Элективный курс на тему "Эстетика внешнего вида" для 9 классов


МБОУ Лицей № 21 г. Уфа

Учитель технологии Попова Татьяна Львовна

Программа предпрофильного элективного курса



"Эстетика внешнего вида"

Общие положения

Утвеждение программы: НИМЦ при ГУО

Образовательное учреждение: МБОУ Лицей №21 г. Уфы

Способ разработки: авторская разработка

Сфера применения: 9 класс общеобразовательных учреждений
Образовательная область: технология
Срок реализации: 1 год
Объем курса: 34 часа

Учебная нагрузка: 1 час в неделю


Актуальность темы

Самым важным, неотложным и трудным делом для старшеклассников является выбор профессии. Но научиться выбирать, можно только выбирая на самом деле. Для того чтобы сделать правильный выбор, учащиеся должны иметь возможность, во-первых, реально оценить свои возможности и способности, а, во-вторых, попробовать свои силы во многих областях профессиональной деятельности.

Помочь в этом, призваны предпрофильные курсы. Их цель выявление интересов и проверка возможностей ученика, создание базы для ориентации учащихся в мире современных профессий. И здесь особая роль отводится образовательной области «технология», т.к. она тесно связана со многими реальными профессиями и может предоставить ученику возможность познакомиться с их спецификой на практике, увидеть многообразие видов деятельности человека. А это, значит, создать все условия для профессионального самоопределения.

Место курса в образовательном процессе

Курс «Эстетика внешнего вида» предназначен для учащихся 9 классов средних общеобразовательных учреждений, чей профиль обучения будет связан с художественной или дизайнерской деятельностью. Он состоит из ряда законченных модулей, имитирующих деятельность наиболее распространенных творческих профессий. Это интерьерный дизайнер, парикмахер-стилист, дизайнер одежды и аксессуаров, визажист, стилист. Такой курс способствует развитию творческого мышления учащихся, позволяет ориентироваться в вопросах моды и стиля, ясно представлять себе в целом процесс работы над новыми образцами изделий.

Курс рассчитан на один учебный год по 1 часу в неделю. Общий объем развернутого курса 34 часа теоретических и практических занятий. Так как курс является ознакомительным, то оптимальная продолжительность модулей составляет 4 – 6 часов. Это позволит ученику за год ознакомиться с 7 видами профессиональной деятельности. Возможно использование сокращенного варианта программы или отдельных модулей.

Новизна и практическая значимость

Новизна программы состоит в реализации комплексного подхода к освоению учащимися методов и способов проектирования изделий путем имитации профессиональной деятельности. Весь теоретический материал подкрепляется специально разработанными практическими заданиями, носящими творческий характер. Такой подход способствует лучшему усвоению программного материала и позволяет поддерживать постоянный познавательный интерес к предмету и творческую активность учащихся.

Кроме того, содержание курса, форма его организации дает возможность ученику через успешную практику реализовать свой интерес к выбранному предмету и оценить собственный потенциал с точки зрения образовательной перспективы.


Цели и задачи курса

Целью курса является оказание помощи учащимся в определении

профиля обучения в 10 – 11 классах.

В задачи курса входит:

  1. Выявление интересов, склонностей и способностей ученика, с целью определения правильности профильной ориентации.

  2. Ознакомление учащихся на практике со спецификой работы наиболее распространенных творческих профессий.

  3. Овладение основными приемами проектирования и изготовления изделий

  4. Понимание основных принципов творческой деятельности.

  5. Формирование навыков изготовления и художественного оформления изделий и различных объектов.


Учебно-тематический план курса


Модуль

Количество часов


Круг профессиональных интересов


Всего

Теорети-

ческих

Практи-

ческих


Имидж делового человека


4


2


2


Стилист, дизайнер одежды, все профессии требующие делового стиля.


Декорирование готовых изделий


6


1


5


Дизайнер одежды, худож- ник-оформитель, стилист.



Дизайн одежды


4


1


3


Дизайнер одежды, худож- ник-оформитель, стилист.


Кожаная бижутерия


6


1


5


Дизайнер кожгалантереи, стилист, дизайнер одежды, художник.


Декоративная косметика и ее возможности


4


2


2


Визажист, косметолог, стилист, художник.


Прически и их влияние на внеш- ность человека


4


1


3


Парикмахер, стилист


Дизайн интерьеров


6


2


4


Дизайнер интерьеров, художник.

Итого:


34


10


24



Содержание курса



Название модулей

Краткая аннотация



Методическое обеспечение

Теория

Практика

(творческие задания)

Имидж делового человека



Гардероб деловой женщины. Гибкие капсулы (набор взаимосочетаемой одежды). Правила подбора одежды на приемы и встречи.

Подбор цветового сочетания в костюме Тест на умение одеваться. Составление гибкой капсулы для деловой женщины.

Базовые эскизы моделей.

Цветовой круг.

Тест.

Видеоматериалы с одеждой делового стиля.

Декориро-вание готовых изделий.




Виды материалов и способы декориро- вания готовых изделий. Приемы работы: вышивка, вязание, апплика-ция, оформление готовыми отделоч- ными материалами.

Разработка декора готового изделия по выбору учащихся.

Декорирование готового изделия в соответствии с разработкой.

Образцы декориро- вания одежды.

Образцы отделочных материалов.

Видеоматериалы по декору одежды.

Дизайн одежды



Одежда как объект дизайна. Стили в одежде. Моделирование одежды методом наколки.

Коллаж: разработка модели одежды.

Разработка модели методом наколки на манекене.

Разработка эскиза модели одежды.

Поролоновые манекены с набором текстильных материалов.

Базовые эскизы моделей.

Видеоматериалы.


Кожаная бижутерия









Возможности кожи. Инструменты и приспособления. Кожаная бижутерия Приемы работы: обтяжка кожей жесткой основы, плетение, набор, «жмурка».


Разработка эскиза кожаного браслета.

Изготовление брас- лета по разработан- ным эскизам.


Образцы готовых изделий.

Инструкционные карты на выполнение отдельных элементов кожаной бижутерии.

Инструменты и принадлежности для работы с кожей.


Декоратив-

ная космети ка и ее воз- можности






История возникно-вения и виды деко-ративной космети- ки. Способы кор- ректировки лица.

Приемы работы.


Подбор макияжа к своему лицу с по-мощью компьютер- ной программы.

Выполнение корректировочного макияжа.


Диск «Салон красо- ты 2» (MaxFactor).

Инструкционные карты на выполнение отдельных элементов макияжа.

Иллюстрации макияжа. Набор деко- ративной косметики.


Прически и их влияние на внешность человека.






Прически, как составная часть внешности человека. Влияние формы лица, тем- перамента человека и ситуации на выбор прически.

Приемы работы.


Разработка и выпол- нение прически в соответствии с заданным образом.

Подбор прически к своему лицу с помощью компью- терной программы.


Инструкционные карты на выполнение отдельных элементов прически.

Диск «Салон красо- ты 2» (MaxFactor).

Иллюстрации причесок. Набор парикмахерских инструментов и приспособлений.


Дизайн интерьеров




Интерьер и его композиционные особенности. Цветовое планирование. Элементы дизайна интерьера.


Выполнение практи- ческой работы по цветовому или стилевому решению интерьера на основе базового.

Творческая разра- ботка панно (путем компановки и креп- ления элементов) в соответствии с заданием.


Базовые эскизы или ксерокопии различ- ных интерьеров.

Примеры дизайна интерьеров (фото).

Планшеты и набор отдельных элементов

для разработки панно


Методы обучения

Основной методический прием – использование имитационных методов активного обучения (имитация профессиональной деятельности).

Ведущие формы организации учебных занятий:

  • Беседа.

  • Творческая практическая работа с последующей презентацией результатов и их обсуждением.

Формы контроля

Итогом изучения любого модуля курса будет являться изготовленное (по выбранному направлению) изделие или творческое задание. Кроме того, по желанию учащихся по окончании спец. курса разрабатывается творческий проект, защита которого может быть вынесена на выпускной экзамен по «технологии».

В качестве диагностики результативности работы по программе используется оценка количества и уровня творческих работ. Критерии оценок согласуются с учащимися до начала выполнения работ.


Копилка достижений

Название модуля

Перечень творческих работ

Оценка работы (1 – 10 баллов)


Итоговая оценка

Соответствие заданию

Степень самостоятель-ности

Уровень творческой активности








Ожидаемые педагогические результаты

  • Приобретение учащимися знаний о профессиях эстетической направленности.

  • Выявление своих интересов, склонностей и способностей в рамках курса.

  • Развитие умений планирования и организации творческой работы.

  • Развитие творческих способностей учащихся.

  • Реализация интереса к предмету и оценка собственного потенциала с точки зрения образовательной перспективы.

  • Выбор профиля обучения.




Информационное обеспечение для учителя

Список литературы:

  1. Барсукова С. В. Ваш стиль. Уроки декорирования одежды. Ростов-на-Дону: Феникс, 2006 г.

  2. Грожан Д. В. Справочник начинающегося дизайнера. Ростов-на-Дону: Феникс, 2005 г.

  3. Гладкая И.В., Ильина С.П., Ривкина С.В. Основы профильного обучения и предпрофильной подготовки. С./П.: КАРО, 2005 г.

  4. Даутова О.Б., Менг Т.В., Пискунова Е.В. Психолого-педагогические основы выбора профиля обучения. С./П.: КАРО, 2006 г.

  5. Перевод с итальянского Н. Сухановой. Оригинальные украшения. М.: АСТ-ПРЕСС, 2001 г.

  6. Пушкина В. З. Кожа. Практическое руководство. М.: Культура и традиции, 1999 г.

  7. Спенсер Кэрол Выбери свой стиль. Для женщин. М.: ЭКСМО-ПРЕСС, 2000 г.

  8. Журналы «Школа и производство»



Информационное обеспечение учащихся


Рекомендуемая литература:

  1. Андреева А.Ю. История костюма. Эпоха. Стиль. Мода. С./П., Паритет, 2001 г.

  2. Барсукова С. В. Ваш стиль. Уроки декорирования одежды. Ростов-на- Дону: Феникс, 2006 г.

  3. Грожан Д.В. Справочник начинающего дизайнера. Ростов-на-Дону: Феникс, 2005 г.

  4. Дарда И. Наряд за 5 минут. М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2003 г.

  5. Кибалова Л., Гербенова О., Ламарова М. Иллюстрированная энциклопедия моды. Прага: Артия. 1989 г.

  6. Перевод с итальянского Н. Сухановой. Оригинальные украшения. М.: АСТ-ПРЕСС, 2001 г.

  7. Тюрина Н. Кожа. (Основы художественного мастерства). М.: АСТ-ПРЕСС, 1999 г.

  8. Митителло К. Аппликация (техника и искусство). М.: ЭКСМО, 2003 г.


Рекомендуемые периодические издания:

«Идеи вашего дома», «SALON», «Стильная прическа», «Чудесные мгновения», «Диана», «Журнал мод. Рукоделие».



Полный текст материала Элективный курс на тему "Эстетика внешнего вида" для 9 классов смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Попова Татьяна Львовна  TLPopova
26.11.2011 1 6867 1149

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Интересные инструкции по ПК

Лучшие материалы сайта для вас
Оставьте отзыв к материалу:
Всего: 1
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
1 misevaEV • 18:41, 23.11.2014
Спасибо за программу вашего курса, она мне понравилась своей практической значимостью. Предложу в своей школе ввести такой курс.
[Материал]