Статья "Особенности реализации метода проектов на уроках технологии в условиях предпрофильной подготовки" ( из опыта работы)
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №15»
Из опыта работы
учителя технологии
высшей квалификационной категории
муниципального общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа №15»
города Благодарного Ставропольского края
Козловой Елены Григорьевны
(Тезисы)
Неграмотным человеком завтрашнего дня будет не тот,
кто не умеет читать, а тот, кто не научился учиться
А. Тоффлер (Футуршок)
Роль учителя при организации предпрофильной подготовки также велика, как и роль ученика при совершении выбора профиля обучения.
В нашей школе в 9 классе обучение осуществляется по программе С.Н. Чистяковой и др. «Твоя профессиональная карьера», в рамках предпрофильной подготовки ведется элективный курс «Слагаемые выбора профиля обучения и направления дальнейшего обучения».
Считаю, что настало время отойти от «классического» формирования знаний, умений и навыков и перейти к идеологии развития на основе личностно-ориентированной модели образования. Глубоко убеждена в том, что метод проектов – технология, которая относится к технологиям XXI века.
Обучение методом проектов на уроках технологии начинается еще в начальной школе. К концу 9-го класса у учащихся должен быть сформирован общий алгоритм творческой продуктивной деятельности.
При обучении учащихся методом проектов были выявлены следующие
основные противоречия:
между теоретической подготовкой учащихся и применением на практике полученных знаний по проектированию;
между коллективной формой обучения и личностно-ориентированной моделью образования;
между готовностью учащихся выполнять практические задания репродуктивного характера и внутреннего противоречия при выполнении творческих самостоятельных работ;
Основные задачи педагогического опыта:
развитие способностей к проектированию
разнообразие форм и методов проведения занятий с целью активизации познавательной деятельности учащихся;
сочетание коллективных, групповых и индивидуальных приемов обучения;
создание на уроках атмосферы сотрудничества, атмосферы созидания.
Работу по проектированию начинаю с тщательной разработки методики, составления тематического планирования. Планирую серию уроков, посвященных проектированию. Эти уроки способствуют уяснению алгоритма и раскрывают поэтапное выполнение проекта.
Каждый ученик знает, что он имеет право на индивидуальные консультации на уроках и во внеурочное время. Отдаю предпочтение проектам, работа над которыми ведется в течение нескольких месяцев.
Считаю, что важным этапом в организации проектной деятельности является момент мотивации. От его уровня и качества зависит успех в достижении поставленных целей. Не секрет, что для некоторых детей важно знать, что существует «Положение об ученическом проекте по «Технологии»», что эта деятельность является не только желательной, но и обязательной.
В создании информационного поля используются фонды школьной, районной и моей личной библиотек. В последнее время появилась возможность и используется информация из всемирной информационной сети Internet.
В практике организации проектной деятельности учащихся используются традиционные формы: фронтальная, бригадно-звеньевая и индивидуальная. Активная позиция ученика и реализация принципа "учиться, делая" являются отличительной особенностью проектной работы моих учеников.
Перед выбором тем провожу анкетирование с целью выявления интересов, склонностей и способностей учащихся к различным видам практической деятельности. Темы проектов на моих уроках чаще всего носят практико-ориентировнный и творческий характер, реже информационный или исследовательский.
Наиболее эффективно осуществить поисково-конструкторский этап мне позволяет использование таких методов как «ассоциации», «эвристическое комбинирование», «мозговая атака».
Для разработки модели объекта проектирования использую метод фокальных объектов, разработаны практические задания, которые с помощью простых приемов доказывают учащимся возможность существования различных вариантов решения проблемы.
На технологическом этапе для оказания помощи учащимся и решения возникающих проблем в процессе работы использую методы: «изменение формулировки задачи», «наводящие вопросы» и «перечень недостатков».
Индивидуальная форма деятельности учащихся на технологическом этапе используется наиболее чаще. С использованием игровых форм занятий и организации дискуссии происходит изучение возможностей использования результатов проектной деятельности, реального спроса на рынке товаров, участие в конкурсах и выставках проектов.
Лаконично и грамотно оформить пояснительную записку к проектной работе помогает специально разработанная памятка.
Защита проектов проводится по графику в специально отведенный день. На сообщение отводится 5-7 минут и 3-5 минут для ответа на вопросы. Поощряется сопровождение защиты электронными презентациями. Часто защиты, особенно групповых проектов, проходят в форме инсценирования сказок, интервью, телепередач, ролевых игр, сопровождаются стихами.
Для осуществления контроля качества обучения учащихся на различных этапах проектирования чаще всего использую тестирование. Особый интерес вызывают задания, подготовленные на компьютере.
Важную роль сыграло введение накопительной оценки (портфолио). В конце 9 класса проводится защита портфолио, а затем круглый стол, где обсуждаются достигнутые результаты, и отмечаются особые успехи в отдельных направлениях практической и проектной деятельности. Мне как учителю легче отслеживать «рост» учащихся за два года, поддерживать учебные цели, поощрять результаты учебной деятельности.
Для создания положительной мотивации выполнения проектной работы применяю рейтинговую систему оценок. Для этого создается и заполняется «Ведомость достижений учащихся». Большую помощь учащимся в создании документации к проекту оказывает ведение «Черновика проекта».
Выявление наиболее успешных детей в изучении технологии и в проектной деятельности привело к участию учеников в предметных олимпиадах на высоком уровне (призеры и победители краевых олимпиад)
Регулярно провожу консультации для учащихся по выполнению проектов, руковожу школьным кружком декоративно-прикладного творчества «Мастерица». Среди учащихся есть призеры в номинации «Учебный проект» районного конкурса-выставки юных техников, конструкторов.
Усилению мотивации проектной деятельности способствует проведение предметной недели, участие в публичной защите проектов, в демонстрации своих работ.
В рамках предпрофильной подготовки уже третий год учащиеся 9 классов работают над школьным проектом «Образовательная сеть города Благодарного. Переходя в 10 класс, ребята воспринимают профильное обучение как очередной проект, к которому нужно очень хорошо подготовиться и желательно не допустить ошибки.
Идут годы, и я продолжаю убеждаться в том, что только самостоятельная творческая личность подростка может внимательно посмотреть на окружающий мир и острее почувствовать себя в нем. «Познав самого себя, никто не останется тем, кто он есть» - утверждал Томас Манн.
Перспективы развития темы исследования
Развивать
профильную и профессиональную
направленность
проектирования
для учащихся 8-9 классов;
Способствовать
формированию активной самостоятельной
личности
ребенка,
способной уверенно выбрать профиль
обучения в 10 классе;
Расширить информационное пространство с помощью максимального использования информационной сети Internet.
Создать
банк готовых проектных работ, связанных
с выбором профиля
обучения
или выбором профессии.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Козлова Елена Григорьевна
→ evel-blag 10.04.2011 0 3828 758 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.