Особенности применения компьютерных технологий на уроках физической культуры (2)
Особенности применения компьютерных технологий
на уроках физической культуры (2)
Алгоритм действий учителя физической культуры:
- Общее планирование педагогического процесса с использованием компьютера;
- Планирование использования компьютера на отдельных учебных занятиях;
- Управление познавательной деятельностью учащихся во время занятия, осуществление интеграции традиционных и компьютерных средств.
При этом акцент в работе учителя физической культуры направлен на:
- представлении в удобном для изучения масштабе различных процессов, реально протекающих с большой скоростью (бег; прыжки и другие двигательные действия);
- частичной компенсации недостатка учебной техники и наглядных пособий в предмете «физическая культура»;
- использовании компьютера для формирования у школьника правильного представления о технике двигательного действия.
Алгоритм действий учащихся.
I этап визуальный (5 - 7 классы)
Умения: просмотр техники двигательных действий великих спортсменов, с использованием компьютера собирание пазла целостного двигательного действия из элементов.
Условия: абстрактное, образное мышление, возможность составления целостного двигательного действия из его частей, перенос теоретических знаний для выполнения двигательного действия в ходе практического урока.
I I этап технический (8 - 9 классы)
Умения: использование видеоаппаратуры для съемки двигательного действия; работа в программе «покадровое движение».
Условия: пользование видеоаппаратурой, работа пользователя ПК, аналитическое мышление, знание техники двигательного действия.
I I I этап аналитический (10 - 11 классы)
Умения: принимать решения на основе анализа данных, перестраивать двигательное действие в зависимости от условий (урок - соревнование, рельеф местности, активность сопротивления), формирование адекватной самооценки.
Условия: применение компьютерных технологий на уроке физической культуры, пользование Интернет.
Подготовка учителя физической культуры
к компьютерному уроку
Изучение нового материала. Учитель коорди¬нирует, направляет, руководит и организовывает учебный процесс, воспитывает. А «рассказывает» материал вместо него - компьютер. С помощью видеоряда, звука и текста ученик получает виртуальное представление о двигательном действии, учится моделировать последовательность движений, получает представление, как об элементах, так и в целом о двигательном действии. Богатство содержательной поддержки делает урок не только значительно более усваиваемым, но и неиз¬меримо более увлекательным.
Закрепление. Основной недостаток традиционного урока — труд¬ность учёта индивидуальных особенностей усвоения материала учащимися (степень сложности материала, темп усвоения, учет творческих особенностей личности ребёнка). Компьютер позволяет провести соответствующую коррекцию знаний школьников.
Повторение. Актуализирующее повторение в компьютерном варианте может быть представлено в любом формате, с различными проблемными ситуациями. В результате все ученики включены в мыслительную деятельность, готовы к восприятию нового. Степень самостоятельности регулируется в широких пределах: полная (с самостоятельной постановкой цели), частичная (по¬иск решения поставленной задачи), самостоятельный поиск информации, творческая работа.
Контроль знаний. Компьютерный контроль знаний по сравнению с традицион¬ным имеет существенные преимущества, которые состоят в следующем:
— осуществляется индивидуализация контроля знаний (учёт разной скорости работ учащихся, дифференциация работ по степени трудности);
— повышается объективность оценки;
— ученик видит детальную картину собственных недоработок.
Формы контроля: задания, самоконтроль, взаимоконтроль, творческое применение.
Домашнее задание. В качестве домашнего задания каждый ученик может полу¬чать набор элементов двигательного действия (бег, прыжок, метание и другие), из которых он составляет целостное двигательное действие, в соответствии с пройденным на компьютерном уроке материалом.
Все эти отмеченные качества определяют многомерную структуру особенностей компьютерного урока.
Проектирование компьютерного урока
Проектирование компьютерных уроков начинается с составления календарно-тематического плана изучения темы (раздела), в котором использование средств ИКТ оптимально распределяется по всем урокам. При этом учитывается:
— содержание изучаемого материала;
— основная используемая педагогическая технология;
— наличие в школе компьютерных средств и видеосредств;
— психологические и социометрические характеристики группы и каждого ребёнка;
— возможность чередования различных типов компьютерных средств;
— классические требования к уроку (логическая завершённость, разнообразие ме¬тодов и т.д.).
Для плана конкретного компьютерного урока:
• Руководствуясь тематическим планированием, определяем цель урока, в соответствии с которой намечаются задачи и необходимые этапы для их достижения.
• Определяем целесообразность применения средств компьютерного обеспечения в сравнении с традиционными средствами.
• Составляем временную развертку урока.
Применение компьютера на уроках физической культуры.
Существует влияние частоты использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) на эффективность процесса обучения. Оно обусловлено тем, что ИКТ влияют на оценочно-мотивационную сферу личности. Если ИКТ используются очень редко, то каждое их применение превращается в чрезвычайное событие и создаёт у учащихся повышенное эмоциональное возбуждение, мешающее восприятию и усвоению учебного материала. Наоборот, слишком частое использование ИКТ в течение многих уроков подряд приводит к потере учащимися интереса к ним.
Оптимальная частота и длительность применения традиционных ИКТ в учебном процессе определяется возрастом учащихся, характером учебного предмета и необходимостью их использования в познавательной деятельности учащихся. Мы предлагаем использовать ИКТ в начале каждого раздела программы по физической культуре для становления зрительного образа изучаемого двигательного действия, закрепления ассоциативного мышления.
Эффективность применения ИКТ зависит также от этапа урока. При обучении ИКТ применяется во вводной части урока, при закреплении или проверке знаний в заключительной части урока. Использование ИКТ не должно длиться на уроке подряд более 7 - 15 минут, ввиду традиционной нехватки времени на освоение задач урока. Надо учитывать, что при монотонном использовании одного средства изучения нового материала может возникнуть запредельное тор¬можение, почти полностью исключающее восприятие информации.
Использование персонального компьютера добавляет к отрицательным факторам ещё и электромагнитное излучение. Рекомендуемое нами чере¬дование средств и методов обучения на компьютерном уроке позволит этого избежать.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Таран Аркадий Анатольевич
→ taran 09.11.2009 5 11740 1823 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.