Урок русского языка по теме:"Имя числительное. Обобщение"; 4 класс по программе В. Виноградовой "Начальная школа 21 век".


Конспект урока русского языка . 4 класс.

Программа В.Виноградовой «Начальная школа 21 века»

Дата проведения: 07 апреля 2011 г.

Преподаватель: Лазуко Наталья Анатольевна

Класс: 4 -А

Тема: «Имя числительное. Обобщение».

Цель: повторение изученного об имени числительном, его правописание и склонение в письменной и устной речи.

Задачи:

  1. обобщить понятие «количественные» и «порядковые» числительные;

  2. обобщить знания о грамматических признаках имени числительного;

  3. формировать навык грамотно и правильно писать числительные;

  4. развивать умение находить в тексте и устной речи имена числительные;

  5. развивать умение правильно употреблять числительные в устной речи;

  6. обогащать словарный запас учащихся за счёт фразеологизмов, пословиц и поговорок с числительными;

  7. воспитывать интерес к изучению русского языка через ознакомление с новыми сведениями о числительном;

  8. воспитывать дружеское отношение друг к другу через работу в паре.

Виды УУД:

  • личностные: развивать умение осуществлять коллективную постановку новых учебных целей, задач; формировать учебно - познавательный интерес к новому учебному материалу;

  • регулятивные: развивать умение планировать действие в соответствии с поставленной задачей, умение систематизировать информационные материалы в виде схемы, умение преобразовывать практическую задачу в познавательную;

  • познавательные: формировать навык построения логических рассуждений, включающих причинно-следственные связи; развитие способности осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной и письменной речи, развивать умение осуществлять синтез как составление целого из частей;

  • коммуникативные: развивать умение формулировать собственное мнение, умение учитывать различные мнения и интересы, представлять собственную позицию, умение адекватно использовать речь и речевые средства общения, умение аргументировать свою позицию при выработке общего решения в совместной деятельности.

Оборудование: мультимедийный проектор; экран; презентация по теме: «Имя числительное».

Ход урока.

1.Организационный момент.

- Ребята, сегодня у нас на уроке гости. Поздороваемся с ними. Надеюсь, что вы покажете гостям, как умеете работать.

- Я предлагаю всем нам оказаться на мгновение в сказке.

Звучит мелодия «В гостях у сказки».

Демонстрируется 2; 3 слайды презентации (иллюстрации к сказкам).

- К каким сказкам увидели иллюстрации?

Учащиеся перечисляют названия сказок.

- Назовите автора этих сказок.

(Александр Сергеевич Пушкин). 4 слайд.

2.Сообщение темы урока. Постановка учебной задачи.

-Как иллюстрации связаны с темой нашего урока? Назовите тему.

-Какие числительные встречаются в этих сказках?

3.Повторение «Что я знаю о числительном».

- Давайте вспомним, что мы уже знаем об имени числительном. 5 слайд.

Имя числительное – самостоятельная часть речи; отвечает на вопросы сколько? и какой? который?; обозначает количество предметов и порядок предмета при счёте.

6слайд.

4.Обобщение понятия «количественные» и «порядковые»числительные

-Как записаны числительные? Сформулируйте задание.

Записать числительные словами. Обозначить орфограммы. Составить словосочетания.

-Чему учимся, выполняя это задание?

Ребята в столбик записывают числительные словами.

18; 50;11;33

- Проверяем. 7 слайд.

-На какой вопрос отвечают эти числительные?

-Что обозначают? Как называются такие числительные?

-Какие ещё бывают числительные?

-На какой вопрос они отвечают? Что обозначают?

-Запишем вторым столбиком порядковые числительные.

15; 70; 8; 13

-Проверим. 7 слайд.

- Найдите лишнее числительное в 1 столбике.

-По какому признаку определили.

- Найдите лишнее числительное во 2 столбике.

-По какому признаку определили.

-Подведём итог.

6; 7 слайды. Работа с опорной схемой.

  • Что обозначают числительные в первом столбике? Что во втором?

  • Как вы назвали бы числительные первого столбика? Второго?

  • Сформулируйте правило, какие имена числительные называются количественными, а какие – порядковыми.

- В чём разница между числом и цифрой? Уточним по словарю.

Число - понятие количества, величина, при помощи которой производится счёт.

Цифра – знак, обозначающий число.

(толковый словарь С.Ожегова)

5.Работа с фразеологизмами и пословицами.

-Где мы используем числительные?

(На карточках записаны фразеологизмы и пословицы).

1) на седьмом небе;

2) Одна пчела немного мёду натаскает.

3) с пятого на десятое;

4) За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.

5) плакать в три ручья;

6) как две капли воды;

7) Чтобы научиться трудолюбию, нужно три года. Чтобы научиться лени – только три дня.

8) как свои пять пальцев;

9) Семь раз отмерь – один раз отрежь.

- Прочитайте выражения. Как они называются? (Фразеологизмы; пословицы)

- Что такое фразеологизмы? Пословицы?

(Фразеологизмы – это устойчивые выражения в переносном значении.

Пословицы – предложения, в которых заключена народная мудрость).

- Объясним смысл выражений.

Из истории числительных. (Читают подготовленные учащиеся).

А знаете ли вы… что семь – особое число, в нём есть некое волшебство. Семь дней в неделе, семь цветов радуги, семь мудрецов на свете было, семь чудес света. Число семь считалось священным и было весьма распространено. Примерно четыре тысячи лет тому назад у древних народов, находившихся на территории современного Ирака, были уже первые астрономические познания. Эти народы наблюдали на звёздном небе движение пяти планет, которые вместе с Солнцем и Луной составляли семь небесных светил. Древние учёные заметили, что лунный месяц равен двадцати восьми суткам и разделили его на четыре равные части с тем, чтобы каждый из семи дней посвятить одному из семи божеств. Так возникла семидневная неделя, которая перешла ко многим народам и дошла до нас.

Число семь было священным и у других народов. В японской мифологии почиталась семь богов, приносящих людям счастье, дарующих высокие добродетели, куда входили: долгая жизнь, материальное благоденствие, честность, удовлетворённость жизнью, известность, мудрость, сила.

К числам, имеющим символический характер, относится и три. Оно получило особое распространение в фольклоре, особенно в сказках. Многие русские сказки начинаются так: «Жил-был старик, у него было три сына»; «Жили они в ветхой землянке ровно тридцать лет и три года».От этого числительного образованы слова тридевять и тридесять, от них прилагательные тридевятый и тридесятый, и все эти слова очень часто встречаются в сказках, где обозначают весьма далёкие, неизвестные земли, страны, государства, где живут герои сказок или куда отправляются за волшебными предметами в поисках счастья.

6.Физкультминутка.



7.Употребление числительных в письменной речи.

10; 11; 12;13; 14 слайды.

Задания (разного уровня):

  1. Вставь в предложения подходящие по смыслу сочетания слов с числительными Числительные запиши словами: 1) Юрий Гагарин - … . 2) … - Международный женский день. 3) В феврале месяце … . 4) В нашем классе … учеников. 5) … поздравляют ветеранов с Днём Победы.

  2. Посмотрите на фотографии. Составьте предложения, используя числительные.

- Прочитайте предложения. Назовите числительные. Определите разряд.

Укажите признаки числительных.

8. Употребление числительных в устной речи.

15; 16; 17; 18 слайды.

-Как правильно задать вопрос, если хочешь узнать время?

- Назовите, который час на циферблате.

- Как ещё можно сказать? От чего это зависит?

Работа в паре.

9.Итог урока. Рефлексия.

Подведём итоги.

- Какие тайны языка мы раскрыли? Чему учились на уроке?

- Кому на уроке было всё понятно и интересно, поставьте на полях !

Если были затруднения - ?







Как обойтись бы без числа

Наука точная могла?

Расчёт во всяком деле нужен.

Ты и с числительным будь дружен.

10.Домашнее задание.

1. Нарисовать иллюстрации к любому фразеологизму и пословице.

2. страница 77 упр.№1 (с 2 количественными и 2 порядковыми числительными составить предложения).

Слайд 1
ИМЯ  ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ ОБОБЩЕНИЕ.    УЧИТЕЛЬ ГОУ ГИМНАЗИИ №227 ФРУНЗЕНСКОГО РАЙОНА  САНКТ­ПЕТЕРБУРГА ЛАЗУКО НАТАЛЬЯ АНАТОЛЬЕВНА   
Слайд 2
ЧИСЛА В ГОСТЯХ У СКАЗКИ
Слайд 3
ЧИСЛА В ГОСТЯХ У СКАЗКИ
Слайд 4
АЛЕКСАНДР  СЕРГЕЕВИЧ  ПУШКИН «У Лукоморья дуб зелёный…»
Слайд 5
Части речи Что вы знаете о числительном?
Слайд 6
ТАЙНЫ ЯЗЫКА Имя числительное- часть речи, которая называет количество предметов или порядок предметов при счете. два цветка третья бабочка
Слайд 7
восемнадцать пятьдесят одиннадцать тридцать три пятнадцатый семидесятый восьмой тринадцатый ПРОВЕРЯЛОЧКА
Слайд 8
ИМЕНА ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ   называют количество предметов Сколько? количественные числительные
Слайд 9
ИМЕНА ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ   называют порядок предметов при счете Какой? Какая? Какое? Какие? Который? порядковые числительные
Слайд 10
ЮРИЙ ГАГАРИН – ПЕРВЫЙ КОСМОНАВТ.
Слайд 11
ВОСЬМОЕ МАРТА МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЖЕНСКИЙ ДЕНЬ.
Слайд 12
ДВАДЦАТЬ ВТОРОГО ИЮНЯ НАЧАЛАСЬ ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА.
Слайд 13
В НАШЕМ КЛАССЕ ДВАДЦАТЬ ТРИ УЧЕНИКА.
Слайд 14
ДЕВЯТОГО МАЯ ПОЗДРАВЛЯЮТ ВЕТЕРАНОВ С ДНЁМ ПОБЕДЫ.
Слайд 15
КОТОРЫЙ ЧАС?
Слайд 16
КОТОРЫЙ ЧАС?
Слайд 17
КОТОРЫЙ ЧАС?
Слайд 18
КОТОРЫЙ ЧАС?
Слайд 19
ИСТОЧНИКИ: 1. НА БЕРЕГАХ ЛИНГВИНИИ. ЗАНИМАТЕЛЬНЫЙ ЗАДАЧНИК ДЛЯ УЧАЩИХСЯ. ПОД РЕД. Л.Д.ЧЕСНОКОВОЙ. МОСКВА «ПРОСВЕЩЕНИЕ», 1996. 2. ИВАНОВА В.А., ПОТИХА З.А., РОЗЕНТАЛЬ Д.Э. ЗАНИМАТЕЛЬНО О РУССКОМ ЯЗЫКЕ. С.-ПЕТЕРБУРГ «ПРОСВЕЩЕНИЕ» ,1995. 3. АЛЕКСАНДРОВА Г. ЗАНИМАТЕЛЬНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК. НЕСКУЧНЫЙ УЧЕБНИК. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ «ТРИГОН», 1998. 4. HTTP://IMAGES.YANDEX.RU/YANDSEARCH. КАРТИНКИ. 5. HTTP://IMAGES.YANDEX.RU/YANDSEARCH. ИЛЛЮСТРАЦИИ К СКАЗКАМ А.С.ПУШКИНА. 6. HTTP://IMAGES.YANDEX.RU/YANDSEARCH. МЕЛОДИЯ «В ГОСТЯХ У СКАЗКИ».

Полный текст материала Урок русского языка по теме:"Имя числительное. Обобщение"; 4 класс по программе В. Виноградовой "Начальная школа 21 век". смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Лазуко Наталья Анатольевна  Наташа227
21.06.2011 3 17667 2762

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК