Интеллектуальный конкурс "ГРАМОТЕЙКА" для 3-4 классов


Интеллектуальный конкурс по русскому языку «Грамотейка» /3-4 класс/
Цели:
воспитывать любовь и интерес к родному языку, показывая его красоту, неповторимость, музыкальность;
расширять лексический и словарный запас детей;
развивать творческие и познавательные способности обучающихся.
Интеллектуальный конкурс «ГРАМОТЕЙКА» посвящен русскому языку.
Могуч и прекрасен наш родной русский язык. А.С. Пушкин с благоговением относился к русскому языку, призывал любить и изучать его.
Русский язык, утверждал он, «имеет неоспоримое превосходство перед всеми европейскими: судьба его была чрезвычайно счастлива». Это «звучный и выразительный язык, гибкий и мощный в своих оборотах и средствах, переимчивый и общежительный в своих отношениях к другим языкам».
Ему свойственны «величавая плавность, яркость, простота и гармоническая точность». В нём отразились все лучшие качества его творца и носителя – русского народа. «С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом: звучание музыки, блеск красок, игру света, неясность сна, тень и шум садов, тяжкое громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия» - утверждал мастер слова К. Г. Паустовский.
«Русский язык – настоящий, сильный, где нужно – строгий, серьёзный, где нужно – страстный, где нужно – бойкий и живой».
(Л.Н. Толстой)
«Русский народ создал русский язык – яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью…» «Что такое Родина? Это весь народ, это его культура, его язык».
(А.Н. Толстой)
«Чтобы хорошо писать, надо хорошо знать свой родной язык»
(М. Горький)
«Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок; всё зернисто, крупно, как сам жемчуг…»
(Н. В. Гоголь)
«Слова то шелестят , как трава, то бормочут, как родники, то пересвистываются, как птицы, то позванивают, как первый лёд…»
(К. Г. Паустовский)
(слайд 1)
Сегодня на нашем конкурсе «Грамотейка» мы побываем в волшебном царстве Грамматики, познакомимся с царём Грамотеем и его подданными, узнаем, чему вы научились на уроках русского языка. Давайте сначала представимся царю Грамотею, поближе узнаем друг друга.
(слайд 2)
(Дети делятся на команды, команды представляются друг другу)
Молодцы, ребята! Проверим готовность команд к соревнованиям.
Задание от его Величества царя Грамотея! Вы эрудированные ребята и прекрасно знаете, что благодаря пословицам, поговоркам, крылатым выражениям наша речь становится яркой, богатой, красивой и образной.
К о н к у р с «Разминка».
(слайд 3)
Раскрыть смысл выражений, которые называют крылатыми.
1. Рукой подать (близко).
2. Через час по чайной ложке (медленно).
3. Морочишь голову (обманываешь).
4. Во весь дух (быстро).
5. Засучив рукава (работать хорошо).
6. Прикусить язык (замолчать).
7. Ни пуха, ни пера (пожелание удачи).
8. Опустив рукава (плохо работать).
9. Яблоку негде упасть (тесно).
10. Слышно, как муха пролетит (о полной тишине).
11. Ловить ворон (бездельничать).
12. Козёл отпущения (о человеке, на которого сваливают чужую вину).
13. В рубашке родился (удачливый, счастливый человек).
14. Зуб на зуб не попадает (холодно).
15. Пускать пыль в глаза (обманывать).
16. На душе кошки скребут (плохо, горько).
17. Семь пятниц на неделе.
Вспомни фразеологизмы и добавь подходящее по смыслу слово:
(слайд 4)
До _______________ до времени. Как только ____________ носит.
__________________ не дура. Гиблое __________________
Держи _______________ шире. _________ из глаз посыпались.
Днём с _________________ Не в коня __________________
____________ на постном масле. Набрать в рот ______________
Бросать деньги_______________ _______ на губах не обсохло.
Выйти сухим ________________ __________ по коже дерёт.

1-й к о н к у р с. «Узнай подданных его Величества царя Грамотея?»
(слайд 5)
Вечно думая над смыслом, Выйдет на дорожку
Изогнулся коромыслом. Всем подставит ножку.

Бурным чувствам нет конца:
Пылкий нрав у молодца!

Загораживает путь,
Предлагает отдохнуть.
(слайд 6)
ЗНАКИ НУЖНО УВАЖАТЬ,
ПРАВИЛЬНО УПОТРЕБЛЯТЬ,
НИКОГДА НЕ ЗАБЫВАТЬ!

2-й к о н к у р с. «Расшифруй послание».
(слайд 7)
А теперь царь Грамотей приглашает совершить путешествие на машине времени и перенестись в прошлое на 3-4 тысячи лет тому назад. В то время люди не умели писать буквами и передавали друг другу известия на расстояния с помощью рисунков. Это было рисуночное письмо. Без рисуночного письма не было бы и букв, так как буквы появились именно из рисунков.
На коре, куске дерева, бересте или на кости наносились краской или вырезались простые фигурки людей, животных, луны, предметов окружающего мира, с их помощью сообщали важные новости.
Расшифруй рисунок, составь предложение.

3-й к о н к у р с. Инсценирование грамматических сказок.
В царстве Грамматики среди её жителей происходят удивительные, сказочные истории… Тот, кто не дружит с грамматикой, попадает в сложные и смешные ситуации.

Феликс Кривин
Сила любви.

Гордую и упрямую частицу НЕ полюбил благородный Глагол. Трудной и печальной была эта любовь. Он говорил: «Люблю», а она ему: «Не люблю». Он признавался: «Верю», а она ему: «Не верю».
Частица НЕ никогда не подходила к Глаголу близко и писалась от него только отдельно. Однако Глагол был постоянным в своих чувствах. Вот однажды НЕ и говорит ему: « Я отвечу тебе взаимностью, если докажешь, что жить без меня не можешь»
Вздохнул Глагол печально и отправился скитаться по словарям и учебникам. Когда же он возвратился к своей любимой, она, как обычно, отскочила от него с криком: «Негодую! Ненавижу!» И вдруг замерла от неожиданности, оказавшись в объятьях Глагола.
Так Глагол доказал, что в некоторых случаях не только он, но и сама Частица НЕ жить друг без друга не могут.
Прилагается ли прилагательное?
Госпожа Простакова из комедии Д. И. Фонвизина хочет показать, как учён у неё сын Митрофанушка. Митрофан говорит, что он выучен грамматике. На вопрос, что он знает из грамматики, отвечает: «Много. Существительна да прилагательна».
- Дверь, например, какое имясуществительное или прилагательное?
- Дверь? Котора дверь?
- Вот эта.
- Эта? Прилагательна.
- Почему же?
- Потому что она приложена к своему месту. Вот у чулана шеста неделя дверь стоит не навешена: так та покамест существительна.
-Так поэтому у тебя слово дурак прилагательным будет, потому что оно прилагается к глупому человеку?
- Истинно так.
Царь Грамотей уважает тех, кто хорошо знает и любит правила русского языка и орфограммы.
4-й к о н к у р с. «Конкурс грамотеев».
(слайд 8)
Грамматика, грамматика - Она трудна, но без неё
Наука очень строгая! Плохое было бы житьё.
Учебник по грамматике Не составить телеграмму
Всегда беру с тревогой я. И открытку не отправить
Даже собственную маму
С днём рождения не поздравить!
Люблю тебя, грамматика!
Ты умная и строгая,
Тебя, моя грамматика,
Осилю понемногу я!
Задания на карточках на различные правила по русскому языку.
ПЕШ…ХОД УЧ…НИЦА

Ш…ПОВНИК ПОШ…Л

ПРОИ…Ш…СТВИЕ СВ…СТЕТЬ

Ш…К…ЛАД З…Л…ТИСТЫЙ

Ч…СОВОЙ СВ…БОДА

Т…ЖЁЛЫЙ СКОЛЬ…КИЙ

МЯ…КИЙ РА…..КАЗ

ЧУ..СТВО С…ТУАЦ…Я

ОБЛ…КО ПЕРЕЛ…ВАЕТСЯ

П…ЧАЛЬНЫЙ В…Л…СОК

5-й к о н к у р с. «Кто больше?»
Все любят загадки. Загадка развивает смекалку, ум человека, делает его мудрее.
Фонетические загадки:
1. В слове кот и в слове мяу три звука. Одинаково ли количество слогов в этих словах? Почему?
2. Какое слово при перестановке в нём ударения из названия печёного изделия превращается в название узких длинных лодок, выдолбленных из стволов деревьев? (пироги- пироги)
3. Я приношу с собою боль,
В лице большое искажение, С глухим согласным наливаюсь в поле,
А «ф» на «п» заменишь коль, Со звонким – сам звеню я на просторе.
То превращаюсь в знак сложения. (флюс - плюс) (колос – голос)

4. С буквой «л» в игре в футбол Я – травянистое растение
Часто слышим слово… С цветком сиреневого цвета,
С «д» уж в слове смысл не тот - Но переставьте ударение,
Мерой стало слово… (гол - год) И превращаюсь я в конфету.
(ирис – ирис)
5. Он грызун не очень мелкий,
Ибо чуть побольше белки.
А заменишь «у» на «о»-
Будет круглое число. (сурок - сорок)

6. Когда я месяц, то, легко дыша,
Ты, как и снег, на солнце будто таешь.
Коль вместо «т» в меня поставишь «ш»,
То под меня ты бодро зашагаешь. (март – марш)

7. Я – сборник карт: от ударения
Зависят два мои значения.
Хочу – преображусь в название
Блестящей, шелковистой ткани. (атлас – атлас)
Шарады.
Первое – прдлог, Начало – голос птицы,
Второе – летний дом, Конец – на дне пруда,
А целое порой А целое в музее
Решается с трудом. (Задача.) Найдете без труда. (Картина.)

Слог первый – вид арбуза, Три первые буквы – тревоги сигнал,
Второй и третий – два союза, А последние две – предлог,
А целое – скажу я кратко – Целое – каждый в лесу видал
Своеобразная загадка. (Шарада.) И в печке зимою жёг. (Сосна.)

Когда мы очень близки с человеком, Первое можно засеять вторым,
Ему слог первый говорим. А в целом мы часто на даче лежим.
Второй – в прудах лягушки скажут летом, (Гамак.)
А целое мы с кашею едим.

6 – й к о н к у р с «Словоград»
(слайд 9)
Сколько слов живёт в царстве Грамматики? А много ли слов в вашем словарном запасе, как много вы читаете? Помните замечательные строки А.С. Пушкина: «У лукоморья дуб зелёный…» А ведь само слово «лукоморье» придумал поэт, до него никто о нём не слышал.

Головной убор ( _ _ _ _ _ _ ) страна
Литературное произведение ( _ _ _ _ _ ) мужское имя
Кровеносный сосуд ( _ _ _ _ ) столица Австрии
Часть суток ( _ _ _ _ _ ) приём гостей
Сельскохозяйственное орудие ( _ _ _ _ ) девичья краса
Застёжка ( _ _ _ _ _ _ ) электрический разряд
Выражение лица ( _ _ _ _ ) взрывной снаряд
Часть речи ( _ _ _ _ ) объединение
Пластинка ( _ _ _ _ ) спортивный снаряд
Выпуклость на лбу ( _ _ _ _ _ _ ) плод ели
Лиственное дерево ( _ _ _ ) глупый человек

Добавь две буквы и получи слово из пяти букв.
_________ ГОР __________ ПЕХ
_________ ТОН __________ ЛАД
_________ ГОН __________ БОР
_________ ГАР __________ КОН
_________ САР __________ СОН
_________ УНЬ __________ РОК
_________ ДИО __________ РОГ
_________ ТОР __________ БАК

Вставь вместо точек слово из трёх букв, которое служило бы окончанием первого слова и началом второго.
КАПА ( … ) УНОК ФОР ( … ) НИК
ТО ( … ) ЕНЬЕ ВАМ ( … ) АТ
ПИ ( … ) ЕРЕЯ ВОС ( … ) АРЬ
БОЙ ( … ) КОТ НА ( … ) НЯ
НОСО ( … ) АЛИК ДРА ( … ) УРА
ТО ( … ) РЁШКА КОВ ( … ) НЯ
НА ( … ) ДЮР ПО ( … ) АТКА

«Кто больше найдет слов?»
(слайд 10)
Царь Грамотей очень любит стихи, но вот в его любимом стихотворении некоторые слова исчезли. Порадуйте его царское Величество своим талантом, добавьте подходящие слова в рифму!
7 – й к о н к у р с . «Рифмы»
(слайд 11)
Кто родится в воскресенье,
Будет просто загляденье!
День рождения суббота –
……………….заботы!
Тот, кто в пятницу родится, -
…………………отличится!
Кто в четверг появится,
…………прославится!

День рождения среда –
Значит ждёт тебя…….!
А во вторник кто родится,
………………сгодится!
Кто родится в понедельник,
………………бездельник!

8 – й к о н к у р с. «Самый смекалистый»
(слайд 12)
Разгадайте ребусы из царства Грамматики.
9 – й к о н к у р с. Конкурс капитанов «Кто быстрее соберёт пословицу».
ПЛОД КОРЕНЬ ЕГО ГОРЕК А УЧЕНИЯ СЛАДОК
Всем: «Доскажи пословицу».
Под лежачий камень…
Без труда…
Слово – не воробей, …
Нет друга – ищи, а…
Долог день до вечера…
За двумя зайцами…
Красна птица пером…
Семь раз отмерь, …
Живи для людей…
(слайд 13)
Наш конкурс эрудитов русского языка подошёл к концу. Царь Грамотей благодарит вас за ваши знания, творчество. Но впереди у вас много открытий, увлекательных путешествий, интересных грамматических задач на уроках русского языка. Надо многое знать и уметь, а главное любить родной язык, чтобы в совершенстве изучить строгую, трудную, умную и замечательную науку ГРАММАТИКУ!
Подведение итогов, награждение. Звучит музыка.
Составитель: Хайдукова М. В., учитель начальных классов I категории МОУ города Кургана «Лицей № 12»

Полный текст материала Интеллектуальный конкурс "ГРАМОТЕЙКА" для 3-4 классов смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Хайдукова Марина Владимировна  HaiMara67
30.03.2011 9 27308 2619

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК