Задания для проведения олимпиады по литературе, 9 класс


Задания школьного этапа всероссийской олимпиады

по литературе

2012 – 2013 учебный год

9 класс


  1. Знание текстов художественных произведений


1. Кто из поэтов так говорит о своем творчестве, заслугах, целях творчества? ( Максимальное количество баллов – 2 балла)


    1. …первый я дерзнул в забавном русском слоге

О добродетелях Фелицы возгласить,

В сердечной простоте беседовать о Боге,

И истину царям с улыбкой говорить.


1.2 Мой дар убог, и голос мой не громок,

Но я живу, и на земле мое

Кому – нибудь любезно бытие:

Его найдет далекий мой потомок.


В моих стихах; как знать? Душа моя

Окажется с душой его в сношеньи,

И как нашел я друга в поколеньи,

Читателя найду в потомстве я.


2. О каких героях каких произведениях идет речь?

(Максимальное количество баллов – 4 балла)


    1. Ах, мой батюшка! Да извозчики-то на что! Это их дело. Это – таки и наука не дворянская. Дворянин только скажи: свези меня туда. Свезут, куда изволишь. Мне поверь… то вздор, чего не знает сын.


    1. От роду 23 года, роста среднего, лицом чист, бороду бреет, глаза имеет карие, волосы русые, нос прямой. Приметы особые: таковых не оказалось.


3. Определи автора афоризма:

(Максимальное количество баллов – 4 балла)


3.1 Свежо предание, а верится с трудом.


3.2. Человек создан для счастья, как птица для полета.


    1. И крестьянки любить умеют.


    1. Рожденный ползать летать не может.


4. Узнай произведение по его началу, назови автора.

(Максимальное количество баллов – 6 баллов)


4.1 Немного лет тому назад

Там, где, сливаяся, шумят,

Обнявшись, будто две сестры

Струи Арагвы и Куры

Был монастырь…


    1. Нет ничего лучше Невского проспекта, по крайней мере в Петербурге; для него он составляет все. Чем не блестит эта улица – красавица нашей столицы!


    1. Царей и царств земных отрада,

Возлюбленная тишина,

Блаженство сел, градов отрада,

Коль ты полезна и красна!


Вокруг тебя цветы пестреют,

И классы на полях желтеют;

Сокровищ полны корабли

Дерзают в море за тобою;

Ты сыплешь щедрою рукою

Свое богатство по земли.


  1. Историко – литературные задания.


1. Что объединяет поэтов трех разных времен: Горацио, Г.Державина, А С.Пушкина? ( Максимальное количество баллов – 1 балл)


2. Перечислите 3 произведения древнерусской литературы разных жанров. (Максимальное количество баллов – 3 балла)


3. Как называется сборник Н.В.Гоголя, в который вошли произведения «Старосветские помещики», «Вий», «Тарас Бульба», «Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»

(Максимальное количество баллов – 1 балл)


  1. Знание теории литературы


1. Какие средства художественной выразительности использованы в отрывке? (Максимальное количество баллов – 3 балла)


Море блеска, гул, удары,

И земля потрясена, -

То стеклянная стена

О скалы раздроблена,

То бегут чрез крутояры

Многоводной Ниагары

Ширина и глубина!

(Н.М.Языков «Водопад»)


2. Определите жанры следующих произведений:

«Русский язык» И.С. Тургенева, «Недоросль» Д.И.Фонвизина, «Бедная Лиза» Н.М.Карамзина, «Медный всадник» А.С. Пушкина, «Море» В.Жуковского. (Максимальное количество баллов- 5 баллов)


3. О каком литературном понятии идёт речь: Это образное определение, дающее дополнительную художественную характеристику предмета или явления? Приведите пример. (Максимальное количество баллов – 2 балла)


  1. Литература и другие виды искусства.


1. Какие стихи М.Ю.Лермонтова положены на музыку?

(Максимальное количество баллов – 2 балла)


2. Назовите художественные фильмы, созданные по произведениям А.С.Пушкина. ( Максимальное количество баллов – 3 балла)


  1. Комплексный анализ прозаического произведения


При выполнении этой работы раскройте художественную идею предложенного вам текста; проанализируйте авторскую позицию, поднимаемые проблемы, выразите своё к ним отношение; определите суть характеров, мотивы поведения и отношения действующих лиц рассказа.

Воробей.

Возвращался с охоты и шёл по аллее сада. Собака бежала впереди меня.

Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собою дичь.

Я глянул вдоль аллеи и увидел молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда (ветер сильно качал берёзы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки.

Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой её мордой – и весь взъерошенный, искажённый, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти.

Он ринулся спасать, он заслонил собою своё детище…но всё его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою!

Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака! И всё-таки он не мог усидеть на своей высокой, безопасной ветке…Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда.

Мой Трезор остановился, попятился…видно, и он признал эту силу.

Я поспешил отозвать смущённого пса – и удалился, благоговея.

Да; не смейтесь. Я благоговел перед той маленькой героической птицей, перед любовным её порывом.

Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею только любовью держится и движется жизнь. Апрель, 1878


или

Интерпретация лирического произведения

П.Вяземский

ОСЕНЬ


Кокетничает осень с нами:

Красавица на западе своем

Последней ласкою, последними дарами

Приманивает нас нежнее с каждым днем.


И вот я, волокита старый,

Люблю ухаживать за ней

И жадно допивать, за каплей каплю, чары

Прельстительной волшебницы моей.


Все в ней мне нравится: и пестрота наряда,

И бархат, и парча, и золота струя,

И яхонт, и янтарь, и гроздья винограда,

Которыми она обвешала себя.


И тем дороже мне, чем ближе их утрата,

Еще душистее цветы ее венка,

И в светлом зареве прекрасного заката

Сил угасающих и нега и тоска.

(1874)



Члены предметно – методической

комиссии Роспись

1.Стерлева Е.Ю. - методист управления образования

2.Зубова В.П. – учитель МБОУ «СОШ №3» г. Строитель

3. Загородняя Л.Н. – учитель МБОУ «СОШ №3» г. Строитель

4. Романькова Н.В. – учитель МБОУ «Томаровская СОШ №1»

5. Симонова Е.В. – учитель МБОУ «Кустовская СОШ»

6. Коленченко Н.И. – учитель МБОУ «СОШ №2» г. Строитель

7. Золочевская Я.Р. – учитель МБУ «СОШ №»» г. Строитель

8. Старшова С.Н. – учитель МБОУ «СОШ №1» г. Строитель

9. Гажа Н.С. - учитель МБОУ «СОШ № 1» г. Строитель

10. Стародубцева О.И. – учитель МБОУ «Яковлевская СОШ»

11. Кохан Н.Л. - учитель МБОУ «Томаровская СОШ №2»

12. Жукова Н.В. – учитель МБОУ «Дмитриевская СОШ»

13. Моргунова И.А. – учитель МБОУ «СОШ №2» Г. Строитель




Критериии оценивания

заданий школьного этапа всероссийской олимпиады

по литературе

9 класс

2012 – 2013 учебный год

I. Знание текстов художественных произведений

1. 1.1 1балл

1.2 1 балл

2. 2.1 1 балл (герой) +1 балл (название произведения)

2.2 1 балл (герой) +1 балл (название произведения)

3. 3.1 1 балл

3.2 1 балл

3.3 1 балл

3.4 1 балл

4. 4.1 1 балл (автор) + 1 балл (название произведения)

4.2 1 балл (автор) + 1 балл (название произведения)

4.3 1 балл (автор) + 1 балл (название произведения)

II. Историко – литературные задания

1. 1 балл

2. 3 балла

3. 1 балл


  1. Знание теории литературы

1. 3 балла

2. 5 баллов

3. 1 балл (название определения) + 1 балл (пример)

  1. Литература и другие виды искусства

  1. 2 балла

  2. 3 балла


V. Комплексный анализ прозаического произведения

Первый вариант (комплексный анализ художественного текста)

При оценке работы учитываются:

- глубина постижения произведения (темы, жанра, сюжета, героя, композиции,

стиля, направления, художественной идеи, образа повествователя) – до 20 баллов;

- умение определять авторскую позицию, а также выражать свои мысли и чувства –

до 10 баллов;

- композиционная стройность, язык и стиль работы участника Олимпиады

(логичность, ясность изложения, речевая грамотность) – до 10 баллов.

Общая сумма баллов – 40.


Второй вариант (интерпретация поэтического текста)

При оценке работы учитываются:

- глубина и самостоятельность понимания проблемы – до 10 баллов;

- владение основами анализа поэтического текста (образный ряд, ритмико-

синтаксическое и фонетическое своеобразие) – до 10 баллов;

- восприятие образа лирического героя и умение истолковать его, характеризовать

поэтическую индивидуальность автора, а также выражать свои мысли и чувства – до 10

баллов;

- композиционная стройность, язык и стиль работы участника Олимпиады

(логичность, ясность изложения, речевая грамотность) – до 10 баллов.

Общая сумма баллов – 40.



Максимальное количество баллов – 76 баллов

ОТВЕТЫ

на задания школьного этапа всероссийской олимпиады

по литературе

9 класс

2012 -2013 учебный год



I. Знание текстов художественных произведений

1.

1.1 Г.Державин

1.2 Е.Баратынский


2.

2.1 г-жа Простакова ( Д.И.Фонвизин «Недоросль»)

2.2 Владимир Дубровский (А.Пушкин «Дубровский)


3.

3.1 Чацкий ( А.Гибоедов «Горе от ума»)

3.2 А.Чехов

3.3 Н.Карамзин («Бедная Лиза»)

3.4 М.Горький («Песня о Соколе»)


4.

4.1 М.Лермонтов «Мцыри»

4.2 Н.Гоголь «Невский проспект»

4.3М.Ломоносов «Ода на день восшествия…»(1747)


II. Историко – литературные задания

1. Стихотворения «Памятник».

2. Например, летопись, поучение, житие и др.

3. «Миргород»


  1. Знание теории литературы

1. Гипербола, олицетворение, эпитет.


2. «Русский язык» И.С.Тургенев - стихотворение в прозе.

«Недоросль» Д.И. Фонвизин – комедия

«Бедная Лиза» Н.М. Карамзин – повесть

« Медный всадник» А.С.Пушин – поэма

«Море» В.А. Жуковского – элегия


3. Эпитет. Например, ясный сокол.


  1. Литература и другие виды искусства

  1. «Парус», «Утес» («Ночевала тучка золотая»).

  2. «Барышня – крестьянка», « Станционный смотритель», «Дубровский», «Пиковая дама», «Евгений Онегин».




Полный текст материала Задания для проведения олимпиады по литературе, 9 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Кохан Наталья Леонидовна  scholl2
09.03.2013 4 24664 3928

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК