Статья "Скакалка как средство физической подготовленности обучающихся"
Скакалка - как средство физической подготовленности обучающихся.
Опыт работы в школе научил меня подходить к проведению уроков физической культуры творчески, нетрадиционно. Стараюсь разнообразить уроки с помощью применения нестандартных приёмов, избегаю однообразности занятий, повышаю их эмоциональную привлекательность.
Одним из эффективных инновационных способов повышения интереса учащихся к урокам физической культуры является использование на уроках физкультуры скакалки.
Прыжки со скакалкой сходны с бегом, так как в плане биомеханики бег - это тоже серия прыжков, с той лишь разницей, что при нем толчок выполняется попеременно одной ногой, тогда как другая во время фазы полета расслаблена. При прыжках же со скакалкой мыщцы голеней обеих ног сокращаются одновременно. (хотя не всегда). И это главное отличие прыжков от бега, причем в результате него интенсивность тренировочной нагрузки при прыжках возрастаем в 1,5 - 2 раза. К тому же при прыжках со скакалкой совершенствуются вращения рук в плечевых суставах (во время бега руки расслаблены) в результате чего интенсивность оздоровительных нагрузок возрастает еще больше.
В чем же плюсы занятий со скакалкой?
Занятия со скакалкой хороши тем, что при всей своей простоте задействуют множество мышц, развивают силу, баланс и сердечно-сосудистую систему одновременно.
Прыжки со скакалкой – это упражнение, которое дает вертикальную нагрузку на опорно-двигательный аппарат – позвоночник и ноги. Благодаря этому улучшается здоровье костей в любом возрасте. А, чем прочнее кости, тем сложнее их сломать. Чем больше упражнений, где нужно поднимать собственный вес, выполняется в течение жизни, тем меньше вероятность развития остеопороза и перелома костей в результате падений.
Прыжки со скакалкой – отличное кардио. За счет увеличения скорости и частоты прыжков, можно превратить это упражнение в интенсивную тренировку. Пульс может подняться выше значений, чем при беге трусцой или езде на велосипеде, при этом сокращается время тренировки, и укрепляется сердечная мышца.
Прыжки на скакалке прекрасно развивают координацию, благодаря чему улучшается баланс и восприятие тела в пространстве. В фазах отталкивания и приземления активно включаются икроножные мышцы, а также прорабатываются окружающие сухожилия, а также развивается подвижность суставов и сила плеч.
Прыжки на скакалке – чемпион по энергоемкости. Кеннет Купер, известный американский врач, на основании своего опыта сделал вывод, что для поддержания стабильного уровня здоровья, расход энергии при прыжках со скакалкой происходит в 2 раза быстрее, чем при беге.
Это достаточно вариативный вид тренировок, так как включает в себя очень много различных способов прыжков.
Исходя из всего, выше сказанного и, учитывая то, что прыжки со скакалкой, особенно под музыкальное сопровождение, создают более высокий эмоциональный фон, часто заменяю ими монотонный бег по кругу в подготовительной части урока. Можно использовать тренировку в прыжках и в основной части урока, например в круговой тренировке.
А, для того, чтобы у обучающихся был стимул к совершенствованию техники прыжков, кроме тренировок на уроках, задаю домашние задания, где дети разучивают различные способы прыжков.
Для осуществления контроля мною составлена таблица нормативов по четвертям, которые дети сдают в конце каждой четверти.
Прыжки со скакалкой - контрольные нормативы.
Класс |
Оценка |
Четверть |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
||
5 |
"5" |
5сп.\ 5повт. |
6сп. \ 6повт. |
7сп. \ 7повт. |
8сп. \ 8повт. |
"4" |
4сп. \ 5повт. |
5сп. \ 6повт. |
6сп. \ 7повт. |
7сп. \ 8 повт. |
|
"3" |
3сп.\ 5 повт. |
4сп. \ 6повт. |
5сп. \ 7повт. |
6сп. \ 8повт. |
|
6 |
"5" |
6сп. \ 6повт. |
7сп. \ 7повт. |
8сп. \ 8повт. |
9сп. \ 9повт. |
"4" |
5сп. \ 6повт. |
6сп. \ 7повт. |
7сп. \ 8повт. |
8сп. \ 9повт. |
|
"3" |
4сп. \ 6повт. |
5сп. \ 7повт. |
6сп.\ 8повт. |
7сп. \ 9повт. |
|
7 |
"5" |
7сп. \ 7повт. |
8сп. \ 8повт. |
9сп. \ 9повт. |
10сп.\10 повт. |
"4" |
6сп. \ 7повт. |
7сп.\ 8повт. |
8сп. \ 9повт. |
9сп. \ 10повт. |
|
"3" |
5сп. \7 повт. |
6сп. \ 8 повт. |
7сп. \ 9повт. |
8сп. \ 10 повт. |
|
8 |
"5" |
8сп. \ 8повт. |
9сп. \9 повт. |
10сп.\10пов. |
11сп. \ 11повт. |
"4" |
7сп. \ 8 повт. |
8 сп. \ 9повт. |
9 сп.\10 повт. |
10сп. \ 11 повт. |
|
"3" |
6 сп. \ 8 повт. |
7 сп. \ 9 повт. |
8 сп \10 повт. |
9 сп. \ 11 повт. |
|
9 |
"5" |
9 сп. \ 9 повт. |
10сп.\10повт. |
11сп.\11повт. |
12сп.\ 12повт. |
"4" |
8сп.\ 9 повт. |
9сп. \ 10повт. |
10сп.\11повт. |
11сп. \12повт. |
|
"3" |
7сп. \ 9 повт. |
8 сп.\ 10 повт. |
9сп.\ 11повт. |
10 сп.\ 12повт. |
|
10 |
"5" |
10сп.\10повт. |
11сп.\ 11повт. |
12сп.\12повт. |
13сп.\ 13 повт. |
"4" |
9сп. \10 повт. |
10сп.\ 11повт. |
11сп.\12повт. |
12сп.\ 13повт. |
|
"3" |
8сп. \ 10повт. |
9сп. \ 11повт. |
10сп.\12повт. |
11сп.\ 13повт. |
|
11 |
"5" |
11сп.\11повт. |
12сп.\12повт. |
13сп.\13повт. |
14сп.\ 14повт. |
"4" |
10сп.\11повт. |
11сп.\12повт. |
12сп.\13повт. |
13сп.\ 14повт. |
|
"3" |
9сп. \ 11повт. |
10сп.\12повт. |
11сп.\13повт. |
12сп.\ 14повт. |
Условные обозначения: сп. - способы прыжков, повт. - количество повторений каждого способа.
Из таблицы видно, что наиболее оптимальным подходом, направленным на достижение указанных целей, является ступенчатая нагрузка. Способность обучающихся выдерживать высокую нагрузку изменяется в лучшую сторону благодаря адаптации к стресс-факторам, которые провоцирует тренировка. Ступенчатый метод требует повышения тренировочной нагрузки, за которой следует этап разгрузки, во время которого тело адаптируется, восстанавливается и готовится к новому увеличению нагрузки.
Проанализируем это, на примере 5 класса, на оценку "5". В 1 четверти нужно показать 5 способов прыжка, повторив каждый способ по 5 раз. Во второй 6 способов по 6 раз, в 3 четверти 7 способов по 7 раз, и в 4 четверти 8 способов по 8 раз каждый способ. Как мы видим нагрузка из четверти в четверть возрастает. Но. уже в начале 6 класса она снижается с 8 способов по 8 повторений в конце 5 класса, на 6 способов по 6 повторений, а затем начинает возрастать.
В результате нагрузка постепенно (ступенчато) возрастает в каждой четверти, а по окончанию каждого класса с 8 способов в 5 классе, до 14 способов в 11 классе.
Здесь также важен принцип вариативности, т.е. каждый ребенок, сдающий норматив, имеет право выборности способов. и доступности т.е. обучающиеся с лишним весом (а, таких не много (1-2%), самостоятельно выбирают количество повторений в каждом способе.
Вывод: по данной теме, работаю уже третий учебный год. Результаты впечатляют. Так большинство, а именно 87 % обучающихся сдают нормативы на "5" и "4", это соответственно 66 и 22 процента. И, только 12 процентов, сдающих нормативы, усваивают их на оценку "3".
А, еще важнее то, что у детей резко повысился интерес к прыжкам со скакалкой, а значит и стимул для самостоятельных тренировок.
Всегда считалось, что девочки лучше мальчиков прыгают на скакалке. Но, данный опыт работы, убедил меня в том, что мальчики осваивают скакалку не хуже девочек, а зачастую и лучше!.
17.10.2021 г.
Е.М.Матвеев - учитель физической культуры МКОУ "Маминская средняя общеобразовательная школа".
На странице приведен фрагмент.
Автор: Матвеев Евгений Мартемьянович
→ Публикатор 17.10.2021 0 1100 11 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.