Программа по физическому воспитанию «Путь к здоровью»
Эта программа направлена на создание единого пространства для формирования и воспитания гармонично развитой личности, физического и психического комфорта в условиях школы.
Самое ценное у человека – это жизнь, а самое ценное в его жизни – здоровье, за которое бороться всеми силами становится не только актуально, но и экономически, практически, жизненно необходимо. Условия, когда болеть было выгоднее, чем работать, ушли в прошлое. Невежество в вопросах здорового образа жизни будет дорого обходиться тем, кто своевременно не позаботится о своем здоровье, здоровье своих детей и близких.
Предметом острой общественной тревоги стало отмечающееся в последнее время резкое ухудшение физического здоровья детей. Все более осознается как актуальная задача государства, общества и всех его социальных институтов необходимость преодоления имеющей место тревожной тенденции в интересах обеспечения жизнеспособности подрастающего поколения. В настоящее время дети очень мало бывают на свежем воздухе, снижена их двигательная активность, недостаточно занимаются физическим трудом, а большую часть досуга проводят в помещении за просмотром телепередач и видеофильмов, играют на компьютерах. Одной из важных характеристик образа жизни является питание, которое не всегда полноценно. На здоровье детей неудовлетворительно влияет несоблюдение гигиенических норм, естественного и искусственного освещения рабочих мест, несоответствие размера школьной мебели росту учащихся, усложнение учебных программ и общей нагрузки учащихся.
Статистические данные по школе свидетельствуют об увеличении детей со стойкими хроническими заболеваниями, нарушением осанки, росте количества близоруких детей.
Здоровье детей школьного возраста, как и других групп населения, зависит от таких факторов, как состояние окружающей среды, здоровье родителей и наследственность, условия жизни и воспитания ребенка в семье, образовательном учреждении. Значимыми факторами, формирующими здоровье детей, является система воспитания и обучения, включая физическое воспитание.
Не остается в стороне и наша школа, поэтому особое внимание педагогический коллектив уделяет вопросам укрепления здоровья и физического развития учащихся. В школе имеются квалифицированные педагогические кадры, материальная база для организации и осуществления комплексной программы физкультурно-оздоровительной работы.
В школе разработана программа «Здоровье», которая основана на:
- Конституции Российской Федерации;
- Конвенции ООН о Правах ребенка;
- Законе Российской Федерации «Об образовании»;
- Национальной Доктрине образования Российской Федерации.
2. Концептуальные положения программы
Программа опирается на понятия, являющиеся ключевыми для понимания подходов к оздоровлению и физическому воспитанию. Это понятия: «здоровье», «здоровый образ жизни», «воспитание здорового образа жизни», «физическое воспитание».
В уставе ВОЗ здоровье определяется как «полное психическое, физическое, биологическое, социальное благополучие, а не только отсутствие болезни или дефекта».
В современном понимании здоровье – это целостное многомерное динамическое состояние, позволяющее человеку в различной степени осуществлять его биологические и социальные функции. Синонимом здоровья выступает жизнеспособность, а болезнь рассматривается как негативная часть здоровья в целостной его интерпретации. Таким образом, здоровье можно рассматривать как одну из составляющих организма, наряду с такими составляющими, как нравственность и интеллектуальность.
Здоровье детей – состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений.
Понятие «здоровый образ жизни» отражает взаимосвязь базисных категорий: здоровье и образ жизни. Образ жизни в его ценностном значении выступает в качестве идеала, модели, образца жизнедеятельности. В структуре образа жизни выделяются: уровень жизни, уклад жизни, качество жизни, стиль жизни. При равнозначном участии каждой составляющей именно стиль жизни определяет здоровый образ жизни, носит персонифицированный характер и в значительной мере зависит от воспитания и личностных наклонностей человека.
Воспитание здорового образа жизни – целенаправленный процесс содействия ребенку в осознании им здоровья как высшей ценности, в воспитании ответственного отношения за него и во включении ребенка в здоровьетворение в соответствии с его индивидуальными возможностями и способностями. Процесс воспитания строится на принципах сохранения, укрепления и формирования здоровья, что позволяет ребенку обогатить его личностный опыт.
3. Цель программы
Создание единого пространства для формирования и воспитания гармонично развитой личности, физического и психического комфорта в условиях школы.
4. Задачи программы
- Сохранение и поддержание здоровья детей.
- Формирование устойчивой мотивации к здоровому образу жизни у детей и родителей.
- Обучение основам здорового образа жизни.
- Разработка и внедрение педагогических рекомендаций, программ по оптимизации образовательного процесса на валеологической основе.
- Мониторинг уровня развития физических качеств обучающихся.
- Организация и проведение пропагандистской работы по вопросам здоровья и здорового образа жизни.
5. Критерии и показатели эффективности реализации программы
5.1. Критерии эффективности системы охраны здоровья и физического воспитания
- хорошее санитарное состояние мест для учебной, физкультурно-оздоровительной работы по физической культуре;
- высокий уровень познавательной, социальной и физической активности учащихся;
- развитие интеллекта и творческих способностей учащихся;
- рост спортивных достижений;
- повышение уровня развития физических качеств обучающихся;
- ведение детьми и подростками здорового образа жизни и успешность их в учебно-познавательной и учебно-трудовой деятельности;
- успешность социальной адаптации и социализации воспитанников
5.2 . Критерии сформированности здорового образа жизни:
- представление детей о здоровье и здоровом образе жизни;
- отношение детей к здоровому образу жизни;
- опыт ребенка в овладении навыками здорового образа жизни;
5.3. Показатели физической подготовленности учащихся:
- скоростные;
- координационные;
- силовые;
- выносливость;
- гибкость;
- количество призеров и участников различных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий и их положительная динамика.
5.4. Критерии валеологической культуры учащихся:
- развитие традиций гуманного отношения к людям и окружающей среде;
- стремление сохранить и улучшить экологию школы;
- отсутствие чрезвычайных происшествий, наносящих вред здоровью.
Теоретические знания:
- о здоровье как ценности;
- о режиме дня;
- о рациональном питании;
- о влиянии эмоций на здоровье;
- о негативном влиянии вредных привычек;
- об отношении к физической культуре;
- о психическом здоровье;
- о профилактике близорукости;
- о способах формирования правильной осанки;
- о методах развития физических качеств человека;
- об основах самоконтроля.
5.5. Критерии воспитанности:
• отношение к жизненно важным ценностям:
- здоровье;
- любовь;
- дружная семья и уют;
- уверенность в себе;
- верные друзья;
- оптимальные возможности для отдыха и развлечений
6. Основные направления деятельности
- Повышение квалификации педагогов общеобразовательного учреждения.
- Изучение и внедрение передового социального, педагогического опыта по оздоровлению детей.
- Формирование валеологического мышления всех участников образовательного процесса (дети, педагоги, родители).
- Применение педагогических технологий, методик, отбор учебного материала в контексте сохранения здоровья детей.
- Корректировка школьного банка информации о состоянии физического здоровья детей.
- Системный анализ состояния здоровья детей и уровня оздоровительной работы в школе с целью своевременной коррекции.
- Комплексное (ресурсное, информационное, научное, организационное и методическое) обеспечение деятельности по оздоровлению и физическому воспитанию детей и подростков.
7. Этапы реализации программы
1. Этап проектно-организационный
- формирование рабочей группы;
- анализ исходной ситуации;
- разработка концепции программы;
- проектирование предстоящей деятельности;
- персональное распределение функций и ролей.
2. Этап апробации и коррекции программы
- внедрение новых идей и методов деятельности;
- апробация и освоение форм и методик работы, анализ их эффективности;
- обобщение и анализ первичного опыта реализации программы;
- коррекция программы и планов дальнейшего ее осуществления.
3. Этап осуществления программы
- осуществление намеченных мероприятий;
- наработка и анализ опыта реализации программы;
- создание системы оздоровления и физического воспитания обучающихся.
4. Этап итоговый
- подведение итогов реализации программы;
- изучение результативности осуществления программы;
- обобщение опыта реализации программы;
- творческое описание опыта работы по программе;
- проектирование дальнейшей деятельности по оздоровлению и физическому воспитанию обучающихся
На странице приведен фрагмент.
Автор: Меркулова Виктория Михайловна
→ Публикатор 04.07.2018 0 1904 404 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.