МОУ
«Средняя общеобразовательная школа
№7»
г.Железногорск
Курской области
Использование
игровых технологий
на
уроках технологии
Учитель технологии:
Путилина
Надежда Алексеевна
Железногорск,
2013
Использование
игровых технологий на уроках технологии.
В
соответствии с ФГОС основного общего
образования современному обществу
нужны образованные, нравственные люди,
которые могут в различных ситуациях
самостоятельно принимать решения.
Одним
из условий реализации требований ФГОС
ООО является обеспечение для участников
образовательного процесса возможности
развития личности, способностей,
удовлетворения познавательных интересов
через организацию учебной и внеурочной
деятельности.
Все
приемы развития познавательной
активности, которые я применяю в своей
практике, «копились» мною в течение
ряда лет.
Для
формирования у обучающихся познавательного
интереса, активизации учебной деятельности
повышения эмоционального уровня усвоения
знаний на уроках технологии использую
игровые технологии.
По
определению, игра
- это форма деятельности в условных
ситуациях, направленная на воссоздание
и усвоение общественного опыта, в котором
складывается и совершенствуется
самоуправление поведением.
Функции
игровой деятельности:
развлекательная:
пробудить интерес, воодушевить, развлечь,
доставить удовольствие;
коммуникативная:
освоение диалектики общения;
самореализация;
диагностическая:
выявление отклонений от нормативного
поведения, самопознание в процессе
игры;
коррекция:
внесение позитивных изменений в
структуре личностных показателей.
Игра
приучает детей мыслить, выделять главное,
обобщать, развивать память, способности.
Для
решения этих учебно-воспитательных
задач для каждого этапа урока я использую
свои активные
методы,
позволяющие достичь поставленных целей
урока. Приведу некоторые примеры. (Слайды
№ 2, 3)
Активные
методы начала урока.
Цели:
быстро создать рабочую атмосферу, задать
нужный темп урока.
При
повторении материала предыдущего урока
я провожу «Мозговую атаку»:
«Мозговая
атака» -
я обучаю девочек ставить и адресовать
вопросы: бригады готовят вопросы по
ранее изученным темам; первая бригада
задает вопрос второй бригаде, вторая
бригада, ответив на этот вопрос, тут же
задает свой вопрос первой бригаде.
Затем первая бригада, ответив на вопрос,
задает следующий вопрос второй бригаде
и т.д.
Обучающиеся
сами оценивают ответы:
За
быстрый, правильный, полный ответ
бригаде выдается фишка.
Ответы
«хором» не засчитываются.
«Ромашка»
- обучающиеся
выбирают лепестки ромашки, в которых
находятся вопросы. За каждый правильный
ответ выдается фишка.
Активные
методы при изучении нового материала.
Цели:
представить новый материал, заинтересовать
обучающихся в получении новых знаний.
«Удивление»
(столкновение
противоречивых фактов или мнений)
Обучающиеся,
используя ресурсы интернет, готовят
информационные сообщения: «Это
интересно!», «Любопытные факты», доклады.
Учитель часто выступает в роли помощника,
консультанта, поощряющего оригинальные
находки, стимулирующего активность,
инициативу и самостоятельность
обучающегося.
«Мозговой
штурм» - использую
при выдвижении гипотез и предложений.
Правила участия в «мозговом штурме»:
Формулируйте
свои мысли точно, но кратко.
Стремитесь
решить проблему, а не демонстрировать
свои знания.
Запрещаются
критические замечания – это мешает
формулировать новые идеи.
Чем
больше выдвинуто предположений, тем
более вероятно, что в результате
«мозгового штурма» действительно
появятся новые ценные идеи.
Приветствуются
все дополнения и уточнения.
Активные
методы закрепления материала.
Цели:
активизировать познавательную
деятельность обучающихся.
«Лови
ошибку!» -
на воздушный шарик прикрепляются листки
с правильными и неправильными ответами
на вопрос. Задача обучающихся – найти
неправильные ответы и заменить их
правильными.
«Проверь
себя» -
работа с карточками позволяет
рациональнее использовать учебное
время, осуществлять индивидуальный
подход к обучающимся, приучать их к
самостоятельной работе.
Решение
кроссвордов и головоломок
Задание:
отгадать загадку, дописать пословицу
или поговорку. Домашнее
задание, по
моему мнению, тоже может принимать
форму игры. Предлагаю использовать
следующие его формы:
составить
кроссворд или ребус.
На
мой взгляд применение игровых технологий
способствует не только активизации
познавательной деятельности обучающихся,
но и повышает их мотивацию, способствует
формированию коммуникативных и
регулятивных учебных действий. Главное
должно стать включение в учебную игровую
деятельность всех обучающихся на уровне
их потенциальных возможностей. Для
застенчивых ребят игра становится
иногда единственной возможностью
проявить себя.
Для
успешного проведения игровых
уроков
разрабатываю сценарии, учитывая
подготовку класса и материальные
возможности (учебно – материальную
базу кабинета).
Особое
внимание я уделяю оформлению кабинета:
При
изучении технологии изготовления
швейных изделий - «швейная
мастерская»
– установлены швейные машины, на стендах
и на манекенах оформлены образцы
швейных изделий (Слайд
№ 4).
Я
объединяю подразделы: материаловедение,
конструирование и моделирование швейных
изделий и
провожу деловые
игры: «Магазин ткани», «Ателье», «Дом
моделей», «Швейный цех». Обучающиеся
знакомятся со свойствами тканей и
учатся подбирать их для шитья изделий
различного назначения. Играя в «Магазин
ткани» девочки повторяют уже известные
им сведения: выбор ткани зависит от
назначения одежды, от покроя и фасона
изделия. Игра «Ателье», «Дом моделей
учит девочек пониманию конструктивных
особенностей модели, законов сочетания
цветов, развивает творческие способности
и эстетический вкус.
При
художественной обработки материалов
- «творческая
мастерская»
– на стендах помещены вышивки, вязаные
изделия, оформлены стенды: «Народные
мастера России», «Народные промыслы и
ремесла Курского края», «Наследие наших
бабушек» (Слайды
№ 5, 6)
Интересно
проходят конкурсы «Кружевная метель»,
«Лучшая картина, вышитая крестом,
бисером»,
При
обработке пищевых продуктов - «кулинарный
цех» –
оформлены стенды «Сервировка стола»,
«Пищевые вещества», «Законы здорового
питания человека», «Пирамида здоровья».
(Слайды №
7, 8, 9)
Интересно
проходит деловая
игра «Кафе»
(Слайд № 10,
11, 12, 13) конкурс
знатоков и конкурс кулинаров. Обучающиеся
осознанно подходят к составлению меню,
выбору продуктов для приготовления
того или иного блюда, проводят кулинарную
обработку этих продуктов так, чтобы по
возможности сохранить в них все
питательные вещества и витамины,
оформляют готовые блюда.
Повысить
эффективность применения игровых
технологий можно в совокупности ИКТ –
технологий. Компьютер намного облегчает
подготовку к уроку, позволяет сразу
создать большое количество дополнительного
красочного материала. Провожу уроки
– конференции:
«Принципы
здорового питания»,
«Секреты
Золушки».
Использование
игровых технологий на уроках технологии
я считаю важным и необходимым, так как
в применении игровых технологий у
обучающихся формируются метапредметные
УУД. А именно регулятивные – планирование,
контроль, саморегуляция; познавательные
- поиск и выделение необходимой информации,
самостоятельное создание способов
решения проблем творческого и поискового
характера; коммуникативные – умение
слушать и вступать в диалог, участвовать
в коллективном обсуждении проблем.