Активизация самостоятельной познавательной деятельности учащихся с использованием модульно - кейсовой технологии обучения


61




Муниципальное казенное образовательное учреждение

Барановская основная общеобразовательная школа

Камышинского района Волгоградской области






«Активизация самостоятельной познавательной деятельности учащихся с использованием

модульно - кейсовой технологии обучения».


Учебный кейс по технологии «Вышивка лентами»













Учитель технологии

МКОУ Барановской ООШ

Новикова Елена Николаевна









2012г

Аннотация.



Данный методический материал раскрывает суть метода проблемно ситуативного обучения (case-study).

Указываются тенденции, которыми обусловлено внедрение учебных кейсов в практику российского образования в настоящее время.

Рассказывается о результатах применения данного метода в учебной деятельности.

Представлена методика работы и оптимальная схема последовательности действий преподавателя во время обучения с помощью кейс – метода.

Охарактеризованы виды кейсов по задачам, объёму и направлениям использования, их источники.

Проиллюстрированы этапы создания кейса. Дана классификация кейсов, используемых в учебном процессе по различным признакам.

Предложена карта оценки преподавателем навыков работы учащихся с кейс – заданиями.

Дан прогноз эффективности деятельности преподавателя, реализующего метод case-study в своей педагогической практике.

Показано преимущество метода case-study.

Представлен примерный учебный кейс по технологии.





Пояснительная записка.

Модернизация российского образования требует поиска новых эффективных форм и методов обучения. Теперь главная задача каждого преподавателя – не только дать учащимся определенную сумму знаний, но и развить у них личностно-значимые компетенции и интерес к учению, активизировать самостоятельную познавательную деятельность и научить: [6,7]

1 – учиться;

2 - знать;

3 - познавать;

4 - делать;

5 - жить;

6 - быть Человеком.

Поэтому без хорошо продуманных технологий, методов и форм обучения трудно организовать успешный образовательный процесс. Вот почему следует совершенствовать те методы и средства обучения, которые помогают вовлечь учащихся в познавательный поиск, в труд учения, творчества: помогают научить учащихся активно, самостоятельно добывать знания, возбуждают их мысль и развивают интерес к предмету, к деятельности.

При проведении занятий важную роль играет открытая познавательная позиция, которая предполагает особый тип отношения к познаваемым явлениям. В этом случае «индивидуальное умозрение отличается вариативностью и разнообразием субъективных способов осмысления одного и того же события, явления.

Чтобы сформировать открытую познавательную позицию у обучаемых, учитель должен отобрать методы [1], способствующие:

- восприятию и осознанию ими различных взглядов на одно и то же явление;

- использованию множества вариативных способов описания и анализа одного и того же явления;

- созданию условий для обмена позициями и точками зрения в обсуждении;

- синтезированию в ходе обсуждения различных теоретических позиций и мнений относительно решения проблемы;

- появлению различных идей и неоднозначных суждений;

- использованию научной информации различного характера, которая интерпретирует явление, факт, действие с разнообразных точек зрения, сохраняя реалистичность научных позиций;

- «развернутости в будущее» - перспективному видению учащимися своей деятельности в разных социальных ситуациях и педагогических условиях; при этом обращается внимание на личностный выбор обучаемыми собственной позиции и возможностей планирования своей дальнейшей карьеры.

Одним из таких методов является проблемно-ситуативное обучение с использованием кейсов.

Метод case-study или метод конкретных ситуаций (от английского case – случай, ситуация) – метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач – ситуаций (решение кейсов).

Метод конкретных ситуаций (метод case-study) относится к неигровым имитационным активным методам обучения.

Непосредственная цель метода case-study – совместными усилиями группы обучающихся проанализировать ситуацию – case, возникающую при конкретном положении дел, и выработать практическое решение; окончание процесса – оценка предложенных алгоритмов и выбор лучшего в контексте поставленной проблемы.

Метод case-study наиболее широко используется в обучении экономике, технологии и бизнес-наукам за рубежом. Впервые он был применен в учебном процессе в школе права Гарвардского университета в 1870 году. В 1910 г. профессор Копленд (Copeland) стал первым использовать метод студенческих дискуссий по итогам анализа конкретных ситуаций case studies из жизни бизнеса. Первый сборник кейс - стади был выпущен там же в 1921 г. (The Case Method at the Harvard Business School). С тех пор Гарвардская школа бизнеса выступает в качестве лидера и главного пропагандиста метода. К середине прошлого столетия метод кейс стади приобрел четкий технологический алгоритм, стал активно использоваться не только в американском, но и в западноевропейском бизнес-образовании.
В 20-е годы кейс-метод или «метод казусов» был известен и в нашей стране преподавателям экономических дисциплин, но потом долгое время не применялся.
В настоящее время сосуществуют две классические школы case-study – Гарвардская (американская) и Манчестерская (европейская). В рамках первой школы целью метода является обучение поиску единственно верного решения, вторая – предполагает многовариантность решения проблемы. Американские кейсы больше по объему (20-25 страниц текста, плюс 8-10 страниц иллюстраций), европейские кейсы в 1,5-2 раза короче.

В последние годы в нашей стране происходит поиск новых эффективных методов обучения, связанных с развитием образования и требованиями к квалификации специалистов. Кейс-метод (case-study) считается одним из эффективных развивающих способов обучения студентов навыкам решения типичных проблем.

Практика решения бизнес-кейсов опять приходит в Россию с Запада вместе с первыми управленцами, получившими MBA за рубежом, а также со студентами лидирующих вузов страны, практикующих программы стажировок по обмену. В связи с этим, зарождение кейс-движения в России начинается именно со студентов, а не с образовательных институтов. В начале 2000-х годов в московских вузах создаются первые студенческие кейс-клубы. Во главе клубов стоят прогрессивные студенты экономических факультетов, стремящиеся поделиться своим зарубежным опытом со сверстниками. Такую же идею поддерживают и развивают российские бизнесмены новой волны, создатели первой российской бизнес-школы «Сколково» Рубен Варданян, Роман Абрамович, Михаил Куснирович, и др. Московская школа управления Сколково воспитывает бизнес-лидеров, которые смогут применить свои профессиональные знания в условиях динамичных международных рынков. Именно здесь ведется работа по подготовке и написанию первых серий бизнес-кейсов по реальным материалам российских компаний.

В Волгоградской области новатором внедрения проблемно – ситуативнго (кейсового) обучения в технологической подготовке учащихся является профессор Волгоградского государственного педагогического университета д.т.н. Каунов А.М.

Внедрение учебных кейсов в практику российского образования в настоящее время является весьма актуальной задачей, что обусловлено следующими тенденциями:

- ориентацией развития образования, как на получение конкретных знаний, так и на формирование профессиональной компетентности, умений и навыков самостоятельного мышления, развитие способностей личности, умение перерабатывать имеющуюся информацию;

- повышением требований к качеству специалиста, который должен обладать способностью оптимального поведения в различных ситуациях, отличаться системностью и эффективностью действий в различных условиях. [1, 3-4]

Существенную роль в учебном процессе играет использование кейсов для повышения профессионального уровня специалиста, что позволяет повысить интерес к специальным дисциплинам, способствует развитию научно-исследовательских и творческих навыков анализа ситуаций и принятия решений.

Кейс представляет собой описание конкретной реальной ситуации, подготовленное по определенному формату и предназначенное для обучения учащихся анализу разных видов информации, ее обобщению, навыкам формулирования проблемы и выработки возможных вариантов ее решения в соответствии с установленными критериями.

Кейсовая технология (метод) обучения – это обучение действием. Суть кейс–метода состоит в том, что усвоение знаний и формирование умений есть результат активной самостоятельной деятельности учащихся (студентов) по разрешению противоречий, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

Термин «кейс-метод», «кейс-технология» в переводе с английского как понятие “case” означает [3]:

1 - описание конкретной практической ситуации, методический прием обучения по принципу «от типичных ситуаций, примеров – к правилу, а не наоборот», предполагает активный метод обучения, основанный на рассмотрении конкретных (реальных) ситуаций из практики будущей деятельности обучающихся, т.е. использование методики ситуационного обучения “case-study”;

2 – набор специально разработанных учебно-методических материалов на различных носителях (печатных, аудио-, видео- и электронные материалы), выдаваемых учащимся для самостоятельной работы.

Под методом кейсов понимается изучение дисциплины путем рассмотрения большого количества ситуаций или задач в определенных комбинациях. Такое обучение развивает, зачастую бессознательно, понимание и способность мыслить на языке основных проблем, с которыми сталкиваются специалисты в профессиональной деятельности.

Результатом применения метода являются не только знания, но инавыки профессиональной деятельности. Его суть также состоит в том, что учащимся предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначных решений, а обучение становится как бы необходимым условием выживания.

Метод кейсов способствует развитию умения анализировать ситуации, оценивать альтернативы, выбирать оптимальный вариант и планировать его осуществление. И если в течение учебного цикла такой подход применяется многократно, то у обучающегося вырабатывается устойчивый навык решения практических задач. [2]

Чем отличается кейс от проблемной ситуации? Отличительной особенностью кейс - метода является создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни. Кейс не предлагает обучающимся проблему в открытом виде, а участникам образовательного процесса предстоит вычленить ее из той информации, которая содержится в описании кейса.

Содержащаяся в кейсе проблема не имеет однозначного решения; суть метода в том и состоит, чтобы из множества альтернативных вариантов в соответствии с выработанными ранее критериями выбрать наиболее целесообразное решение и разработать практическую модель его реализации.

Технология работы с кейсом в учебном процессе сравнительно проста и включает в себя следующие этапы:

- индивидуальная самостоятельная работа учащихся с материалами кейса;

- работа в малых группах по согласованию видения ключевой проблемы и ее решений;

- презентация и экспертиза результатов малых групп на общей дискуссии (в рамках учебной группы).

Методика работы и оптимальная схема последовательности действий преподавателя во время обучения с помощью кейс – метода представлены в таблицах 1 и 2 [1, 3].

Таблица 1

Фаза работы

Действие преподавателя

Действие обучающегося

До занятия

  1. Подбирает кейс.

  2. Подбирает основные и вспомогательные материалы для подготовки учащихся.

  3. Разрабатывает сценарий занятия.

  1. Получает кейс и список рекомендованной литературы.

  2. Индивидуально готовится к занятию.


Во время занятия

  1. Организует предварительное обсуждение кейса.

  2. Делит группу на подгруппы.

  3. Руководит обсуждением кейса в подгруппах, обеспечивая их дополнительными сведениями.


  1. Задает вопросы, углубляющие понимание кейса и проблемы.

  2. Разрабатывает варианты решений, слушает, что говорят другие.

  3. Принимает решение или участвует в принятии решения.

После занятия

  1. Оценивает работу учащихся.

  2. Оценивает принятые решения и поставленные вопросы

1. Составляет письменный отчет о занятии по данной теме.

Таблица 2

Выдача домашнего задания учащимся

Определение сроков выполнения задания

Ознакомление учащихся с системой оценивания решения кейса

Определение технологической модели занятия

Проведение консультаций

Работа над ситуацией в аудитории

Вступительное слово преподавателя; постановка основных вопросов

При необходимости распределение учащихся по малым группам (по 4-6 человек в каждой)

Организация работы учащихся в малых группах, определение докладчиков

Организация презентации решений в малых группах

Организация общей дискуссии

Обобщающее выступление преподавателя, его анализ ситуации

Оценивание учащихся преподавателем.

Кейсы, как известно, бывают разные – большие и маленькие, сложные и простые, специализированные и не очень. Это дает нам возможность подобрать подходящий инструмент для самых разнообразных оценочных задач.
   Существует несколько типологий кейсов, основанных на различных признаках:
1.По задачам:

* Структурированный кейс, в нем дается минимальное количество дополнительной информации. При работе с ним учащийся должен применить определенную модель или формулу. Считается, что у задач этого типа существует оптимальное решение, и "полет фантазии" при их разборе может оказаться не вполне уместным.

* «Маленькие наброски», содержащие, как правило, 1-10 страниц текста и одну-две страницы приложений. Они знакомят только с ключевыми понятиями, так что при их разборе учащийся должен опираться еще и на собственные знания.

* Большие неструктурированные кейсы объемом до 50 страниц и более - это, пожалуй, самый сложный из всех видов учебных заданий такого рода. Информация в них дается очень подробная, в том числе и совершенно ненужная. Самые необходимые для разбора сведения, наоборот, могут отсутствовать. Учащийся должен вовремя распознать такие подвохи и достойно справиться с ними. [2] Подобные кейсы, на мой взгляд, не уместны в средней школе.

* Исследовательские кейсы, где студенты (учащиеся) и преподаватели выступают в роли исследователей. Разбирая такие кейсы, требуется не только применить уже усвоенные теоретические знания или практические навыки, но и предложить нечто новое.
«Кейс-ситуация»: дается описание проблемной ситуации и необходимая информация о предприятии, отрасли, персоналиях. Требуется найти оптимальное решение и способ его реализации. Выбор решения должен быть обоснован, должны быть просчитаны возможные последствия и выявлены возможные препятствия. [2]

2.По объёму:
Комплексные кейсы: «классика жанра». Они достаточно объемны (от 15 страниц), содержат много подробной информации, первичных данных, мнений, образцов документов, причем эта информация может быть избыточной и слабо структурированной. Обучающийся должен самостоятельно разобраться, какая информация ему необходима, каким образом ее анализировать, что определяет выбор решения. Кейс может содержать несколько вариантов решения, из которых предлагается выбрать лучший, но в ряде случаев все предлагаемые решения не оптимальны, и единственный способ успешно решить кейс – это предложить свое решение.
*  Мини-кейсы: практические ситуации, описывающие определенную проблему в краткой форме (1-4 страницы). Объем информации достаточен для того, чтобы человек, обладающий необходимыми знаниями и навыками, мог принять обоснованное решение. Этот тип кейсов позволяет сосредоточиться на главном, оценив именно те компетенции, без которых успешная работа невозможна – поэтому мини-кейсы удобно использовать для отбора наиболее перспективных решений.

В российском технологическом и профессиональном образовании, на данный момент, можно столкнуться с такой проблемой кейс метода - дефицитом времени. Поэтому в практике используются не столько классические кейсы, сколько мини-кейсы, которые рассматривают тот или иной аспект деятельности в соответствии с изучаемой темой.

3. По направлениям использования кейсов:

1 – кейс обучение: открытая дискуссия (руководимая, свободная);

2 – опрос – презентация (индивидуальный, групповой);

3 – кейс – экзамен: с предварительной подготовкой, без предварительной подготовки.

Источники кейсов.

Кейс представляет собой результат научно-методической деятельности преподавателя. Как интеллектуальный продукт он имеет свои источники, которые можно представить следующим образом:

- общественная жизнь во всем своем многообразии выступает источником сюжета, проблемы и фактологической базы кейса;

- образование – определяет цели и задачи обучения и воспитания, интегрированные в метод case-study;

- наука – третий источник кейса, как отражательного комплекса; она задает ключевые методологии, которые определяются аналитической деятельностью и системным подходом, а также множество других научных методов, которые интегрированы в кейс и процесс его анализа.

- Неисчерпаемым источником материала для кейсов является Интернет с его ресурсами. Этот источник отличается значительной масштабностью, гибкостью и оперативностью.

Кейс должен:

- быть написан интересно, простым и доходчивым языком ;

- отличаться «драматизмом» и проблемностью; выразительно определять «сердцевину» проблемы;

- показывать как положительные примеры, так и отрицательные;

- соответствовать потребностям выбранного контингента учащихся, содержать необходимое и достаточное количество информации.

Определение и квалификация проблемы занимает исключительно важное место в процессе конструирования модели ситуации. Вместе с тем текст кейса не должен подсказывать ни одного решения относительно поставленной проблемы.

Этапы создания кейсов

Можно выделить следующие основные этапы создания кейсов.

- Формулирование целей и задач кейса (определение места кейса в структуре учебной дисциплины).

- Определение проблемной ситуации.

- Сбор информации в институциональной системе.

- Построение или выбор модели ситуации и проверка её соответствия реальности.

- Написание текста кейса.

- Подготовка методических рекомендаций по использованию кейса:

1) разработка задания для обучающихся и возможных вопросов для ведения дискуссии и презентации кейса,

2) описание предполагаемых действий учащихся и преподавателя в момент обсуждения кейса.

Кейс должен содержать достаточный объем информации.

Кейсы, используемые в учебных целях.

Кейсы гарвардского типа. Это учебные задания, включающие описание деловой ситуации в виде текста, таблиц, статистических данных, графиков, рисунков и т.п. В них никогда не содержится формулировка проблемы, а только описание ее симптомов. Учащиеся сами должны сформулировать проблему, проанализировать различные варианты ее решения и предложить наиболее подходящий в качестве рекомендации, обосновав свой выбор.

Кейс-истории. Учебные кейс-истории служат для наглядного представления той или иной проблемы. Они содержат формулировку проблемы. Учащимся предлагается ответить на ряд вопросов по содержанию кейса и вариантам решения представленной в нем проблемы. Эти варианты решения могут быть даже представлены в самом кейсе, тогда учащимся предлагается выбрать наиболее подходящий для ситуации вариант и обосновать свой выбор. Объем таких кейсов историй обычно от 1-2 до 5-6 страниц.

Мини кейсы. Эта форма письменного контроля знаний предполагает реакцию учащихся на предложенную им и кратко описанную деловую ситуацию. Учащиеся должны увязать ситуацию с определенной темой или разделом изучаемой дисциплины и прокомментировать с точки зрения этой темы или раздела поведение действующих лиц ситуации, а также сформулировать выводы или дать рекомендации. Обычно объем мини кейса в пределах 1-2 абзацев.

Проблемные ситуации и кейсы, используемые в учебных целях, можно классифицировать по различным признакам (табл.3): [2]

Классификация ситуаций

Таблица 3.

Основание классификации

Разновидности ситуаций

Соответствие реальной жизни

  1. Реальные ситуации

  2. Условные ситуации

Соответствие норме

  1. Нормальные ситуации

  2. Девиантные ситуации

  3. Экстремальные ситуации

Соответствие социальному времени

  1. Прошлые ситуации

  2. Настоящие (актуальные) ситуации

  3. Будущие ситуации

Сложность

  1. Простые ситуации

  2. Сложные ситуации

  3. Сверхсложные ситуации

Характер развития ситуации

  1. Детерминированные ситуации

  2. Вероятностно-стохастические ситуации

Степень новизны

  1. Известные ситуации

  2. Подобные ситуации

  3. Неизвестные ситуации

Возможность контроля

  1. Контролируемые ситуации

  2. Неконтролируемые ситуации

Возможность действия

  1. Благоприятные ситуации

  2. Вынужденные ситуации

  3. Критические ситуации

  4. Безвыходные и безысходные ситуации



По типу методической части

  1. Вопросный кейс

  2. Кейс - тест

  3. Кейс-задание

  4. Карта оценки преподавателем навыков работы учащихся с кейс – заданиями может быть представлена следующим образом [5]: Таблица 4.

Навыки

Ф.И. учащегося

Иванов

Петров

Сидоров

Фёдоров

Выделение и формулирование главной мысли (идеи)





Составление планов различных видов





Описание фактов, явлений, событий, деталей





Работа с ключевыми понятиями, темами, проблемами





Логика изложения





Анализ данных





Критическое мышление





Навык определения и разработки проблемы





Выступление перед аудиторией





Составление конспекта темы, отчета





Составление рецензии





Проводить работу исследовательского характера

 




Владение различными способами само и взаимоконтроля





Вести полемику, участвовать в дискуссии





Решать проблемные учебные задачи





Осуществлять мыслительный эксперимент и др.





После выполнения того или иного задания следует отмечать состояние навыка у учащихся определенным цветом. Например, для заполнения карты можно воспользоваться следующими символами:

К (красный) – устойчивое владение навыком; Ж (желтый) – навык в значительной степени сформирован; З (зеленый) – навык сформирован частично; С (синий) – навык практически не сформирован.

В течение полугодия (года) выявляются «западающие» навыки, и для их корректировки подбираются дополнительные индивидуальные задания для отдельных учащихся.

Единой, стандартизированной схемы не существует.

Представляется, что в российских программах подготовки целесообразно выделять на разбор конкретных ситуаций в среднем 25—30% учебного времени.

В последнее время всё более популярным становится использование кейсов не только на стадии обучения учащихся, но и при проверке результатов обучения на экзаменах. Обучающиеся получают кейсы перед экзаменом, они должны проанализировать их и принести экзаменатору отчёт с ответами на поставленные в нём вопросы. Можно предложить обучаемым кейс и прямо на экзамене, но тогда он должен быть достаточно коротким и простым, для того чтобы уложиться в ограниченные временные рамки.

Педагогический потенциал метода case-study значительно больше педагогического потенциала традиционных методов обучения. Наличие в структуре метода case-study споров, дискуссий, аргументации тренирует участников обсуждения, учит соблюдению норм и правил общения. Преподаватель должен быть достаточно эмоциональным в течение всего процесса обучения, разрешать и не допускать конфликты, создавать обстановку сотрудничества и конкуренции одновременно, обеспечивать соблюдение личностных прав обучающегося.

Эффективность деятельности преподавателя, реализующего метод case-study в своей педагогической практике, связана с воплощением ряда принципов:

- принцип многообразия и эффективности дидактического арсенала, который предполагает овладение дидактикой, ее принципами, приемами и методами, целенаправленное их использование в учебном процессе;

- принцип партнерства, сотрудничества с обучающимися, базирующийся на признании их партнерами в образовательной деятельности, на взаимодействии и коллективном обсуждении ситуаций;

- принцип смещения роли преподавателя с трансляции и «разжевывания» знаний к организации процесса их добывания – снижение роли преподавателя как единственного «держателя» знаний, возрастание его роли как эксперта и консультанта, помогающего учащемуся ориентироваться в мире научной информации;

- принцип впитывания достижений педагогической науки, опыта, накопленного коллегами – психологическая и педагогическая обоснованность, формулировка не только образовательных, но и воспитательных целей существенно отличает преподавателя, реализующего метод case-study, от преподавателя, использующего классические методы обучения;

- принцип творчества, который предполагает превращение кейса и занятия с его применением в индивидуально неповторимый творческий продукт - метод case-study значительно расширяет пространство творчества, охватывающего деятельность по созданию кейса как уникального интеллектуального продукта, проектирование процесса обучения, совершенствование технологии его преподавания, вовлечение в творчество учащихся, усиление роли творческой импровизации в ходе обучения и т.п.

- принцип прагматизма, ориентирующий на четкое определение возможностей того или иного кейса, планирование результатов обучения с точки зрения формирования у обучающихся навыков анализа ситуации и выработки моделей поведения в ней. [5]

Несомненным достоинством кейс-метода является развитие системы ценностей, жизненных установок, мироощущения. Метод ситуационного обучения позволяет преодолеть сухость изложения материала: намного интереснее связать его с жизненной ситуацией, чем говорить прописные истины.



Литература

  1. Компетентностный подход в педагогическом образовании: Коллективная монография / под ред. Проф. В.А.Козырева и проф. Н.Ф. Родионовой. – СПб.: Изд. РГПУ им. А.И. Герцена, 2004. – 392 с.

  2. Каунов, А.М. Учебные кейсы в технологическом и профессиональном образовании: Учебное пособие / А.М. Каунов – Волгоград: Перемена, 2010. – 292 с.

  3. Кейс метод. Окно в мир ситуационной методики обучения (case-study). – www.casemethod.ru.

  4. Комисарова, Н.Н. Метод case-study как современная технология профессионально-ориентированного обучения. Реферативный обзор/ Н.Н. Комисарова, М. : 2005, Изд. Уч.-метод. Управл. Фин. Акад. при Прав. РФ, - 35 с.

  5. Долгоруков, А. Метод case-study как современная технология профессионально-ориентированного обучения./ А. Долгоруков - www.vshu.ru

  6. Каунов, А.М. Теория и методика обучения технологии и предпринимательству: Учеб. пособие / А.М. Каунов – Волгоград: Перемена, 2007. – 205 с.

  7. Каунов, А.М. Деловая личность – ориентир для учителя технологии и предпринимательства // Школа и производство, № 3, М., 1996, - с. 12-15.













Муниципальное образовательное учреждение

Барановская основная общеобразовательная школа

Камышинского района Волгоградской области









Учебный кейс по технологии.





Раздел: Рукоделие



Тема: Вышивка лентами.



Класс: 7

Автор:

Новикова Елена Николаевна

учитель технологии





2012



Учебный кейс по технологии.

Раздел: «Рукоделие»

Тема: «Вышивка лентами»

Цели:

  1. Расширить знания об истории вышивки и овладеть искусством вышивки лентами;

  2. закрепить навыки работы с тканью;

  3. применять знания ручных швов при работе с атласными лентами на практике;

  4. изучить технологическую последовательность и трудовые приемы выполнения вышивки;

  5. познакомиться с профессией вышивальщицы.



Оборудование: оборудование рабочих мест (ножницы, игла для шелковой ленты, прямоугольное панно из ткани 58 /70 см, атласные ленточки шириной 3 и 7 мм, нитки, канва, лён), инструкционные карты, учебная презентация, компьютер, экран, проектор, выставочный стенд с готовыми работами.



Ситуация: Приближался Новый год. Одноклассницы Татьяны активно обсуждали наряды, которые приготовили для Новогодней дискотеки. «А ты в чём пойдёшь?» - спросила Таню подруга. Девушка задумалась: «Что же такое одеть, чтобы выглядеть модно и стильно, но при этом не ожидать, что кто – то придёт в таком же наряде, ведь штучная вещь стоит очень дорого?»

Придя домой, Татьяна поделилась проблемой со старшей сестрой. «Действительно, стильная одежда должна быть качественной,- ответила ей сестра.- Но это не обязательно творения известных дизайнеров, ведь многие вещи ручной работы ценятся ничуть не меньше, чем одежда из бутиков. Здесь важна не марка, а удачный выбор ткани, правильные формы и крой.

Есть вещи, которые никогда не выходят из моды и всегда актуальны. А джинсы прямого кроя относятся именно к таким вещам. При правильном подходе одни и те же джинсы могут быть уместны и на вечеринке, и на работе, и даже в театре, важно только уметь сочетать аксессуары и различные стили. Мы же с тобой преобразим кофточку и ты будешь выглядеть так, как того и желаешь: модно, стильно и неповторимо!»

Задание: просмотрите внимательно иллюстрацию и определите, какими элементами декорирована кофточка девушки. (Приложение 1)

Уточнение задания: 1) какие инструменты и материалы используются при

вышивании лентами?

2) где и как можно применить вышивку лентами?

Контекст задания: изучите информацию о приёмах и способах вышивки лентами, видах инструментов и приспособлений и возможностях применения данного вида рукоделия в быту.

Дополнительная информация.

Вышивка лентами – сравнительно молодая техника, пришедшая к нам из Западной Европы. В наше время, когда рукоделие во всем мире переживает второе рождение, вышивка лентами тоже не осталась в стороне. Причем технология не изменилась: нынешние мастера пользуются точно такими же приемами, тканями, иглами и лентами, как и первооткрыватели этого увлекательнейшего занятия. Современная вышивка восприняла лучшие традиции народной вышивки прошлого, сегодня я хочу вас познакомить ещё с одним из увлекательных видов рукоделия, который в настоящее время становится все популярнее – “Силк риббон” - так называется тип вышивки, которую выполняют, используя вместо обычной пряжи ленточку из шелка, органзы, вуали, атласные ленточки и получая особенный объемный эффект.
Особенно эффектно смотрятся ленточки, по краям которых продета тоненькая проволока, таким лентам можно придать любую форму. Кроме этого, с ленточной вышивкой прекрасно сочетаются нитки мулине, декорирование бисером, бусинками или стеклярусом.
Ленточная вышивка отлично подходит для создания картин с изображением родной природы: растений, цветов, бабочек и жучков, блестящие, гладкие, объемные ленты делают вышивку яркой и как будто живой.
При помощи узоров из лент можно легко сделать предметы своего гардероба (джинсы, платья, кофточки, пояски, шарфики, перчатки, шляпки, шейные платочки) или интерьера (покрывала, прихватки, тюли, скатерти, салфетки) уникальными, придать им романтики и трогательности. Сопутствующие виды  рукоделия (вязание, бисероплетение, батик и др.) помогают придавать изделиям завершенный вид. Также можно украсить лентами рамочку или альбом для фотографий, ежедневник, сумочку, открытку или другую вещицу. Такой подарок станет эксклюзивным, а частичка вложенного вами тепла всегда согреет и поднимет настроение.

Из истории.

Многочисленные археологические находки свидетельствуют о том, что ещё в доисторические времена было принято украшать одежду длинными узкими полосками ткани. Наши первобытные предки для этих целей использовали также жилы животных, волосяные верёвочки, стебли растений. Самыми древними образцами вышивки являются несколько полотен, дошедших до нас из древнего Китая. Они были выполнены в VIV вв. до нашей эры.

В древней Японии, Индии и Иране вышивали на шёлковых полотнах золотыми и серебряными нитями, волосом. Наиболее популярными были растительные мотивы, фигуры животных, религиозные и батальные сцены. Древнегреческие и древнеримские модники любили украшать свою одежду пёстрыми шёлковыми лентами. В те времена по качеству и цвету лент судили о материальном благосостоянии человека и его родовой принадлежности. Громадный вклад в развитие вышивального искусства внесла Византия. В средние века  работы византийских мастеров славились на весь мир. Кроме того, они придумали новые способы вышивания, что дало импульс к дальнейшему развитию этого искусства.

В средневековье для декоративной вышивки начали использовать шнуры, тесьму и узкие полоски бархата. Так зародилось искусство шитья лентами. В XIV веке на средиземноморском побережье Франции начали производить шелковую тончайшую нить, и это позволило изготовлять качественные ткани. Кроме того, шёлк местного производства был намного дешевле заморского, привезённого из Китая. В1446 году король Людовик ХІ пригласил во Францию искусных итальянских ткачей и попросил обучить мастеров города Лиона этому мастерству. Итальянцы привезли французским коллегам несколько станков по изготовлению шёлковых лент. Через несколько лет, благодаря мастерству лионских ткачей, Франция превратилась в крупнейший текстильный центр Европы.

Мода, любовь к роскоши, бесконечные балы при королевском дворе создавали высокий спрос на шёлковую ткань. В XVIII веке, «с лёгкой руки» короля Людовика XIV, лентами украшали практически каждую вещь – плащи, камзолы, платья, шляпы, туфли, сапоги, чулки и панталоны. Людовик XV обожал ленты не только в качестве одежды – он любил ими вышивать. Проявляя монаршую милость, он жаловал придворным собственноручно изготовленные безделушки.

Вот как иронически описывал костюм этого времени Мольер: «От башмаков до шляпы - банты, ленты, банты, ленты. Распустят до пояса парики из пакли, штаны наденут, широкие, все в складках пузырями, камзол кургузый, рубашку выпустят сборками над тощим животом».

Костюм украшали кружевами и разнообразными лентами: обойными,
серебряными, переливающимися, двойными, полосатыми, атласными и др.
Мода барокко требовала как можно больше лент и бантов. Бантами обычно
отделывали платье от выреза до талии, образуя так называемую «лестницу».
Причем банты сверху вниз уменьшались. Украшения и богатая отделка костюма
располагались в основном спереди (как и в мужском костюме), поскольку
придворный этикет требовал в присутствии короля стоять к нему только
лицом.

Именно в этот период вышивание шелковыми лентами во Франции превратилось в самостоятельную ветвь рукодельного искусства. Платья придворных дам украшались вышитыми розовыми бутонами, листочками, сложными орнаментами из лент, жемчуга и хрусталиков. Появились ателье, задачей которых было обеспечение королевского двора роскошным гардеробом. При помощи иглы и шёлковой ленты мастера создавали настоящие текстильные шедевры.

Из Франции вышивка лентами перекочевала в Англию, Германию, Данию, а затем и в Америку. К середине ХІХ века это искусство покорило весь мир. В то время рукодельники не ограничивались украшением одной только одежды – вышивка красовалась на зонтиках, диванных подушках, дамских сумочках, абажурах, одеялах, портьерах, шляпках.

Трудно определить, когда именно вышивание лентами в России превратилось в отдельный вид рукоделия. Праздничные, особенно свадебные, наряды украшали яркими лентами издавна. Шитье лентами было излюбленным рукоделием в XVIIXVIII веках у донских казаков. Костюмы вышивали серебряными золотыми нитями и лентами по низу рукава и подола. Ленточными узорами расшивали обувь, кофты, платки и даже шубы.

1914 год

Женская шляпка 1910г. Нижняя кофточка. Кружево, ленты. 1915г. Англия.

Долгое время после Второй Мировой войны вышивание шелковыми лентами, как, впрочем и другие виды рукоделия, переживало кризис, к счастью, в 70-80-х годах началось возрождение этого искусства. Сейчас интерес к этой технике вышивки особенно высок. Теперь ленты для вышивания производятся не только из шёлка, но и из муара, атласа, хлопка, множества искусственных тканей.

У рукодельниц появилась возможность придать готовым изделиям неповторимый индивидуальный облик, украсив платье или шляпку, оформить детский полотняный рюкзачок или дамскую вечернюю сумочку, расшивать скатерти, салфетки, полотенца и многое другое.

Объемный рисунок настолько привлекателен, что можно, без всякого сомнения, утверждать: “в ближайшие годы этот вид вышивки ждет широкое распространение и успех”.



Приспособления и материалы.

Иглы.

Вышивка шелковыми лентами имеет свои особенности. Например, лента толще и шире, чем любая нить для вышивки, потому в иголку ее вдеть труднее, и при выборе ткани как основы для вышивания, тоже следует учитывать некоторые особенности техники.

В давние времена куски кожи или ткани соединяли не иглами, а продырявленными колючками или рыбьими костями. К нашему счастью, с тех пор иглы сильно изменились и сегодня они производятся разных видов и размеров. Не составляет труда подобрать себе соответствующий инструмент.

П ри вышивании шелковыми лентами используют разные виды игл. Их размер зависит от толщины и плотности ткани основы. Для вышивания по легким тканям используют тонкие иглы, а для тканей более плотных удобнее выбирать иглы потолще.
Вышивку шелковыми лентами выполняют острыми иглами, которые свободно входят в ткань, не образуя не эстетичных затяжек.
Если для основы вышивки берется канва или другая достаточно рыхлая ткань, целесообразнее использовать иглы с тупым концом (гобеленовые иглы), не расщепляющие нити ткани.
Ушко иглы должно быть удлиненным, чтобы можно было легко вдеть ленту, и она скользила не скручиваясь.
Таким образом, можно избежать вероятных разрывов. Вышивание слишком тонкой иглой подвергает ленту сильному износу. Размер иглы обозначают номером. Чем меньше номер, тем толще игла.
(Приложение 2)

Иглы «синель»,- это иглы с очень большим ушком, толстым стержнем и острым концом. Имеют размер 13-24, подходят для выполнения большинства швов. В идеале стержень иглы должен быть такой же толщины, как и ткань основы.
Гобеленовые иглы - иглы с длинным широким ушком, толстым стержнем и тупым концом. Они идеальны для вышивки по канве и швов, при выполнении которых игла проходит в ленту. Тупой конец иглы не расщепляет нити ленты, тем самым, избегая образования затяжек.
Иглы «крюил» - универсальные иглы с коротким ушком, тонким стержнем и острым концом. Подходят как для вышивки нитками, так и для вышивки тонкими лентами.
Иглы должны быть хорошо отшлифованы и храниться в сухом месте во избежание появления ржавчины. В настоящее время в продаже имеются позолоченные иглы со специальным гальваническим покрытием, которое препятствует окислению и обеспечивает свободное скольжение иглы в ткани.

Практика: важно правильно хранить иглы – в мягкой подушечке или игольнице. Нельзя оставлять их в одежде или незаконченной работе. Уважайте свой инструмент!

Ленты.

В настоящее время в магазине можно купить ленты на любой вкус, любых цветов и фактур.

Выпускают ленты двух видов: декоративные – большинство из них не имеют кромки, иногда по ним прокладывают металлический стерженёк, помогающий полоске держать форму. Такие ленты нельзя стирать, потому применять их следует только для изделий, которые не нужно стирать.

Второй вид лент производят из высококачественных тканей, они имеют кромку и не бояться многократных стирок. К лентам этого вида относятся шелковые - они наиболее популярны, податливы в работе, эластичны, но легко мнутся; полиэстровые ленты – грубее и тяжелее, более упруги и меньше мнутся; атласные ленты – сравнительно недорогие двусторонние ленты, бывают как шелковые так и синтетические; органза – блестящие, прозрачные ленты, усиливают в вышивке эффект объёмности, довольно сложны в обращении, но удивительно эффектны; фактурные – ленты из бархата или вельвета, - благодаря своему изысканному внешнему виду они обогащают и разнообразят узоры.

Ленты для вышивания бывают разной ширины. Наиболее часто встречаются ленты шириной 3,7,9 и12 мм. Чем крупнее вышиваемый мотив, тем шире должны быть ленты. Все ленты продаются метражом или же кусками.

Практика: какими должны быть ленты? Ленты для вышивки должны соответствовать ряду требований: основное – прочность, гладкость, блеск, эластичность, низкая сминаемость. Ленты не должны линять при стирке или выцветать под воздействием света.

Пяльцы – один из основных инструментов для вышивания. Они служат для того, чтобы натягивать ткань и закреплять её в таком положении, тем самым предохраняя шитье от стягивания. Каждая рукодельница сама определяет необходимо ли использовать пяльцы и какого типа.
Пяльцы бывают круглые или прямоугольные, раздвижные или с зажимами. Их изготовляют из дерева, пластмассы или легкого метала.

Для вышивок небольшого размера удобнее всего использовать маленькие легкие пяльцы с зажимом в виде бокового винта на внешнем кольце, так называемые швейцарские или тамбурные пяльцы. Но не стоит использовать их для вышивания больших узоров - есть риск деформировать работу при многократном перемещении обручей по вышивке. Для большой работы лучше использовать пяльцы в виде рамки, чтобы захватить всю зону вышивки. Для вышивки лентами больше всего подходят настольные пяльцы со струбциной, что позволяет выполнять работу двумя руками.

Практика: для того, чтобы ткань натягивалась туго и не скользила, внутренний обруч пялец обматывают по окружности тонкой материей или мягкой тесьмой, подойдут также полоски бинта. Кроме того, эта небольшая премудрость помогает избежать затяжек и заломов на ткани, которые потом очень сложно удалить.

Вышивальные нитки требуются для создания основы (контура) для некоторых швов или для закрепления ленты на изнанке в конце работы.

Бусины и бисер выпускаются разных форм и размеров. Обычно они применяются для украшения и придают вышивке особое изящество.

Ткани.

Д ля основы при вышивке шелковой лентой можно использовать самые разнообразные ткани.

Хлопковые:

  • рогожка,

  • батист,

  • сатин (хлопчатобумажный атлас),

  • плис (х/б бархат),

  • муслин.

Льняные:

  • суровое полотно,

  • тонкое полотно,

  • грубая холстина,

  • л ьняная ткань с однородной основой.

Шелковые ткани:

  • шифон,

  • шелковый тюль.

Ш ерстяные ткани:

  • креп,

  • твид,

  • джерси.

Калька применяется для переведения рисунков с оригинала.

Копировальная бумага применяется для переведения рисунка с кальки на ткань (лучше зелёного или красного цвета, для тёмной ткани – жёлтого). (Инструкционная карта 1)

Карандаш применяется для перевода рисунка на ткань.

Сантиметровая лента необходима для разметки рисунка на ткани, определения размеров изделия.

Вышивать можно по любой поверхности, лишь бы ткань была настолько прочной, чтобы на ней удерживались стежки, и настолько эластичной, чтобы сквозь нее легко проходила нитка.

Красота вышивки в большей части зависит от гармоничного сочетания ткани и ленты.

Существуют также в продаже комплекты всех необходимых для вышивки материалов с уже напечатанными рисунками и подробными рекомендациями. Но можно создать и свою композицию. С помощью, например, переводного карандаша. На рисунок накладывают лист кальки и обводят его переводным карандашом. Затем соединяют кальку с тканью, проглаживают утюгом, и рисунок переноситься на вышиваемый предмет.

Что же такое композиция?

Это слово произошло от латинского compositio, что означает «составление, связывание». К понятию «композиция» относится все то, что имеет отношение к построению декоративного изделия, в том числе и вышивки, как законченного целого. В отличие от реалистического изображения в декоративных композициях зачастую применяются условные обозначения.

Вышитые узоры, размещаемые по всей поверхности изделия или в какой-либо его части (в середине, по краям или углам), должны не только эстетично выглядеть, но и акцентировать внимание на главном и оптимизировать размеры и формы предметов. Выбрав узор для будущей вышивки, прежде всего определите, каким будет его композиционный центр и где он расположится. Это может быть крупный цветок, вокруг которого сгруппируются меньшие по размеру элементы, вышитые более светлыми по окраске лентами. Такое композиционное решение узора вышивки поможет акцентировать внимание на его основном объекте. Кроме того, увеличенные размеры центральных элементов, особенности фактуры шелковых лент и контрастный колорит их окраски усиливают впечатление выпуклости узора.
Не менее важно выбрать оптимальную композиционную схему построения рисунка, которая может быть треугольной (пирамидальной), квадратной, круглой, эллиптической (овальной), угловой, прямоугольной или выполненной в виде ромба.

При вышивке шелковыми лентами используется метод стилизации, который позволяет упрощать вышиваемые предметы, поскольку наличие множества мелких частей лишь утяжеляет композицию и нарушает ее восприятие. Тем не менее и здесь не помешает чувство меры: очень важно сохранить характерные особенности предмета, чтобы он был не только хорошо узнаваем, но и не утратил свойственной ему красоты и изящества. Вышиваемых предметов не должно быть ни слишком мало, ни чересчур много в ограниченном пространстве узора.
В композиционном решении вышивок важную роль играет симметрия, то есть закономерное расположение элементов, при котором одна половина рисунка представляет собой зеркальное отображение другой. Асимметричная композиция отличается от симметричной преобладанием количества вышитых элементов в одной ее половине.
Разработку композиции будущей вышивки всегда начинайте с выполнения графического рисунка или схемы узора. Затем, подобрав цветовой и фактурный фон для вышивки, разложите на подготовленной основе кусочки разноцветных лент в соответствии с задуманным рисунком. Перемещая элементы изображения, добейтесь наиболее удачного композиционного и цветового решения декоративной работы.

Соотношение цветов в вышивке.

Основное выразительное средство вышивки — цвет, с помощью которого образуется целостная система, называемая колоритом. Цвет усиливает эмоциональность изображения, обусловливает выразительные, изобразительные и декоративные возможности вышивания. Декоративному изображению при работе шелковыми лентами присущи условность и абстрактность в трактовке цвета, поскольку он применяется без оттенков, обозначающих игру света и тени, а потому может быть локальным и несколько нереальным. Восприятию различных цветов способствуют попадающие в глаза световые волны. Солнечный свет содержит все цветовые волны, которые, объединяясь, создают белый цвет. Луч света, пропущенный через трёхгранную стеклянную призму, распадается на цвета радуги, составляющее солнечный спектр.
Цвета спектра располагаются в определенной последовательности: красный, оранжево-красный, оранжевый, оранжево-желтый, желтый, желтовато-зеленый, зеленый, голубовато-зеленый, голубой, синий, фиолетовый.
Если все цвета солнечного света заключить в круг, это позволит наглядно выявить законы цветосочетания, а также соотношения основных и дополнительных цветов.
К трем основным, или первичным, цветам относятся красный, желтый и синий. Разные их сочетания дают цвета радуги. При соединении равных пропорций двух первичных цветов получается вторичный цвет. Так, при смешивании красного и желтого цветов образуется оранжевый, желтого и синего — зеленый, красного и синего — фиолетовый. Можно получить великое множество цветов и оттенков, соединяя краски в различных пропорциях и комбинациях.
Если провести в цветовом круге диаметр через середину красного цвета, он пересечет зеленый цвет. Эти два цвета называются дополнительными (комплементарными) по отношению друг к другу. Если в рисунке расположить дополнительные цвета рядом, они будут зрительно усиливать восприятие друг друга. Этот эффект применяется для контрастного выделения элементов вышивки на цветном фоне. Комбинирование таких цветов в вышивке обеспечивает яркость и интенсивность цветосочетаний.
Если дополнительные цвета располагаются в круге напротив друг друга, то это близкие цвета, например красный, красно-оранжевый и оранжевый. Их сочетание в рисунке позволяет создать гармоничный колорит.
Детали, окрашенные в теплые цвета, как бы выступают над поверхностью рисунка, зрительно кажутся ближе. Холодные цвета обладают обратным свойством — зрительно
отдалять предметы. Учитывая эти особенности можно создать впечатление глубины в плоскостном изображении.
Деление цветов на теплые и холодные считается условным, поскольку, если расположить холодный цвет рядом с более холодным, он будет казаться теплым.
В вышивке рекомендуется применять не только чистые спектральные цвета, но и различные промежуточные оттенки. Такие соединения выглядят довольно эффектно и одновременно мягко и успокаивающе.
Комбинирование контрастных соединений делает краски вышивки более яркими и богатыми.

Так же как и при составлении композиции, при разработке цветовых соотношений в декоративной вышивке следует учитывать назначение изделия, размеры декоративных деталей и порядок их размещения. Усилить эффект светотени в работах, вышитых шелковыми лентами, поможет использование красок, предназначенных для росписи тканей, которыми можно окрашивать отдельные детали орнаментов.
Выбирая цветовую гамму для декоративного изделия, следует учитывать не только цветовое соотношение различных деталей рисунка, но и окраску фона основы, который дополняет узор.
Искусно вышитые узоры должны выглядеть необычайно красочными и выразительными.

Профессия вышивальщицы.

Одна из распространённых профессий – вышивальщица. Различают специальности: вышивальщица вручную, вышивальщица на машинах и полуавтоматах.

Содержание труда вышивальщицы: расчёт расположения рисунка на материале по образцу, разметке; подбор ниток, бисера; выполнение  вышивки  в различной технике. Вышивание столового и постельного белья, предметов декоративного назначения, сувениров, памятных подарков. Вышивальщица контролирует работу оборудования. Качество окраски текстильных материалов. Вышивальщица на машинах и полуавтоматах осуществляет обслуживание вышивальных машин и полуавтоматов, осуществляет контроль над процессом  вышивки  по заданному рисунку.

Профессионально важные качества: хорошее зрение и цветовосприятие, развитая зрительная и зрительно-моторная память, координация; пространственность воображения, устойчивость к монотомии; аккуратность, усидчивость, устойчивый интерес к изобразительному искусству.

Медицинские противопоказания: плохое зрение, пониженное цветоощущение, нарушение координации движений, болезни опорно-двигательного аппарата.

В. Тропинин "Вышивальщица". И. Каменев "Вышивальщица".

































Правила безопасности при работе иглой, булавками и ножницами.

Иглы и булавки.

1. Иглы хранить в подушечке или игольнице, обвив их ниткой. Булавки хранить в коробке с плотно закрывающейся крышкой.

2. Сломанную иглу не бросать, а класть в специально отведенную для этого коробку.

3. Знать количество иголок, булавок, взятых для работы. В конце работы проверить их наличие.

4. Во время работы иголки и булавки вкалывать в подушечку, нельзя брать в рот, не вкалывать в одежду, мягкие предметы, стены, занавески. не оставлять иголку в изделии.

5. Не шить ржавой иглой. Она плохо проходит в ткань, оставляет пятна и может сломаться.

6. Прикреплять выкройки к ткани острыми концами булавок в направлении от себя, чтобы при движении рук вперед или в стороны не наколоться.

7. Перед примеркой проверить, не остались ли в изделии булавки или иголки.

  Ножницы.

1. Ножницы хранить в определенном месте - в подставке или рабочей коробку.

2. Класть ножницы сомкнутыми лезвиями от работающего; передавая, держать их за сомкнутые лезвия.

3. Работать хорошо отрегулированными и заточенными ножницами.

4. Не оставлять ножницы раскрытыми лезвиями.

5. Следить за движением и положением лезвий во время работы.

6. Использовать ножницы только по назначению.



Правила безопасности при работе с электрическим утюгом.

1. Перед работой утюгом проверить исправность шнура.

2. Утюг включать и выключать сухими руками, берясь за корпус вилки.

3. Ставить утюг на подставку.

4. Следить за тем, чтобы подошва утюга не касалась шнура.

5. По окончании работы утюг выключить.



Организация рабочего места.

Стол с приспособлениями и инструментами должен стоять так, чтобы свет падал на работу с левой стороны. Если на столе нет ящика, то ленты и нитки можно хранить в специальном мешочке, инструменты – в коробочке, а листы кальки с узорами – в папке. Во время работы надо следить за положением корпуса, который должен быть немного наклонен вперёд, не сутулиться, не склонять низко голову. Расстояние между глазами и работой не должно превышать 25 – 30 см. Стул придвигают к столу так, чтобы можно было опираться о его спинку.









Приёмы и способы выполнения вышивки.

1 С чего начать


Чтобы начать работу, возьмите ленту длиной 50 см, вставьте ее в иголку, подогните кончик на несколько мм и вколите иголку по центру.


Придерживая ленту одной рукой и подтягивая другой, завяжите узелок.




Завязанный таким образом узел называется плоским узелком и, в отличие от традиционного, не увеличивает толщину вышивки.

2 Шов «цепочкой»


Протяните иголку с лентой с изнанки на лицевую сторону ткани и введите ее приблизительно в то же место, откуда она вышла на лицо. Сделайте с изнанки прокол на длину стежка около верхней точки образовавшейся петельки.


Потяните ленту и вместе с нею петельку.



Ваша иголка находится на лицевой стороне в только что образовавшейся петельке. Теперь сделайте вторую так же, как вы сделали первую.




Продолжайте вышивать таким образом, пока не получится цепочка

3 Шов «петельки с прикрепкой сверху»


Протяните иголку на лицо и воткните ее чуть дальше, образуя около кончика иглы петельку.





Чуточку натяните ленту, вновь введите иглу в петельку и легким стежком прикрепите ее к ткани.


Еще раз вытащите иголку у основания стежка и опять сделайте лепесток.



Так продолжайте выполнять остальные лепестки.

Наконец, закрепите ленту на изнанку

4 Шов «вытянутые стежки»




Протяните иголку на лицевую сторону работы, сделав вытянутый (вертикальный) стежок, и вернитесь на изнанку


Затем протащите иголку вверх налево и воткните её в ткань внизу справа. Это начало листочка.




Вытащите иголку из ткани справа и вновь воткните ее ниже в центре, точно под вытянутым стежком.





Продолжайте вышивать, спускаясь вниз и укладывая стежки налево и направо.


5 Шов «петельки по кругу»


Протяните иголку на лицо, воткните рядом с точкой, откуда она вышла, и вытащите на изнанку. Получилась петелька. Чтобы придать петельке округлость, вставь в нее карандаш


Вновь вытащите иголку на лицо и продолжайте вышивать. Когда петелька будет готова, закрепите ее булавкой.


Продолжайте, двигаясь по кругу и закрепляя все петельки булавками. Сделав пять лепестков, закрепите ленту. А затем заполните центр цветка, использовав шов «узелки».

Теперь можете убрать булавки, и ваш цветок готов.

6 Шов «наметка зигзагом»


На ленте нарисуйте карандашом зигзаг.



По нарисованным линиям проложите ниткой в цвет ленты наметку швом «вперед иголку».


Немного, чтобы образовались лепестки, стяните ленту.



Сделайте колечко и сшейте его легкими стежками. Такими же стежками прикрепите получившийся цветок к ткани.



В центре цветочка швом «узелки» сделайте тычинки и пестики.


7 Узор «Роза»


Вышивайте основу цветка нитками мулине в тон ленты сделав традиционный узелок, протащите иголку налицо и выполните плоский стежок.



Вышейте нитками мулине в два сложения звезду с пятью лучами.





Теперь возьмите ленту, сделайте плоский узел и протяните ее на лицевую сторону в центре звезды.

Протащите иголку под первым стежком и пропустите второй. Продолжайте, поочередно пропуская иглу под или над лучами звезды.



Следите, чтобы лента не натягивалась слишком сильно, тогда розочка получится объемной. Выполните стежки по кругу до тех пор, пока лента не покроет все лучи. Протащите ленту на изнанку и закрепите ее.



























Приложение 1



Приложение 2

Как выбрать иглу.






Инструкционная карта 1.

«Перевод рисунка на ткань с помощью копировальной

бумаги».

Материалы, инструменты и приспособления: ткань, лист бумаги с рисунком, калька, копировальная бумага, карандаши Т и М, булавки.

Последовательность выполнения работы.

1. Положи лист бумаги с нанесённым на него изображением на поверх-

ность стола рисунком вверх.

2. Накрой лист калькой так, чтобы она закрывала весь рисунок.

3. Переведи изображение на кальку мягким карандашом М.

4. Найди центр подготовленной ткани.

5. Расположи рисунок на кальке строго по центру ткани.

6. Приколи кальку к ткани по двум противоположным сторонам.

7. Вложи копировальную бумагу между тканью и калькой масляной

стороной вниз.

8. Обведи узор по контуру остро отточенным твёрдым карандашом Т.

9. Удали с поверхности ткани лишние приспособления.


Самоконтроль:

1. Рисунок на ткани должен быть яркий и чёткий.

2. Контур изображения не должен прерываться.

3. Линии рисунка должны быть ровными и плавными.












Приложение 3.

Варианты цветочных мотивов из шёлковых лент.







Варианты цветочных мотивов из шёлковых лент.









Приложение 4.

Вариант изготовления панно с цветочными мотивами.











Вариант изготовления панно с растительными мотивами.





Глоссарий.



Атла́с (араб., буквально — гладкий) — плотная шёлковая или полушёлковая ткань атласного переплетения с гладкой блестящей лицевой поверхностью. Применяется для пошива одежды (например, смокинга) и обуви, изготовления драпировок, обивки для мебели и др.

Бати́ст (из фр. batiste) — тонкая, полупрозрачная льняная или хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения, вырабатываемая из кручёной пряжи высоких номеров (наиболее тонкой).

Вуаль (франц. voile, из лат. velum (из стар. veslum) «парусина, покрывало»)— тонкая прозрачная материя.

Канва - специальным образом выработанное на фабрике полотно, размеченное в клетку таким образом, что каждая клеточка канвы является местом для нанесения креста нитками. Существует большое разнообразие материалов, из которых производят канву (шёлк, лён, хлопок, смеси).

Камзол (фр. camisole— кофта) — мужская одежда, сшитая в талию, длиной до колен, иногда без рукавов надевавшаяся под кафтан. Появился во Франции в 1-й половине XVII века; в XVIII веке получил распространение в других странах Западной Европы, а также в России (с введением западноевропейского костюма среди дворян).

Лента — узкая полоска бумаги, ткани, полимера.

Людо́вик XI (фр. Louis XI), по прозвищу Осторожный, Благоразумный (фр. le Prudent) или, неодобрительно, Всемирный паук (фр. L’universelle aragnée) (3 июля 1423, Бурж, Франция — 30 августа 1483, замок Плесси-ле-Тур, Франция)— король Франции в 1461 — 1483 годах из династии Валуа.

Людовик XIV де Бурбон, получивший при рождении имя Луи́-Дьёдонне́ («данный Богом», фр. Louis-Dieudonné), также известный как "король-дитя", а затем - «король-солнце» (фр. Louis XIV Le Roi Soleil), также Людовик XIV Великий (5 сентября 1638(16380905), Сен-Жермен-ан-Ле — 1 сентября 1715, Версаль)— король Франции и Наварры с 14 мая 1643 г. Царствовал 72 года.

Людовик XV фр.Louis XV, официальное прозвище Возлюбленный (фр.Le Bien Aimé) (15 февраля 1710, Версаль — 10 мая 1774, Версаль) — король Франции c 1 сентября 1715 года из династии Бурбонов.

Муа́ровый узор (муар, от фр. moiré) — узор, возникающий при наложении двух периодических сетчатых рисунков. Явление обусловлено тем, что повторяющиеся элементы двух рисунков следуют с немного разной частотой и то накладываются друг на друга, то образуют промежутки.

Понятие «муар» происходит от ткани муар, при отделке которой использовалось данное явление.

Органза́ — тонкая жёсткая прозрачная ткань, сделанная из шёлка, полиэстера или вискозы путем скручивания двух волокон.

«Сундучок с сокровищами».

Перед вами сундучок. Какие же сокровища, необходимые для  вышивки , находятся в нём? Узнать об этом вы сможете, выполнив задание.

Задание: решить примеры.

1. ИРИС + КА – РИСКА + ГОД + ОМ – ДОМ + ЛКА =

2. ТРАП – РАП + КАНВА – ВА + Ь =

3. ЛОТ + ЕЦ – ОТЕЦ + ЕНОТ + Ы – НОТЫ + Н + ТЫ =

4. НОСОРОГ – РОГ + РОКА – СОРОКА + ЖНЕЦ – ЕЦ + И + ЦЫ =

5. НИКИТА + РКА – АРКА – КИТ + ТКИ =



Ответы:

, , , .





Тестовые задания.

    1. Лента – это

а) узкая полоска ткани, применяемая для отделки швейных изделий;

б) плетёная или вязаная одноцветная или пёстрая полоска разной ширины;

в) отделочный шнур, состоящий из двух прядей хлопчатобумажной пряжи, оплетённых вискозными нитями;

г) полоска тонкой хлопчатобумажной ткани с отверстиями, включёнными в композицию вышивки.

2. Самыми древними образцами вышивки являются несколько полотен, дошедших до нас из

а) древнего Китая; б) древней Индии;

в) древнего Ирака; г) древней Японии.

3. “Силк риббон” - так называется тип вышивки, которую выполняют, используя

а) ленточку из шелка, органзы, атласа; в) бисер;

б) цветные нити «мулине»; г) монеты.

4. Который из французских королей способствовал превращению Франции в текстильный центр Европы?

а) Людовик XI; б) Людовик XV;

в) Генрих I; г) Людовик XIV.

5. Каким швом выполнен данный мотив?

а) « Цепочкой»; б) «петельки с прикрепкой сверху»;

в) «вытянутые стежки»; г) «наметка зигзагом».

6. Ленты из каких материалов используют для вышивки?

а) Атлас; б) органза;

в) бархат; г) вельвет.

Проверь себя: 1 - а; 2 – а; 3 – а; 4 - а; 5 – в; 6 – а, б, в, г.

Кроссворд «Рукоделие королей»









8








9























1













10









2





11







3












4



















































5
























12












6

























































































7













По горизонтали: 1.Страна, из которой дошли до нас самые древние образцы вышивки. 2.Имя французских королей, превративших Францию в крупнейший текстильный центр Европы. 3. Цветные нитки для вышивания. 4. Конечный желаемый результат, который определяется в процессе планирования и регулируется функциями управления. 5. Государство в Западной Европе. 6. Общеизвестное и распространенное рукодельное искусство украшать самыми разными узорами всевозможные ткани и материалы. 7. Сетчатая хлопковая, льняная (или смешанная по составу) ткань, а также основы из других материалов, применяется для вышивания.

По вертикали: 1. Это слово от латинского языка означает «составление, связывание». 2. Узкая полоска бумаги, ткани. 8. Основой для вышивки лентами могут быть различные…9. Мягкая ткань из нитей, добываемых из кокона тутового шелкопряда. 10. Термин для обозначения многоцветной полосы, похожей на радугу, которая получается при прохождении солнечного луча через треугольную стеклянную призму. 11. длинный тонкий остроконечный инструмент из твёрдого вещества с отверстием с тупой стороны. 12.Тонкая полупрозрачная бумага.

Ответы на кроссворд «Рукоделие королей»

По вертикали: 1.Китай; 2.Людовик; 3.Мулине; 4.Цель; 5.Франция; 6.Вышивание; 7.Канва.

По вертикали: 1.Композиция; 8.Ткани; 9. Шёлк; 10.Спекрт; 11.Игла; 12.Калька.



Вопросы для самопроверки.



1. Актуально ли применение шёлковой ленты в нашей современной жизни?

2. Когда и где зародился этот вид декоративно-прикладного искусства?

3. Какие материалы, инструменты и приспособления необходимы для вышивки шёлковыми лентами?

4. Какие профессионально важные качества должны быть у вышивальщицы?









Литература



  1. Данкевич, Е.В. Вышивка лентами/ Е.В. Данкевич – М.: АСТ, 2010, - 34с.

2. Граф, Ж. Вышивка лентами. Практическое пособие/ Ж. Граф - М.: Ниола - Пресс, 2007, - 96с.

3. Экснер, Е. Волшебные ленты/ Е. Экснер – М.: Арт - Родник, 2007,- 64с.

4. Нанишвили, И., Соцкова, А. Модные сумочки своими руками/

5. И. Нанишвили, А.Соцкова – Харьков: Книжный клуб «Клуб семейного досуга», 2007, - 64с.

6. Моисеенко Ю.Е. и др. Волшебный стежок/Ю.Е. Моисеенко, Е.В.

Бичукова, Т.В. Бичукова – Минск: «Полымя», 2000.

    1. Кристанини, Д., Страбелло, В. Вышивка шелковыми лентами. Аксессуары. Подарки. Украшения/ Д. Кристанини, В. Страбелло - Контэнт, 2006, - 65с.

Компьютерная поддержка


Мультимедийное пособие «Вышивка шёлковыми лентами»/ М.: Новый диск.



Электронные ресурсы сети Интернет.

http://lada-art.ucoz.ru

http://rusalka-7.ucoz.ru

http://community.livejournal.com/silk_ribbon_ru

http:// wikipedia ru.

http://vse-sama.ru

http://www.orangesnow.ru











Приложение 2

Как выбрать иглу.







Инструкционная карта 1.

«Перевод рисунка на ткань с помощью копировальной

бумаги».

Материалы, инструменты и приспособления: ткань, лист бумаги с рисунком, калька, копировальная бумага, карандаши Т и М, булавки.

Последовательность выполнения работы.

1. Положи лист бумаги с нанесённым на него изображением на

поверхность стола рисунком вверх.

2. Накрой лист калькой так, чтобы она закрывала весь рисунок.

3. Переведи изображение на кальку мягким карандашом М.

4. Найди центр подготовленной ткани.

5. Расположи рисунок на кальке строго по центру ткани.

6. Приколи кальку к ткани по двум противоположным сторонам.

7. Вложи копировальную бумагу между тканью и калькой масляной

стороной вниз.

8. Обведи узор по контуру остро отточенным твёрдым карандашом Т.

9. Удали с поверхности ткани лишние приспособления.


Самоконтроль:

1. Рисунок на ткани должен быть яркий и чёткий.

2. Контур изображения не должен прерываться.

3. Линии рисунка должны быть ровными и плавными.










Приложение 1



Слайд 1
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ БАРАНОВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА КАМЫШИНСКОГО РАЙОНА ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ «Активизация самостоятельной познавательной деятельности учащихся с использованием модульно - кейсовой технологии обучения». Разработка учебного кейса по технологии Раздел: Рукоделие Тема: Вышивка лентами Класс: 7 Автор: учитель технологии МКОУ Барановской ООШ Новикова Елена Николаевна.
Слайд 2
Цели:      Расширить знания об истории вышивки и овладеть искусством вышивки лентами; закрепить навыки работы с тканью; научиться применять знания ручных швов при работе с атласными лентами на практике; изучить технологическую последовательность и трудовые приемы выполнения вышивки; познакомиться с профессией вышивальщицы.
Слайд 3
Оборудование:  оборудование рабочих мест (ножницы, игла для шелковой ленты, прямоугольное панно из ткани 58 /70 см, атласные ленточки шириной 3 и 7 мм, нитки, канва, лён), инструкционные карты, учебная презентация, компьютер, экран, проектор, выставочный стенд с готовыми работами.
Слайд 4
Ситуация: Приближался Новый год. Одноклассницы Татьяны активно обсуждали наряды, которые приготовили для Новогодней дискотеки. «А ты в чём пойдёшь?» - спросила Таню подруга. Девушка задумалась: «Что же такое одеть, чтобы выглядеть модно и стильно, но при этом не ожидать, что кто – то придёт в таком же наряде, ведь штучная вещь стоит очень дорого?» Придя домой Татьяна поделилась проблемой со старшей сестрой. «Действительно, стильная одежда должна быть качественной,- ответила ей сестра.- Но это не обязательно творения известных дизайнеров, ведь многие вещи ручной работы ценятся ничуть не меньше, чем одежда из бутиков. Здесь важна не марка, а удачный выбор ткани, правильные формы и крой. Есть вещи, которые никогда не выходят из моды и всегда актуальны. А джинсы прямого кроя относятся именно к таким вещам. При правильном подходе одни и те же джинсы могут быть уместны и на вечеринке, и на работе, и даже в театре, важно только уметь сочетать аксессуары и различные стили. Мы же с тобой преобразим кофточку и ты будешь выглядеть так, как того и желаешь: модно, стильно и неповторимо!»
Слайд 5
Задание:  просмотрите внимательно иллюстрацию и определите, какими элементами декорирован костюм девушки.
Слайд 6
Слайд 7
Уточнение задания: какие инструменты и материалы используются при вышивании лентами?  где и как можно применить вышивку лентами? 
Слайд 8
Контекст задания:  изучите информацию о приёмах и способах вышивки лентами, видах инструментов и приспособлений и возможностях применения данного вида рукоделия в быту.
Слайд 9
Из истории.  Многочисленные археологические находки свидетельствуют о том, что ещё в доисторические времена было принято украшать одежду длинными узкими полосками ткани. Наши первобытные предки для этих целей использовали также жилы животных, волосяные верёвочки, стебли растений. Самыми древними образцами вышивки являются несколько полотен, дошедших до нас из древнего Китая. Они были выполнены в V – IV вв. до нашей эры.
Слайд 10
 В древней Японии, Индии и Иране вышивали на шёлковых полотнах золотыми и серебряными нитями, волосом. Наиболее популярными были растительные мотивы, фигуры животных, религиозные и батальные сцены.
Слайд 11
 Громадный вклад в развитие вышивального искусства внесла Византия. В средние века работы византийских мастеров славились на весь мир. Кроме того, они придумали новые способы вышивания, что дало импульс к дальнейшему развитию этого искусства.
Слайд 12
 В средневековье для декоративной вышивки начали использовать шнуры, тесьму и узкие полоски бархата. Так зародилось искусство шитья лентами. В XIV веке на средиземноморском побережье Франции начали производить шелковую тончайшую нить, и это позволило изготовлять качественные ткани. Через несколько лет, благодаря мастерству лионских ткачей, Франция превратилась в крупнейший текстильный центр Европы.
Слайд 13
 В XVIII веке, «с лёгкой руки» короля Людовика XIV, лентами украшали практически каждую вещь – плащи, камзолы, платья, шляпы, туфли, сапоги, чулки и панталоны. Людовик XV обожал ленты не только в качестве одежды – он любил ими вышивать. Проявляя монаршую милость, он жаловал придворным собственноручно изготовленные безделушки.
Слайд 14
 Из Франции вышивка лентами перекочевала в Англию, Германию, Данию, а затем и в Америку. К середине ХІХ века это искусство покорило весь мир. В то время рукодельники не ограничивались украшением одной только одежды – вышивка красовалась на зонтиках, диванных подушках, дамских сумочках, абажурах, одеялах, портьерах, шляпках.
Слайд 15
 Долгое время после Второй Мировой войны вышивание шелковыми лентами, как, впрочем и другие виды рукоделия, переживало кризис, к счастью, в 70-80-х годах началось возрождение этого искусства. Сейчас интерес к этой технике вышивки особенно высок. Теперь ленты для вышивания производятся не только из шёлка, но и из муара, атласа, хлопка, множества искусственных тканей.
Слайд 16
Приспособления и материалы:       Иглы; ленты; пяльцы; ткань для основы; вышивальные нитки; ножницы;      калька; копировальная бумага; карандаш; сантиметровая лента; бусы и бисер.
Слайд 17
Композиция и цвет. Композиция – это объединение элементов изображения в одно целое, имеющее единую форму и содержание.  В композиции есть главное и второстепенное. 
Слайд 18
Слайд 19
Профессия вышивальщицы.  Одна из распространённых профессий – вышивальщица. Различают специальности: вышивальщица вручную, вышивальщица на машинах и полуавтоматах.
Слайд 20
Правила безопасности при работе иглой, булавками и ножницами        Иглы и булавки 1. Иглы хранить в подушечке или игольнице, обвив их ниткой. Булавки хранить в коробке с плотно закрывающейся крышкой. 2. Сломанную иглу не бросать, а класть в специально отведенную для этого коробку. 3. Знать количество иголок, булавок, взятых для работы. В конце работы проверить их наличие. 4. Во время работы иголки и булавки вкалывать в подушечку, нельзя брать в рот, не вкалывать в одежду, мягкие предметы, стены, занавески. не оставлять иголку в изделии. 5. Не шить ржавой иглой. Она плохо проходит в ткань, оставляет пятна и может сломаться. 6. Прикреплять выкройки к ткани острыми концами булавок в направлении от себя, чтобы при движении рук вперед или в стороны не наколоться. 7. Перед примеркой проверить, не остались ли в изделии булавки или иголки.
Слайд 21
Ножницы       1. Ножницы хранить в определенном месте - в подставке или рабочей коробку. 2. Класть ножницы сомкнутыми лезвиями от работающего; передавая, держать их за сомкнутые лезвия. 3. Работать хорошо отрегулированными и заточенными ножницами. 4. Не оставлять ножницы раскрытыми лезвиями. 5. Следить за движением и положением лезвий во время работы. 6. Использовать ножницы только по назначению.
Слайд 22
Правила безопасности при работе с электрическим утюгом. 1. Перед работой утюгом проверить исправность шнура.  2. Утюг включать и выключать сухими руками, берясь за корпус вилки.  3. Ставить утюг на подставку.  4. Следить за тем, чтобы подошва утюга не касалась шнура.  5. По окончании работы утюг выключить. 
Слайд 23
Организация рабочего места.  Стол с приспособлениями и инструментами должен стоять так, чтобы свет падал на работу с левой стороны. Если на столе нет ящика, то ленты и нитки можно хранить в специальном мешочке, инструменты – в коробочке, а листы кальки с узорами – в папке. Во время работы надо следить за положением корпуса, который должен быть немного наклонен вперёд, не сутулиться, не склонять низко голову. Расстояние между глазами и работой не должно превышать 25 – 30 см. Стул придвигают к столу так, чтобы можно было опираться о его спинку.
Слайд 24
– Перед вами сундучок. Какие же сокровища, необходимые для вышивки , находятся в нём? Узнать об этом вы сможете, выполнив задание.  Задание: решить примеры.
Слайд 25
Слайд 26
Слайд 27
Слайд 28
Слайд 29
Слайд 30
Мастер – класс «Вышивка ромашек» http://www.liveinternet.ru
Слайд 31
Я хочу вышить ромашки. Рисую только основные детали. Маленький овал-серединка, больший лепестки. http://www.liveinternet.ru
Слайд 32
http://www.liveinternet.ru
Слайд 33
Можно вышить лепесток прокалывая ленту по середине, придерживая ленту, выводим иглу на изнанку. Сильно не затягивая http://www.liveinternet.ru
Слайд 34
http://www.liveinternet.ru
Слайд 35
Можно вышить лепесток, прокалывая ленту с боку. http://www.liveinternet.ru
Слайд 36
Серединку вышиваем узелками. http://www.liveinternet.ru
Слайд 37
На иголку накручиваем ленту (два оборота). Прокалываем ткань рядом, выводим иглу на изнанку. Подтягиваем левой рукой ленту на игле. http://www.liveinternet.ru
Слайд 38
И так по кругу заполняем всю середину. http://www.liveinternet.ru
Слайд 39
Вот такая получилась ромашка. http://www.liveinternet.ru
Слайд 40
Вышитые цветы - лучший подарок для ваших близких! Она в лугу, она в лесу И рядом - на обочине. По всей земле ее красу Ветра рассредоточили. По всем полянам и полям Ромашка с мая месяца На счастье вам, на радость вам Растет, цветет и светится. М. Дубин. “Ромашка”  http://www.liveinternet.ru
Слайд 41
Литература         Данкевич, Е.В. Вышивка лентами/ Е.В. Данкевич – М.: АСТ, 2010, - 34с. Граф, Ж. Вышивка лентами. Практическое пособие/ Ж. Граф - М.: Ниола Пресс, 2007, - 96с. Экснер, Е. Волшебные ленты/ Е. Экснер – М.: Арт - Родник, 2007,- 64с. Нанишвили, И., Соцкова, А. Модные сумочки своими руками/ И. Нанишвили, А.Соцкова – Харьков: Книжный клуб «Клуб семейного досуга», 2007, - 64с. Моисеенко Ю.Е. и др. Волшебный стежок/Ю.Е. Моисеенко, Е.В. Бичукова, Т.В. Бичукова – Минск: «Полымя», 2000. Кристанини, Д., Страбелло, В. Вышивка шелковыми лентами. Аксессуары. Подарки. Украшения/ Д. Кристанини, В. Страбелло - Контэнт, 2006, - 65с. Компьютерная поддержка  Мультимедийное пособие «Вышивка шёлковыми лентами»/ М.: Новый диск. Электронные ресурсы сети Интернет       http://lada-art.ucoz.ru http://rusalka-7.ucoz.ru http://community.livejournal.com/silk_ribbon_ru http:// wikipedia ru. http://vse-sama.ru http://www.orangesnow.ru

Полный текст материала Активизация самостоятельной познавательной деятельности учащихся с использованием модульно - кейсовой технологии обучения смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Новикова Елена Николаевна  Helena8842
25.10.2012 0 4742 681

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК