Конспект урока русского языка "Обобщение знаний об имени существительном"; 2 класс


Исаева Любовь Николаевна

учитель начальных классов

МОУ лицей №67

г. Тольятти




Тема: Обобщение знаний об имени существительном.


Цель:

1.Образовательная.

- Обобщить знания детей об имени существительном

2.Развивающая.

- Развивать орфографическую зоркость, умение видеть безударную гласную в корне слова.

- Развивать речь учащихся.

3.Воспитательная.

Воспитывать интерес и любовь к русскому языку.


Оборудование:

Интерактивная доска, проектор, сканер, принтер, презентация урока, опорные схемы «Род имён существительных», «Число имён существительных», карточки для проверки знаний, смайлики каждому ученику.


Предполагаемые результаты:

- Повышения мотивации учащихся: необходимость практического применения орфографических правил в повседневной жизни.

- У каждого ученика есть возможность показать свои знания, повысить самооценку.

- Формирование концентрации внимания.

- Развитие кругозора и речи учащихся.

- Осуществление межпредметных связей (русский язык – литературное чтение)

Ход урока:

  1. Сообщение темы и целей урока. Вступительное слово учителя.

- Долгожданный дан звонок.

Начинается урок.

- Проверили порядок на своих рабочих местах

- Открыли тетради, записали число, классная работа


  1. Чистописание (слайд 1)

( Упражнение, улучшающее состояние тонкой моторики и совершенствующее графические навыки)


- Начинаем минутку чистописания. Напишите каллиграфически, соблюдайте правильные соединения.














Я я Я я Я


3. Повторение:

 Задания этого уровня направлены на развитие памя­ти и формирование репродуктивных знаний.

Я, ты, он, она – вместе дружная семья.

- Прочитайте. Как вы понимаете это выражение? Найдите в предложение имя существительное. (Семья)

-Что называется именем существительным?

( Слова, которые обозначают предметы, явления природы или события и отвечают на вопрос кто? или что? Называются именами существительными) (слайд 2)

- Как изменяется имя существительное?

( По числам, по родам, падежам, бывает одушевлённым и неодушевлённым, собственным и нарицательным) (слайд 3)

4.Развитие речи, словарная работа:

- Ребята, сегодня на урок пришёл к нам сказочный герой!

- Угадайте, как его зовут?

« Чёрный Ивашка,

Деревянная рубашка,

Где носом проведёт…

Там заметку кладёт»

- Правильно, это Карандаш! Задумался он, как ему нарисовать картину, используя слова (Бабушка, девочка, сад, небо, трава, цветик - семицветик, солнце, облака) (слайд 4)

- Давайте ему поможем!

( По небу плыли облака. Ярко светило солнце. В саду, среди травы рос цветик-семицветик. Бабушка сорвала его и отдала девочке) (слайд 5)

-Кто написал эту сказку? (В. Катаев)

- Попробуем оторвать и мы лепесток (на лепестках загадки; отгадки-словарные слова)

1. Если б не было его, не сказал бы ничего (язык)

2. С хозяином дружит, домик сторожит

Живёт под крылечком, а хвостик колечком (собака)

3. Зелёна, а не луг, бела, а не снег, кудрява, а не голова ерёза)

4. Красненькая Матрёшка, беленькое сердечко (малина)

5. Вертится, стрекочет , весь день хлопочет (сорока)

6. Чудо- птица – алый хвост - полетела в стаю звёзд акета)

7. Новое слово: Летом наедается, зимой отсыпается едведь) (слайд)

Медведь- это новое слово.

- Что вы знаете о медведе?

Этимологическая справка:

Медведь- крупное, хищное животное с большим грузным, покрытым шерстью телом и короткими ногами.

- Прочитайте это слово по слогам.

- Сколько слогов в этом слове? (2 слога)

- На какой слог падает ударение? (на второй)

Вспоминаю сказку Толстого « Гуси- лебеди»

- Маша отведала ржаного пирожка, зелёного яблочка, простого киселька…

- А что любит отведать медведь? (мёд)

- Теперь нам понятно, почему слово медведь пишется с гласной е в первом слоге. По слову мёд, ведающий = «знающий, где есть мёд»

- Запишем это слово в словарик и запомним.

- В чём нам помог цветик-семицветик? (вспомнить правописание словарных слов)

- Какой частью речи они являются? (именами существительными)

- Назовите одушевлённые и неодушевлённые имена существительные?

- Докажите.

(Одушевлённые: собака, сорока, медведь, отвечают на вопрос кто?)

(Неодушевлённые: язык, берёза, малина, ракета, отвечают на вопрос что?)

5.Физкультминутка: (слайд)

Лети, лети лепесток, (плавные движения руками)

Через запад на восток, (показывают правой рукой направления

запад- восток)

Через север, через юг, (показывают левой рукой направления север-юг)

Возвратившись, сделай круг (крутятся)

Лишь коснёшься ты земли (приседают)

Быть по- моему вели! (топают ногами)

6.Задания направлены на усвоение мыслительных опе­раций и формирование продуктивных знаний. Работа в парах.

А) - В каждом из этих слов спряталось другое. Найдите его и запишите во множественном числе (слайд)

Коса (оса - осы). Уточка (точка - точки). Зубр (зуб – зубы). Столб (стол столы). Удочка (дочка – дочки). Хлев (лев – львы). Укол (кол – колья). Щель (ель – ели)

-Как мы определяем единственное и множественное число?

(Для обозначения одного предмета имя существительное употребляется в единственном числе. Для обозначения нескольких предметов имя существительное употребляется во множественном числе)

Б) - Определите род имён существительных (слайд)

Земля, мяч, вода, Петя, небо, ключ, лес, яблоко, сорока, Оля.

( Ж. р. Земля, вода, сорока, Оля)

( М. р. Мяч, Петя, ключ, лес)

( Ср. р. Небо, яблоко)

- Как определяли род имён существительных?

( Подставляли слова: м. р.- он, мой; ж. р. – она, моя; ср. р.- оно, моё)

- Почему некоторые слова записаны с большой буквы?

( Петя, Оля – имена собственные)

- А остальные имена существительные?

( Имена нарицательные)

- Какое слово имеет несколько значений?

(Ключ – гаечный, от двери, вытекающий из земли источник, родник и т. д.)

7.Физкультминутка для глаз: (слайд)



8.Морфологический разбор имени существительного:

- Прочитайте пословицу. Как вы её понимаете? (слайд)

Грамоте учиться – всегда пригодится.

- Найдите имя существительное и выполните морфологический разбор,

т.е. определите все изученные признаки имени существительного.

( Грамоте – сущ., грамота, нариц., неодуш., ж. р., ед.ч.)

ПОРЯДОК РАЗБОРА ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО КАК ЧАСТИ РЕЧИ (слайд)



  1. Часть речи.

  2. Начальная форма.

  3. Постоянные признаки:

  • одуш. или неодуш.;

  • собств. или нариц.;

  • род.

4.Непостоянные признаки:

число

9.Итог урока:

- Подошёл к концу наш урок, но мы не говорим имени существительному «До свидания», потому что мы ещё встретимся с ним в 3 классе и познакомимся с изменением имён существительных по падежам и склонениям.

10. Рефлексия (слайд)

- Какая работа понравилась вам больше всего?

- Дайте с помощью смайликов оценку совместной работы всего класса на уроке




Литература



  1. Желтовская Л.Я., Соколова Е.Н. Дидактический материал к урокам чистописания.

2 класс. – Просвещение, 1987.

2. Губанова Г.Н. Родничок. Справочник по русскому языку и математике 1- 4 класс. - АСТ, 2008.

3. Полякова А. В. Русский язык. 2 класс.- Москва. Просвещение,2009.

4. Катаев В.П..Цветик – семицветик. – Москва. Стрекоза – пресс,2008.

5. Ефремова Современный толковый словарь русского языка

http://dic.academic.ru/dic.nsf/efremova/184917









Слайд 1
Р А Ш Ф Автор: Исаева Любовь Николаевна Учитель начальных классов МОУ лицей № 67 г. Тольятти Ю
Слайд 2
Долгожданный дан звонок. Начинается урок. 25.03.18 2
Слайд 3
Начинаем минутку чистописания. Напишите каллиграфически, соблюдайте правильные соединения.
Слайд 4
Я, ты, он, она – вместе дружная семья. Как вы понимаете это выражение? Найдите в предложение имя существительное. Что называется именем существительным? Как изменяется имя существительное?
Слайд 5
Проверь Семья – имя существительное Слова, которые обозначают предметы, явления природы или события и отвечают на вопрос кто? или что? называются именами существительными. По числам, по родам, падежам, бывает одушевлённым и неодушевлённым, собственным и нарицательным.
Слайд 6
«Чёрный Ивашка, Деревянная рубашка, Где носом проведёт… Там заметку кладёт»
Слайд 7
Бабушка, девочка, сад, небо, трава, цветик - семицветик, солнце, облака.
Слайд 8
По небу плыли облака. Ярко светило солнце. В саду, среди травы рос цветиксемицветик. Бабушка сорвала его и отдала девочке.
Слайд 9
Слайд 10
язык сорока собака малина берёза ракета
Слайд 11
медведь Этимологическая справка Медведь- крупное, хищное животное с большим грузным, покрытым шерстью телом и короткими ногами.
Слайд 12
Проверь Одушевлённые: собака, сорока, медведь, отвечают на вопрос кто? Неодушевлённые: язык, берёза, малина, ракета, отвечают на вопрос что?
Слайд 13
Лети, лети, лепесток, Через Запад на Восток, Через Север, через Юг, Возвратившись, сделай круг. Лишь коснешься ты земли Быть по-моему вели!
Слайд 14
В каждом из этих слов спряталось другое. Найдите его и запишите во множественном числе Коса Уточка Зубр Столб Удочка Хлев Укол Щель
Слайд 15
Проверь оса - осы точка – точки зуб – зубы стол – столы дочка – дочки лев – львы кол – колья ель – ели Для обозначения одного предмета имя существительное употребляется в единственном числе. Для обозначения нескольких предметов имя существительное употребляется во множественном числе
Слайд 16
Определите род имён существительных Земля мяч вода Петя небо ключ лес яблоко сорока Оля
Слайд 17
Проверь Ж. р. Земля, вода, сорока, Оля М. р. Мяч, Петя, ключ, лес Ср. р. Небо, яблоко Подставляли слова: м. р.- он, мой; ж. р. – она, моя; ср. р.- оно, моё
Слайд 18
Слайд 19
Грамоте учиться – всегда пригодится. Найдите имя существительное и выполните морфологический разбор, т.е. определите все изученные признаки имени существительного.
Слайд 20
Проверь Грамоте – сущ., грамота, нариц., неодуш., ж. р., ед.ч. Порядок разбора имени существительного как части речи 1. Начальная форма. 2. Постоянные признаки: собственное — нарицательное; одушевлённое — неодушевлённое; род; 3. Непостоянные признаки: число.
Слайд 21
Дайте с помощью смайликов оценку совместной работы всего класса на уроке Хорошо и отлично Более-менее Плохо
Слайд 22
Литература 1.Желтовская Л.Я., Соколова Е.Н. Дидактический материал к урокам чистописания. 2 класс. – Просвещение, 1987. 2. Губанова Г.Н. Родничок. Справочник по русскому языку и математике 14 класс. - АСТ, 2008. 3. Полякова А. В. Русский язык. 2 класс.- Москва. Просвещение,2009. 4. Катаев В.П..Цветик – семицветик. – Москва. Стрекоза – пресс,2008. 5. Ефремова Современный толковый словарь русского языка http://dic.academic.ru/dic.nsf/efremova/184917 6. Картинка дети на уроке http://pushkino-school9.narod.ru/dekloracia.html

Полный текст материала Конспект урока русского языка "Обобщение знаний об имени существительном"; 2 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Исаева Любовь Николаевна  lubis
02.08.2011 7 9404 2035

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК