Урок русского языка во 2 классе "Повторяем состав слова"
Описание методической разработки:
1.Название: Урок русского языка.
Программа «Школа XX1 века.» Автор Н.Ф.Виноградова.
2. Краткая аннотация: Форма урока необычна: это воображаемое путешествие по океану "Словообразования", где дети вспоминают значимые части слова, определяют способы образования слов, показывают умения выделять части слова. Каждое задание, предъявленное учащимся, требует от них активной мыслительной деятельности, рассуждений,t объяснений доказательств, развития интеллектуальных качеств. Задания насыщены орфограммами изученного раздела. Специфична минутка чистописания. Она предполагает совмещения поиска буквы с неполным фонетическим разбором и одновременным введением дополнительных поисковых объектов, связанных с изученными темами. Особенность проведения словарно-орфографической работы заключается в увеличение учебной инициативы детей, работой над этимологией слова, использования его во фразеологических оборотах. Физкультминутка - представляет собой игру "Острое ухо, зоркий глаз" в первой части урока и упражнение, в котором физическая нагрузка сочетается с умственной деятельностью. А именно - в соответствии с заданием учителя дети отвечают определенным движением на звучащую языковую единицу. В то же время продолжается активная деятельность, фокусируются внимание и наблюдательность учащихся. Разрядка же осуществляется за счет высокого эмоционального подъема детей, возникающего во время движений.
Во время урока обогащается словарный запас детей "морской лексикой". Используются различные формы обучения: индивидуальная, групповая, фронтальная, самостоятельная, творческая работы, работа по выбору. На уроке используется наглядности, игры.
3. Уровень образования школьников: начальная школа
4Формы учебной работы: классно-урочная.
5.Полное описание методической разработки:
Тема урока: Повторяем состав слова.
Задачи урока: знакомство учащихся с основами лингвистических знаний.
Цель урока: Обобщение знаний о значимых частях слова и способов образования слов.
Структура урока:
1.Организационный момент.
Постановка учебной задачи урока.
Чистописание
Лексико-орфографическая работа
Знакомство с новым словом. Работа с корнями, подборе» однокоренных слов.
Упражнение в различении окончаний - игра.
7.Упражнение в различении и образовании слов разными способами:
- индивидуальная работа у доски
- комментированное письмо.
- самостоятельная работа / по выбору, по степени сложности /
8. Физминутка.
9. Обобщение - проверка.
10. Творческая работа – игра "Найди ошибку"
11. Итог урока.
Оборудование: аудиозапись «звуки моря», карта путешествий, наглядность-словарь, карточки, доска, реквизиты морской одежды, сундучок, бананы-оценки.
В ходе урока учащиеся приобретают следующие навыки и умения:
Рассуждать, давать полное объяснение, доказывать свой выбор, решать проблемные вопросы, сочетать физические действия с решением умственной задачи. Фокусировать внимание и наблюдательность. Пополнять свой словарный запас, уметь работать самостоятельно, Получают навыки грамотного письма.
Ход урока:
1. Организационный момент /запись числа, классной работы в тетрадях. Подготовка к работе на уроке./
2. Постановка задачи урока:
Учитель: -Сегодня мы отправимся в путешествие по океану к острову "Словаринка", которое определит знатоков изученного нами раздела "Состав слова". Покажем насколько мы усвоили эти знания. В лингвистике этот раздел называют "Словообразование»
- Как вы думаете, почему так назвали этот раздел?
дети: мы рассматриваем в нем, как и с помощью чего образуются новые слова. Из чего они состоят.
учитель: - Так какие же части слова мы сегодня будем выделять и повторять?
дети: окончание, корень, суффикс, приставка.
3. Чистописание. Подготовка к плаванию / звучит музыка "звуки моря"/.
учитель: - Дети, что вы слышите?
Дети: шум волн.
учитель: - Изобразите волны жестами (зарядка для кистей рук).
/ открывается доска: карта путешествия, запись - чайки, море, отлетели /
Учитель: - Определите букву, которую мы будем писать на минутке чистописания. Она находится в корне глагола и обозначает в нем непарный звонкий мягкий согласный звук. Какая это буква? В каком слове она находится?
дети: Сегодня мы будем писать букву Л.
В корне -лет- глагола «отлетел» она обозначает непарный звонкий мягкий согласный звук /л*/.
учитель: Молодцы! Определите порядок следования букв в данном ряду: Лл // Лл //
дети: Чередование заглавной и строчной букв с двумя прямыми наклонными линиями.
4. Лексико – орфографическая работа.
учитель: -Отправляясь в путешествие, мореплаватели запасаются провизией, в том числе и овощами. Какие овощи мы возьмем с собой, попробуйте отгадать и записать.
Задания классу (дети записывают):
Итальянцы назвали этот овощ золотым яблоком. / помидор /
Название этого овоща произошло от латинского слова КАПУТ, что означает "ГОЛОВА" /капуста/
Огородное растение с крупными семенами-горошинами. /горох/
Этот овощ получил название АГУРОС за то, что в отличие от других овощей его едят неспелым / Огурец /
Про этот овощ сложена загадка: «Красная девица сидит в темнице, а коса на улице". /морковь/
Проверка по вопросам:
Учитель: - назовите слово, в котором надо запомнить две безударные гласные.
Назовите слова, в которых надо запомнить безударную гласную О
- Какую гласную чадо запомнить в слове капуста?
Вывод: - Почему гласные, которые вы выделили надо запомнить?
Дети: в русском языке есть слова, в которых безударную гласную нельзя проверить, ее надо запомнить.
учитель: Так куда же мы погрузим эти продукты? Определите, на чем мы отправимся в путешествие?
|
|
||||||
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
ь |
а |
б |
р |
к |
о |
л |
Учитель: - Вы прочтете слово, если найдете прямоугольник с его первой буквой и установите последовательность соединения остальных букв искомого слова.
дети : - Слово КОРАБЛЬ. Начали с прямоугольника, который выделен ярче, чем другие. Он самый маленький. Дальше по увеличению высоты прямоугольников.
учитель: - Запишите это слово. Кто сможет объяснить значение этого слова и назвать слова с таким же корнем?
дети: - Кораблик, корабельный, корабел, корабельщик
учитель: - Что можно сказать об этих словах?
дети: Они однокоренные, родственные. У них одинаковая, общая часть - корень. Он является носителем основного значения.
5. Введение нового слова.
учитель: - Итак, мы оправляемся в путь. Хорошо бы нам сопутствовали солнечные безветренные дни. А такие дни раньше называли словом «ПОГОДА». Когда шел дождь, мела метель, то говорили. Что на улице «НЕПОГОЛА, ненастье». Сейчас словом «ПОГОДА» называется любое состояние атмосферы.
(вывешивается карточка-опора словарного слова ПОГОДА)
Учитель: - Когда так говорят? Ждать у моря погоды.
(выслушиваются ответы детей, поясняется значение - находиться в ожидании чего-нибудь неопределенного).
Делать погоду - иметь решающее значение для чего-либо./
учитель: Запишите это слово в словарь, затем в тетрадь. / открывается запись на доске /
ПОГОДА , . . . К А, ……УШК А, …… Н ЫЙ, …….Ж ИЙ,
Учитель: - Разгадайте по схемам, какие слова, однокоренные данным, спрятались
Вывод: Как пишутся корни в однокоренных словах?
учитель: Что произошло со словом ПОГОДА?
Дети: изменилась форма слова, поменялось окончание.
6. Упражнение в различении окончаний.
учитель: - Сейчас мы поиграем в игру "Острое ухо, зоркий глаз" Я вам прочитаю предложения-поговорки. Как вы думаете, почему эти предложения называют поговорками? (выслушиваются мнения детей)
Учитель: Вы послушайте и в слове ПОГОДА выделите окончание, /устно/
- С погодой не будешь спорить.
Погода такая, что добрый хозяин собаку со двора не выгонит.
Весна да осень - на дно погод восемь.
По погоде и урожай.
(Выслушиваются ответы детей)
учитель: - Расскажите, что вы знаете об окончании как части слова?
7. Упражнение в различении и образовании слов разными способами.
Учитель: А теперь мы отправляемся в ПУТЕШЕСТВИЕ /звучит музыка «звуки моря»/
а/ определить какие слова спрятались, и записать их, выделяя части.
(у доски работают 3 ученика, дети самостоятельно)
Земля + (е) + мерить = пчела +(о) + водить= вода + (0) + проводить=
…. + ….. = предобрый ….. + ……. = улететь …. + ….. накричать
Пирог + ок = луг + ок = снег + ок =
(1 ученик работает по карточке: * выбрать из слов каждого столбика ту его часть, которая указана в верхней строке и образовать новые слова с объяснением.
полет, краски, дочка, лапа
Пошел, слово, лисица, береза
Ключ, школа, лесник, дождь
Проверка: комментирование по доске.
8.Физминутка:
Учитель: Если я покажу слово, в котором нет суффикса, вы топаете. Если в слове есть суффикс - хлопаете в ладоши.
гора - горка лес - лесок внук - внучек
сом - сомище мяч - мячик соль - соленый
б/ работа по учебнику – самостоятельно / с группами разного уровня подготовки , по выбору самих детей/.
1 группа - упр. 2 - заменить сочетания слов. Определить способ
образования.
группа - упр.4 - образовать как можно больше слов.
группа - упр.1 - записать по 3 слова, которые образованны
с помощью суффикса, затем с помощью приставки. Выделить эту часть.
9. Обобщение / проверка работы/
учитель: - Ребята, пока вы выполняли работу, наш корабль причалил к берегу острова, где живут несколько племен. Название каждого племени это способ образования слова. Первыми нас встречают племя "Суффиксальное"
- Назовите слова, которые образованы с помощью прибавления суффикса
учитель:
- Что вы знаете о суффиксе как части
слова?
(выслушиваются ответы детей)
учитель: -Какой способ еще знаете?
Дети: приставочный.
Учитель: Жители этого племени понимают только слова, образованные с помощью приставки. Назовите их.
(выслушиваются ответы детей)
учитель:- Выскажите предположение, почему ученые придумали такое имя приставке? Как найти приставку в слове? Что такое приставка? (выслушиваются ответы детей)
учитель: - Какие способы образования мы не назвали?
дети: приставочносуффиксальный и способ сложения корней.
учитель;- приведите примеры.
(выслушиваются ответы детей, например: приморский -это тот, который при море. Значит слово образовано от слова море при помощи приставки «ПРИ» и суффикса «СК» и т.д)
учитель: -Молодцы! Пора в обратный путь! Ну что это? К острову причалил пиратский корабль. Они совсем не знают состава слова. Посмотрите, что они сделали со словами в упр.№ 5.
задание: Найдите ошибку в разборе слов картинка, снежинка,
10.Итог урока: / в класс входит пират - можно привлечь родителей/
Пират: Я смогу вас отпустить. Если вы мне расскажите, чем это вы сегодня занимались здесь?
Дети: повторяли состав слова.
Пират: - В какой части слова заключено значение слова?
Дети: - корень
Пират: - Какие значимые части слова служат для словообразования?
Дети: приставка, суффикс
Пират: Какую часть слова можно определить, изменив форму слова?
Дети: окончание.
Пират: А для чего оно служит?
Дети: для связи слов
(Пират отпускает детей и отдает ребятам сундук, в котором бананы, которые дети получают за работу на уроке.)
Домашнее задание: написать сочинение на тему: «Мое путешествие по морю».
Учитель начальных классов: Данилова Г.Д.
Материал скачан с сайта http://pedsovet.su/ - Материалы для учителя
На странице приведен фрагмент.
Автор: Галина
→ lina0264 28.01.2009 11 21488 4464 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.