Задания для школьного этапа ВСОШ по литературе; 5 - 6 классы


ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ (ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП)

 

П

ЛИТЕРАТУРА

5

редмет _____________________________________Класс_______________________Школа_________________

 

ФИО___________________________________________________________________________________________

 

ВАРИАНТ 1

 

  1. Вспомните, под какими псевдонимами нам известны эти писатели: (5б.)

А) Максим Горький

Б) Антоша Чехонте

В) Александр Михайлович Гликберг

Г) Марк Твен

Д) Аврора Дюдеван

  1. Дайте определение слова «рассказ». Особенности рассказа. (3б.)

  2. «Соедините» названия произведений и их жанр. (7б.)

Л.Н.Толстой «Кавказский пленник» Сказ

П.П.Бажов «Медной горы хозяйка» Поэма

И.А.Крылов «Волк на псарне» Сказка

«Повесть временных лет» Летопись

Н.А.Некрасов «Мороз, Красный нос» Баллада

Р.Стивенсон «Вересковый мёд» Басня

В.А.Жуковский «Спящая красавица» Рассказ

  1. Что обозначают выражения? Откуда они произошли? (2б. за каждое значение выражения)

А) «Ахиллесова пята»

Б) «Авгиевы конюшни»

  1. Придумайте (в стихотворной форме) 1 загадку о предметах домашнего обихода (из 4 – на выбор – 1): о компьютере, об утюге, о холодильнике, о телевизоре.

(1 загадка – 5 баллов)

  1. Интерпретация лирического произведения. (10б.)

М.Исаковский

Родное

Сыплет спелые орехи

Мне орешник в кузовок.

Лес рябиновые вехи

Расставляет у дорог.

 

По оврагам, по обрывам,

Через пальцы ивняка

Льётся тихо и пугливо

Желтолистая река.

 

На ветвях танцуют белки,

Лес, обветренный, молчит.

Солнце в облачные щелки

Шлёт раскосые лучи.

 

У опушки дремлют кони,

Подпирая боком ель.

Снится им, что в поле стонет

Безголосая метель.

 

Школьный дом многоэтажный

Улыбается окном.

Грач по нивам бродит важно,

Словно сельский агроном.

 

Гусь степенный в луже моет

Свой гусиный красный нос…-

Всё моё и всё родное,

Чем я жил и где я рос.

  1. Каково настроение стихотворения? Понаблюдайте, его нельзя определить только одним словом. Зависит ли от этого интонация при чтении?

  2. В этом стихотворении поэт использовал для образности много метафор и олицетворений. Найдите их, объясните, как вы их понимаете.

  3. Прокомментируйте название стихотворения.

  4. Сколько строф понадобилось автору, чтобы передать свои мысли, своё восприятие жизни?

  5. В каких строчках заключена главная мысль, идея этого лирического произведения?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы (5 класс)

ВАРИАНТ 1

 

1. .Вспомните, перед какими псевдонимами нам известны эти писатели: (5б)

А) Максим Горький – Алексей Пешков

Б) Антоша Чехонте - Антон Чехов

В) Александр Михайлович Гликберг – Саша Чёрный

Г) Марк Твен – Самюэль Клеменс

Д) Аврора Дюдеван - Жорж Санд

2. Рассказ – маля форма эпического рода литературы, в которой даётся изображение какого-либо эпизода из жизни героя. Кратковременность изображаемых событий, малое количество действующих лиц – особенность рассказа. (3б.)

3 . «Соедините» названия произведений и их жанр. (7б.)

Л.Н.Толстой «Кавказский пленник» Рассказ

П.П.Бажов «Медной горы хозяйка» Сказ

И.А.Крылов «Волк на псарне» Басня

«Повесть временных лет» Летопись

Н.А.Некрасов «Мороз, Красный нос» Поэма

Р.Стивенсон «Вересковый мёд» Баллада

В.А.Жуковский «Спящая красавица» Сказка

4. а) «Ахиллесова пята» - уязвимое место, слабая сторона. Из греческого мифа об Ахиллесе, единственно уязвимым местом которого была пятка, не коснувшаяся чудодейственной воды реки Стикс.

б) «авгиевы конюшни» - очень загрязнённое место, запущенное помещение. Из буквального словосочетания, т .е. громадные конюшни Авгия, царя Элиды. По мифу, это конюшни, которые не убирались 30 лет, геркулес очистил в один день, направив через них воды бурной реки Алфей. (2б. за каждое значение выражения)

5. (1 загадка – 5 баллов)

6. 10б.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

П

ЛИТЕРАТУРА

5

редмет _____________________________________Класс_______________________Школа_________________

 

ФИО___________________________________________________________________________________________

 

ВАРИАНТ 2.

 

1. Чем отличается авторская сказка от народной? (1 балл)

 

2. Какие из перечисленных жанров относятся к фольклору: скороговорка, стихотворение, загадка, пословица, повесть, поэма, рассказ, сказка, поговорка? (по 0,2 балла)

 

3. Собери пословицы, соединив их части из первой и второй колонки.

- На чужой сторонушке … - коли делать нечего.

- Книга – наш друг,.. - рад чужой воронушке.

- Кто друга в беде покидает,… - без неё, как без рук.

- Долог день до вечера,… - тот сам в беду попадает.

- Тише едешь - - дальше будешь. (по 1 баллу)

 

4. Ответь на вопросы по сказам П. Бажова.

А) Какой заказ выполнил Данилушка вместо Прокопыча в сказе «Каменный цветок»?

Б) Что можно найти там, где пляшет Огневушка – Поскакушка?

В) «А по тем покосный лужкам, где козёл скакал, люди камешки стали находить, зелёненькие, большие». Как они называются? В слове 9 букв. (по 1 баллу)

 

5. Кто является автором сказок «Городок в табакерке», «Мороз Иванович», если известно, что псевдоним автора – Дедушка Ириней? (1 балл)

 

6. Эта сказка стала и мультфильмом, и балетом, и художественным фильмом. Автором её является Ю.К Олеша. Назовите эту сказку. (1 балл)

 

7. Вы, конечно, помните волшебную ступу Бабы Яги – её незаменимое средство передвижения. Представьте ситуацию, что вы или ваш друг, гуляя по парку, обнаружили отдыхающую на лавочке бабу Ягу, рядом – ступу. И вот вы решили испытать «лётные» качества знаменитой ступы бабы Яги …

Расскажите о различных ваших приключениях в небольшом сочинении – сказке. (15 баллов)

 

 

Максимальное количество баллов – 27.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы (5 класс)

ВАРИАНТ 2.

 

1. У авторской сказки есть один конкретный автор – писатель, автором же фольклорных произведений является народ.

 

2. Скороговорка, загадка, пословица, сказка, поговорка.

 

3. На чужой сторонушке рад чужой воронушке. Книга – наш друг, без неё, как без рук. Кто друга в беде покидает, тот сам в беду попадает. Долог день до вечера, коли делать нечего. Тише едешь - дальше будешь.

4. А) Чаша. Б) Золото. В) Хризолиты.

5. Одоевский Владимир Фёдорович.

6. «Три толстяка».

 

7. При оценивании выполнения задания № 7 учитывать способность ученика придумать интересный сюжет, последовательно изложить мысли. Учитывать грамотность, образность и выразительность языка сказки, способность ученика логично завершить сочинение – сказку.

 

Критерии оценивания творческой работы

1) Соответствие содержания сочинения заданной теме -1 балл

2) Содержательность сочинения:

- полнота охвата темы -1 балл

- оригинальность её раскрытия -1 балл

3) Логичность и последовательность изложения-1 балл

4) Ясность, точность, образность языка, единство стиля изложения -2 балла

5) Отсутствие фактических ошибок и неточностей -1 балл

6) Орфографическая, пунктуационная, грамматическая, речевая грамотность - 8 баллов

( нет ошибок — 2 балла, 1-2 ошибки —1 балл, 3-4 ошибки — 0,5 б.,

0 баллов >4-х ошибок).

 

Итого за выполнение задания № 7 - 15 баллов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

П

ЛИТЕРАТУРА

6

редмет _____________________________________Класс_______________________Школа_________________

 

ФИО___________________________________________________________________________________________

 

ВАРИАНТ 1.

 

1. Соотнесите жанровое определение с названиями произведений, приведенными ниже

1 Летопись
А «Лошадиная фамилия»
2 Басня
Б «Кубок»
3 Баллада
В «Повесть временных лет»
4 Сказка
Г «Каша из топора»
5 Рассказ
Д «Мартышка и очки»
6 Стихотворение
Е «Белая береза»

Максимальное количество баллов-6

2.Дайте определение загадки.
Отгадайте загадки:
А)Шел долговяз, в сыру землю увяз
Б) Скатерть бела весь свет одела.
В)До неба достанет, а от земли не видать
Максимальное количество баллов-4

3.Закончите пословицы:
А)Красна птица перьем..
Б)Где жить.…
В) Слово серебро…
Г) Сто человек-
Максимальное количество баллов-4

4.Русские художники написали картины к русским народным сказкам: «Снегурочка», «Алёнушка», «Иван-царевич на сером волке», «Витязь на распутье», «Царевна», «Пёрышко Финиста – Ясного сокола», «Царевна-лягушка», «Сестрица Алёнушка», «Белая уточка», «Сказка об Иване-царевиче, Жар-птице и сером волке». Назовите фамилии этих художников.
Максимальное количество баллов-2

5.Найдите ошибки в определении литературоведческого термина басня.

Басня – жанр лирической прозы, в котором содержится открытое обличение действительности. Жанр возник в 19 веке и нашел отражение в творчестве М.Ю. Лермонтова и Ф.И.Тютчева.
Максимальное количество баллов- 4
7. Приведите из басен И.А.Крылова выражения, ставшие пословицами. Укажите, из каких они басен.
Максимальное количество баллов – по 0.5 балла, если указана пословица, по одному баллу, если указано название басни

8. Определите, каким стихотворным размером написано стихотворение А.С.Пушкина:
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя…
Максимальное количество баллов - 1

9. Определите писателя по биографическим фактам.

А) Родился в Москве, его дядя Василий Львович был известным поэтом, на мальчика оказала большое влияние няня, учился в Царскосельском лицее, В.Жуковский подарил ему свой портрет с надписью «Победителю ученику от побежденного учителя»
Б) Воспитывала его бабушка, учился в Московском университете, поступил в школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, за одно свое произведение был сослан на Кавказ, погиб на дуэли.
В) Большую часть своей жизни провел в Ясной Поляне, участвовал в Крымской войне, открыл школу для крестьянских ребятишек, про него говорят, что он «гордость русского народа»

Максимальное количество баллов – 3

10. Ответьте на каждый из поставленных вопросов «да» (если утверждение верно) или «нет» (если утверждение неверно).

а) В.Жуковского называют «солнцем русской поэзии»
б) Летописание на Руси началось в XI веке.
В) Стихотворение, в основе которого лежит историческое событие, предание с острым сюжетом называется балладой
Г) эпиграф – короткий текст, помещенный автором после произведения
Д) Повесть и слово — жанры древнерусской литературы.

Максимальное количество баллов - 5

11. Придумайте монолог Ветра, Дождя, Старого Дома, Цветочной Вазы, Испорченного Телефона, Перегоревшей Лампочки, Незавёрнутого Крана, Домашнего Компьютера.
Максимальное количество баллов-10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы (6 класс)

ВАРИАНТ 1
 

1. Соотнесите жанровое определение с названиями произведений, приведенными ниже
1в, 2д, 3б, 4г,5а, 6е

Максимальное количество баллов-6

2.Дайте определение загадки.
Загадка – краткое поэтическое иносказательное описание какого-либо предмета или явление, которое нужно узнать
Отгадайте загадки:
А)Дождь б) снег в) Дорога
Максимальное количество баллов-4

3.Закончите пословицы:
А)Красна птица перьем, а человек -уменьем
Б)Где жить- там и слыть
В) Слово серебро, а молчанье-золото
Г) Сто человек- сто мнений
Максимальное количество баллов-4

4.Русские художники написали картины к русским народным сказкам: Назовите фамилии этих художников. – М. Васнецов, И.Билибин
Максимальное количество баллов-2

5.Найдите ошибки в определении литературоведческого термина басня.

Басня – это краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный, аллегорический смысл, это старейший жанр литературы. Возник еще в Древней Греции. Басни в русской литературе мы находим у МЛомоносова, А.Сумарокова, В.Майкова, И.А.Крылова
Максимальное количество баллов- 4

7. Приведите из басен И.А.Крылова выражения, ставшие пословицами. Укажите, из каких они басен.
Максимальное количество баллов – по 0.5 балла, если указана пословица, по одному баллу, если указано название басни

8. Определите, каким стихотворным размером написано стихотворение А.С.Пушкина:
хорей
Максимальное количество баллов - 1

9. Определите писателя по биографическим фактам.

А) А.СПушкин
Б) М.Ю.Лермонтов
В) Л.Н.Толстой

Максимальное количество баллов – 3

10. Ответьте на каждый из поставленных вопросов «да» (если утверждение верно) или «нет» (если утверждение неверно).

а) нет
б) да
В) да
Г) нет
Д) да

Максимальное количество баллов - 5

11. Придумайте монолог Ветра, Дождя, Старого Дома, Цветочной Вазы, Испорченного Телефона, Перегоревшей Лампочки, Незавёрнутого Крана, Домашнего Компьютера.
Максимальное количество баллов-10
При оценке творческой работы учитывается:
• глубина и самостоятельность в раскрытии темы: понимание проблемы, заявленной в теме работы, объяснение её смысла, аргументация своей позиции; самостоятельность суждений; владение знаниями по истории и теории литературы и умение применять их при создании текста; отсутствие фактических недочётов, искажающих смысл текста (0–2 балла);
• композиционная стройность, логичность, последовательность изложения: логическая связь частей работы, последовательное и логичное доказательство основной мысли работы, стройность композиции сочинения (0–2 балла);
• оправданная образность языка и оригинальность стиля: владение разнообразной лексикой и синтаксическими конструкциями; соответствие лексики и синтаксиса избранному жанру и стилю изложения; яркость, образность языка и эстетический вкус автора; оправданная оригинальность авторского подхода к раскрытию темы (0–2 балла);
• эстетический вкус, соответствие содержания и языковых средств жанру сочинения: построение высказывания в единстве формы и содержания по законам определённого жанра, соответствие структуры текста научному, художественному или публицистическому стилю; личностное отношение к проблеме и соответствующее замыслу речевое оформление, эмоциональность стиля без излишнего пафоса, стилевое единство и однородность (0–2 балла);
• соблюдение речевых норм: ясное и чёткое выражение мыслей, присутствие в работе не более 1–2 речевых недочётов (0–2 балла).
Творческая работа оценивается в 10 баллов. Орфографическая и пунктуационная грамотность учитывалась, но не оценивалась, объём работ не регламентировался.

 

 

Максимальное количество баллов - 50

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

П

ЛИТЕРАТУРА

6

редмет _____________________________________Класс_______________________Школа_________________

 

ФИО___________________________________________________________________________________________

 

ВАРИАНТ 2.

 

1. Соотнесите автора и название художественного произведения

Л. Толстой Выстрел

М. Твен Чучело

Ж. Верн Том Сойер

Гомер Таинственный остров

М Горький Третий в пятом ряду

А.Алексин Иллиада

А. Сент – Экзюпери Детство

А. Пушкин Маленький принц. (по 0,5 балла)

2. Узнайте героя летописного сказания. Какой подвиг он совершил?

На следующее утро приехали печенеги и привели своего мужа, а у наших не оказалось. И стал тужить Владимир, посылая по всему войску своему. И пришёл к князю один старый муж и сказал ему:

- Князь! Есть у меня один сын меньшой дома. С самого детства никто его не бросил ещё оземь. Однажды я бранил его, а он мял кожу, так он рассердился и разорвал кожу руками. (1 балл)

3. Определите героя по описанию внешности. Назовите автора и произведение. Какие художественные средства автор использует, давая портретную характеристику?

А) Моя маленькая приятельница почти никогда не бегала и смеялась очень редко; когда же смеялась, то смех её звучал, как самый маленький серебряный колокольчик……

Б) Моя сестра была кругла, как пышка, и упруга, как мячик. Она резво бегала…., звонко смеялась…(2 балла)

4. Объясните значение литературоведческих терминов пейзаж, завязка, кульминация, фольклор. (по 1 баллу)

5. Объясните значение крылатых выражений из мифологии.

А) Троянский конь.

Б) Ахиллесова пята.

В) Дамоклов меч.

Г) Муки Тантала.

Д) Сизифов труд. (по 1 баллу)

6. Что означает по-гречески слово «Библия»?(1 балл)

7. Назовите живописца, который в основу своих произведений положил «Притчу о блудном сыне». (1 балл)

8. Прочитайте басню Эзопа «Путник и Медведь».

Два приятеля шли по дороге, как вдруг навстречу им медведица. Один тотчас забрался на дерево и там спрятался. А другому бежать уж было поздно, и он бросился наземь и притворился мертвым; и когда медведица придвинулась к нему мордой и стала его обнюхивать, то задержал дыхание, потому что, говорят, мертвецов зверь не трогает.

Ушла медведица прочь, спустился приятель с дерева, спрашивает, что это ему медведица шептала на ухо? А тот в ответ: "Шептала: впредь не бери в дорогу таких приятелей, которые тебя бросают в беде!"

Письменно ответь на следующие вопросы.

А) Какой пословицей можно определить мораль этой басни?

Б) Чему учит эта басня?

В) Были ли настоящими друзьями герои басни? (по 2 балла)

 

Максимальное количество баллов – 24.

 

 

ОТВЕТЫ (6 класс)

ВАРИАНТ 2.

 

1. Л. Толстой «Детство», М. Твен «Том Сойер», Ж. Верн «Таинственный остров», Гомер «Иллиада», М Горький «Детство», А.Алексин «Третий в пятом ряду», А. Сент – Экзюпери «Маленький принц», А. Пушкин «Выстрел».

 

2. Это сказание о том, как был заложен город Переяславль. Герой его – Кожемяка - удушил в рукопашном бою мощного печенега, чем на долгие годы избавил русскую землю от печенежских набегов.

 

3. Короленко « В дурном обществе». Соня и Маруся. Антитеза, сравнение.

 

5. А) Троянский конь – тайный, коварный замысел, обманные действия.

Б) Ахиллесова пята - слабая сторона чего – либо, уязвимое место.

В) Дамоклов меч – постоянно нависшая угроза.

Г) Муки Тантала – нестерпимые муки, вызванные созерцанием близости желаемой цели и сознанием бессилия, невозможности её достичь.

Д) Сизифов труд – тяжёлая бесконечная работа.

6. Книга.

7. Рембрант.

 

 


Полный текст материала Задания для школьного этапа ВСОШ по литературе; 5 - 6 классы смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Рындина Татьяна Анатольевна  Публикатор
01.10.2022 0 4606 114

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК