Статья "Прикладное значение бега с преодолением препятствий"
Прикладное значение бега с преодолением препятствий
Содержание
Введение………………………………………………………………………………….3 1Кроссовая подготовка, как подготовка к жизни…………………………………………..4
1.1 Бег с преодолением препятствий как средство развития волевых и физических качеств……………………………………………………………………………….........5
1.2 Воспитание динамичности, адаптивности личности посредством развитиякоординационныхспособностей . ……………………………………………………..6
-
-
Разнообразие видов физкультурнойдеятельности способствующих формированию самостоятельности учащихся…………………………………………………………7
-
Заключение………………………………………………………………………………..10
Список используемых источников………………………………………………………11
Кроссовая подготовка, как подготовка к жизни
Согласно Концепции развития содержания образования в области физической культуры (2001) основой образования по физической культуре является двигательная деятельность, которая непосредственно связана с совершенствованием физической природы человека.
В рамках школьного образования активное освоение данной деятельности позволяет школьникам не только совершенствовать физические качества и укреплять здоровье, осваивать физические упражнения и двигательные действия, но и успешно развивать психические процессы и нравственные качества, формировать сознание и мышление, творческий подход и самостоятельность.[1]
Среди задач, решаемых в процессе физической подготовки учащихся девушек 10-11 классов, является обеспечение оптимального развития их основных физических качеств, формирование адекватной самооценки личности, развитие уверенности, выдержки, самообладания, дальнейшее развитие психических процессов и обучение основам психической регуляции.[2]
Задачи физического воспитания,решаемые в старших классах, возрастные и половые особенности девушек накладывают свою специфику на организацию и методику учебно-воспитательного процесса.
В старшем школьном возрасте обучение идет по пути усиления тренировочной направленности уроков, более широкого применения проблемно-поисковых методов, учебных бесед, самостоятельной работы,метода сопряженного развития кондиционных(силовых, скоростно-силовых, выносливости, скорости и гибкости) и координационных способностей.[2]
Анализ литературных источников, педагогический опыт и проведение практических занятий сучащимися 10-11 классов, позволил мне сформулировать цель данной работы следующим образом:
1.Определить место кроссовой подготовки, в подготовке учащихся 10-11 классов к предстоящей жизнедеятельности.
2.Рассмотреть разнообразные способы физкультурной деятельности направленные на формирование самостоятельности учащихся.
Занятия кроссовой подготовкойучат детей преодолевать трудности различными способами. Благодаря этим занятиям у ребенка с одной стороны развиваются выносливость, сила, координационные способности.
С другой стороны тренируется воля.
Воля-способность человека достигать поставленных целей в условиях преодоления препятствий, проявляемая в саморегуляции своей деятельности и различных психических процессов.[3]
Благодаряволи человек может по собственной инициативе, исходя из осознанной необходимости,выполнять действия в заранее спланированном направлении и с заранее предусмотренной силой.[3]
В этом и заключается актуальность данной темы.
У меня жизнь в современном мире с ее постоянно меняющимися условиями и стремительным темпом ассоциируется с кроссом.
Кросс - это бег по пересеченной местности с преодолением препятствий.
На путивстречаются спуски и подъемы, вертикальные, горизонтальные и смешанные препятствия, а также равнинные участки. Задача, сохранив скорость бега,преодолеть препятствия и не получить травму.
Назанятиях кроссовой подготовкой девушки не только учатся технично преодолевать различные препятствия, что позволит им свести к минимуму риск получения травмы при выполнении данных двигательных действий в условиях естественной среды, а также развивают такие физические качества как выносливость, прыгучесть, быстрота, ловкость.
Они учатся быстрому анализу возникшей ситуации и адекватному ее решению.
Преодоление препятствий для многих учениц на начальном этапе обучения казалось невыполнимым, они были не уверенны в себе, испытывали страх.
Мнеприходилось им объяснять, что мы живем в мире, где нужно прилагать определенные усилия, чтобы чего-то достичь. Иногда даже может казаться, что жизнь специально создает преграды.
На самом деле непреодолимые препятствия существуют только в нашей голове. Например, на вашем пути встречается гора:«Кто-то решит вернуться назад и поискать другую дорогу.Но самые настойчивые преодолеют ее и пойдут дальше к своей цели.А что будет с теми, кто решил искать более легкий путь?».
Они обречены на вечный поиск, так как нет пути, на котором отсутствуют препятствия.
Точнее, есть один вариант -это ничего не делать, просто плыть по течению и довольствоваться тем, что попадется.
К какому типу людей хотите вы относиться? Это ваш выбор!
Чтобы бы мы не затеяли, на пути реализации возникнут препятствия. Одни легкие, и мы их преодолеваем без затруднений. Другие сложней, мы их заранее видим и с трудом, но преодолеваем. Есть еще препятствия, которые мы просто не замечаем: мы ударяемся и падаем, встаем, снова пробуем и опять ударяемся.
Так вот, чтобы видеть и успешно преодолевать любые препятствия, нужны знания и опыт».
И я предлагаю моим ученицам те знания, которыми обладаю я.
В ходе получения опыта преодоления препятствий, через некоторое время они начинают получать удовольствие от этого процесса. Очередное препятствие вызывает уже не чувство страха или раздражения, а желание победить!
Любую цель, кажущуюся изначально недостижимой, можно разбить на ряд более простых задач. В свою очередь любая задача разбивается на шаги, каждый из которых является почти элементарным действием, и их легко можно реализовать.
По этому принципу мы и изучаем материал на занятиях: от простого к сложному. И даже после освоения материала, я оставляю ребятам право выбора. Препятствия так сооружены, что есть возможность преодолеть с более сложной или простой стороны. Где препятствие не регулируется, есть выбор способа преодоления.
Я стараюсь, чтобы на моем занятии себя чувствовали комфортно дети с различным уровнем подготовленности, и чтобы у каждого была возможность почувствовать себя победителем.
Это не просто занятия легкой атлетикой, а урок жизни. Учащиеся узнают себя с новой стороны, расширяют спектр своих возможностей, тренируют волю, а это поможет им прийти во взрослую жизнь более подготовленными и здоровыми!
Тема преодоления препятствий имеет прикладной характер и очень актуальна для выпускников, ведь за порогом школы их ждут множественные испытания.
Бег с преодолением препятствий является отличным средством развития координационных качеств.
В школьной программе по физической культуре большое место отводится теме развития координационных способностей.
Координационные способности – это умение человека наиболее совершенно, быстро, целесообразно, экономно, точно и находчиво решать двигательные задачи при возникновении сложных и неожиданных ситуаций.[3]
Это обусловлено следующими причинами:
-
Хорошо развитые координационные способности являются необходимыми предпосылками для успешного обучения физическим упражнениям, к увеличению двигательного опыта.
-
Сформированные координационные способности – необходимое условие подготовки к усложняющимся условиям современного производства и высокому темпу жизни.
-
Координационные способности обеспечивают экономное расходование энергоресурсов детей и рациональному расходованию сил.
-
Разнообразные варианты упражнений, необходимые для развития координационных способностей, – гарантия того, что можно избежать монотонности и однообразия в занятиях, обеспечить радость от участия в спортивной деятельности.
Нельзя недооценить актуальность данного раздела программы по физической культуре в свете процессов происходящих в данный момент в нашем обществе.
Наша школа сейчас находится в ситуации перехода к новым федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС). В чем же их отличие от предыдущих?
Принципиальное отличие в том,что целью теперь является не предметный, а личностный результат. Главным становится личность ребенка, его умение ставить и решать важнейшие жизненные и профессиональные задачи, а продиктованы эти изменения на мировом уровне:
-
ускорением темпа общественного развития;
-
переходом к информационному обществу;
-
ростом конкуренции и т.д.
Раньше требования к личности были только:
-
исполнительность;
-
ответственность;
-
дисциплинированность;
-
образованность;
-
трудолюбие.
Современное общество выдвигает новые требования к личности. Оно требует:
-
динамичности;
-
адаптивной личности
-
самостоятельности;
-
ответственности за свои решения, за свою жизнь, за свое здоровье;
Я, как педагог дополнительного образования, считаю своей задачей комплексное развитие физических и психических качеств, а также формирование потребностей школьников в бережном отношении к своему здоровью, в привитии им желания самостоятельно выполнять действия, направленные на улучшение их физического состояния.
Для решения данных задач я стараюсь сделать свои занятия максимально интересными и разнообразными.
Ведь сколько бы нам не говорили, что суп полезен, но если он не вкусный, мы не будим, его есть.
Как одно из средств развития координационных качеств и скоростно-силовых способностей я использую элементы степ-аэробики(в качестве степ – платформ использую гимнастические скамейки).
Степ-аэробика - это ритмичные подъемы и спуски со специальной платформы под танцевальную музыку.
Почему именно степ-аэробика?
С одной стороны, она помогает решать задачи физического воспитания учащихся 10-11классов содержащиеся в комплексной программе физического воспитания:
-
Содействие гармоничному физическому развитию.
-
Расширение двигательного опыта.
-
Развитие силовых, скоростно-силовых, выносливости, координационных способностей.
-
Формирование знаний о значении занятий физической культуры.
-
Закрепление потребности к регулярным занятиям физическими упражнениями[2].
С другой стороны это очень модное, популярное и востребованное подростками направление фитнеса. Учитывая заинтересованность учениц данным направлением,я применяю эту методику на своих уроках и, тем самым,способствую формированию желания регулярнозаниматься спортом и вести здоровый образ жизни.
Фитнес (от английского глагола «tofit» -соответствовать, быть в хорошей форме) в более широком смысле- это общая физическая подготовленность организма человека, которая состоит из следующих элементов:
-
подготовленность сердечно-сосудистой системы;
-
гибкость;
-
мышечная выносливость;
-
сила;
-
мощность;
-
развитость чувства равновесия;
-
хорошая координация движений;
-
реакция;
-
быстрота;
-
соотношение мышечной и жировой тканей в организме.
В биологии термин «фитнес» означает индивидуальное совершенство особи, выражающееся в успехе передачи генетической информации потомкам.[3]
Фитнес-это здоровый образ жизни, при котором человек стремится к сохранению своего здоровья и совершенствованию физической формы, такой подход полностью отвечает запросам федеральным государственным образовательным стандартам нового поколения.
Я, таким способом, решаю поставленные передо мной педагогические задачи, а ученики при этом получают удовольствие от занятий, так как это модно, эмоционально и помогает корректировать фигуру, ни для кого не секрет, что девушки старшеклассницы уделяют много внимания своей внешности. У них повышается мотивация, а это положительно отражается на результатах моей работы.
Еще одно средство развития координационных и силовых способностей упражнения с резиновыми эспандерами.
Эспандер резиновый развивает мышечный тонус, силу, заменит гантели. Он имеет три уровня сложности: легкий, средний и тяжелый. А это позволяет дозировать нагрузку в зависимости от уровня подготовленности. С помощью этого простого приспособления можно тренировать все группы мышц.
Достоинством этого тренажера является малый размер и возможность проводить занятия с ним в спортзале, дома, на улице, а также низкая стоимость и возможность регулировать степень нагрузки в ходе выполнения упражнений.
После того как эспандеры появились на моих занятиях, учащиеся на себе попробовали дома в самостоятельных занятиях эффективность и простоту работы с ним. Через некоторое время они заметили положительные изменения: укрепились мышцы верхнего плечевого пояса, спины, живота, ног и ягодиц.
Таким образом решается еще одна задача поставленной ФГОС. Дети знают и хотят самостоятельно выполнять упражнения, направленные на сохранение и совершенствование своей физической формы, поддержание своего здоровья.
Как уже раньше говорилось, важной задачей занятий в спортивной секции дополнительного образования в 10-11 классеявляется развитие психических процессов и обучение основам психорегуляции.
Во время занятий дети получают большую эмоциональную и физическую нагрузку, и метод психорегулирующей тренировки позволяет в короткий срок восстановить силы.
Умение управлять собственным психическим состоянием, эмоциональным напряжением, сосредоточением и распределением внимания – необходимое условие успешной деятельности в наше полное стрессов время.
Предлагаю вам поучаствовать в эксперименте и проверить на себе воздействие психорегулирующей тренировки. Примите комфортную позу, закройте глаза и представьте себя на берегу океана. Вы слышите шум волн:
1.Я успокаиваюсь. 2.Я настраиваюсь на отдых. 3.Я начинаю отдыхать. 4.Отдыхает мое лицо. 5. Мой лоб гладкий. 6. Мои глаза закрыты, веки тяжелеют. 7. Все мое лицо спокойно, расслаблено. 8. Отдыхают мои руки.
|
9. Мои руки начинают расслабляться, теплеть. 10. Я чувствую расслабленность каждой мышцы моих рук. 11. Отдыхают мои ноги, они расслабляются и теплеют. 12. Отдыхают все мышцы моего тела, они расслабляются и теплеют. 13. Расслабляются и теплеют мышцы шеи, груди, спины и живота. 14. Мой живот теплый, солнечное сплетение излучает тепло. 15. Тепло расходится по всему моему телу. 16. Я дышу легко, спокойно, замедленно. 17. Я чувствую себя отдохнувшей и наполненной силой.
|
Для облегчения восприятия информации и обеспечения более качественного показа я на своих занятияхиспользую мультимедийное оборудование.К сожалению, на данном этапе, этот способ предоставления информации имеет характер эксперимента.
Спросите зачем, этот эксперимент, если в современных спортивных залах нет мультимедийного оборудования? Инновации сегодня, традиции завтра
Несколько лет назад мы и не предполагали, что у каждого из нас в кармане будет находиться устройство, с которого в любое время можно выйти в интернет, а сегодня это реальность.
Я уже знаю, как я буду использовать мультимедийное оборудование на своих занятиях, я уже мечтаю об этом, а пока только тренируюсь. С помощью презентации можно обеспечить идеальный показ любого двигательного действия, что не всегда возможно сделать самому преподавателю. Сейчас в Интернете есть огромное количество обучающего видео, которое можно использовать на занятиях.
Хотела бы вас познакомить с экспериментом, проходящим в белорусских школах. Учителя там проводят уроки с помощью электронных помощников. Дети с интересом наблюдают, как те или иные упражнения, элементы выполняют лучшие атлеты мира. Все движения ученикам снова и снова, замедленно показывают на больших экранах. С помощью ноутбука и проектора на большой экран выводится видео-урок. Достаточно объяснить один раз. Дальше вступает видеоассистент, а учитель подсказывает, если видит ошибки. Получается почти индивидуальное занятие. Программа позволяет показать упражнения в мельчайших деталях. С помощью специальной графики дети узнают, какие мышцы испытывают нагрузку. При замедленном повторе можно узнать все нюансы упражнения.
Во время своих занятий я использую презентации, созданные ученицами, освобожденными от выполнения упражнений по состоянию здоровья. Это позволило им почувствовать себя вовлеченными в учебный процесс и обогатило их новыми знаниями.
Я хорошо понимаю, что сейчас происходит в образовании, ведь я не только учитель, но и мама двух сыновей, при этом один окончил11класс полтора года назад, а второму предстоит пойти в школу через два года.
Старший сын получил в школе неплохой уровень знаний, который позволил ему поступить в академию Лесгафта на бюджетное отделение, но психологически он не был готов к вступлению во взрослую жизнь и испытал трудности при переходе на новый этап.
Мне, как маме, хочется, чтобы мой младший сын получил образование более адаптированное к реалиям жизни.Поэтому как учитель, я провожузанятия на уровне, отвечающем современным требованиям общества.
В планировании и проведении своих занятий я учитываю запросы учеников и их родителей. Благодаря использованию новых видов физкультурной деятельности,у учащихся повышается мотивация.
Спектр возможностей внеурочных занятий в решении образовательных, оздоровительных, воспитательных задач очень велик. Он постоянно расширяется, за счет появления новых направлений двигательной деятельности.
Использование новых методик позволяет сделать занятия легкой атлетикой более адаптированным к современной жизни и отвечающим целям и задачам современного общества.
Внеурочные занятия могут и должны быть настолько интересным иотвечающим требованиям жизни и запросам учеников, что они будут продолжать вести активный образ жизни, направленный на сохранение своего здоровья за стенами школы.
Современный педагог дополнительного образования при наличии желания и творческого подхода может найти методы и способы позволяющие выполнить задачи ФГОС. Изобилие информации, которая нас окружает, позволяет это сделать даже в тех материально-технических условиях, которые мы сейчас имеем в наших спортивных залах.
«Большинство людей, подобно осенним листьям: ветер швыряет их из стороны в сторону. Но есть люди. Их немного. Они подобны звездам на небе. Ничто не способно свернуть их с пути». Герман Гессе.
Давайте поможем нашим детям стать звездами!
1.Федеральный закон об образовании в российской федерации от 29.12. 2012г.
2.Лях В. И., Зданевич А. А. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов. Москва. Просвещение 2005г.
3.Википедия-свободная энциклопедия.
4.Лях В. И. Методика физического воспитания учащихся 10-11 классов. Москва. Просвещение 2002г.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Чикарькова Инга Викторовна
→ Публикатор 20.06.2018 0 3100 376 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.