Проект "Проблемное обучение и метод проектов как средство активизации мыслительной деятельности на уроках технологии"


МОУ «Средняя общеобразовательная школа №7»

г.Железногорск Курской области










Проблемное обучение и метод проектов как средство активизации мыслительной деятельности на уроках технологии



Учитель технологии:

Путилина Надежда Алексеевна

















Железногорск, 2013

«Знание только тогда знание,

когда оно приобретено усилием

собственной мысли, а не памятью»

Л.Н. Толстой.

Требования ФГОС ООО обуславливают усиление ориентации на такое обучение, которое развивает самостоятельное продуктивное мышление обучающихся. Это требование выполняет проблемное обучение и метод проектов. Под понятием проблемного обучения следует понимать такой способ обучения, когда учитель создает проблемную ситуацию, формулирует проблемы, постепенно ведя обучающихся к самостоятельному осознанию их сути, обеспечивая необходимую помощь и руководя процессом систематизации и закрепления, полученных таким образом знаний.

Исходным моментом в проблемном обучении является создание проблемной ситуации, стимулирующей у обучающихся потребность решить определенную практическую проблему, найти нечто новое. Обучающийся должен видеть проблему, т.е. подходить к ней не просто как к учебному материалу, который можно усвоить, а как к интересному, практически для него значимому вопросу, ответ на который предполагает анализ разных точек зрения, определения своего подхода, путей решения проблемы, планирования своих действий, добывания недостающих знаний для правильного ответа.

Применение проблемного обучения и метода проектов открывает широкие возможности для развития активной и творческой личности, способной вести самостоятельный поиск, решать возникающие проблемы, принимать решения и нести за них ответственность.

В рамках школьного обучения метод проектов можно определить как образовательную технологию, нацеленную на приобретение обучающимися новых знаний в тесной связи с реальной жизненной практикой, формирование у них специфических умений и навыков посредством системной организации проблемно – ориентированного учебного поиска.

Метод проектов – это такой способ обучения, при котором обучающийся самым непосредственным образом включен в активный познавательный процесс; он самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, формируя новое знание и приобретая новый учебный и жизненный опыт.

Огромные возможности в повышении познавательной активности дает использование компьютера.

Особенностью учебного процесса с применением компьютерных средств является то, что центром деятельности становится ученик, который, исходя из своих индивидуальных способностей и интересов, выстраивает процесс познания. Учитель часто выступает в роли помощника, консультанта, поощряющего оригинальные находки, стимулирующего активность, инициативу и самостоятельность.

Прилагаю творческий проект обучающейся 6 класса, занявший первое место на городской выставке декоративно-прикладного искусства.

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №7»

г.Железногорск Курской области












Творческий проект

по технологии


на тему: Ганутель «Анютины глазки», бисероплетение «Салфетка», вязание крючком «Листья»





Выполнила: обучающаяся 6 «в» класса

Шведова Вера

Руководитель:

Путилина Надежда Алексеевна










Железногорск, 2013

Содержание


1.

Выбор и обоснование проблемы…………………………………………..

3

2.

Исторические сведения…………………………………………………….

4

3.

Звездочка обдумывания…………………………………………………….

5

4.

Материалы, инструменты, приспособления………………………………

5

5.

Правила безопасности при выполнении ручной работы…………………

5

6.

Технологическая карта……………………………………………………..

6

7.

Экологическое обоснование……………………………………………….

7

8.

Экономический расчет……………………………………………………..

7

9.

Реклама………………………………………………………………………

8

10.

Анализ творческой работы…………………………………………………

8

11.

Литература………………………………………………………………….

8

12.

Приложения…………………………………………………………………

9

Выбор и обоснование проблемы

Едва ли есть высшее из наслаждений,

Как наслаждение творить.

Гоголь.Н.В.

У моей бабушки скоро будет юбилей, а я еще не приготовила ей подарок. Что ей подарить? Одно я знаю, что подарок, выполненный своими руками в два раза приятней. Я люблю вязать крючком, заниматься бисерным рукоделием, хочу попробовать изготовить цветы в технике ганутель.

К тому же, моя бабушка настоящая рукодельница, она очень любит вышивать. Приходя к ней в гости, мы любуемся салфетками и картинами, вышитыми крестиком и гладью. Я хочу пополнить её коллекцию своей работой. Мой подарок должен обязательно порадовать бабушку.

Варианты и идеи:

  1. Я могла бы вышить бисером картину «Павлин»









Эта картина мне очень понравилась, но у меня нет такого разнообразия бисера.

  1. Эта картина красивая, но её нужно вышивать крестом, это у меня может не получится так хорошо, как у бабушки.








  1. Я решила выполнить сувенир в смешанной технике: любимые бабушкины цветы «Анютины глазки» в технике ганутель, листья связанные крючком, салфетку из бисера.









Исторические сведения

История бисерного рукоделия.

Стеклоделие возникло 6 тысяч лет назад в Финикии, о чем рассказывает легенда: финикийские моряки, везя из Африки груз соды, высадились на ночлег и обложили костер не камнями, а кусками соды, и наутро они нашли в золе слиток, прозрачный и очень твердый. Это было стекло. Из стекла стали делать бусы, которые становились все мельче и мельче – так появился бисер.

 Центром производства бисера в Европе была Венецианская республика. Здесь изготавливали зеркала, бусины, пуговицы, бисер и прочее. Благодаря тщательной охране секретов стекольного мастерства Венеции до конца 17 века удавалось сохранять монополию на производство бисера и стекла. Эту монополию нарушили мастера Богемии (Северная Чехия). Они разработали технологию получения так называемого "лесного стекла", заменив соду древесной золой. Богемское стекло хорошо подвергалось огранке и обладало великолепными оптическими свойствами. Постепенно богемский бисер потеснил венецианский на мировом рынке. И в настоящее время Чехия является одним из основных производителей бисера в мире.

Использовался бисер и в Древней Руси. Первые сведения об этом относятся к 9 – 12 вв. Предшественником бисера на Руси был жемчуг.    Иноземных гостей России удивляло широкое использование жемчуга и бисера в декоративных целях.

Первая попытка в России создать собственный бисер относится к концу 17 века, когда при содействии венецианских мастеров была организована мастерская по изготовлению бисера. Однако, несмотря на усилия русского ученого М. В. Ломоносова, в совершенстве владевшего техникой изготовления цветного непрозрачного стекла для мозаичных панно, наладить массовый выпуск отечественного бисера тогда не удалось. Бисер и стеклярус (модификация бисера удлиненной цилиндрической формы) продолжали ввозить в Россию из-за границы.

"Золотым веком" бисера в России были вторая половина 18 и первая половина 19 столетий. Из него изготавливались самые разнообразные изделия: церковные украшения, кошельки и ягдташи, чехлы для шкатулок, чернильниц и чубуков – бисером вышивали ризы, платья и даже целые картины. Но потом это искусство захирело, и теперь этими замечательными изделиями можно полюбоваться только в музеях.

Ганутель – это старинное эксклюзивное мальтийское рукоделие было известно ещё в 17 – 18 веках, когда в Европе научились изготавливать пышные цветы, букеты и целые ажурные композиции из ниток и тонюсенькой золоченой или серебренной проволочки, свитой в мелкие пружинки. До наших дней эта техника дошла благодаря неустанным трудам монахинь с острова Мальты, чьи долговечные цветочные композиции украшают католические храмы и статуи святых, гирлянды и букеты из цветов, рожденные их руками украшают алтарь папской капеллы в Ватикане.

Многие источники утверждают, что вязание крючком было известно в 1500г. в Италии под названием «монашеские кружева», где монахини вязали церковный текстиль. В России вязание крючком получило распространение с конца 19 века и заниматься им стали женщины, которые собирались на посиделки. Мастерицы вязали преимущественно кружева, заимствуя для них узоры из народной вышивки крестом и ткачества. В наши дни вязание крючком стало очень популярным и вошло в число любимейших занятий рукодельниц.


«Звёздочка обдумывания»

Потребная проблема

Традиции,

мода

Материалы, инструменты, приспособления

  1. Нитки

  2. Бисер

  3. Проволока

  4. Ножницы и иголка

  5. Крючок



Правила техники безопасности при выполнении ручных работ

Что нужно сделать до начала работы:

  • Хранить иголки и булавки в игольнице;

  • Крючками и проволокой необходимо обращаться очень осторожно, не подносить их к лицу, хранить в коробках и пеналах.

  • Крючок не должен быть очень острым, иначе им можно поранить пальцы.

Что нужно делать во время работы:

  • Бережно относиться к своей работе и инструментам для работы;

  • Не брать булавки, иголки в рот, не вкалывать в одежду;

  • Во время перерыва в работе вкалывать иголки и булавки в игольницу, ножницы класть на стол с сомкнутыми лезвиями;

  • Передавать ножницы друг другу только с сомкнутым лезвием кольцами вперед;

  • Не перекусывать нитку зубами и не отрывать ее руками;

Что нужно сделать по окончанию работы:

  • Проверить количество иголок, булавок в игольнице, их должно быть столько же, сколько в начале работы;

  • Сломанные иглы и булавки завернуть в бумагу и выбросить в мусорное ведро.

Технологическая карта




п/п

Последовательность операций


Инструменты и материалы


Графическое изображение





1

Выбор схемы для вязания листика

Схема №1 Приложение №3

2

Выбор ниток

ирис

3

Выбор инструментов

крючок, ножницы,

иголка

4

Вязание листика

Схема №1 Приложение №3

5

Выбор схемы для салфетки

Приложение №1,2


6

Выбор материалов и инструментов для салфетки

Бисер, иголка, нитки и ножницы

7

Бисероплетение салфетки

Приложение №1,2

8

Выбор материалов для изготовления цветка

Проволока, нитки, ножницы

9

Изготовление цветка

Приложение №4


10

Оформление сувенира

Горшок для цветов, нитки, ножницы


Экологическое обоснование


Бисероплетение, ганутель и вязание крючком – экологически чистое производство, так как материалы, которые я использовала в своей работе, не имеют химических или искусственных примесей, то есть экологически чистые, вредных воздействий на организм человека в процессе выполнения работы не оказывает.

Изготовленный мною сувенир не приносит вреда окружающей среде и нарушений в жизнедеятельности, потому что бисер, нитки, проволока изготовлены из экологически чистых материалов.












Экономический расчёт

Перед тем как преступить к работе я определила себестоимость выполняемого изделия.

Наименование материалов

Количество, шт.

Цена, руб.

Сумма, руб.

11.

Крючок

1

20

20

22.

Бисер

25

15

375

33.

Проволока

-

-

-

44.

Нитки

5

10

50

55.

Иголка для вышивания

3

2

6


Итого:



451


Таким образом, себестоимость сувенира «Анютины глазки» составила 451 рубль.











Реклама

Предметы рукоделия – уникальный подарок, который наполнен душевностью и несет в себе энергию и тепло мастера, изготовившего его.

Пять цветочков, три листочка – вот и композиция.

Получается нарядно, просто глаз не оторвать.

Вот теперь уже все складно, можно нитку закреплять.

Сувенир «Анютины глазки» выглядит оригинально, он создаст особый уют и атмосферу в доме моей бабушки и долгие годы будет её радовать, ведь я выполнила работу с любовью!

















Анализ творческой работы

Заканчивая свою работу, я подвожу итоги своей деятельности на данном этапе. Главное – это, конечно же, огромное эстетическое душевное удовольствие, которое я получила, проходя все этапы бисероплетения, вязания, изготовления цветов. Сколь приятен и радостен процесс, очень увлекательное и интересное занятие. Оно развивает фантазию, прививает человеку чувство красоты, вкуса, понимание прекрасного.

Природа подарила нам цвет и надо уметь применять его красочные щедроты, его свойства, научиться распознавать оттенки. Здесь фантазия преподносит различные варианты салфеток, цветов, компонентные и цветовые импровизации.

Проводя за работой много часов и дней, я еще раз столкнулась с необходимостью дисциплины, организованности и контроля над собой. Пожалуй, я справилась с задачей и выполнила работу, соблюдая технику безопасности. Надеюсь, бабушке понравится мой подарок, и она сможет оценить мои старания.

Литература

1. Ляукина М.В., Бисер. Основы художественного ремесла. «АСТ-ПРЕСС»,1998

2. Парьева Е.В., Подарки и сувениры из бисера, Ростов-на-Дону «Феникс», 2005

Источники материалов: http://www.oxanafa.ru/rukodelie/146-ganutell.html





Приложение № 1



Технология изготовления салфетки в технике

«Усложненный квадрат»



  1. Из бисерин 1 – 4 сделайте «крестик»

  2. На правый конец нити наберите бисерины 5 – 8, и этот конец нити проденьте в бисерину 5 снизу вверх. Притяните полученный «крестик» к первому

  3. На левый конец нити наберите бисерины 9 - 12 и проденьте его в бисерину 9 снизу вверх. Притяните полученный «крестик» к первым двум (рис.1)

  4. На левый конец нити наберите бисерину 13, проденьте в неё правый конец нити навстречу левому и притяните бисерину 13 к остальным бисеринам (рис.2)

  5. На правый конец нити наберите бисерину 14, на левый – 15 и 16. Правый конец нити проденьте через бисерину 16 навстречу левому концу. Притяните бисерины (рис. 3)

Получился «квадратик» (рис. 4)








Рис.1 Рис.2 Рис.3 Рис.4


Технология изготовления салфетки в технике

«Цепочка восьмерка»



Низание осуществляется одной иглой.

1-й и 2-й ряды. Наберите на нить 10 бисерин. Пропустите иглу через первую бисерину в обратном направлении снизу вверх (рис. 5 А)








Рис.5

3-й ряд. Наберите на нить 6 бисерин. Пропустите иглу в обратном направлении (сверху вниз) через третью от последней связки бисерину предыдущего ряда (рис. 5 Б)

4-й ряд. Наберите на нить 6 бисерин. Пропустите иглу в обратном направлении (снизу вверх) через бисерину предыдущего ряда, третью от последней связки (рис. 5 В)

Последующие ряды выполняйте также как 3-й и 4-й (рис. 5 Г)



Приложение № 2



Технология изготовления салфетки в технике

«Кольцевое низание бисером»



Рис.1 Рис.2 Рис.3 Рис.4











Рис.5 Рис.6


  1. Набрать 6 бисерин и соединить их в кольцо (Рис.1).

  2. Сделать 1-й лепесток как показано на рисунке 2. Для этого набрать на иглу 5 бисерин (первая (7) и последняя из них (11) – выделены, так как через эти бисерины лепестки соединяются друг с другом).

  3. Чтобы сделать второй лепесток нужно пройти во вторую бисерину кольца и набрать четыре бисерины (Рис.2 ,3).

  4. Снова сделать кольцо, присоединив второй лепесток к первому. Для этого пройти в бисерину 7, затем пройти через бисерину 2, продвинувшись по кольцу дальше в бисерину 3, вновь набрать четыре бисерины для третьего лепестка (рис.4).

  5. Продолжить низать лепестки, набирая по четыре бисерины. Соединяя их с предыдущим лепестком, продвигаться по кольцу. На последней шестой лепесток нужно набрать три бисерины, так как общие бисерины для последнего лепестка (11 и 24) уже есть (Рис.5).

  6. Сделав цветок из шести лепестков в одной плоскости можно на его основе низать следующий. Для этого нужно вывести иглу с ниткой из общей для двух лепестков бисерины (11) (Рис.6)

Приложение № 3


Т ехнология вязания крючком

«Листья»

















Схема 1



Условные обозначения:

0 - воздушная петля;

( - соединительный столбик;

+ - полустолбик;

- столбик без накида;

- столбик с 1-м накидом.


Листья вяжутся по схеме 1 из различных оттенков зеленого цвета.

Приложение № 4



Технология изготовления цветов

в технике ганутель

  1. Н ачинаем изготовление цветов с навивки пружин из проволоки 0,5мм. Все пружинки разрезаем на отрезки в 12см. Этот размер позволит сделать лепестки для цветка среднего размера.

  2. В ыравниваем концы проволоки, чтобы они были одинаковыми и скручиваем концы проволоки. Далее сформировываем из пружинки круг. Получился каркас нашего цветочного лепестка. Осталось его только обвязать нитками.

  3. Н ачинаем обматывать наш каркас цветка из пружинки. Закрепляем нить у основания лепестка и обвиваем через верхний виток пружины по диаметру нашу окружность. Продолжаем двигаться вправо, обвивая виток за витком.

  4. Когда вся окружность будет обвита нитками, закрепляем их на ножке лепестка. Обвиваем ножку лепестка нитками мулине. Для цветка сделаем пять лепестков. Все пять лепестков готовы и можно приступать к изготовлению листиков.

  5. Формируем сначала форму листика из пружинной

окружности.



  1. Начинаем обматывать наш листик нитками. Технология изготовления листиков такая же, как и лепестков цветка. Закрепляем у основания листка нити и обматываем от основания к вершине листика и обратно.


  1. Далее продолжаем двигаться вправо виток за витком. Когда все поле листика закрыто нитками, закрепляем их на ножке. Обвиваем ножку нитками мулине. На каждый ганутельный цветочек сделать два или три листочка.


  1. Соберем в руках ганутельную композицию. Посмотрим где расположить листики. Привязываем листики, связанные вместе. Я их разместила ниже по стеблю. Также сначала проволокой, а затем нитками мулине. Вот такой замечательный искусственный декоративный цветок у меня получился в технике ганутель.








Полный текст материала Проект "Проблемное обучение и метод проектов как средство активизации мыслительной деятельности на уроках технологии" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Путилина Надежда Алексеевна  Nasimi
14.10.2013 1 4637 750

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Интересные инструкции по ПК

Лучшие материалы сайта для вас
Оставьте отзыв к материалу:
Всего: 1
avatar
1 NATALYA1882 • 15:54, 09.12.2014
Материал является наглядным примером выполнения проектных работ по технологии,содержит фотографии и технологические карты выполнения работы,новым является содержание экологического обоснования работы.
[Материал]