"Понятие о спряжении. Личные окончания глаголов I и II спряжения"


Учитель начальных классов

МОУ СОШ № 24

г. Саранска

Садомская С.А.


Конспект урока русского языка

4 класс



Тема «Понятие о спряжении глагола.

Личные окончания глаголов I и II спряжения».



Цели:

  • Дать понятие о спряжении;

  • научить определять спряжение глагола с ударным личным окончанием;

  • познакомить с правописанием глаголов 2 лица.


Задачи:

  • Систематизация знаний и умений

  • Продолжать формировать орфографические умения и пунктуационные навыки учащихся.

  • Тренировать способность правильно определять спряжение глагола с ударными личными окончаниями.

Ход урока.

I. Организационный момент.

- Прозвенел уже звонок.

- Начинается урок.


II. Минутка чистописания.

- Начнём наш урок с минутки чистописания.

На доске даны слова:



- Прочитайте написанные на доске слова. Разделите их на три группы.

( Данные слова можно разделить на три группы по частям речи:

1 группа – существительные - сочинение;

2 группа - глаголы - прочитает, приглядывает, читали;

3 группа - местоимения - они.)

- Какая группа самая большая?

- Можно ли её тоже разделить? На сколько групп? По какому признаку?

(Самой большой является группа, в которой находятся глаголы. Их можно разделить на три группы – по временам.)

- Назовите буквы, которые мы будем сегодня писать на минутке чистописания.

С первой буквы начинается корень глагола настоящего времени. В каком слове она находится? Какая это буква?

Вторая буква находится в приставке глагола будущего времени и обозначает в ней непарный твёрдый согласный звук. В каком слове она находится? Какая это буква?

- Составьте цепочку из букв г, р таким образом, чтобы количество букв г в каждой последующей ячейке увеличивалось на одну, а количество букв р поочерёдно то увеличивалось, то уменьшалось на одну.



гр ггрр гггр ггггрр


- Напишите цепочку букв в указанной последовательности до конца строки.


III. Словарно-орфографическая работа.

- Назовите имя существительное в словах, записанных на доске. Что означает это слово?


Сочинение «чин» - в славянском языке означало порядок.

- Что означает это слово в современном русском языке?

1. Литературное, научное или музыкальное произведение.

Напр., собрание сочинений А.С.Пушкина, музыкальная пьеса - сочинение П.И.Чайковского.

2. Письменная школьная работа, упражнение в правильном, литературном изложении своих мыслей, рассуждений на заданную тему.

Напр., домашнее задание- сочинение на тему «Первое путешествие».


- Запишите слов «сочинение» в словарики. Поставить ударение, подчеркнуть гласные, которые нужно запомнить.

- Подберите к данному существительному однокоренной глагол.

(Сочинить, сочинять.)

- Запишите в тетради. Разберите по составу.


IV. Повторение изученного.

- Какую часть речи мы начали изучать?

2 слайд «Глагол»

- Почему часть речи получила такое название?

Что мы знаем о глаголе?

3 слайд Используя опорные слова расскажите о глаголе.


самостоятельная

обозначает

вопросы


роль


^ ^ ^

ти, ть, чь


не


время число


^

л род


лицо число



Дополнительные вопросы.


- Что такое глагол?





- Какова роль глаголов в тексте, предложении?



- Что такое неопределённая работа?



- Как изменяются глаголы?






- Какие глаголы изменяются по лицам и числам?





















V. Сообщение темы и цели урока.


- Какие глаголы изменяются по лицам и числам?

- Сегодня на уроке мы более подробно познакомимся со словоизменением глагола.


- Что такое склонение?

- Какие части речи, известные вам, склоняются? Приведите примеры.

- Можно ли просклонять глагол?

- Попробуйте просклонять глагол «плести». Почему не получается?

(Глаголы не изменяются по падежам.)


Постановка проблемы.

- На какой вопрос мы должны найти ответ сегодня на уроке?

4 слайд Каковы же особенности словоизменения глаголов?


VI. Наблюдения.

- Понаблюдаем, как изменяются глаголы в настоящем и будущем времени:

плести заплести

кричать закричать


- Обратите внимание, какие у них будут личные окончания. «Личные» образовано от слова «лицо». Значит, как мы будем изменять глаголы? (по лицам)


5 слайд (открывать по ответам учащихся)

- Сколько лиц в русском языке? Какие им соответствуют местоимения в единственном числе?

Единственное число

1 л. ( я )

2 л. ( ты )

3 л. ( он, она, они )

- При изменении глаголов в тетради записываете только окончания глаголов.

(Отвечают по одному учащемуся на каждое местоимение, называют окончания.)

- Изменим глаголы «плести, заплести».

( я что делаю?) плету

я что сделаю? заплету

( ты что делаешь?) плетёшь

ты что сделаешь? заплетёшь

(он что делает?) плетёт

он что сделает? заплетёт

Аналогично выполняется работа с глаголами «кричать, закричать».


6 слайд

- Какие соответствуют местоимения 1, 2, 3 лицу во множественном числе?

1 л. ( мы )

2 л. (вы )

3 л. (они )


- Изменим глаголы «плести, заплести, кричать, закричать» по лицам, поставив их в форму множественного числа.

(Проводится работа по изменению глаголов.)


- Мы получили в результате этих изменений новые слова или словоформы?


VII. Физкультминутка.

VIII. Продолжение наблюдений.

7 слайд

- Назовите личные окончания глаголов первых двух столбиков.

на слайде


- Что вы можете отметить общее в личных окончаниях глаголов первых двух столбиков?

(Личные окончания глаголов первых двух столбиков имеют гласную –е, а в форме 3-го лица множественного числа окончания -ут, -ют.)

- Назовите личные окончания глаголов последних двух столбиков.

на слайде


- Отметьте общее в личных окончаниях глаголов последних двух столбиков.

(Личные окончания последних двух столбиков имеют гласную –и, а в форме 3-го лица множественного числа окончания -ат, -ят.)

- Изменение глаголов настоящего и будущего времени, которое мы сейчас наблюдали, называется спряжением.

- Сделайте вывод: какого спряжения бывают глаголы?


на слайде: глаголы бывают I и II спряжения.

- Какие окончания имеют глаголы I спряжения?

- Какие окончания имеют глаголы II спряжения?

8 слайд

- Какие самые «длинные» окончания?

- Назовите окончания глаголов 2-го лица.

- Что пишется на конце глаголов 2-го лица ед.числа?

- Какую роль играет в этом случае ь?

(Показатель определённой грамматической формы слова, в данном случае 2-го лица единственного числа глагола.)

- В чём особенность окончаний глаголов 2-го лица множ.числа?

( В окончаниях глаголов 2-го лица две гласные: первая е или и, вторая всегда только е.)


Выполним задание на это правило. Записать глаголы в 2 столбика:

1 столбик – в форме 2-го лица ед.числа

2 столбик – в форме 2-го лица мн.числа

Выделить окончания.

на доске: расти

пасти

навестить

молчать

IX. Обобщение итогов уроков.

- Ответим на проблемный вопрос.

9 слайд. Каковы особенности словоизменения глаголов?

- Глаголы какого времени мы изменяли?

- Как мы изменяли глаголы настоящего и будущего времени?

- Какая часть слова меняется при изменении глаголов по лицам и числам?

- Что мы будем называть спряжением глагола?


10 слайд

Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени называется спряжением.


X. Постановка проблемного вопроса.

_ Что мы должны знать, чтобы не ошибиться в правописании е-и в окончаниях глаголов?

(Нам надо знать к какому спряжению относится глагол, а значит, способы определения спряжения глагола.)

- Существует два способа. Сегодня мы познакомимся с 1 способом.


Работа с учебником.

- Как определить спряжение глагола?

- Откройте учебник на с.68 и найдите ответ на этот вопрос.

Если на окончание глагола падает ударение, то определить спряжение очень легко.

Проговаривание правила хором.

В окончаниях глаголов гласная -е (-ё), а в 3 лице множественного числа окончания ут-ют – I спряжение.

В окончаниях глаголов гласная -и, а в 3 лице множественного числа окончания ат-ят – II спряжение.



На доске даны глагола: дать, шуметь, желать, плыть, диктовать, лежать, дружить.

- Выпишите только те глаголы, у которых в форме 3-го лица множ.числа будет ударное окончание. Определить спряжение.

- Проверим. Как вы смогли определить спряжение?

- Если у глагола ударное окончание ут-ют, значит это глагол какого спряжения?

- Если у глагола ударное окончание ат-ят, значит это глагол какого спряжения?


- Теперь эти глаголы запишите в форме 3 лица ед.числа: на 1 строчке –

I спряжение, на 2 строчке – II спряжение.

- Почему вы распределили глаголы именно таким образом?

- А всегда ли окончание ударное?

- Как определить спряжение глаголов с безударным личным окончанием и глаголами-исключениями мы познакомимся на следующих уроках.


XI. Закрепление

- Спряжение – это постоянный или непостоянный признак глагола? Почему?

Вывод: спряжение – это постоянный признак глагола. Это означает, что каждый глагол относится либо к I спряжению, либо ко II спряжению. И в другое спряжение перейти не может.

- Попробуем применить полученные знания. Определим спряжение глаголов.

- Выполним упр.250 стр.67 с комментированием.

(Задание выполняется на доске и в тетрадях.)

- Составим предложение с одним из словосочетаний. Выполним синтаксический разбор предложения.





XII Итог урока.

- Закончите предложение.

У имён существительных склонение, а у глагола - .... (спряжение).

- Что такое спряжение?

- Какие окончания имеют глаголы I спряжения, II спряжения?


XIII. Домашнее задание

Выучить правило на стр.67, выполнить упр.249.


















































Литература.


Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. Учебник для 4-го класса.

Бунеева Е.В., Яковлева М.А. Русский язык. 4-й класс. Методические рекомендации для учителя. – М.: «Баласс».

Бакулина Г.А. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка. 3 класс. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС.

Словарь русского языка: В 4-х т./ АН СССР, Ин-т рус.яз.; Под ред. А.П.Евгеньевой. – 3 изд., стереотип. – М.: Русский язык.




Слайд 1
Урок русского языка 4 класс Тема: «Понятие о спряжении глагола. Личные окончания глаголов I и II спряжения». Учитель: Садомская С.А. МОУ СОШ № 24 г. Саранск
Слайд 2
Слайд 3
Самостоятельная обозначает вопросы роль ^ ^ ^ ти ть чь не время число ^ л род лицо число
Слайд 4
ПРОБЛЕМ А Каковы особенности словоизменения глаголов ?
Слайд 5
плести заплести кричать закричать единственное число 1 л. (я) 2 л. (ты) 3 л. (он) она оно плету заплету плетёшь заплетёшь плетёт заплетёт кричу закричу кричишь закричишь кричит закричит
Слайд 6
плести заплести кричать закричать множественное число 1л (мы) плетём заплетём кричим закричим 2л (вы) плетёте заплетёте кричите закричите 3л (они) плетут заплетут кричат закричат
Слайд 7
Окончания глаголов I спряжение II спряжение -у–ю -ёшь ( -ешь) -ёт (-ет) -у–ю -ишь -ит -ём (-ем) -ёте (-ете) -ут (-ют) -им -ите -ат (-ят)
Слайд 8
2 лицо единственное число -ёшь (-ешь) -ишь 2 лицо множественное число -ёте (-ете) - -ите
Слайд 9
Проблема Каковы особенности словоизменения глаголов?
Слайд 10
Изменение глаголов по лицам и числам называется спряжением

Полный текст материала "Понятие о спряжении. Личные окончания глаголов I и II спряжения" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Садомская Светлана Алексеевна  сиен
23.07.2011 4 36457 2268

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК