии, распечатки – несомненно, все это можно использовать для декупажа. Главное, предварительно обработать рисунок, чтобы он не потек, не поблек, и ничем не отличался от декупажной карты или салфетки. Кстати, распечатку можно делать на одном из белых слоев декупажной салфетки, вот почему не стоит спешить его выбрасывать. Чтобы распечатанный декупажный мотив не поплыл, его надо сбрызнуть лаком (на первых порах подойдет обычный лак для волос). Изображение на открытке или фотографии покрывают лаком, затем картинку замачивают в воде и аккуратно скатывают слои бумаги, оставляя лишь тоненькую пленочку с рисунком. Это и будет изображение, которое мы используем для декупажа.
Шаг третий, не менее ответственный. Инструменты для декупажа.
Ножницы. Предназначение этого инструмента всем понятно – вырезать. Многие мастера советуют вырывать декупажный мотив с салфетки или декупажной карты, так как оборванные края лучше ложатся на поверхность для декупажа..
Грунт. С его помощью мы покрываем предмет белой краской, грунтуем его. Белый цвет не съедает краски, сохраняет декупажный мотив ярким и красочным.
Предназначение клея – приклеивать декупажный мотив к рабочей поверхности. Существуют специальные клеи и лаки для декупажа, с помощью которых рисунок приклеивается к предмету. Работать специальными материалами для декупажа одно удовольствие. Все проходит легко и гладко, минимум проблем, но они дорого стоят. Поэтому умелицы - декупажницы нашли выход. Это обычный клей ПВА, строительный или канцелярский. При необходимости (если клей густой), его разводят водой. Поверьте, для делающих первые шаги в декупаже это лучший вариант.
Кисти. Наносить клей на поверхность и рисунок лучше кистью. Подрисовывать мелкие детали, которые сложно вырезать и наклеить, тоже лучше ими. Создавать всевозможные эффекты в декупаже и, наконец, покрывать готовую работу лаком – все это делается с помощью кисточек. Синтетические, натуральные, из щетины, плоские, круглые, веерные кисти… Несмотря на такое разнообразие, у каждой кисти в декупаже есть свое применение. Синтетическими лучше всего приклеивать декупажный мотив к поверхности, разглаживать его. Тоненькими кисточками тонируют поверхность для декупажа, делают подрисовку на декупажной карте или салфетке. А веерными удобно создавать различные эффекты на предмете декупажа.
Простые белые салфетки или слои, отделенные от декупажной салфетки, пригодятся для удаления излишков клея с поверхности.
Краски. Для декупажа лучше всего подойдут акриловые краски. Они не самые дешевые, но, зато, не потекут и не испортят работу. Краски понадобятся для тонирования поверхности для декупажа, подрисовки мелких деталей на декупажном мотиве. Если несмотря на все ваши усилия декупажный рисунок смотрится блекло, вернуть ему былую яркость также помогут краски.
Лак. Незаменимый помощник на всех этапах декупажа. Им покрывают приклеенный декупажный мотив перед тонированием предмета для декупажа (если в процессе работы на рисунок попадет краска, ее можно будет смыть, не испортив работу). Финишным лаком покрывают готовую работу. Какой лак лучше использовать в декупаже? Существуют специальные лаки для декупажа. Многие умелицы используют акриловый. Если ваше изделие будет соприкасаться с водой или использоваться во влажном помещении, выберите водостойкий лак. Для посуды используется специальный безвредный декупажный лак.
Шаг четвертый, самый ответственный. Делаем декупаж.
Первым делом убедитесь, что поверхность предмета для декупажа чистая и сухая.
Грунтуем поверхность для декупажа. Для этих целей можно использовать белый акриловый грунт или краску.
Прежде чем начать клеить, приложите декупажный мотив к поверхности. Пофантазируйте, поперемещайте его с места на место, выбирая самый удачный вариант расположения декупажного рисунка. Сфотографируйте его, чтобы остался образец. Поверьте, в процессе декупажа можно увлечься и забыть о деталях. А фотография напомнит, где что должно быть.
Уверены в расположении декупажного мотива? Начинаем клеить. Смазываем тонким слоем поверхность для декупажа. Накладываем рисунок и тщательно промазываем его клеем. Промазываем от центра в разные стороны. Слишком много клея на кисточку не берите. Хорошо промажьте края элемента.
Чистой салфеткой или сухой тряпкой убираем излишки клея с предмета декупажа.
Клей высох. Покрываем декупажный мотив (только его) лаком. После высыхания лака тонируем поверхность красками. Здесь все зависит только от ваших возможностей и желаний, от стиля работы. Тон может гармонировать с декупажным мотивом или резко контрастировать, подчеркивая или приглушая его.
Наносим финишный лак. Каждый слой перед нанесением последующего должен просохнуть.
Главное правило, о котором не следует забывать в процессе декупажа: «Поспешишь – людей насмешишь». И это правда. Лучше не торопиться и потратить на декупаж предмета неделю, чем несколько раз все переделывать или получить неаккуратную работу.
Безопасные условия работы .
Правила безопасной работы ножницами.
-
Хранить ножницы в определенном месте.
-
Передавать ножницы кольцами вперед.
-
Не держать ножницы острыми концами вперед.
-
Не оставлять ножницы открытыми на рабочем месте.
-
Не класть у вращающихся деталей машины.
-
Ткань резать на столе, ножницы держать острым концом вниз.
Техника безопасности при работе с клеем
1. С клеем обращайтесь осторожно. Клей ядовит!
2. Наноси клей на поверхность изделия только кистью.
3. Нельзя, чтобы клей попадал на пальцы рук, лицо, особенно глаза.
4. При попадании клея в глаза надо немедленно промыть их в большом количестве воды.
5. По окончании работы обязательно вымыть руки и кисть.
6. При работе с клеем пользуйтесь салфеткой.
Заключение:
Чердачная игрушка - великолепная находка для воспитания и развития детей не только в школе, но и в домашней обстановке. Их можно развесить дома на стенах. Старшие дети могут коллекционировать чердачные игрушки, в играх с ними происходит развитие коммуникативно-познавательной и творческой деятельности. Чердачная игрушка всегда эксклюзивна. Для того чтобы её сшить, не нужно искать какие-то особые выкройки. Она рисуется самим автором. Всё зависит от вашего желания, настроения, мастерства. Они настолько просты в исполнении и настолько оригинальны, что могут стать прекрасным подарком или украшением вашего дома.
Источники информации:
http://hobby-hall.ru/index/dekupazh/0-6
Е.Г.Расина «Декупаж» Москва:
ОЛМА Медиа Групп, 2010г.
«Декупаж» Минск: Харвест, 2011г.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Екатерина Леонидовна Суханова
→ Публикатор 02.11.2019 0 3556 123 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Смотрите похожие материалы