Разработка урока "Изложение с творческим заданием"


Урок русского языка в 3 классе

по программе «Школа России».

Учитель МОУ «СОШ №1» г. Валуйки Дмитриева Л.Е.



Тема: обучающее изложение повествовательного текста с творческим заданием.

Цели: способствовать формированию навыков письменной речи:

- умению, верно, передавать содержание текста;

- правильно строить предложения, употреблять слова в соответствии

с их значением;

- грамотно записывать текст;

- развить фантазию, воображение;

- воспитывать волевые качества, доброе отношение к окружающим.

Оборудование:

- индивидуальная картина с текстом изложения;

- «Словарь хорошего настроения»

- индивидуальные карточки – помощницы;

- слайды (1-8)



Ход занятия

  1. Организационный момент

«Все вместе сегодня урок мы пройдем.

С собою уменья и знанья возьмём

С дороги своей никуда не свернём

Фантазиям тоже мы место найдём»

  1. Введение в тему урока.

Все люди любят путешествовать. Во время путешествий можно узнать много нового, расширить кругозор, повстречаться с интересными людьми.

У нас сегодня будет необычное путешествие, путешествие – восхождение по школьной лестнице знаний. В путь возьмем только тетрадь и ручку. Мы побываем в городе, которого нет на географической карте, с названием «Русский язык» и пройдём по трём его улицам: Излагай-ка,

Сочиняй-ка,

Смекай-ка.

  1. Сообщение темы занятия

Проходя по ним, мы будем наблюдать, собирать сведения, зарядимся положительной энергией, пофантазируем. А результатом этого путешествия будет изложение с творческим заданием.

  1. Актуализация знаний учащихся.

- Какой вид письменной работы мы называем изложением?

(Это текст, который надо запомнить и написать грамотно)

- Объясните значение выражения «Написать грамотно»?

(Правильно строить предложения. Они должны быть объединены общей темой. Написать текст без ошибок.)

- Из каких частей состоит изложение?

Вывешиваются таблички:

1.Вступление.

2.Основная часть

3.Заключение

- Какую роль играет в изложении каждая часть?

(Во вступлении читателя готовят к восприятию текста.

Основная часть раскрывает тему.

Заключение подводит итог, выражает идею текста)

- Виды текстов?

(повествование, описание, рассуждение)

Вывод: Значит, чтобы правильно выполнить сегодняшнюю работу, надо чётко представлять структуру текста и следовать ей, соблюдать правила орфографии, синтаксиса и пунктуации.

  1. Работа над текстом изложения.

1). Загадка (слайд 1)

Жил я посреди двора,

Где играет детвора.

Но от солнечных лучей

Превратился я в ручей.

(Варианты ответов – снег, снеговик, каток и т.д.) – появляется рисунок снеговика (слайд 1)

2).Чтение текста изложения учителем

Вопросы перед чтением

а) определить вид текста (повествование)

б) определить тему текста (игры, забавы детей зимой во дворе, лепка снеговика)

в) Сколько частей в этом тексте? (3)

Чтение каждой части, озаглавливание и запись на доске плана.

Вступление. Варианты: «Снег. Зимний день. Снежный день»

Добавляем табличку «Излагай-ка», т.е. работаем по данному тексту.

- Какие слова придают выразительность речи? (Прилагательные мягкий, белый, пушистый).

- В каком значении употреблено выражение «покрыл белым ковром» (слайд 3 – опорные слова) – 1 строка

Основная часть. Варианты заглавий.

Заключение. Предложение (побудительное) из текста: Хороший получился снеговик! Но ведь не зря улица называется «Смекай-ка»

Когда вы выполните всю работу, у вас могут появиться другие варианты озаглавливания заключительной части. А помогут вам слова из «Словаря хорошего настроения». Читаем слова хором:

удивляй, радуй, восхищай, помогай, делай добро, сострадай, жалей, заботься,

заботливый, внимательный, сообразительный, добрый, волшебник, выдумщик, фантазёр, маг).

  1. Пересказ текста по вопросам и опорным словам (слайд 3 открыт весь)

  2. Физкультурная пауза.

Сделаем небольшую остановку, отдохнем:

Ходит суффикс по дорожке

И играет на гармошке.

Вот домишко. Это дом.

Здесь живёт весёлый гном!

Вот домище великана,

Великана – пеликана.

Побежали от него,

Чтоб не тронул никого!


8.Работа над творческим заданием: в основную часть включить абзац из 4-5 предложений на тему «Доброе дело».

Первое предложение начнёте со слов «А ночью ….».

Опишете действия ожившего снеговика, опираясь на содержание «Словаря хорошего настроения». Постарайтесь, найти и свои варианты. (Запись 3 и 4 пунктов плана. Добавляем табличку «Сочиняй-ка»)

9.Орфографическая подготовка.

(слайд 4 – безударные гласные

- парные согласные

- трудные слова

- словарные слова)

Без соблюдения ПДД ходить по улицам опасно. Есть опасные участки и на нашем сказочном маршруте. Чтобы движение было безопасным, повторяем орфографические правила.

10.Самостоятельное чтение текста.

Сколько же абзацев будет в нашем тексте? (4)

Как пишем каждую новую часть? (с красной строки)

11. Письмо по плану.

Слабым учащимся выдаются инструкционные карты с вопросами, на которые они отвечают письменно.

Примерный план на доске.

  1. Зимний день

  2. Дети лепят снеговика.

  3. Добрые дела.

  4. Хороший получился снеговик!


Пожелания перед самостоятельной работой:

- Желаю интересного и безопасного путешествия по улицам нашего города и жду интересных отчётов.

12.Этап рефлексии.

- Над какой частью текста было работать интересно?

- Какая часть работы показалась трудной и почему?

- Особенность, новизна работы (изложение + сочинение)

- Чтение нескольких работ.

13. Итого урока.

Заканчиваем наше путешествие – восхождение. Чему новому мы сегодня учились?

Ребята, вы прикоснулись к творчеству и красоте слов, тайнам человеческих мыслей. Вы учились сочинять сказки. Снеговик почти во всех ваших сочинениях совершал добрые дела, творил чудеса. Многие из этих чудес можете повторить и вы в реальной жизни.

- Какое доброе дело вы бы могли сделать сами или уже сделали?

- Какой же урок нам преподал снеговик?

Чтение стихотворения А. Лесных:

Как бы жизнь не летела,

Дней своих не жалей.

Делай доброе дело

Ради счастья людей!

Чтобы сердце горело,

А не тлело во мгле,

Делай доброе дело

Всем живым на земле!

14. Домашнее задание – творческое.

Попробуйте сочинить несколько рифмованных строчек (2 - 4) на любую тему (устно). Чтобы написать любое произведение (стихотворение, рассказ, повесть) необходимо вдохновение, настрой.

Сегодня – день памяти А. С. Пушкина. Его стихи любят взрослые и дети. А. С. Пушкин так описывал своё состояние перед тем, как рождалось новое стихотворение:

И мысли в голове волнуются в отваге,

И рифмы лёгкие навстречу им бегут,

И пальцы тянутся к перу, перо к бумаге,

Минута - и слова свободно потекут!

Творчества всем и вдохновения!




Используемые материалы

Васильева Е.В. Изложение.2010г. Переславль-Залесский.

Кульневич С.В. ,Лакоценина Т.П. Нетрадиционные уроки в начальной школе. ТЦ «Учитель» Воронеж 2004 г.


Слайд 1
Урок русского языка 3 класс Тема: обучающее изложение с творческим заданием Учитель: Дмитриева Любовь Егоровна МОУ «СОШ № 1» г.Валуйки Белгородской обл.
Слайд 2
Отгадай загадку Жил я посреди двора, Где играет детвора, Но от солнечных лучей Превратился я в ручей.
Слайд 3
Снеговик Весь день шёл мягкий пушистый снег. Он покрыл землю белым ковром. Дети решили слепить снеговика. Мальчики скатали три снежных кома и положили их друг на друга. Девочки сделали из угольков глаза, из морковки – нос, из веток – рот. На голову надели старое ведро. В руку дали метлу. Хороший получился снеговик!
Слайд 4
Ответь на вопросы к тексту. Какая была погода? Что задумали сделать дети? Что сделали мальчики? Что сделали девочки? Что надели снеговику на голову? Что ему дали в руку? Какой получился снеговик?
Слайд 5
Найди ключевые слова. Какая была погода? Что решили сделать дети? Как это происходило? Какой получился снеговик? мягкий, пушистый белый слепить, снеговика мальчики, девочки, скатали, положили, глаза, нос, рот, старое ведро, метлу хороший
Слайд 6
Словарно-орфографическая подготовка Проверьте гласные в словах: Сн…говúк, сл…пúть, ск…тáли, гл…зá, в… дрó, м…тлá. Объясни написание согласных в словах: Мя…кий, сне…, дру…, но…, ро….. Запомните написание слов: шёл, решúли, положúли. Мальчики, девочки, морковка, хороший.
Слайд 7
Ф.П.  Ходит суффикс по дорожке  И играет на гармошке.  Вот домишко. Это дом.  Здесь живёт весёлый гном!  Вот домище великана.  Великана-пеликана.  Побежали от него,  Чтоб не тронул никого!
Слайд 8
Напиши изложение по плану Какая была погода? Что решили сделать дети? Как это происходило? Какой получился снеговик? мягкий, пушистый белый слепить, снеговика мальчики, девочки, скатали, положили, глаза, нос, рот, старое ведро, метлу Хороший, ночь
Слайд 9
Наступила ночь. Дети ушли домой. А снеговик…  или  А ночью… 
Слайд 10
 За основу взяты слайды Васильевой Е. В. г.ПереславльЗалесский,2010г.
Слайд 11

Полный текст материала Разработка урока "Изложение с творческим заданием" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Дмитриева Любовь Егоровна  KTAa
13.07.2011 6 38244 2745

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК