Презентация по технологии "Царица Кузбасских гор"; 8-9 класс


Творческий проект

Царица Кузбасских гор.ppt

Мурзин Сергей


Декоративное панно

«Царица Кузбасских гор»

(Техника художественной резьбы по древесине, природный материал)


  1. Обоснование возникшей проблемы и потребности.


Вот он, будущий дом: золотое крылечко,

Где простой половник для уюта у ног,

И сухими дровишками кормится печка,

И с любимым котенком играет сынок.


Ярким всплеском календул веранду украшу.

Мы незлую собаку с тобой заведем.

Я томить в чугунах буду русскую кашу

С запашистым, наваристым, спорым борщом.


Ты сумеешь построить смолистую баньку

И с мужицким стараньем разбить огород.

Научусь, как крестьянка, вставать спозаранку

Средь капустных, грибных, огуречных забот.


Будет флюгер – Сережкино счастье на крыше.

Если дочка родиться, то как назовем?

Мы любить будем краешек, нас приютивший,

Золотое крылечко, наш будущий дом.

Мурзина Наталья Петровна


Мама очень точно подметила мою любовь к животным, к птицам, к пресмыкающимся и вообще я люблю слушать тишину природы вдали от города. На каникулы я уезжаю к тетке в деревню: это меня успокаивает и наводит на творческий лад.

На занятиях по художественной обработке древесины я узнал, как богат наш Кузбасс лесами, какую пользу приносит лес человеку: поглощает высокочастотные звуки, благотворно действуют на психику, успокаивают нервную систему, повышает работоспособность. Лес способствует очищению воздуха от газов и пыли в наиболее загрязненном приземном слое атмосферы, «фильтрует воздух от вредных примесей в зоне, где живет человек. Поглощаются листьями и хвоей и другие вредные примеси – окислы азота, фенолы, хлористые соединения.

Лес – это дом для мхов и трав, грибов, кустарников и деревьев, птиц , зверей и насекомых. И все это природное сообщество. Ведь обитатели леса живут бок обок, сообща, помогая друг другу, будто соседи в большом многоэтажном доме. И одним из удивительных существ является ящерица. Юркая, красивая переливающаяся перламутром на солнце, она приносит лесу пользу – уничтожая вредных насекомых. Едва весеннее солнышко пригреет теплом, эти существа появляются на открытых местах, их можно увидеть на скалистых пригорках.

Для меня очень важны этические принципы: не навреди, цени, люби и уважай дикую природу ради нее самой, благоговей перед дикой жизнью, максимально соблюдай естественные права дикой природы, растений и животных. Я не понимаю, когда родители разрешают детям ловить ужей, ящериц и так далее, лишь для того, чтобы поиграть и выбросить уже измученных. Я люблю наблюдать за всеми, не нарушая гармонию природы.

Лес и его обитатели украшают землю, он пробуждает в нас чувство прекрасного. Будем любить все: зверей, птиц, растения…. Ведь в этом состоит красота и мудрость жизни!

Занимаясь в мастерской по художественной обработке древесины и природного материала, мы учимся «давать» вторую жизнь дереву.

В добрый труд, как жизни след,

Свято верует мой дед:

Ложки, блюда, все вокруг –

Это дело его рук.

И замечу сразу я:

Без особого «сырья»

Вырезает сто чудес,

Не обидев пальцем лес.

. Евгений Супанев.

Дерево – материал, легко поддающийся обработке, способный принять любую пластическую форму и, что не менее важно, материал «теплый», который приятно трогать руками, при соприкосновении, с которым не возникает отрицательных эмоций. У нас во дворе, где отслужившие свой век деревья используются на детских игровых площадках, это удачно как с эстетической, так и с функциональной точки зрения. Отжившие деревья, очищенные от коры и хорошо отшлифованные, имеющие интересный пластический силуэт, с успехом служат в качестве снарядов для лазания.

В осенние каникулы ежегодно проводится городская выставка-конкурс «Успех – 200...», и я отдохнувший летом на природе, начинаю готовиться к конкурсу. Тема: «Кузбасс – мой дом родной». И именно поэтому темой своего творческого проекта в 2009 учебном году я выбрал выполнение изделия в технике резьба по древесине и оформление изделия природным материалом: кора сосны и трава. Я посещаю мастерскую по художественной обработке древесины уже четвертый год, больше всего мне нравиться рельефная резьба, не требующая специального оборудования, то, что требуется – резак, стамеска. Задуманная мною композиция может быть предметом интерьера моей комнаты или в мастерской, где я занимаюсь, особенно интересным может быть три работы, выполненные в разном жанре, но объединенные одним стилем изготовления рамок.


  1. Схема обдумывания.


  1. Выявление основных параметров и ограничений.

Изделие должно отвечать следующим требованиям:

1. Изделие должно быть выполнено аккуратно.

  1. Изделие должно соответствовать выбранной стилистике.

  2. Изделие должно быть красивым.

  3. изделие должно быть выполнено из экологически чистых материалов.

  4. Изделие должно быть прочным.


  1. Из истории резьбы.


О резном убранстве древнерусских деревянных построек прямых указаний в письменных источниках не сохранилось, но едва ли можно сомневаться, что «в дивно украшенных, всякой лепоты исполненных церквах и хоромах», о постройке, которых говориться в русских летописях, резьба по дереву находила самое широкое применение.

Уже в XIXII веках различные виды деревообработки носили характер ремесленного производства. В летописях встречается ряд упоминаний об артелях древоделей (плотников), теслей (столяров), городников (специалистов по крупному строительству). В примерном перечне профессий, существовавших в крупных русских городах XIXIII веков отмечены резчики по дереву.

Доказательством применения рельефной резьбы в древнерусском зодчестве стали находки, сделанные во время археологических раскопок в Новгороде. Резной декор новгородской колонны не может считаться единичным, случайным явлением. Он органически связан со всем русским декоративным искусством того времени.

Высокий художественный уровень находок, выполненный руками древних мастеров, несомненно, определяется более ранним периодом развития монументально-декоративной резьбы у древних славян.

В нем виден сплав христианских и языческих мотивов. Шестикрылые серафимы, фигуры святых и тут же фантастические изображения львов с «проросшими» хвостами, сирины, древа жизни.

В период с XI – до XVI веков резчики использовали такие приемы, как профильное наложение тела зверей, при котором очертания фигур образуют сложный, причудливый силуэт. Сюжеты взяты большей частью из апокрифических источников.

Резьба XVI столетия, сохраняя творческие достижения предыдущего периода, развивается в направлении все большего усложнения и обогащения орнаментальных мотивов.

Общее направление развития русского искусства второй половины XVII века, в котором все сильнее стали сказываться реалистические тенденции, стремление к более объемной передаче форм и многоплановому построению композиции, нашло яркое отражение в трактовке резного декора кораблей.

Первая четверть XVIII столетия (эпоха петровских реформ) была новым этапом в развитии монументально-декоративной резьбы. Здесь, как и в других областях, шел процесс внедрения стилистических направлений от пышного барокко до изысканного рококо, царивших в то время в большинстве западноевропейских стран.

Безусловно, большое влияние на все русское искусство и, в частности, на резьбу по дереву, оказали приглашенные Петром 1 иностранные мастера, в том числе резчики, такие как Кондрад Оснер, Николай Пино, Конрад Ганн и другие. Многие из них долгие годы прожили в России. Каждый из этих резчиков имел русских учеников, которых обязан был обучать приемам своего мастерства.


5.Глухая рельефная резьба.

Глухая рельефная резьба – это резьба с непрорезанным (глухим) фоном, высоким рельефным узором или рисунком, почти не имеет плоской поверхности. Этот вид подразделяется на барельефную резьбу – с низким рельефом, и горильефную – с более высоким. Рельефная резьба отличается от других видов большей выразительностью, декоративностью, обилием светотени, свободной композицией. Рельефная резьба считается трудоемкой, поскольку требует мастерства и опыта резчика по древесине, большого набора инструмента.



  1. Техника глухой рельефной резьбы.


Сначала выполняется рисунок в плоскорельефной резьбе с подобранным фоном. А затем продолжают разрабатывать рельеф на плоскости рисунка. В рельефной резьбе основную роль играет разработка рельефа на детали. Рельефную резьбу иногда для упрощения делают накладной.


  1. Генерирование (развитие) идеи.


  1. Потребность – для интерьера;

  2. Историческая справка;

  3. Модель - декоративная;

  4. Стиль – художественный;

  5. Технология изготовления – ручная;

  6. Конструирование – комбинированное;

  7. Материалы: древесина - доска, рейки, кора сосны, клей ПВА для древесины, клей «Момент – столяр», мелкие опилки, морилка, наждачная бумага, восковая мастика;

  8. Инструменты и оборудование: резак-косяк, стамески – разные по форме,

  9. Охрана труда – соблюдение техники безопасности.


  1. Требования к изделию.



Название изделия


Панно настенное «Царица Кузбасских гор»

Функциональное назначение

Для интерьера

Пользователь

Мастерская, комната - настенное панно

Единичное или массовое производство

Единичное

Требования к материалам

Натуральные

Метод изготовления

Резьба по древесине

Стиль

Любительский

Требования с точки зрения безопасности использования

Поверхность гладкая

Экологические требования

Экологически чистые материалы – древесина, опилки, кора сосны




  1. Инструменты и приспособления.


По контуру рисунка резаками-косяками, заточенным под 45, 30 градусов, делается прорезка по всему контуру, затем подрезка резаком или стамеской плоской. Нужен также резак закругленный, сделанный из пилочки по металлу. Стамески узкие для закругленных мест малым диаметром, для более глубокой выборки применяется глюкарза. Стамесками и глюкарзой нужно резать от себя, при этом закрепив основу. Косым ножом можно резать во всех направлениях: на себя, от себя, наклонив его вправо, влево, внутрь окружности, наружу.


  1. Материалы.


Для рельефной резьбы подходят лиственные породы древесины: липа, осина, тополь. Из хвойных пород можно применять пихту, но она сминается при резке, у сосны явно выражена текстура и мягкий слой сменяется твердым, применяется только в домовой резьбе. Древесина кедра излюбленный материал для резьбы: нежно розовый цвет, со временем он темнеет, текстура не проявлена, мягкая легко поддающаяся резьбе.





11. Технологическая последовательность изготовления.


Ящерица на камне


п/п

Наименование операции

Эскиз, обработка заготовки

Оборудование, инструменты


1




2








3




4











5





6


7


8


Строгание заготовки прямоугольной формы


Прорисовываем форму заготовки (имитируя камень)




Выпиливание

формы камня



Прорезаем по контуру ящерицы, подрезаем по контуру, одновременно оформляем камень, закругляем формы ящерицы


Зачистка ящерицы, покрытие морилкой камня


Просушка


Зачистка камня


Резьба узора на ящерице








































Верстак, рубанок, угольник, линейка, карандаш









Электролобзик




Резак-косяк, стамески








Резаком


Наждачная бумага




Мелкая

наждачная бумага


Резак-косяк

  1. ехнологическая последовательность изготовления рамки.


п/п

Наименование операции

Эскиз

Оборудование, инструменты, приспособления

1





2



3




4



5






6


Отпиливание рейки заданных размеров под 45 градусов


Склеивание рамки


Оформление рамки корой сосны


Оформление основы


Приклеивание ящерицы на камне на основу, вставление основы в рамку


Оформление основы травой, покрытие

Длина – 450мм. (2шт.)

Длина – 360мм. (2шт.)

Ширина – 50мм.

Толщина – 15мм.









Верстак, тиски, ножовка (стусло)




Клей «Момент – Столяр»


Опилки, клей ПВА, кусочки коры разной формы


ДВП, гуашевые краски


Клей «Момент-столяр»




Лак для волос



  1. Контроль качества.


Готовое изделие отвечает следующим требованиям:

  1. Выполнено изделие аккуратно, в соответствии с технологией.

  2. Единство композиционного решения.

  3. Соответствие назначения изделия и выбранного материала.


  1. Техника безопасности при выполнении работы.

  1. Надежно закреплять заготовку при строгании и резьбе, обязательно должен быть упор.

  2. Выпиливать электролобзиком на специальном столе.

  3. Резцы и стамески держать в защитных чехлах.

  4. Работая резцом, свободную руку держать с противоположной стороны от направления резания, при работе со стамеской заготовку обязательно закреплять и свободной рукой направлять стамеску и придерживать. Стамеской резать древесину в направлении «от себя».

  5. Пыль, стружку, опилки удалять щеткой-сметкой.

  6. Работать в хорошо освещенном помещении.

  7. Во время резьбы следить за чистотой рук.

  8. При лакировании и вощевании работать в хорошо проветриваемом помещении.


  1. Экологическое обоснование.

Изделие является экологически безвредным, не приносящим опасных последствий здоровью человека, так как изготовлена из чистой древесины. Технология изготовления при соблюдении техники безопасности и санитарно гигиенических норм также является безопасной.




  1. Реклама изделия.

Панно, сделанное из экологически чистого материала, подойдет для украшения интерьера, как детской комнаты, так и прихожей, кухни. Природа и животный мир, изображенный на панно, позитивно влияет на людей, тем более живущих в городе. Панно улучшит ваше настроение своим прекрасно продуманным дизайном его можно продать или подарить своим друзьям и близким. Это чудесный мир ручной работы.






























  1. Словарь терминов.


  • Вощевание – покрытие пастой изготовленной на основе воска;

  • Дизайн - художественное конструирование предметов, интерьеров; проектирование эстетического облика предметной среды.

  • Композиция – построение, внутренняя структура произведения.

  • Клюкарза – инструмент резчика, состоящий из металлического изогнутого полотна, посаженного на деревянную ручку.

  • Морилка – темная жидкость для пропитывания поверхности древесины с целью окраски.



Рецензия на творческий проект.


Обучающийся Мурзин Сергей занимается резьбой не первый год. Разработанное панно в умелых, заинтересованных руках превращается в произведение искусства, которое уже не встретишь нигде. Это единственный экземпляр ручной работы. Сергей творчески подошел к выполнению работы: подыскал доску, подобрал рисунок соответствующего размера. Ящерицы выбираются на солнышко, чтобы погреться, нагретый на солнышке камень отдает свое тепло живым организмам. Делая эту работу, он вспоминал о лете, которое провел за городом, в деревне у своей тети. Эта работа не стандартна, изящна, привлекательна, притягивает взор наблюдателя. Оригинальна и рамка, выполненная из рейки и оформленная корой сосны, которую он срезал с чурок, привезенных для топки печи. Главное достоинство – на изготовление этого панно не потребовалось много денег, был использован бросовый материал. В процессе этой работы у Сергея родилась идея – сделать еще две рамки в этом стиле и сделать еще два панно в другом жанре.

Руководитель Уленко С.П.


Слайд 1
Автор работы: Мурзин Сергей Дмитриевич, обучающийся мастерской «Художественная обработка древесины» МОУ ДОД «Дворец творчества детей и молодёжи» Название учреждения: Муниципальное общеобразовательное учреждение дополнительного образования детей «Дворец творчества детей и молодёжи» Ленинского района г. Кемерово Название конкурса: «Конкурс «Чудеса своими руками» Сообщества взаимопомощи учителей.
Слайд 2
«Царица Кузбасских гор» Твор. проект Ящерица.doc
Слайд 3
Схема выполнения творческой работы Охрана труда Потребность Историческая справка Конструирование Модель Материалы «Царица Кузбасских гор» Стиль Инструменты и приспособления Технология изготовления
Слайд 4
Требования к изделию Название изделия Панно настенное «Царица Кузбасских гор» Функциональное назначение Для интерьера Пользователь Мастерская, комната - настенное панно Единичное или массовое Единичное производство Требования к материалам Натуральные Метод изготовления Резьба по древесине Стиль Любительский Требования с точки зрения Поверхность гладкая безопасности использования Экологические требования Экологически чистые природные материалы – древесина, опилки, кора сосны, сухая трава
Слайд 5
Технологическая последовательность изготовления (Ящерица на камне) № п/п Наименование операции Эскиз, обработка заготовки Оборудование, инструменты 1 Строгание заготовки прямоугольной формы Верстак , рубанок 2 Прорисовываем форму заготовки (имитируя камень) Угольник, линейка, карандаш 3 Выпиливание формы камня Электролобзик 4 Прорезаем по контуру ящерицы, подрезаем по контуру, одновременно оформляем камень, закругляем формы ящерицы Резак-косяк, стамески 5 Зачистка ящерицы, покрытие морилкой камня Наждачная бумага , морилка 6 Просушка 7 Зачистка камня Мелкая наждачная бумага 8 Резьба узора на ящерице Резак-косяк
Слайд 6
Технологическая последовательность изготовления (Рамка) № п/п Наименование операции Эскиз Длина – 450мм. (2шт.) Длина – 360мм. (2шт.) Ширина – 50мм. Толщина – 15мм. Оборудование, инструменты, приспособления Верстак, тиски, ножовка (стусло) 1 Отпиливание рейки заданных размеров под 45 градусов 2 Склеивание рамки 3 Оформление рамки корой сосны Опилки, клей ПВА, кусочки коры разной формы Оформление основы ДВП, гуашевые краски Приклеивание ящерицы на камне на основу, вставление основы в рамку Клей «Момент-столяр» Лак для волос Клей «Момент – Столяр» 4 5 6 Оформление основы травой, покрытие
Слайд 7
Слайд 1
Автор работы: Мурзин Сергей Дмитриевич, обучающийся мастерской «Художественная обработка древесины» МОУ ДОД «Дворец творчества детей и молодёжи» Название учреждения: Муниципальное общеобразовательное учреждение дополнительного образования детей «Дворец творчества детей и молодёжи» Ленинского района г. Кемерово Название конкурса: «Конкурс «Чудеса своими руками» Сообщества взаимопомощи учителей.
Слайд 2
«Царица Кузбасских гор»
Слайд 3
Схема выполнения творческой работы (Твор. проект Ящерица.doc) Охрана труда Потребность Историческая справка Конструирование Модель Материалы «Царица Кузбасских гор» Стиль Инструменты и приспособления Технология изготовления
Слайд 4
Требования к изделию Название изделия Панно настенное «Царица Кузбасских гор» Функциональное назначение Для интерьера Пользователь Мастерская, комната - настенное панно Единичное или массовое Единичное производство Требования к материалам Натуральные Метод изготовления Резьба по древесине Стиль Любительский Требования с точки зрения Поверхность гладкая безопасности использования Экологические требования Экологически чистые природные материалы – древесина, опилки, кора сосны, сухая трава
Слайд 5
Технологическая последовательность изготовления (Ящерица на камне) № п/п Наименование операции Эскиз, обработка заготовки Оборудование, инструменты 1 Строгание заготовки прямоугольной формы Верстак , рубанок 2 Прорисовываем форму заготовки (имитируя камень) Угольник, линейка, карандаш 3 Выпиливание формы камня Электролобзик 4 Прорезаем по контуру ящерицы, подрезаем по контуру, одновременно оформляем камень, закругляем формы ящерицы Резак-косяк, стамески 5 Зачистка ящерицы, покрытие морилкой камня Наждачная бумага , морилка 6 Просушка 7 Зачистка камня Мелкая наждачная бумага 8 Резьба узора на ящерице Резак-косяк
Слайд 6
Технологическая последовательность изготовления (Рамка) № п/п Наименование операции 1 Отпиливание рейки заданных размеров под 45 градусов 2 Склеивание рамки 3 Оформление рамки корой сосны 4 Оформление основы Эскиз Длина – 450мм. (2шт.) Длина – 360мм. (2шт.) Ширина – 50мм. Толщина – 15мм. Оборудование, инструменты, приспособления Верстак, тиски, ножовка (стусло) Клей «Момент – Столяр» Опилки, клей ПВА, кусочки коры разной формы ДВП, гуашевые краски 5 6 Приклеивание ящерицы на камне на основу, вставление основы в рамку Оформление основы травой, покрытие Клей «Момент-столяр» Лак для волос
Слайд 7

Полный текст материала Презентация по технологии "Царица Кузбасских гор"; 8-9 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Мурзин Сергей Дмитриевич  Kemer
23.10.2011 2 3721 625

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК