Презентация "Русский костюм"; 5-9 класс
Слайд 2
Национальная одежда — это своеобразная книга, научившись читать
которую, можно много узнать о традициях, обычаях и истории своего
народа. Жизнь крестьянина была неразрывно связана с природой,
возделыванием земли и соответствующими трудовыми циклами.
Праздник либо завершал какой-то сложный этап в нелегкой
крестьянской жизни, либо предшествовал следующему важному этапу.
Праздники ждали, к ним готовились.
А какие наряды надевали в
праздники?
Накануне
народных
гуляний
распахивались тяжелые сундуки и
на свет извлекались многочисленные
рубахи,
сорочки,
сарафаны,
кафтаны, шушуны и юбки. Чем
больше сундуков и чем плотнее они
были набиты — тем богаче
считался хозяин дома и тем
больший почет был хозяйке.
Слайд 3
Основу любого русского костюма составляла рубаха. Ее
одевали мужчины, женщины и дети. Это та часть одежды,
которую человек носил от рождения до смерти. Она была
широкой, украшалась по подолу, вороту, краю рукавов
вышивкой. И обязательно подвязывалась поясом.
В южнорусском женском костюме или понёвном комплексе
самой главной деталью была понёва.
Понёва — это прабабушка современной юбки. Понёва
непременно одевалась поверх рубахи, далее шел передник, затем
«навершник» и завершал костюм головной убор.
В понёвном комплексе особенно ярко выражен многослойный
характер русского костюма.
Этот тип костюма считается более древним по сравнению с
сарафановым комплексом.
Слайд 4
Праздничный девичий костюм включал в себя
«передник» или, по-другому, «запон», «занавеска»,
«нагрудник» — так называли его в разных районах
России.
Передник всегда щедро украшался вышивкой и
часто предпочтение отдавалось красному цвету.
Недаром старое слово «красный» означало
одновременно и красивый. Красный цвет кроме
того считался магическим.
Известно, что магические свойства красного
цвета древние народы связывали с цветом огня и
солнца, и именно поэтому красный цвет был
символом спасения и знаком преграды для злых
сил, сил тьмы и ночи. Одежда с орнаментом
красного цвета должна была отпугивать демонов
и духов, имеющих человеческий облик, хранить и
оберегать владельца от разных напастей.
Слайд 5
Одеждой замужней женщины в некоторых
районах России был «навершник» — верхняя
наплечная одежда, как правило из домотканой
шерстяной ткани, сшитой по типу укороченной
рубахи.
Сейчас мы подобную одежду назвали бы
демисезонной, поскольку одевали ее обычно
осенью или весной и носили поверх рубахи, поневы
и передника.
Навершник всегда старались как-то украсить
— вышивкой, аппликациями из дорогих тканей,
блестками. Навершник не подпоясывали.
Повседневная женская крестьянская обувь мало
отличалась от мужской, женщины обычно
носили лапти с онучами, а на праздники обували
бескаблучные сапоги из цветной кожи, которые
часто украшались вышивками.
Слайд 6
Северорусский костюм или, как его еще
называют, женский сарафановый комплекс
был широко распространен в северных и
центральных губерниях. Главной и самой
известной частью этого костюма являлся
сарафан. Его носили на Руси в будни и в
праздники начиная с XIV века.
Изготавливался
сарафан
из
холста,
домотканного сукна, крашеных и фабричных
тканей, шелка или парчи.
Мягкие плавные линии сарафана, которые как
бы струились при движении, делали женщину
похожей на лебедя. Недаром в народных песнях
и сказках женщин зовут лебедушками.
Украшали сарафаны вышивкой, различными
лентами, цветными полосками ситца, тесьмой
и бахромой.
Слайд 7
Я праздничный девичий наряд вместе с
парчовым или шелковым сарафаном,
кокошником, поясом и украшениями
входили и так называемые душегреи —
«епанечки», «коротены» — коротенькие
на лямках кофточки, похожие на
маленькие сарафанчики.
А в ненастную погоду деревенские
модницы
одевали
старательно
расшитые телогреи, которые делали из
дорогих нарядных тканей, вышивали
узорами,
обшивали
по
краю
декоративной полосой.
Слайд 8
Основными частями мужской одежды как
сейчас, так и в старые времена являются
рубаха и порты (штаны).
Без рубахи не мог обойтись ни крестьянин, ни
князь, ни горожанин, ни селянин. Отличие
состояло лишь в качестве материала и
отделки.
Мужские рубахи обычно шились из ткани
одноцветной, клетчатой или с мелким
набивным рисунком.
Праздничную одежду расшивали цветными
шелковыми
нитями.
Особое
значение
придавалось расположению рисунка на рубахе.
Так, нагрудные узоры (передцы) вдоль разреза
по центру груди защищали сердце и легкие,
наплечные (вошвы) охраняли руки, а
наподольные не давали пробраться злым
силам снизу. Порты были темных расцветок,
иногда в полоску. Их заправляли в сапоги или
обертывали онучами, а поверх надевали
лапти.
Слайд 9
Для русского человека большое значение всегда
имела зимняя одежда. Во времена, когда
главным средством передвижения были
лошади, для путника незаменима была одежда
из овчины.
Из овчины шили полушубки мехом вовнутрь и
тулупы. Полы тулупа заходили одна на другую,
а подвязывали его ярким поясом. На
полушубках часто выкладывали орнамент из
кусочков кожи и разноцветной тесьмы по
подолу и по краю рукавов.
В дальней дороге тулуп служил и подстилкой,
и подушкой, и одеялом. В холодную пору важно
было ноги держать в тепле и поэтому ни один
путник не хотел бы остаться в метель без
валенок, а если мороз лютовал больше
обычного, то опытные ямщики имели про
запас даже меховую обувь.
Слайд 10
Армяк — крестьянская верхняя одежда из толстого сукна
в виде кафтана.
Душегрея — женская короткая одежда без рукавов, которую
одевали в прохладную
погоду, иногда отточенная мехом с застежкой спереди.
Зипун — крестьянский кафтан из грубого толстого сукна.
Китайка —хлопчатобумажная ткань полотняного
переплетения, окрашенная в синий цвет; шла на рубахи,
сарафаны и пр.
Кожух — верхняя одежда из вывернутой кожи, надеваемая
зимой поверх шубы. Косоворотка — мужская рубаха с особым
покроем ворота. Его разрез располагался не посередине груди, а
сбоку.
Крашенник — специалист, умелец в покраске тканей. Краску
делали на растительной основе, используя зверобой, василек,
чернику, листья бузины, кору ольхи, шелуху лука и многое
другое.
Кумач
—
хлопчато-бумажная
ткань
полотняного
переплетения, окрашенная в красный цвет
Кушак, или пояс —обязательный и очень важный атрибут
Слайд 11
В давние времена пояса выполняли много разных функций — служили показателем
благосостояния своего владельца, оповещали о принадлежности к тому или иному
сословию, а также являлись наградой и подарком, передавались по наследству.
Онучи —кусок холста или сукна, оборачиваемого вокруг ноги, поверх которого
одевали лапти и перевязывали веревками.
Позумент — золотая, серебрянная или мишурная тесьма, золототканная лента,
повязка, обшивка.
Рубище — грубая, толстая будничная одежда.
Сафьян — тонкая, мягкая, обычно ярко окрашенная кожа, выделанная из шкур коз и
овец.
Сермяга— так называли грубое сукно, а человека, одетого в крестьянскую одежду из
грубого неокрашенного домотканного сукна — сермяжным.
Телогрея — женская верхняя одежда, которая от душегреи отличалась наличием
рукавов, более темным колером и отсутствием меховой отделки.
Убрус — нарядный женский головной убор, свадебная фата.
Слайд 12
Презентация выполнена учителем
технологии Журавлевой М.И.
Литература
Русский народный костюм, изд. «МозаикаСинтез», 2004
На странице приведен фрагмент.
|
Автор: Журавлева Марина Игоревна
→ Жу-жа |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Есть мнение?
Оставьте комментарий