Статья "Духовно-нравственное развитие обучающихся на уроках технологии".
Автор Заитениди Людмила Николаевна учитель технологии высшей квалификационной категории Муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школа № 21 города Волгограда.
400120 г. Волгоград ул. Елецкая д. 9 «Б»
Духовно-нравственное развитие обучающихся на уроках технологии.
Из страны детства все мы уходим в большую жизнь, насыщенную радостью и страданием, минутами счастья и горя. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться детям уже сегодня.
В русской духовной традиции важнее всего была человеческая нравственность, на первом месте была душа человека, ценились вера и верность, трудолюбие и терпеливость, милосердие и сострадание, чтилась семья и уважалась старость. Именно родная культура должна лежать в основе всей воспитательной системы в школе. Наших детей нам нужно воспитывать не на чуждых западных традициях, а на русских, народных, православных традициях.
Необходимо вернуться к своим истокам, объединиться вокруг родных святынь (это и история родной земли с её победами, поражениями, печалями и радостями, это святоотеческие имена устроителей и защитников Руси, это родной русский язык, литература, музыка, это русский народ, его традиции). Родные корни должны питать душу человека. Укрепить, дать им силу – наша учительская задача.
Именно учитель технологии ориентирует учащихся на духовное развитие, потому что он воспитывает девушку. Благочестивая мать и жена, любящая, нежная, твердая и терпеливая в жизненных невзгодах, опора семье и Отечеству – это и идеал русской женщины и наша история, это боль, тревога и забота наших дней. Как воспитать девочку такой? Конечно, это немыслимо без восстановления исторической памяти, возрождения русской национальной традиции.
Свою работу по духовно-нравственному воспитанию я начинаю с проведения диагностики в 5 классе по определению исходного уровня творческой самореализации учащихся в учебно-познавательной деятельности на уроках технологии.
По результатам диагностики, разработанной М.И. Рожковым, Ю.С. Тюнниковым, и др., оказалось, что приблизительно только 2% обучающихся с высоким уровнем творческой самореализации, 55% обучающихся находится на среднем уровне, 43% - на низком уровне.
Таким образом, видно расслоение детской среды. Выделяются обучающиеся с высокой творческой активностью, а также учащиеся, которые нуждаются в большей педагогической поддержке на определённом уровне обучения. Необходимость создания условий для творческой самореализации в учебно-познавательной деятельности привела к мысли о целесообразности построения системы занятий определенной направленности для изучения учащимися народных традиций, ремесел, декоративно-прикладного творчества.
Многие дети испытывают потребность в занятиях декоративно - прикладного направления. По их мнению, изучение народных традиций в декоративно – прикладном творчестве помогло бы им творчески самореализовать себя, познакомиться с историей родного края. Но для этого им нужно пополнить свои теоретические знания и практические умения под руководством компетентного педагога.
Целью моей педагогической деятельности является обеспечение положительной динамики творческой самореализации обучающихся, как составляющей духовно-нравственного развития, в учебно-познавательной деятельности при изучении народных традиций и народного творчества с последующим изготовлением изделия в народных традициях.
Поэтому я, как учитель технологии, ставлю перед собой следующие задачи:
- помочь учащимся развить не только интеллектуальные, физические, но и духовные задатки; реализовать интересы и склонности: выработать личные нравственные убеждения, терпимость к другому образу жизни;
- научить пониманию, приемам деятельности в коллективе; бережному и заботливому отношению к окружающей среде, друг другу;
- создать условия для развития независимого творческого мышления; для удовлетворения учащимися своих духовных потребностей;
- поощрять самовыражение и уверенность в себе;
- сконцентрировать внимание детей на содержании материала, который представляет духовные ценности.
Считаю свой опыт работы актуальным, так как проблема формирования уровня творческой самореализации личности обучающегося в современном обществе приобретает доминирующее значение. Именно через декоративно-прикладное творчество и народные традиции возможно формирование и воспитание эмоционально-чувственного познания мира детей.
Народное искусство остается плодотворным источником формирования трудовой и художественной культуры. Оно всегда украшало народный быт, труд и праздники. На примерах изделий декоративно-прикладного искусства можно изучить практически все содержание образовательных стандартов по технологии. При этом одновременно открываются широкие возможности для развития творческого потенциала учащихся, их эстетического и патриотического воспитания.
Новизна опыта работы состоит в создании системы занятий, основанных на народных традициях.
В своей педагогической деятельности ведущую роль отвожу проектному методу и «кейс» методу, как одной из инновационных форм организации учебно-воспитательного процесса. Включение ИКТ в учебный процесс позволяет мне организовать разные формы учебно-познавательной деятельности на уроках, включать духовно-нравственные элементы. Использование ИКТ в учебном процессе усиливает образовательные эффекты. У учеников формируется гуманистическое мировоззрение: активная жизненная позиция, высокий уровень нравственной воспитанности, появляются такие качества, как ответственность, чувство долга. На таких уроках ученики способны осознать человека как носителя огромных познавательных и творческих возможностей, как преобразователя собственной личности и окружающего мира, как хранителя природы и жизни на Земле.
В разделе «Культура дома» я предлагаю возможные варианты взаимодействий, направленных на то, как привить детям любовь к традициям, знанию истории, уважению к старшим, умению оказать помощь слабому или нуждающемуся. Красота и сказочность народного творчества помогают детям осмыслить окружающий мир, научиться самоутверждению и развить определенные качества характера.
В пятом классе проводится интегрированный урок народной культуры, литературы и художественного труда по теме «Новый год». На котором формируются понятия о традициях и обычаях празднования Нового года на Руси, истории их возникновения; соотношение празднования Нового года в старину и в наши дни. А так же рассматриваются персонажи новогоднего праздника и их роль. Завершается занятие практической работой – изготовление Деда Мороза и Санта Клауса.
Тема Рождества ассоциируется у учащихся со сказкой и вызывает бурю эмоций и фантазий, которые могут быть реализованы на уроке при изготовлении «Рождественской звезды».
Знакомство с обычаем православной церкви – празднованием Светлой Пасхи, происходит в шестом классе. Практический материал (окрашивание яиц, изготовление народных обрядовых кукол) подобран таким образом, чтобы каждый учащийся мог его выполнить, независимо от уровня подготовленности. Сложность выполнения конкретного задания определяется индивидуально каждым учащимся самостоятельно. Выполнение этих заданий стимулирует изобретательство и развитие творческой фантазии у детей. Освоив технологии работы, можно предложить учащимся выполнить коллективную работу.
Для седьмого класса проводится урок «Привычки милой старины. Святки». На этом уроке помимо знакомства со старинными русскими обычаями изготавливается сувенир «кукла-коза».
В разделе «Кулинария» для расширения объема знаний о народном празднике Масленица; приобщению к традициям и обрядам русского народа; развитию творческих способностей; умению работать в группе проводится урок «Широкая масленица». В практическую задачу этого урока входит обучение приготовлению блинов по различным рецептам. Традициям подачи готового блюда к столу.
В разделе «Художественная обработка материалов» обучающиеся знакомятся с развитием народных промыслов на Руси, географией народных промыслов, художественной ценностью изделий. Это позволяет видеть прекрасное в окружающем мире, прочувствовать красоту и желание создавать самостоятельно эстетические изделия. Раздел «Художественная обработка материалов» знакомит учащихся с возможностью выполнения изделий в древнейших видах рукоделия – вязании крючком и спицами, вышивкой, «макрме». Знакомит с укладом, нравом, обычаями деревенских жителей Древней Руси. Выполняются творческие проекты.
Такой раздел области технология, как «Конструирование и моделирование изделий» знакомит учащихся пятого класса с творческим наследием нашего народа в виде такого изделия, как фартук. Знакомит с историей возникновения фартука, как части гардероба. Объясняет значение фартука на Руси, способы отделки. Урок способствует развитию художественного вкуса, воспитывает любовь и гордость к творческому наследию нашего народа. Раздел завершается выполнением и защитой творческого проекта. Раздел «Конструирования и моделирования изделий» в шестом классе знакомит с элементом русского костюма – юбкой. Историей возникновения юбки, этапами изменений, народными традициями, связью с современными направлениями в моде. Раздел завершается выполнением и защитой творческого проекта
Считаю, что народные традиции в наше время должны занять главное место в формировании высоконравственной, культурно образованной личности. Благодаря им в доступных формах, на близком и понятном материале дети усваивают поэтический язык своего народа, его нравы, обычаи – весь комплекс духовных ценностей. Путешествие в мир почти забытых нами традиций заставляет задуматься над прошлым наших предков, которые эти традиции сохраняли веками, передавая своё наследство потомкам.
Практика показала, что у обучающихся формируется творческая самореализация на занятиях через изучение народных традиций. Они способны глубоко и полно воспринимать произведения декоративно-прикладного творчества и создавать свои. Из чего можно сделать вывод о перспективности дальнейшей разработки занятий с целью педагогической деятельности обеспечения положительной динамики творческой самореализации обучающихся в учебно-познавательной деятельности при изучении народных традиций.
Духовно-нравственное воспитание обучающихся реализуется в рамках общешкольных, городских, региональных творческих конкурсов.
Фотографии автора
Изготовление рождественской звезды
Мы за вышивкой
На странице приведен фрагмент.
Автор: Заитениди Людмила Николаевна
→ Майса 16.04.2011 1 4509 722 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.