Статья "Применение информационных технологий при дистанционном обучении студентов по дисциплине физическая культура"


УДК 796.011.3

Степкина Т.Е.
Stepkina T.E.

 

ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

 

APPLICATION OF INFORMATION TECHNOLOGIES IN DISTANCE LEARNING OF STUDENTS IN THE DISCIPLINE OF PHYSICAL CULTURE

 

Аннотация: статья содержит материал по применению информационных технологий при дистанционном обучении студентов по дисциплине Физическая культура в средних профессиональных организациях. В статье раскрыта необходимость применения дистанционного обучения, дан практический опыт организации подобных занятий по дисциплине Физическая культура с использованием современных информационных технологией и с учетом специфики этой дисциплины.

Ключевые слова: информационные технологии, дистанционное обучение, интернет, видеоуроки, Skype, Zoom.

 

Annotation: the article provides information about usage of technologies for distance learning of students in the discipline of Physical Culture in secondary professional organizations. The article reveals the need for the use of distance learning, gives practical experience in organizing such classes in the discipline of Physical Culture using modern information technology and taking into account the specifics of this discipline.

Keywords: information technology, distance learning, Internet, video tutorials, Skype, Zoom.

 

В XXI веке человечество вступило в эру информационных технологий, где информация и информационные процессы становятся ключевой составляющей в жизни как отдельного человека, так и общества в целом. Глобальная информатизация общества формирует совершенно новую информационную среду обитания человека, проникая во все сферы его жизнедеятельности, включая профессиональную. Огромной нишей, где развитие информационных технологий получило самую широкую перспективу, является сфера образования. Минувшие два десятилетия убедительно доказали эффективность новых образовательных методик, основанных на использовании информационных технологий, в организации образовательного процесса и методической работы на всех уровнях педагогической системы. Широкая доступность источников информации, ставшая возможной благодаря сети Интернет и специализированным базам данных, технологии дистанционного обучения, оптимизация учебных программ под возможности и нужды самых разных групп обучающихся сделали образование в современном мире не только беспрецедентно доступным, но и удобным. Однако во многих направлениях общего и, особенно, профессионального образования оставался целый ряд дисциплин, освоение которых в силу их специфики, на первый взгляд, было возможно исключительно путем практических занятий и не подразумевало возможности использования того же дистанционного обучения. Здесь и сферы технологий и производства, культуры и искусства и, конечно же физическая культура, занятия которой всегда воспринимались исключительно в контексте очного формата обучения. Тем не менее, случившаяся в начале 2020 года пандемия новой коронавирусной инфекции, вынудившая власти большинства стран ввести жесткие карантинные ограничения, поставила перед педагогическими работниками, казалось бы, невыполнимую задачу: организовать учебный процесс освоения многих сугубо практических дисциплин в дистанционном формате. Карантинные ограничения и самоизоляция привели к серьезному снижению физической активности людей. Так, в российской Федерации по данным ФГБУ «НИМЦ ТПМ» Минздрава России, пандемия и самоизоляция в РФ привела в среднем к снижению физической активности на 17%. В то же время за период пандемии учеными было установлено, что у людей, регулярно выполняющих физические нагрузки, вероятность заражения коронавирусом на 25% ниже, чем у тех, кто прекратил заниматься спортом. Регулярные упражнения облегчают борьбу с заболеванием в 49% случаев. Сегодня, несмотря на снижение уровня заболеваемости, опасность новой волны эпидемии, а также, возникновения других заболеваний, способных вынудить власти снова ввести ограничения, по-прежнему остается высокой. Таким образом, возможность продолжения занятий по физической подготовке для студентов в период карантина остается весьма актуальной. В данной статье хотелось поделиться практическим опытом организации подобных занятий по дисциплине Физическая культура с использованием современных информационных технологией и с учетом специфики этого предмета.

Использование информационных технологий для организации дистанционного обучения по физической культуре ставит перед педагогом задачи, которые можно условно разделить на несколько групп.

Одним из ключевых условий организации успешного учебного процесса становится техническое обеспечение дистанционного обучения. Наличие аппаратных средств, таких как камера высокого разрешения для фото и видеосъемки, персональный компьютер, отвечающий системным требованиям современных программ монтажа видеоматериалов, высокоскоростной интернет являются базовыми условиями, без которых реализация подобных проектов невозможна в принципе. И речь не только о наличии подобных технических средств у педагога или учебного заведения, но и у самих учащихся. К счастью, современная распространенность персональных компьютеров и мобильных устройств: планшетов, смартфонов, а также широкое покрытие сетей мобильной связи, предоставляющих интернет-траффик, позволяет учащимся быть полноценно вовлеченными в учебный процесс, не прибегая к дополнительным расходам. Однако, для педагога и учебного заведения необходимость приобретения оборудования более высокого класса зачастую остается актуальной проблемой, поскольку для создания образовательного контента соответствующего уровня возможностей массовых мобильных устройств часто бывает недостаточно. Поэтому при планировании организации дистанционного учебного процесса вопросы технического обеспечения необходимо решить в первую очередь.

Не менее важным аспектом успешной организации учебного процесса в дистанционном формате является умение пользоваться современными программными средствами. И если педагог по физическому воспитанию не имеет достаточного опыта работы с персональным компьютером, если ранее он не пользовался современным программным обеспечением для монтажа и обработки аудио и видеоматериалов, ему придется либо осваивать эти программы, что потребует немало времени, либо привлекать для работы с контентом профильных специалистов. Практика показала, что для создания качественных видеоуроков по физической культуре необходимым становится и привлечение специалиста для осуществления видеосъемки. На эти моменты так же важно обратить внимание при организации учебного процесса в дистанционном формате.

От сугубо технических задач перейдем непосредственно к учебно-методическим. Организация учебного процесса в дистанционном формате, как можно заключить из приведенных выше технических особенностей, требует от педагога выполнения достаточно большого объема дополнительной работы, что вызывает необходимость оптимизации сетки рабочего времени. Поэтому для успешной реализации программы является важным наличие четкого взаимодействия педагогов и учебной части образовательного учреждения.

Еще одной особенностью дистанционного формата занятий по физической культуре является насущная необходимость формирования у студентов устойчивой мотивации к самостоятельному освоению и практическому применению учебного материала. Стоит отметить, что в нашем образовательном учреждении подобная задача была поставлена в Рабочей программе дисциплины физическая культура еще до введения дистанционного формата обучения, поэтому развитие у обучающихся сознательности и ответственного отношения к своему физическому здоровью в рамках дистанционного формата обучения является в некотором смысле продолжением реализации принятой ранее рабочей программы.

Со своей стороны, при подготовке материала для дистанционного обучения по физической культуре педагогу важно мобилизовать все творческие ресурсы, чтобы сделать видеоуроки интересными для студентов, стараться избегать однообразия, предлагать их вниманию материалы снятые в разных локациях: в спортзалах, на открытых площадках, стадионах. Не только самостоятельно показывать те или иные упражнения, но и для большей наглядности привлекать к съемкам обучающихся, которые в видеоролике вслед за преподавателем выполняли бы различные элементы упражнений.

В качестве иллюстрации хотелось бы привести несколько примеров подобных видеоуроков, созданных в самом начале пандемии, увидеть которые можно перейдя по приведенным ссылкам:

Данные примеры не претендуют на универсальность, а лишь иллюстрируют возможные направления творческого поиска и методов реализации программ дистанционного обучения по дисциплине физическая культура.

Еще одним из способов осуществления подобных форм обучения является онлайн-формат, когда педагог и обучающиеся общаются посредством телекоммуникационных средств в режиме реального времени. Для этого как правило используются такие платформы, как Skype или Zoom. Однако, практика показала, что использование такого формата для проведения занятий по физической культуре вызывает целый ряд трудноразрешимых проблем: как технического, так и организационного характера, а потому обобщая опыт двухлетней работы в дистанционном формате с учетом специфики данной дисциплины, можно сказать, что на данный момент формат качественно подготовленных видеоуроков выглядит наиболее оптимальным. Однако и здесь присутствует ряд сложностей, и самая значимая из них – отсутствие возможности полноценно проконтролировать качество выполнения заданий. А значит, есть и направление для дальнейшего совершенствования и поиска новых путей реализации проектов дистанционного обучения в сфере физического воспитания учащихся образовательных учреждений.

 

Список использованных источников:

 

  1. Аллянов, Ю. Н. Физическая культура: учебник для среднего профессионального образования / Ю. Н. Аллянов, И. А. Письменский. — 3-е изд., испр. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 493 с.

  2. Барчукова, И.С. Теория и методика физического воспитания и спорта [Текст]: учебник для СПО/И. С. Барчуков; под общей редакцией Г.В. Барчуковой.- М: Кнорус, 2017.- 368с.

  3. Никитушкин, В. Г. Теория и методика физического воспитания. Оздоровительные технологии: учебное пособие для среднего профессионального образования / В. Г. Никитушкин, Н. Н. Чесноков, Е. Н. Чернышева. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 246 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-08021-6. — 

  4. Физическая культура: учебник и практикум для среднего профессионального образования / А. Б. Муллер [и др.]. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 424 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-02612-2. — Текст : электронный

 

Сведения

об авторах: Степкина Татьяна Евгеньевна – преподаватель высшей квалификационной категории, филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Ростовский государственный университет путей сообщения» в городе Воронеж

____________________________________________________________________________

 

Intelligence

аbout the аuthors: Stepkina Tatiana Evgenievna is a teacher of the highest qualification category, a branch of the Federal state budgetary educational institution of Higher Education "Rostov State University of Railway Transport" in the city of Voronezh


Полный текст материала Статья "Применение информационных технологий при дистанционном обучении студентов по дисциплине физическая культура" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Стёпкина Татьяна Евгеньевна  Публикатор
12.04.2023 0 687 34

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК