Статья "Методика обучения технике ведения мяча в баскетболе в V – XI классах"


МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ ВЕДЕНИЯ МЯЧА В БАСКЕТБОЛЕ В VXI КЛАССАХ

(ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

В.М. Клёнов

ГБОУ СОШ «ОЦ» с. Тимашево, Кинель-Черкасский район, Самарская область


В баскетболе ведение мяча является важным техническим приемом, без которого невозмож­но представить себе полноценную, тактически грамотную игру. Уже на первых уроках обучения баскетболу я формирую у учащихся представле­ние, о том, что ведение мяча — это передвижение игрока с непрерывно следующими друг за дру­гом толчками мяча о пол одной или поперемен­но двумя руками. От занятия к занятию школь­ники убеждаются, что главное в технике ведения мяча — это отсутствие зрительного контроля, асинхронная работа рук и ног, равноценность ведения мяча правой и левой рукой, высокая скорость передвижения, рациональное поло­жение кисти на мяче, активное движение руки в локтевом суставе. Существующие разновид­ности ведения мяча — высокое и низкое — дают возможность игроку передвигаться с мячом по площадке на разной скорости и в любом направлении. С помощью данного приема можно уйти от плотно опекающего соперника, выйти под кольцо, выполнить бросок в движении, перевести мяч из своей зоны в зону противника, увести мяч из скопления игроков, осуществить смену мест для атаки, растянуть защиту.

Обучение ведению мяча я начинаю с IV класса, в последующих классах выполнение приема со­вершенствуется и закрепляется за счет увели­чения скорости и изменения направления дви­жения, попеременного ведения мяча правой и левой рукой. В IX классе, согласно школьной программе, учащиеся должны овладеть навыком ведения мяча при сближении с соперником.

Обучение ведению мяча провожу по следую­щей методике. Как известно, сначала изучается стойка игрока, затем передвижения — бег, прыжки, остановки, вышагивания, повороты. Непосредственно ведению начинаю обучать с подготовительных упражнений — одноразовых ударов мяча о пол. Затем предлагаю учащимся сочетать эти приемы с принятием стойки и с пе­редвижением приставными шагами вперед-на­зад, вправо-влево. После этого применяем мно­горазовые удары мяча о пол правой, левой рукой, сначала стоя на месте, потом в беге на месте и с небольшими перемещениями в разные стороны и с разной высотой отскока мяча.

Конечно, все это сначала выполняется со зрительным контролем и лишь позже — без него. Совершенствуя навыки ведения, занимаю­щиеся выполняют передвижение с ведением мяча по прямой, а также по дуге и кругу, на различные расстояния, с варьированием мест ударов мячом о пол в зависимости от характера и темпа передвижения.

Постепенно учащиеся переходят на ведение мяча после ловли его в движении. Завершается изучение ведения при сближении с соперником. Параллельно с обучением новому материалу идет совершенствование и закрепление ранее изученных двигательных навыков ведения.

Такое постепенное расширение игрового на­выка я использую вот уже двадцать семь лет, применяя разработанные мною методические приемы, упражнения, а также подвижные игры на совер­шенствование ведения мяча. Упражнения и игры разнообразят уроки баскетбола, делают их бо­лее эмоциональными, повышают плотность за­нятий.

Наибольшее внимание уделяю ведению мяча без зрительного контроля. На начальном этапе обучения ведению рекомендую учащимся кисть свободной руки поднести ребром к носу. В этом случае при прямом положении головы ученик не видит мяча, исключается и перифе­рическое зрение. Как стоя на месте, так и в движении использую также ведение с закрытыми глазами.

Примерные игровые задания и подвижные игры на ведение мяча в движении.

«Кросс с ведением мяча». Упражнение вы­полняют во время бега в среднем темпе, продолжительность — 2—3 мин. В ходе упраж­нения учитель дает сигнал на низкое или высокое ведение, со зрительным или без зрительного контроля. Ведение осуществляют вокруг баскет­больной площадки или по диагонали, дугами.

Кросс имеет следующие этапы: ведение бегом, приставными шагами правым, затем левым бо­ком, спиной вперед, прыжками, в полном присе­де, ведение с ускорением по диагонали, с пово­ротом на 360°, с рывками и остановками по сигналу.

Все игровые задания выполняют правой, затем левой рукой, попеременно правой и левой с различной высотой отскока.

«Броуновское [беспорядочное) движение». По всему спортивному залу расставляют до 40 низких стоек в произвольных местах. Класс делят на 2—3 команды, в каждой не более 10 игроков. Командам дается по 1 мин., в течение которой игроки, ведя мяч, должны обойти как можно больше стоек, делая вокруг каждой круг. Количество обойденных стоек всеми членами команды суммируется, таким образом выявляет­ся команда-победительница. Можно проводить и личные соревнования.

Вести мяч следует в течение всей минуты, брать мяч в обе руки нельзя. Ведение осуществ­ляют одной или попеременно правой и левой ру­кой. Высота отскока мяча регулируется сигналом учителя. Если в IV — VI классах ведение выпол­няют любой рукой независимо от положения стоек, то в старших классах ведение осуществ­ляют дальней рукой от стоек, как бы имитируя ведение мяча при сближении с соперником.

Хорошо зарекомендовали себя и используе­мые на уроках игры для совершенствования ведения мяча.

«Пятнашки с ведением». Два игрока, передви­гаясь в одном направлении вокруг стойки или стоящего в центре круга третьего игрока и ведя мяч дальней рукой от соперника, стараются осалить свободной рукой друг друга в плечо и при этом не потерять мяч. Игрокам разрешается, чтобы избежать осаливания, отводить своей ру­кой свободную руку соперника. Тот, кому удалось дотронуться до плеча соперника и не потерять права на ведение, получает 1 очко. При утрате контроля над мячом 1 очко присуж­дается сопернику и игрок, допустивший ошибку, меняется местами с партнером, стоящим в круге.

Вариант: не прерывая ведение, каждый ста­рается отобрать мяч у соперника.

«Сторож». В игре участвуют двое, у каждого мяч. Игрок 1 (сторож), ведя мяч, защищает установленный на полу за его спиной флажок. «Сторожу» разрешается делать шаги одной ногой, другая (опорная) стоит в 25—30 см от флажка. Задача игрока 2,— не прекращая веде­ния, дотронуться свободной рукой до флажка, что по условиям игры приносит ему 1 очко. При заранее обусловленном счете игроки ме­няются ролями.

Вариант: сторож, передвигаясь с ведением мяча вокруг лежащего на полу обруча, препятствует попаданию в обруч мяча игрока 2. Тот же, применяя ведение, пытается обмануть сторожа и послать мяч в обруч. Сторожу разре­шается отбивать мяч свободной рукой.

«Зоркий глаз». Класс делится на три команды, которые выстраиваются в колонны по одному. Перед каждой командой у линии старта лежит обруч. В 10—15 м от него установлено 5 разно­цветных флажков: красный, черный, белый, зе­леный, синий. В 5 м от линии флажков про­водится параллельно ей еще одна линия — для передвижения учителя, в руках у которого 5 флажков такой же расцветки. По сигналу пер­вые номера команды начинают ведение мяча вокруг обруча, постоянно наблюдая за учителем, который быстро передвигается в различных направлениях по своей линии. Как только учитель поднимет вверх один из имеющихся у него флажков, первые номера команд, не прекращая ведения, должны добежать до своих флажков, взять один из них нужной расцветки и, ведя мяч, быстро вернуться к своей команде. Участник, не допустивший ошибки, взявший нуж­ный флажок и быстрее всех вернувшийся к линии старта, приносит своей команде 3 очка, при­шедший вторым — 2 и третьим — 1 очко. При ошибках очки не начисляются. Затем в игру вступают вторые номера и т. д. Побеждает команда, набравшая большее количество очков.

«Ведение после передачи». Класс делится на пары. Партнеры стоят в 5 м лицом друг к другу. Первый игрок передает мяч второму. Второй сразу переводит мяч на ведение, ведя мяч, добегает до первого, обводит его и с ведением возвращается на свое место, после чего делает передачу первому. Упражнение повторяют несколько раз.

«Подними мяч». В парах, положение партне­ров такое же, как в предыдущей игре. По сигналу первый номер, ведя мяч, подбегает ко второму и, остановившись, быстро переводит мяч с высокого ведения на низкое — до полной остановки мяча. Затем, оставив мяч у ног партне­ра, он бегом возвращается на свое место. Второй игрок частыми ударами кистью по мячу переводит мяч на ведение и далее повторяет действия первого.

«Повтори лидера». Игра проводится в парах, у каждой пары по одному мячу. Игрок с мячом становится за спину игрока без мяча. По команде учителя игрок без мяча начинает свободно двигаться по залу, делая резкие ускорения, остановки, меняя направление движения. Парт­нер с мячом должен, ведя мяч, повторять все пе­ремещения лидера и как можно плотнее дер­жаться за ним.

«Вокруг партнера». В парах, расстояние между партнерами — 2м. По сигналу учителя ученик без мяча начинает медленно передвигаться впе­ред приставными шагами, а его партнер осуще­ствляет ведение мяча вокруг него. После одного круга вокруг спортивного зала игроки меняются ролями.

«Змейка». Класс строится в две колонны, расстояние между учащимися — 2 м. У игроков первой колонны — мячи. По сигналу учителя вторая колонна игроков без мячей начинает медленное движение шагом в обход зала. Учени­ки первой колонны осуществляют ведение мяча в беге «змейкой» между идущими учениками вто­рой колонны. После двух кругов колонны ме­няются ролями.

Вариант: расстояние между учениками — 4 м; колонна учащихся с мячами движется с ведением мяча как по ходу второй колонны, так и навстречу ей.

Навык ведения мяча я оцениваю не при обособленном выполнении данного приема, а при прохождении учащимися полосы препят­ствий, приближенной к игровой обстановке. Полосу препятствий использую и для всесторон­него совершенствования этого игрового дейст­вия. На полосе препятствий есть возможность моделировать всевозможные ситуации во время ведения, которые могут встретиться непосредст­венно в игре. Таким образом, полоса препятствий становится как бы промежуточным звеном меж­ду совершенствованием отдельно взятых прие­мов с ведением мяча и выполнением их в тре­нировочных и контрольных матчах. Полоса пре­пятствий позволяет: объективно оценивать тех­нику ведения; осуществлять совершенствование игровых навыков в максимально приближенной к игре деятельности; тренировать двигательную память учащихся; четко выявлять ошибки в тех­нике ведения мяча и находить продуктивные пути их устранения.

Как правило, применяю полосу препятствий на­чиная с VI класса. В IV — V классах включаю в занятия лишь отдельные элементы. Совершенствование и оценивание техники ве­дения идет в виде комбинированных эстафет, но не на быстроту, а на технику выполне­ния приемов. Из класса в класс эстафеты усложняю. Если в VII — VIII классах оценку за ведение мяча выставляю исходя из числа со­вершенных ошибок, то в IX — XI классах кроме допущенных ошибок учитываю и время про­хождения полосы препятствий. Примерное со­держание и расположение отдельных элемен­тов полосы препятствий на ведение мяча для учащихся IX—XI классов в спортивном зале 9X18 м показаны на рисунке (см. рис. № 1).

Примерные этапы полосы препятствий:

I. Ловля мяча двумя руками после длинной передачи. Отсчет времени начинается, как толь­ко руки игрока коснутся мяча.

II. Обводка удобной для играющего рукой 6 стоек, стоящих друг от друга в 1 м.

III. Обводка 5 стоек, расположенных в 2—3 м друг от друга, дальней от стойки рукой.

IV. Стоя на месте ведение мяча удобной рукой по восьмерке между двумя низкими (50 см) стойками. Расстояние между стойками —0,5 м.

V. Ведение по коридору между двумя гим­настическими скамейками, расположенными на расстоянии 45 см.

VI. После ведения остановка прыжком и пере­дача мяча от груди двумя руками партнеру, стоящему в центральном круге. Затем ловля мяча одной рукой с переводом на ведение по кругу дальней рукой от центра круга. Эту часть упражнения выполняют как правой, так и левой рукой. Ведение осуществляют без зрительного контроля.

VII. Попадание во время ведения мячом в 5 обручей, лежащих на полу, на расстоянии 4,5—2 м друг от друга (3 обруча расположены по прямой, 2 последних составляют с третьим равнобедренный треугольник).

VIII. Ведение удобной рукой ударами мяча с правой и с левой стороны от трех гимнасти­ческих палок, положенных в одну линию (в IV — V классах правой и левой рукой попеременно).

IX.Ведение мяча правой рукой вокруг опорной левой ноги, затем левой рукой вокруг опорной правой ноги (повороты делать влево, затем вправо).

X. После ведения мяча два шага с последующим броском в корзину

(секундомер оста­навливают в момент, когда мяч оторвется от рук).

Ошибками при прохождении полосы препят­ствий считаются: неправильный порядок обводки стоек, падение стоек, технические ошибки при ведении мяча, неточное выполнение команд учителя.

Число этапов и порядок их прохождения можно изменять с учетом физической под­готовленности учащихся. Педагог может, напри­мер, усложнить прохождение полосы препят­ствий, давая сигналы на низкое или высокое ведение.













Условные обозначения

С тойка

Ведение

Бросок, передача

Путь игрока

Гимнастическая полка


Игрок с мячом

Положение игрока

Обруч

Гимнастические скамейки


Опытным путем я вывел средние критерии оценок при прохождении полосы препятствий по классам. В VI—VII классах: 3 ошибки — «5», 4— «4», 6 — «3»; в VIII — XI классах: 2 ошибки — «5», 3 — «4», 5 — «3». Время про­хождения полосы оцениваю так. VIII класс (де­вушки): 1.15 — «5»; 1.20—«4», 1.25 — «3»; VIII класс (юноши) и IX класс (девушки): 1.10 —«5», 1.15 — «4», 1.20 —«3»; IX класс (юно­ши) и X класс (девушки): 1.05 — «5», 1.10 — «4», 1.15 — «3»; X класс (юноши), XI класс (юноши и девушки): 1.00 — «5», 1.05 — «4», 1.10 —«3».

Когда на уроке я применяю прохождение полосы препятствий, занятие строю следующим образом. После вводной части первые 5 мин. основной части все учащиеся класса совер­шенствуются в технике отдельных технических элементов. Затем юноши начинают работать на полосе, а девушки занимаются развитием двига­тельных качеств по типу круговой тренировки. Далее происходит смена мест занятий.

Обучая ведению мяча при сближении с сопер­ником для неожиданного изменения направле­ния движения (это помогает выиграть полшага или целый шаг у защитника и сохранить контроль над мячом при жесткой опеке), исполь­зую следующие упражнения:

ведение мяча со снижением высоты отскока и изменением темпа, когда игрок неожиданно переходит с высокого ведения на низкое, с одно­го темпа на другой, с обманным движением туловищем;

ведение мяча с переводом — перед собой (мяч ударом перед собой вперед); вправо или влево перед собой (с переводом с одной руки на другую); за спиной (то же, но игрок опе­режает мяч, выполняя удар о пол за собой); между ногами (то же, но удар мячом о пол вы­полняют между ногами);

ведение мяча с поворотами при передвижении спиной вперед с одновременным переводом мяча из одной руки в другую.

Перевод мяча перед собой и перевод с высо­кого ведения на низкое с последующими изменениями темпа мы начинаем изучать в VIII классе. В IX классе добавляю еще два приема — перевод мяча за спиной и ведение мяча с поворотом. В X и XI классах работаем над совершенствованием выполнения приемов.

Последовательность обучения данным прие­мам следующая; объяснение и показ приема; имитация без мяча; выполнение на месте, а затем с шага; на месте перед пассивным защитником; после ведения шагом перед пассивным защитни­ком; после ведения бегом перед пассивным защитником; выполнение приема в контакте с активным защитником.

Оценки я выставляю за каждый отдельно выполняемый прием. Сам же процесс оценивания проходит поточным методом. В зале в свобод­ном порядке стоят три пассивных защитника. Остальные учащиеся друг за другом последова­тельно обводят защитников предложенным приемом. При выполнении упражнений по веде­нию мяча постоянно напоминаю занимающимся о том, что голова при ведении всегда должна быть поднята, а взгляд направлен вперед. Если защитник оказался рядом, следует исполь­зовать низкий отскок мяча, удерживая локоть близко к нему и изменяя скорость и направление движения. Если же соперник далеко, следует при ведении использовать растянутый отскок мя­ча для быстрого передвижения. При сочетании ведения с остановками и другими приемами надо следить за сохранением равновесия и не терять контроля над мячом.

В результате каждый учащийся старших клас­сов знает, что после прохождения темы «Ведение мяча» он должен получить 6 оценок: одну — за технику ведения, четыре — за ведение мяча при сближении с соперником и еще одну — за выполнение приема непосредственно в игро­вой деятельности.




Полный текст материала Статья "Методика обучения технике ведения мяча в баскетболе в V – XI классах" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Клёнов Владимир Михайлович  Публикатор
21.01.2020 0 5329 43

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК