У
ПРАВЛЕНИЕ
ОБРАЗОВАНИЯ
МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД НОВЫЙ УРЕНГОЙ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
ЦЕНТР ВНЕШКОЛЬНОЙ
РАБОТЫ «ИСТОКИ»
(МБОУ ДОД ЦВР
«Истоки»)
Творческий
проект
«Герб
ЯНАО»
Автор проекта:
Финагенов Александр.
учащийся объединения
«Художественное
выпиливание выжигание»
Руководитель
проекта:
педагог дополнительного
образования
Новотельнова
Татьяна Петровна
г. Новый Уренгой
Содержание
1. Введение.
Обоснование выбора темы.
2 - 5
2. Кластер схема.
6
3. Инструменты и
материалы, используемые в работе.
7
4. Правила техники
безопасности .
8 - 9
5. Технологическая
последовательность выполнения работы
10
6. Экономическое
обоснования проекта
11
7. Заключение 12
Литература
Введение
Дерево
- один из самых
универсальных материалов, который
человек научился обрабатывать еще в
глубокой древности. Разнообразно и
широко использовалась древесина русскими
мастерами. С помощью топора, ножа и
некоторых других дополнительных
инструментов, изготовлял русский человек
все необходимое для жизни: жилище и
хозяйственные постройки, мосты, ветряные
мельницы, орудия труда, мебель, посуду,
детские игрушки и многое другое.
По разнообразию
физико-механических свойств с деревом
вряд ли могут сравниться другие природные
материалы. Древесину, можно резать,
строгать, расщеплять, гнуть, прессовать,
окрашивать, морить, править и обжигать.
Мастера всегда
привлекала легкость и прочность
материала, своеобразная красота текстуры
отдельных сортов дерева.
Выпиливание - один
из самых популярных видов декоративно
- прикладного искусства, традиции
которого живы и актуальны в наши дни.
С первых занятий
в объединении я учился правильно
пользоваться инструментами, выпиливать,
выжигать, оформлять работу. Это трудно,
но очень интересно. Считаю: лучшее, что
придумала природа - это дерево. От него
происходит и жизнь, и красота на земле.
Природа и мы - одно целое. Без украшений
из дерева невозможно представить себе
домашнее жилье, как в старину, так и в
наше время.
Искусство
художественной обработки дерева широко
развито во многих областях России.
Фантазия и творчество мастеров не имеют
границ. Выпиливание лобзиком простейший
вид прорезной резьбы, это очень
увлекательное занятие. Ажурные полочки,
шкатулки; вазы из фанеры могут украсить
любой интерьер.
Использованы все
уникальные свойства дерева, изучив
технологию и приемы изготовления
отдельных деталей. Было решено изготовить
оригинальную копию герба ЯНАО.
Цель:
Изготовление
оригинальной копии герба ЯНАО.
Для
достижения поставленной цели решались
следующие
задачи:
1. Научиться
выполнять план творческого проекта,
соблюдать структуру проектирования.
2. Совершенствовать
умения и навыки работы по дереву, приемы
пользования инструментами.
3. Развивать трудовые
навыки при обработке древесины.
4. Проявлять
творческую инициативу; максимальную
самостоятельность; ответственность и
умение доводить начатое дело до конца.
5. Воспитывать
патриотизм и любовь к родному краю.
В ходе изучения
технологии проектирования, выявились,
а в дальнейшем и использовались три
основных этапа:
Для удобства и
более четкой работы, было решено
применять конструктивный
метод, т. е
использовать изображение герба, шаблоны,
схемы и фотоматериалы, алгоритм
(последовательность) выполнения работы.
1.
Этап: ориентировочно - мотивационный
Мотивация
и выбор темы
На
занятии в беседе педагог познакомила
нас с историей появления щитов и гербов
разных государств, начиная с XI
века. Заинтересовавшись этой темой, я
ближе познакомился с изображением
нескольких гербов нашего государства:
герб России, герб нашего города Новый
Уренгой, а так же с гербом нашего Ямало
Ненецкого автономного округа. Так как
мы на занятии уже выполняли работу над
изготовлением герба России и
нашего города.
Я решил проверить
силы, и проявить свои ЗУН и выполнить
работу по изготовлению герба нашего
Ямало Ненецкого автономного округа.
Историческая
справка.
Щит
и герб.
В Западной Европе
в ХI-XII
веках возникли гербы – отличительные
знаки воинов – рыцарей. С головы до ног
войны рыцари были закованы в железные
доспехи и неизвестно было, кто скрывался
за рыцарским шлемам и латами. И по этой
причине для рыцарей стали рисовать на
щитах изображение: людей, мифологических
или реальных животных, птиц и растений,
часто изображали оружие. Щиты делали
различной формы и по ней различали, к
какому народу принадлежал рыцарь.
У англичан щиты в
основном были круглой формы. У итальянцев
– овальной, у испанцев – ровный плоский
в верху и закругленный снизу, а у французов
– квадратный, прямоугольный в виде
сердца.
Большое значение
имел цвет щита. Черный – символизировал
землю холод. Белый – воду, влагу. Голубой
– воздух, небо. Красный – огонь, тепло.
По цветам определяли и достоинство
рыцаря. Например: желтый или золотой
цвет соотносился с богатством, силой,
верностью. Белый или серебряный обозначал
– чистоту. Голубой – величие, красота
ясность. Красный – храбрость, мужество,
неустрашимость. Зеленый – надежда,
изобилие.
Шло время, прошла
эпоха рыцарей, но остались гербы. Внешне
они сохранили форму щита с изображением
на нем знаков, присвоенных государству,
области, округу или городу.
Изображение на
гербах городов России или были связаны
с занятием населения, производством
или промышленностью, либо отражали
какие - то знаменательные события,
связанные с жизнью города.
2.
Этап: оперативно - деятельный
Обдумывание
порядка действий, планирование
Как уже говорилось
выше, данную тему я освоил на занятии в
объединении. Педагог предложила выбрать
проект по желанию, но близкий по теме
«Гербы». И с этого момента началась
работа над проектом. После определения
выбора объекта, встал вопрос о применении
данного изделия:
изделие
может служить:
в качестве
наглядного элемента в патриотическом
воспитании молодежи города;
в качестве
наглядного пособия для учащихся;
в качестве
выставочного экспоната на занятиях и
т.д.;
дополнение при
оформлении экспозиции по региональному
компоненту;
Для облегчения
работы, я составил кластер
схему
обдумывания, где отразил все основные
элементы планирования и последовательность
действий по изготовлению изделия.
Кластер
– схема
Обдумывания
и планирования деятельности
Схема
№ 1
Используемый
в работе материал.
Схема № 2
Инструменты,
используемые в работе.
Схема № 3
Правила
организации рабочего места
Рабочее место
содержи в чистоте и порядке.
На рабочем месте
находятся те инструменты и материалы,
которые необходимы для данной работы.
Рабочее место
организуй так, чтобы было удобно работать
двумя руками.
На рабочем месте
каждый предмет должен иметь свое место,
и располагаться на таком расстоянии,
чтобы не было лишних движений: то, что
полагается брать правой рукой лежит
справа, а то, что левой слева.
Инструмент, который
требуется, должен находиться ближе и
всего на рабочем месте.
Наглядные пособия
(рисунок, шаблон и т.д.) располагаются
так, чтобы они не мешали работе.
Рабочее место
каждый организует для себя сам, сохраняет
его порядок до конца работы.
В конце занятия
необходимо разложить инструменты на
свои места, произвести уборку.
Безопасные
приемы работы
Правила
безопасности при работе с лобзиком
Перед началом
работы проверь лобзик на холостом
ходу, пользуясь переключателем.
Плавно, двумя
руками подавай фанеру на электролобзик.
При обнаружении
неисправности, электроприбора, сообщи
об этом руководителю объединения.
Правила
обращения с клеем
При работе с клеем
работай аккуратно.
Не ставь пузырек
с клеем на край стола
Клей наноси
специальной кистью.
Используй при
работе влажную ткань для удаления
излишков клея и для очищения рук.
Избегай попадания
клея в глаза.
При попадании
клея в глаза быстро промой глаза
проточной водой.
После окончания
работы закрой пузырек с клеем и тщательно
вымой руки.
Технологическая
последовательность выполнения работы
«Герб
ЯНАО»
№
|
Последовательность
выполнения работы, материалы.
|
Описание операций.
Технология изготовления.
|
Фото-этапы
|
Инструменты,
материалы.
|
1.
|
Выбор материала и обработка.
|
Обработка поверхности
фанеры.
|
|
Наждачная бумага.
|
2.
|
Экономическое распределение
шаблонов.
|
Переносим изображение на
поверхность фанеры с помощью шаблонов.
|
|
Кнопки, копировальная
бумага, шаблоны, карандаш.
|
3.
|
Выпиливание основных
деталей.
|
Детали выпиливаются по
внешнему контуру.
|
|
Пилка, лобзик.
|
4.
|
Обработка линий спилов
|
Линии спила обрабатываются
(зачищаются)
|
|
Наждачная бумага, надфили.
|
5.
|
Обработка
деталей.
|
Детали обрабатываются по
краю и по рисунку.
|
|
Выжигательный
аппарат.
|
6.
|
Окраска
деталей
|
Окраска
деталей и сушка.
|
|
Гуашь, кисти.
|
7.
|
Оформление
изделия.
|
Высохшие
детали изделия покрываются лаком,
декорируются.
|
|
Лак, кисть.
|
8.
|
Полная сборка
изделия.
|
Детали
собираются в единую композицию и
приклеиваются к щиту
|
|
Клей ПВА,
кисть.
|
3.
Заключительный этап
Экономический
расчёт (стоимость материалов) используемых
для изготовления «Герба»
Таблица № 2
-
|
Наименование
|
Количество,
|
Цена
|
Сумма
|
и/и
|
|
метраж
|
|
|
1.
|
Фанера
№ 3
|
150х150см.
|
360 руб.
|
|
|
|
40х70 см.
|
|
120-00 руб.
|
2.
|
Фанера
№ 5
|
150х150см.
45х61см.
|
420 руб.
|
140-00 руб.
|
3.
|
Наждачная бумага
мелко зернистая
|
1 пачка – 10 листов.
|
50 руб.
|
10-00 руб.
|
4.
|
Копировальная
бумага
|
1 пачка – 20 листов.
|
50-00 руб.
|
5-00 руб.
|
5.
|
Кнопки
канцелярские
|
1 пачка – 50 шт.
|
10-00руб.
|
20
коп.
|
6.
|
Пилочки
для лобзика
|
1 набор-10 шт.
|
40-00 руб.
|
12-00 руб.
|
7.
|
Гуашь
|
12 цветов
|
50 -00 руб.
|
5-00 руб.
|
8.
|
Лак
|
Объем 0.5 литра
|
45-00 руб.
|
5-00
руб.
|
9.
|
Краска
«Бронзовая»
|
Объем 0.5 литра
|
45 -00 руб.
|
1-00 руб.
|
10.
|
Клей ПВА
|
500гр.
|
70-00руб.
|
5-00 руб.
|
|
ИТОГО:
|
|
|
303 руб. 20 коп.
|
|
Наименование
|
Расход
электроэнергии
|
Цена за 1
киловатт
|
Сумма
|
1.
|
Выжигательный
аппарат (20Вт)
|
60 Вт.
|
1 руб.67коп.
|
10 коп.
|
2.
|
Электролобзик
(45Вт)
|
90 Вт.
|
1 руб.67коп.
|
15 коп.
|
|
ИТОГО:
|
|
|
25 коп.
|
Суммарная
себестоимость всех использованных в
работе материалов для изготовления
«Герба» составляет
303 рубля
45
коп.
В себестоимость
не входит оплата за работу, т.к. «Герб»
изготовлен своими руками.
Время
изготовления
Время изготовления
изделия: 4 занятия по 2 часа: 15минут
каждое, суммарно, от проектирования и
до конечного результата, т. е - готового
изделия, затрачено всего 9 часов учебного
времени.
Итог
Во время работы
над проектом, я получил много положительных
эмоций. В первые научился составлять
проект изделия; глубже узнал историю
герба ЯНАО и округа в целом; более
ответственно стал относится к работе;
экономно и целенаправленно использовать
рабочее время; творчески подходить к
отдельно взятой теме, изделию.
Вещи, сделанные
своими руками, всегда ценились как
неповторимый, пусть маленький, но шедевр.
Каждый юноша - это будущий строитель
семейного очага, домашнего уюта. И без
подготовки, пусть даже в форме увлечения
ни к одному человеку не придет умение,
поэтому советую всем мальчишкам не
терять времени, а учиться постигать
данные нам природой, урокимастерства.
Литература:
1.Ж/л «Школа и
производство» № 5 1997г.
2. ж/л «Северные
просторы» май, июнь № 3 1989г.
3. газета «Правда
Севера» №170 (2950) за 23 декабря 1999г.