Конспект урока и презентация "В царстве корней"; 2 класс
Открытый урок «В царстве корней».
Тема урока: «Общее понятие об однокоренных словах».
Цели урока: ознакомить с признаками однокоренных слов; развивать умение сравнивать слова, подбирать однокоренные; учить выделять общую часть родственных слов.
Оборудование:
презентация «В царстве корней», плакаты к уроку, таблица «Состав слова», опорные слова, индивидуальные карточки учащихся, учебник «Русский язык — 2 класс» (автор: Т.Г.Рамзаева)
Литература:
Т.Г.Рамзаева «Русский язык. 2 класс» «Дрофа» М. 2009 г.
Г.Александрова «Русский язык. Нескучный учебник», «Тригон» СПб 1998 г.
О.И.Дмитриева, О.В.Казакова «Поурочные разработки по русскому языку»
М. «Вако» 2009 г.
Ход урока.
Сообщение темы и целей урока.
Громко
прозвенел звонок –
Начинается
урок.
Мы пришли сюда учиться, не
лениться, а трудиться.
Работаем
старательно, слушаем внимательно.
Ребята, сейчас у нас урок родного языка. Мы продолжаем изучать тайны русского языка. И как всегда, каждый из вас на уроке будет исследователем.
Сегодня мы совершим путешествие в лесное царство корней.
Слайд № 1.
2. Чистописание (Слайд № 2)
Отгадайте
загадку:
«Весной
веселит, летом холодит,
Осенью питает, зимой согревает».
Какие названия пород деревьев имеют непроверяемые безударные
гласные?
Дд дд дерево берёза осина
Дерево живет корнями, а человек друзьями.
3. Работа по теме урока.
Слайд № 3
значение слова «корень»:
подземная часть растения,
часть волоса, зуба, ногтя,
начало, источник чего-либо.
«Так же как и у кустов, корень слова есть у слов».
Что же такое корень? Послушайте сказку:
Давно это было. На одной волшебной поляне поселились корни. Они обладали удивительной способностью разрастаться. Когда корень разрастался, из него появлялись слова-веточки, и назвали их однокоренными. А так как они были дети одного папы, то их еще назвали родственными. Общую часть родственных слов так и зовут с тех пор корнем. Из глубокого уважения к родителю однокоренные родственные слова соорудили корню домик, вот такой уютный и округлый.
Слайд № 4. Делаем вывод: «Слова, которые имеют общую (одинаковую) часть (корень) и общее значение, называются родственными (однокоренными)»
Учебник стр. 155.
Слово “корень” употребляют в речи, когда говорят о чем-то важном, главном. “Смотри в корень” или “зри в корень”. Это означает: “Выдели самое главное”. Слов без корня не бывает. Это центр слова. Чем чаще употребляют корень в жизни, тем больше у него родственников, однокоренных слов.
Работа по учебнику: упр. 291.
Какие слова называются родственными?
Как называется общая часть?
Какие слова называются однокоренными?
р одственные слова
близкие по смыслу общая часть
корень слова
Слайд № 5: «Как растут слова»:
Как-то много лет назад
Посадили странный сад.
Не был сад фруктовым –
Был он только словом.
Это слово – слово-корень,
Разрастаться стало вскоре
И плоды нам принесло –
Стало много новых слов.
Вот из сада
Вам рассада.
Вот еще посадки рядом.
А вот садовод.
С ним садовник идет.
Очень интересно
Гулять в саду словесном.
Посадка, рассада, высадка, садовник, садовод.
4. Физкультминутка.
5. Закрепление изученного материала.
А сейчас мы подошли к лесной речке. Слайд № 6.
Найдите однокоренные слова на картинке и запишите: «Рыба, рыбка, рыбак, рыбалка, рыбачить».
Слайд № 7. Собрались у Воды родственники. Подводник с Водицей беседуют. Водолаз с Водопадом на солнышке греются. Водитель на гармошке наигрывает. Водомерка с Водорослями разыгралась. Водичка по камушкам на одной ножке скачет. Даже сам Водяной пожаловал. И все старуху Воду ждут. Вышла мудрая Вода на крыльцо, глянул на гостей, сразу чужака приметила. Велела ему прочь идти в свою семью. Пошел чужак, пригорюнился. Где ему родственников искать?
Кто же оказался чужаком среди родственников воды?
Почему гости не сразу приметили чужака?
Не поможете ли вы ему найти родственников?
(Водит, доводить, проводить, заводной, обводить, провод).
Запишите список родственников Воды: «Вода, водичка, водяной, водопад, водолаз, водомерка, подводник, водица, водоросли».
Слайд № 8. «Какое слово лишнее?»
Списать однокоренные слова, выделить корень.
Лес, лесной, лестница, лесник.
Гора, гореть, горный, пригорок.
Тепло, теплица, тёплый, жаркий.
Гриб, грибок, грибной, грибница.
Слайд № 9. Выписать однокоренные слова, выделить корень.
Тот, кто с гусятами близко знаком,
Знает: гусята гуляют гуськом;
Тот же, кто близко знаком с гусаком,
К ним не рискнет подойти босиком.
Гусята, гуськом, с гусаком.
Родня ли Гусеница Гусю?
Слайд № 10. Найти семью родственных слов.
Эту
сказку ты прочтешь
Тихо, тихо, тихо...
Жили-были серый еж
И его ежиха.
Серый
еж был очень тих,
И ежиха тоже.
И
ребенок был у них -
Очень тихий ежик.
Ёж, ёжик, ежиха, ежата, ежевика.
6. Итог урока.
Какие слова называются родственными?
Что такое корень слова?
Какие слова называются однокоренными?
Домашнее задание: упр. 293.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Ефимова Анна Валерьевна
→ Анютиныглазки 20.03.2011 4 19692 3747 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.