Слайд 1
Межмуниципальный конкурс
«Лучшая методическая разработка с использованием ИКТ – 2010»
Кондрашина Ирина Владимировна,
Учитель начальных классов
Высшей категории
МОУ «СОШ №26»
Г.Балаково, Саратовской области
Тема: Учимся писать буквы безударных гласных в корне слова.
Тип урока: изучение нового материала.
Вид урока: урок – исследование.
Цели:
Образовательная: познакомить учащихся с алгоритмом действий при написании слов с безударной гласной в корне слова;
Развивающая: продолжить развитие умений и навыков учащихся сопоставлять написание корня в родственных словах, формировать навыки работы со словарём;
Воспитывающая: воспитывать любовь к музыке.
Оборудование:
компьютер,
презентация к уроку,
учебник «Русский язык», 2 класс (С.В.Иванов, А. О. Евдокимова),
рабочая тетрадь «Пишем грамотно» №1 2 класс (М. И. Кузнецова)
С. И. Ожегов и Н. Ю. Шведова «Толковый словарь русского языка»
Ход урока:
Организация.
Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся.
Чистописание.
Аа Оо Ии Ее Яя Слайд №2
- Почему на уроке повторяем написание именно этих букв? (т.к. при написании в слабой позиции слышится другой звук, и требуется проверка)
Са/оды, са/осна, ли/еса, стре/ила, мя/ичи (слова из д/з)
- Чем похожи эти слова? (имена существительные, обозначают предмет; 2 слога, второй слог – ударный, безударная гласная в 1 слоге)
- Как поступить при написании слов? (подобрать проверочные слова)
- Решите эту орфографическую задачу, запишите в тетрадь.
- Проверка с объяснением. (Слайд №3)
- Как правильно подобрать проверочное слово? (изменить или подобрать родственное слово так, чтобы на эту гласную падало ударение)
- - Назовите обязательные условия родственных слов:
1. Родственные слова имеют одинаковый корень.
2. Родственные слова близкие по значению.
III. Актуализация ранее усвоенных знаний.
ЗАП[И]ВАЛ -- ЗАП[И]ВАЛ ? Слайд №4
- Чем похожи эти слова? (произношением)
- А будут ли они похожи написанием? Почему сейчас трудно об этом сказать?
IV. Сообщение темы, целей урока.
- Сформулируйте тему урока. (Будем учиться писать слова с безударной гласной в корне слова, сопоставлять написание и произношение слов с безударной гласной в корне слова) Слайд №5
(Если учащиеся не могут пока сформулировать тему, то попробовать ещё раз после введения нового материала)
V. Введение нового материала.
1. Подбираем проверочные слова
ЗАП[И]ВАЛ -- ЗАП[И]ВАЛ
- Почему трудно определить и подобрать проверочное слово? (непонятен смысл слова)
- Что нужно сделать для того, чтобы понять смысл слова?(Составить предложение.)
Я ЗАП[И]ВАЛ лекарство водой. Слайд №6
Я громко ЗАП[И]ВАЛ в хоре.
- Какое значение у выделенного слова в первом предложении? ( пить, запить, питьё)
- Сделайте вывод.
Проверочное слово пить, запить, значит, пишем безударную гласную И.
Я запивал лекарство водой.
- Запишите предложение в тетрадь.
Проверка.
- В каком ещё слове требуется проверить безударную гласную в корне? Как?
Воды, водный – водой
- Какие слова помогут определить значение слова ЗАП[И]ВАЛ ? (петь, песня, припев)
Вывод: проверочное слово петь, припев, значит, во 2 предложении ЗАП[И]ВАЛ пишем с безударной гласной е.
Я громко запевал в хоре.
-Запись предложения, проверка.
-Как нужно действовать при написании безударной гласной в корне слова? Составляем алгоритм действий.
Алгоритм действий. Слайд №7
Подбираем родственные слова для того, чтобы выделить корень и выяснить значение слова.
Определяем безударный гласный в корне.
Подбираем проверочное слово.
Записываем слово правильно, проверяем.
VI. Обобщение и первичное закрепление знаний.
Работа с учебником.
а) прочитать правило (учебник, страница 86)
б) упражнение №1, страница 87.
- Прочитайте предложения.
- Подумайте, правильно ли подобраны проверочные слова.
- На какие ошибки Димы указала учительница? (неправильно подобрал проверочные слова)
- Какой пункт из алгоритма Дима пропустил? (выяснить значение слов)
- Какое значение имеет слово СКР[И]ПИЛА? Узнаем из словаря.
Зачитать значение слова по словарю Ожегова: Слайд №8
Скрепить – -плю, -пишь, 1.Прочно соединить. Скрепить листы.
2.перен. Укрепить, закрепить. Скрепить дружбу клятвой.
3.чем, Удостоверить что-нибудь. (офиц.)Скрепить документ подписью.
Скрипеть - -плю, - пишь 1.Производить скрип. Сапоги скрипят.
2.перен. Продолжать жить еле поддерживая свое существование. Наша бабка еще скрипит.
- Давайте поможем Диме исправить ошибки. Для этого выпишем слова в 2 столбика (2 ученика работают на индивидуальных досках)
1 столбик – слова с корнем - скрип-
2 столбик – слова с корнем – креп-
- скрип- – креп-
с крипели скрепила
скрипач
- Почему слово СКРИПАЧ написали с корнем -скрип-?
- Узнаем значение слова в словаре.
Скрипач – музыкант, играющий на скрипке.
Скрипка – четырехструнный смычковый музыкальный инструмент высокого регистра. Концерт для скрипки с оркестром.
Музыкальная пауза. (Иоганн Себастьян Бах. Партита для скрипки №3. Прелюдия)
Слайд №8
- Что нужно сделать для того, чтобы правильно написать безударную гласную в корне слова?
- Повторим алгоритм действий.
- Назовите обязательные условия родственных слов:
1. Родственные слова имеют одинаковый корень.
2. Родственные слова близкие по значению.
в
Пожалуйста, не (_) скр…пи дверью.
Пожалуйста, (…) скр…пи эти листы.
От ужаса он (…) пос…дел.
Денис пос…дел в гостях.
- Пользуясь алгоритмом, выполните задание парами.
Проверка.
VII. Анализ и оценка итогов работы.
- Вот и закончился урок.
- А что главного для себя вы узнали на уроке?
- Вспомните тему нашего урока.
- Зачем мы сегодня изучали эту тему? (применять на практике)
- Чтобы грамотно писать, нужно многое узнать! И составленный на уроке алгоритм будет помогать в этом. Слайд №7
Рефлексия.
- Определите, как вы работали на уроке:
Я всё понял.
Я понял, но надо ещё тренироваться.
Мне трудно, нужна помощь!
VIII. Определение и разъяснение домашнего задания.
Упражнение №3, страница 20 (тетрадь на печатной основе №1)
Автор: Кондрашина Ирина Владимировна
→ ИринаВладимировна7446 21.03.2011 4 26416 5941 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.