Статья "Национальные игры - источник духовно-нравственных основ школьников"


 

Национальные игры - источник духовно-нравственных основ школьников

 

Тормозаков В.И., учитель физической культуры, Бельтирская ООШ – филиал МБОУ Калининской СОШ, Аскизский район, Республика Хакасия

 

Хакасский народ в течение своего исторического пути создал неповторимые черты национальной культуры, среди которых ярко выделяются оригинальные игры, спортивные состязания и развлечения, проводившиеся в дни праздников и часы досуга. Детство хакасского ребёнка проходило под влиянием национальных устоев и традиций. К сожалению, в настоящее время многие народные хакасские игры забыты и навсегда ушли из нашей жизни.

Национальные игры и подвижные развлечения имеют большую роль в физическом развитии детей. Они воспитывают волю, мужество, стремление к победе, поэтому основными средствами реализации регионального и этнокультурного содержания физического воспитания должны стать национальные игры и состязания. Возможности применения народных (национальных) игр и физических упражнений в условиях школы, как показывает практика, широки и многообразны. С их помощью можно решать не только проблемы физического совершенствования в двигательных умениях и навыках, но и формирования духовно-нравственных основ школьников. При этом использование народных игр и национальных видов спорта в системе физического воспитания школьников значительно обогащает и расширяет программный учебный материал, способствует формированию компетенции учащихся по физической культуре.

В связи с этим в учебном материале преобладают хакасские национальные игры и состязания. Вместе с тем я значительное внимание уделяю играм других народов, проживающих в селе, Аскизском районе, Республике Хакасия. Такой подход, когда в урочные и внеурочные формы занятий включаются игры разных народов, представляется наиболее целесообразным. Таким образом, решаются вопросы взаимодействия и самобытности культуры того или иного народа с культурами других народов. При этом при подборе народных игр и состязаний учитываю региональные, национальные и местные особенности работы своей сельской школы.

Прежде всего, следует отметить комплексный характер игр, доступных, не требующих каких-то дополнительных помещений и технических оснащений. Игры под открытым небом на воздухе закаляют физически, вырабатывают у них выносливость и определенную сноровку. Интересны соревнования по поднятию тяжестей по возрастам, соответствующим школьникам. Здесь четко и ясно даны нормы и регламент соревнований.

Наряду с этим национальные игры обучают и языку. Если взять детскую игру «Хоор-хоор», которая напоминает русскую игру-забаву «Сорока - белобока кашку варила», в которой по очереди перечисляют название пальцев, начиная с большого: іргек сала, устығ сала, ортын сала, толамыр, сымалчых. Затем также по очереди загибают пальчики, говоря: майпайах, мадагор, ортын оол, ор тибес, пебийек. Перечислив и согнув все пальчики, их заново разгибают, начиная с большого и произносят: матпайах – чылғы хадар парир, мадагор – хой хадар парир, ортын оол – пызо хадар парир, ор тибес – атха парир, кічіг пебийек – час пала полтыр, хазан хағын хыр парир. (Большой палец – табун будет пасти, крепкое сердце (указательный) – овец будет пасти, средний сын – телят будет пасти, «крученая шелковая нить» пойдет за конем, а маленькая колыбель – оказался младенцем, будет чистить казан). Затем правым указательным пальцем крутили по открытой ладони ребенка, говоря: «арбачах хоор-хоор, чарбачах хоор-хоор, талған хоор-хоор» (ячмень жарь-жарь, крупу жарь-жарь, талкан жарь-жарь!). Дальше этим же пальцем стучат по ладошке малыша со словами: «коче нас-нас, теербен тарт-тарт, талған ит-ит, абыртхы сал-сал! (ячмень руши-руши, мельница мели-мели, талкан делай-делай, в квас клади-клади!). Затем берут за запястье, говоря «піп-пілігес», после этого за локоток – «сып - сығанах», потом за подмышку «хоп-холтығас» и со словами «хылчых-хылчых» (т.е. щекотка-щекотка) щекотали малыша, вызывая у него смех.

Эта игра развлекает ребенка и в тоже время массажирует точки на ладони и укрепляет мелкую моторику рук.

В своей практике использую несложные, но весьма увлекательные народные игры «тобит» и «хазых» в разных вариантах. Игра «хазых» очень древняя. В нее играли дети скотоводов и земледельцев еще 2000 лет тому назад, продолжают играть в отдельных районах Центральной Азии, Южной Сибири и Казахстана.

Игра «Тобит» является хакасским вариантом шашек. Очень простая и общедоступная, она была любимым развлечением скотоводов. Сетка для игры чертилась прямо на поверхности земли, фигурами для игры служили хазыхи или другие кости домашних животных. Существовало несколько вариантов этой игры.

На доске нанесена сетка, которая состоит из девяти линий-чолов, пять из которых, параллельные друг другу и равные по длине, пересекаются под прямым углом четырьмя параллельными друг другу, а равными по длине чолами, причем концы их выходят за пересекаемые им линии.

Пространство между чолами, называемое кёл, имеет форму квадрата. Чолы, направленные от одного партнера к другому, считаются продольными, пересекающие их –поперечными.

Фигуры для игры –хулы ( по 12 белых и черных), расставляются на противоположных концах продольных чолов, а также на перекрестках сетках продольных и крайних поперечных чолов.

Игры-хороводы:

Дядя Трипун (Трипун тайым)

Все играющие встают в круг, ведущий – в центр круга. Остальные ходят по кругу и поют:

Улуғ тайым Трипунның У моего дяди Трипуна

Читі оолғы пар полчаң Было семь сыновей,

Астасчаңнар, сухсасчаңнар, Голодали, жаждали,

Тооза пір оңдай полчаңнар. Но были всегда дружны.

В это время ведущий должен встать в какую-нибудь позу, изображая что-либо (животное, предмет).

Тот, кто не сумеет повторить или опоздает, выходит в центр круга.

Единоборства

Перетягивание палкой (Аϝаснаŋ тартыс)

Место, инвентарь. Ровная площадка, круглая палка длиной до 60 см.

Описание. Соперники садятся лицом друг к другу, упершись в разноименные ступни, и захватывают обеими руками палку, причем руки должны быть тыльной стороной вверх. По сигналу они начинают тянуть палку к себе, стараясь перетянуть соперника на свою сторону.

Правила

1. К началу схватки палка должна располагаться прямо над ступнями. Ноги обоих соперников должны быть одинаково согнуты.

2.Победителем считается спортсмен, сумевший перетянуть соперника. Поражение засчитывается участнику, опустившему палку.

3.Запрещается выкручивать руки и перехватывать палку.

Рукоборье (хол пазыс)

Хол пазыс –рукоборье считается национальным видом состязаний у многих народов. В настоящее время под названием «армрестлинга» оно получило международное призвание и по нему проводятся чемпионаты мира, введены весовые категории.

Инвентарь. Специальный стол с сидениями и держаками для рук.

Описание. Руки ставятся локтями на специальные точки стола, обхватываются большие пальцы рук. Соперники стремятся прижать руки другого к столу тыльной стороной.

Правила

1.Победителем считается спортсмен, прижавший руку соперника.

2.Соревнованияпроводятся как для правой, так и для левой руки, о чем оговаривается в положении о соревнованиях.

3.Запрещается:

а)выламывать пальцы;

б)ложиться на стол;

в)приподниматься с сиденья;

г)отрывать локоть со стола.

Вариант. По жребию участник кладет руку на стол тыльной стороной, соперник прижимает ее своей. По сигналу нижний пытается поднять руку, второй не лает это сделать.

Правила. Победившим считается спортсмен, показавший превосходство после обоюдных попыток. Запрещается верхнему отрывать локоть давящей руки, а также наваливаться плечом.

При проведении занятий с использованием народных игр следует строго соблюдать правила техники безопасности и установленные санитарно-гигиенические требования к организации уроков физической культуры в школе. Уроки в основном проводятся на открытом воздухе. Учащиеся занимаются в спортивной обуви и одежде. Соответствующих температурным условиям и виду занятий.

Содержание программного материала включает в себя четыре основных раздела: 1) культурно-исторические основы знаний о физической деятельности; 2)способы физкультурной деятельности с общеразвивающей направленностью; 3)двигательные действия и навыки; 4)требования к уровню подготовленности учащихся.

Все эти разделы взаимосвязаны по своему содержанию и направленности, также отражают преемственность в освоении учебного материала базовой части учебной программы по годам обучения и обеспечивают формирование интереса к самостоятельным занятиям с использованием национальных физических упражнений, игр и состязаний.

 

Использованная литература

  1. Бутанаев В.Я., Верник А.А. Детские игры и спортивные состязания народов Хакасии. Абакан, Издательство ТОО «Чахаях»,1995.- с.95

  2. Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры. М.Просвещение, 1986.- с.67

  3. Челтыгмашев А.И. Хакасские народные игры и состязания. Абакан. Хакасское книжное издательство, 1996.- с.


Полный текст материала Статья "Национальные игры - источник духовно-нравственных основ школьников" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Тормозаков Валентин Иванович  Публикатор
01.11.2021 0 798 120

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК