Статья "Формирование у учащихся навыков самоконтроля как фактор повышения их познавательной активности"
Формирование у учащихся навыков самоконтроля, как фактор повышения их познавательной активности
(из выступления на педагогическом совете)
Паринова Ирина Владимировна
учитель 1КК МОУСОШ №91 г.Воронежа
Есть очень мудрая китайская пословица:
«Я слышу - я забываю,
Я вижу - я запоминаю,
Я делаю - я понимаю».
Таким образом, как необходимое условие совершенствования организации учебной деятельности самим школьником является обращение его внимания на содержание собственных действий. Только в этом случае личностное овладение знанием из зубрёжки превращается в процесс интенсивного умственного развития. Самооценка и самоконтроль играют большую роль в усвоении школьниками знаний. И обучение самоконтролю важно на различных этапах учебной деятельности.
- Первым важным условием обучения школьников самоконтролю является установка учителя на его осуществление. В младшем и среднем возрасте, по мнению психологов, слабо развиты процессы саморегуляции и волевая сфера. Поэтому побуждение учащихся к самоконтролю просто необходимо.
- Вторым условием является целенаправленное формирование у школьников специальных навыков самоконтроля. Он необходим на разных этапах учебного процесса, и этому надо обучать.
На предварительном этапе (в начале выполнения задания) - это этап ориентирования. Он необходим ученику для того, чтобы убедиться в верном понимании идеи, учебной задачи и требований учителя. Ученику надо подсказать, что сделать он это сможет, задавая вопросы педагогу. Уточняя условия задачи и требования. Также правильно готовя своё рабочее место, инструменты и необходимые материалы для работы.
На исполнительском этапе - в процессе решения учебной задачи, следует поощрять и провоцировать текущий (коррективный) самоконтроль учащихся. Специфическими действиями этого вида самоконтроля являются сравнение промежуточных результатов с заданным эталоном, контроль расхода времени, выбор адекватных средств решения поставленной задачи и достижения конечной цели.
Заключительный этап - констатирующий. Самоконтроль учащихся следует нацеливать после выполнения самостоятельной или практической работы, т.е. после выполнения определённого вида деятельности.
- Третьим важным условием формирования самоконтроля является использование в работе планов. Поскольку способность к самоконтролю в учебной деятельности выступает, как умение самостоятельно отслеживать собственный путь к достижению поставленной цели.
- И четвёртым важнейшим условием формирования самоконтроля это вовлечение ребят в разнообразные формы взаимопроверки. Взаимопроверка письменных ответов, самостоятельных работ, устных ответов или выполнения различных практических работ. Здесь уместно использовать листы взаимопроверки, из способных учащихся выбирать рабочих консультантов для помощи более слабым ученикам.
Более подробно мне бы хотелось остановиться на работе с планами, как одним из условий формирования самоконтроля. Обучение работе учащихся с планами начинается с типовых планов. При изучении различных программных модулей образовательной области технология без таких типовых планов учебный процесс, изучения материала по многим темам не обходиться. Это и построение чертежей, и моделирование изделий, изготовление узлов и деталей различных изделий. При планировании таких уроков мы практически всегда используем инструкционные карты, наглядный материал поэтапного изготовления узлов, приёмы моделирования различных изделий и обязательно в такой форме организации работы просто необходимо вводить элементы само и взаимоконтроля. Поэтому при разработке всех материалов, использующийся на уроках . при планировании необходимо заострять внимание учащихся на том, что он должен обратить внимание в начале выполнения задания, что должен проверять и контролировать в процессе работы и что в конечном итоге должен получить.
Перед работой по таким планам обязательно должен делаться вводный инструктаж, где учащимся сообщается тема и цель занятия, заостряется внимание на организации своего рабочего места при выполнении задания, на что он должен обращать внимание во время работы, и какой цели достигнуть в конце работы. В течении выполнения задания обязательно предусматривается текущий инструктаж. Если учащийся что-то не понял, вовремя указать на ошибку и как её можно исправить. Обязательно проводиться и заключительный инструктаж, где разбираются типовые ошибки, рассматриваются лучшие работы и ребята могут сравнить свою работу и понять свои ошибки при работе, если таковые были. При такой форме организации учебной деятельности очень уместно использовать сильных учащихся, быстро и правильно справляющихся с заданием в качестве консультантов при работе.
Мою разработку такого урока по выполнению швов соединительной группы с инструкционными картами и разработанным планом урока можно посмотреть на сайте - http://festival.1september.ru/articles/606167/
Особо мне хотелось бы обратить своё внимание на такой модуль программы. как проектная деятельность учащихся. При работе над проектом ребёнок учиться планировать свою деятельность. Проекты начинают выполнять в 5 классе. Мы знакомим ребят, что такое проектная деятельность, какие этапы работы над проектом следует пройти, требования и алгоритм работы, как защищать свою работу. В 5 классе мы каждый шаг работы над проектом проходим с ребёнком, но в выборе своего изделия он определяется сам, оценивает свои возможности, из какого материала сделать изделие, оценивает время выполнения, т.е. уже в этом возрасте он учиться самостоятельно планировать и оценивать свои возможности , а при защите давать самооценку своему труду. Уже в 7-8 классах ребёнок полностью самостоятельно осознанно делает свой выбор и планирует свою деятельность. Мы выступаем только в роли консультанта, что-то можем подсказать или посоветовать, помочь в возникших затруднениях, но окончательный выбор всё равно остаётся за ребёнком. Поэтому при защите проектов допускается спорить, отстаивать свою точку зрения, не соглашаться с педагогом. Главное научить ребёнка объективно оценивать свою работу, и не бояться неудач.
Как говорит народная мудрость - «Нельзя человека научить на всю жизнь, его надо научить учиться всю жизнь».
Литература, использующаяся при подготовке статьи:
1 Васильев В.В. Психолого-педагогические основы процесса обучения, - Воронеж: ВОИПКиРО,2002г.
2 Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии: Учебно-методические пособия - М. Педагогическое общество России,2001г.
3 Селезнева С.А. Учитель - мастер гуманной школы. - Воронеж: ВОИПКиРО,1998г.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Паринова Ирина Владимировна
→ parinowa 04.02.2012 0 8133 752 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.