Программа здоровьесбережения «Здоровьесберегающая среда на занятиях самбо»
Программа здоровьесбережения
«Здоровьесберегающая среда на занятиях самбо»
ЦЕЛЬ: формирование у обучающихся понимания значимости сохранения, укрепления здоровья и навыков здорового образа жизни.
ЗАДАЧИ:
• отработать систему выявления уровня здоровья обучающихся и целенаправленного отслеживания в течение периода обучения;
• создать информационный банк показателей здоровья и образа жизни обучающихся;
• организовать систему профилактической работы по формированию ЗОЖ, вести просветительскую работу с обучающимися, родителями и учителями-предметниками;
• формировать у обучающихся потребности ЗОЖ через урочную и внеурочную деятельность;
• осуществлять медико-физиологический и психолого-педагогический мониторинг и диагностики за состоянием здоровья обучающихся;
1.Введение.
По определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия. Забота о сохранении здоровья учащихся важнейшая обязанность школы, отдельного учителя, педагогического коллектива и самого ребенка. Здоровье-основа формирования личности, ив этой связи уместно привести слова замечательного педагога В.А.Сухомлинского: «Опыт убедил нас в том, что примерно у 85% всех неуспевающих учеников главной причиной отставания в учебе является плохое состояние здоровья, какое-нибудь недомогание или заболевание». Ребенок должен осознавать, что быть здоровым - его обязанность перед самим собой, близкими, обществом. Человек, не приученный или не умеющий заботиться о своем здоровье, психологически ущербен и не адаптирован в реальной жизни. Школьникам, испытывающим проблемы со здоровьем, труднее учиться. И в первую очередь педагоги должны помочь им справиться с этими трудностями.
В Концепции охраны репродуктивного здоровья населения страны, принятой в Российской Федерации, одной из наиболее острых проблем называется медико-социальная. А значит, проблемы охраны репродуктивного здоровья населения приобретают особую социальную значимость. В настоящее время доказано, что основным направлением профилактики заболеваний населения является работа по формированию здорового образа жизни. Международный опыт показывает, что в структуре факторов, определяющих здоровье, равно как и болезни, более 50% приходится на образ жизни человека. По данным и зарубежных, и российских специалистов таблица факторов, влияющих на здоровье детей, выглядит так:
• 50%- образ жизни;
• 20%- условия внешней среды;
• 20%- особенности организма, наследственность;
• 8-12%- система здравоохранения.
Здоровье - один из важнейших компонентов человеческого благополучия, счастья. Это одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного социального и экономического развития любой страны. Именно здоровье людей должно служить главной «визитной карточкой» страны. Если мы не будем заботиться о своем здоровье- у нас не будет будущего. Будущее нашей страны- счастливые дети. Лучший способ сделать детей счастливыми - сделать их здоровыми! Поэтому важно с раннего детства прививать навыки здорового образа жизни.
Программа призвана реализовать основные положения Декларации прав ребенка, направленные на защиту здоровья и получение полноценного образования.
Программа является подтверждением особого статуса детства как периода, не зависящего от социальных, политических, национальных конфессиональных и других отличий.
Программа находится в числе приоритетных направлений деятельности органов власти, служит основой сотрудничества образования и здравоохранения, общественности, школы и родителей.
Программа опирается в своих положениях на:
• Конвенцию ООН о правах ребенка;
• Конституцию Российской Федерации;
• Закон Российской Федерации «Об образовании»;
• Национальную доктрину образования Российской Федерации;
• Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования второго поколения;
• Инициативу «Наша новая школа».
Основной стратегической целью программы является содействие всем участникам образовательного процесса в создании условий, гарантирующих охрану и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся и приобретении знаний, умений, навыков, необходимых для формирования устойчивой мотивации к сохранению, укреплению здоровья и к здоровому образу жизни.
Для достижения стратегической цели должны быть решены следующие стратегические задачи:
• совершенствование системы физкультурно-оздоровительной работы;
• организация методической поддержки педагогам в реализации цели программы;
• разработка, внедрение в практику лучшего опыта использования, совершенствования здоровьесберегающих инновационных технологий обучения и воспитания, адекватных возможностям детей;
• обеспечение формирования у учащихся мотивации к стремлению заботиться о своем здоровье и умению вести ЗОЖ, у педагогов - мотивации к валеологизации учебно- воспитательного процесса, освоению валеологических технологий в учебном процессе, к деятельности по сохранению собственного здоровья, у родителей- мотивации совместной деятельности по вопросам формирования ЗОЖ детей через систему просветительской работы;
• установление эффективных путей взаимодействия с родителями, различными специалистами в области здоровьеобеспечения;
• построение диагностической системы отслеживания состояния здоровья детей в форме мониторинга.
2.Цели программы:
• создание в школе организационно - педагогических, материально -технических, санитарно - гигиенических и других условий здоровьесбережения, учитывающих индивидуальные показатели состояния здоровья участников образовательного процесса;
• усиление контроля за медицинским обслуживанием участников образовательного процесса;
• создание материально - технического, содержательного и информационного обеспечения агитационной и пропагандистской работы по приобщению подрастающего поколения к здоровому образу жизни;
• развитие организационного, программного и материально- технического обеспечения дополнительного образования обучающихся в аспектах здоровьесбережения, их отдыха, досуга;
• обеспечение системы полноценного сбалансированного питания в школе с учетом особенностей состояния здоровья участников образовательного процесса;
• разработка и внедрение комплекса мер по поддержанию здоровья педагогических работников школы.
Структура мониторинга здоровьесберегающей деятельности МБУДО ДЮСШ №1
Рациональная организация образовательного процесса и использование здоровьесберегающих технологий при реализации образовательного процесса в школе.
• Соблюдение санитарных норм, предъявляемых к организации учебного процесса
• Применение здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе
• Психологические основы здоровьесберегающей организации учебного процесса
Реализация здоровьесберегающих технологий физкультуры и спорта в здоровьеохранной деятельности образовательного учреждения
• Состояние физкультурно-спортивного комплекса образовательного учреждения
• Организация тренировок физвоспитания в образовательном учреждении
• Физвоспитание в режиме дня школы
• Контроль за выполнением обучающимися образовательного учреждения нормативов двигательной активности
• Комплексная оценка физической подготовленности обучающихся образовательного учреждения
Организация профилактики употребления психоактивных веществ в среде обучающихся
• Программа профилактики употребления психоактивных веществ обучающимися
• Выявление факторов риска распространения ПАВ в среде обучающихся
• Организация безопасной поддерживающей образовательной среды
Организация комплексного сопровождения системы формирования здорового образа жизни обучающихся (система медицинского обслуживания обучающихся)
• Организация медицинского обслуживания обучающихся
• Оценка комплексных показателей состояния здоровья обучающихся
Организация системы мониторинга сформированности культуры здорового образа жизни обучающихся (средствами психологических технологий, анкетных методов и социологических опросов)
• Организация психологического сопровождения здоровьесберегающего образовательного процесса в ОУ
• Программа диагностики психологических характеристик обучающихся, связанных с показателями их здоровья
• Программа анкетирования показателей здоровья и образа жизни обучающихся
• Оценка сформированности у обучающихся, их родителей и учителей школы мотивации ведения здорового образа жизни, обобщение аналитической информации в форме отчетов образовательного учреждения.
Реализация программы направлена на формирование у учащихся культуры отношения к своему здоровью, что включает в себя:
• культуру физиологическую (способность управлять физиологическими процессами и наращивать резервные мощности организма);
• культуру физическую (способность управлять физическими природосообразными движениями);
• культуру психологическую (способность управлять своими чувствами и эмоциями); культуру интеллектуальную (способность управлять своими мыслями и контролировать их);
Базовыми компонентами на всех ступенях являются:
• формирование ценностного отношения к вопросам, касающимся здоровья и здорового образа жизни;
• формирование системы знаний по овладению методами оздоровления организма;
• формирование положительной мотивации, направленной на занятия физическими упражнениями, различными видами спорта;
• формирование основ медицинских знаний по вопросам оказания доврачебной помощи себе и другому человеку.
Принципы организации учебно-тренировочного процесса на основе принципов здоровьесбережения:
О каких принципах здоровьесберегающей технологии педагогике мы должны помнить?
1. Не навредить! Не нанести ущерба здоровью учащихся. Не допускать воспитанников к состоянию переутомления.
2. Триединое представление о здоровье. Не забываем, что здоровье – единство физического, психического и духовно-нравственного благополучия.
3. Непрерывность и преемственность: здоровьесберегающая работа проводится на каждой тренировке.
4. Тренер – всегда пример
5. Соответствие сознания и организации обучения возрастным особенностям воспитанников: объем физической нагрузки, уровень сложности изучаемого материала должны соответствовать индивидуальным возможностям юных спортсменов.
6. Правильная организация тренировки. Использование различных форм и методов работы: дифференцированное обучение в соответствии с уровнем интеллектуального и физического развития; задания разноуровневого характера, что способствует формированию положительных мотивов у детей, снижение у них уровня тревожности; коллективные и групповые способы обучения, которые помогают всем воспитанникам занять активную позицию, чувствовать себя более раскрепощёнными.
7. Главная цель тренера - научить своего воспитанника запрашивать необходимую информацию и получать требуемый ответ. А для этого необходимо сформировать у него интерес, мотивацию к познанию, обучению. Каждая тренировка должна быть интересна. Скучное обучение приводит к утомлению за значительно более короткое время. Тренер может добиться интереса разными способами: за счет формы подачи содержания учебного материала, который надо сделать более доступным и привлекательным, за счет личностных качеств учителя.
8. Взаимный интерес, который подавляет утомление.
9. Учет зоны работоспособности учащихся. Общеизвестно, что биоритмологический оптимум работоспособности у школьников имеет свои пики и спады как в течение суток, так и в разные дни учебной недели. Работоспособность зависит и от возрастных особенностей детей.
10. Рациональное распределение интенсивности деятельности.
Практически все исследователи сходятся во мнении, что тренировка, организованная на основе принципов здоровьесбережения, должна приводить к тому, чтобы спортсмены заканчивали обучение без утомления.
11. Создание комфортных психологических условий для тренировки, Отдавать предпочтение положительным эмоциям, благотворно влияющим на здоровье спортсменов, позитивным подкреплениям (воздействиям), стараясь избегать негативные (т.е. запреты).
12. Организация профилактических мероприятий, сотрудничество с внешкольными организациями, согласованное взаимодействие между тренерами, медицинскими работниками, учителями.
Понятие “здоровьесберегающая технология” относится к качественной характеристике любой образовательной технологии, показывающей, насколько решается задача сохранения здоровья учителя и учеников, тренера и спортсменов.
Таким образом, здоровьесберегающие технологии – это образовательные технологии, соответствующие основным критериям:
почему и для чего? – однозначное и строгое определение целей обучения;
что? – отбор и структура содержания;
как? – оптимальная организация учебного процесса;
с помощью чего? – методы, приемы и средства обучения;
кто? – реальный уровень квалификации учителя;
так ли это? – объективные методы оценки результатов обучения.
Использование на тренировках здоровьесберегающих технологий – залог успешности учебно-тренировочного процесса. От каждого из нас, тренеров, зависит состояние здоровья и душевного состояния воспитанников.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Иванов Александр Владимирович
→ svencd8 18.11.2018 0 3247 429 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.