Слайд 1
Р
А
Ш
Ф
Автор: Исаева Любовь Николаевна
Учитель начальных классов
МОУ лицей № 67
г. Тольятти
Ю
Исаева Любовь Николаевна
учитель начальных классов
МОУ лицей №67
г. Тольятти
Тема: Обобщение знаний об имени существительном.
Цель:
1.Образовательная.
- Обобщить знания детей об имени существительном
2.Развивающая.
- Развивать орфографическую зоркость, умение видеть безударную гласную в корне слова.
- Развивать речь учащихся.
3.Воспитательная.
Воспитывать интерес и любовь к русскому языку.
Оборудование:
Интерактивная доска, проектор, сканер, принтер, презентация урока, опорные схемы «Род имён существительных», «Число имён существительных», карточки для проверки знаний, смайлики каждому ученику.
Предполагаемые результаты:
- Повышения мотивации учащихся: необходимость практического применения орфографических правил в повседневной жизни.
- У каждого ученика есть возможность показать свои знания, повысить самооценку.
- Формирование концентрации внимания.
- Развитие кругозора и речи учащихся.
- Осуществление межпредметных связей (русский язык – литературное чтение)
Ход урока:
Сообщение темы и целей урока. Вступительное слово учителя.
- Долгожданный дан звонок.
Начинается урок.
- Проверили порядок на своих рабочих местах
- Открыли тетради, записали число, классная работа
Чистописание (слайд 1)
( Упражнение, улучшающее состояние тонкой моторики и совершенствующее графические навыки)
- Начинаем минутку чистописания. Напишите каллиграфически, соблюдайте правильные соединения.
Я я Я я Я
3. Повторение:
Задания этого уровня направлены на развитие памяти и формирование репродуктивных знаний.
Я, ты, он, она – вместе дружная семья.
- Прочитайте. Как вы понимаете это выражение? Найдите в предложение имя существительное. (Семья)
-Что называется именем существительным?
( Слова, которые обозначают предметы, явления природы или события и отвечают на вопрос кто? или что? Называются именами существительными) (слайд 2)
- Как изменяется имя существительное?
( По числам, по родам, падежам, бывает одушевлённым и неодушевлённым, собственным и нарицательным) (слайд 3)
4.Развитие речи, словарная работа:
- Ребята, сегодня на урок пришёл к нам сказочный герой!
- Угадайте, как его зовут?
« Чёрный Ивашка,
Деревянная рубашка,
Где носом проведёт…
Там заметку кладёт»
- Правильно, это Карандаш! Задумался он, как ему нарисовать картину, используя слова (Бабушка, девочка, сад, небо, трава, цветик - семицветик, солнце, облака) (слайд 4)
- Давайте ему поможем!
( По небу плыли облака. Ярко светило солнце. В саду, среди травы рос цветик-семицветик. Бабушка сорвала его и отдала девочке) (слайд 5)
-Кто написал эту сказку? (В. Катаев)
- Попробуем оторвать и мы лепесток (на лепестках загадки; отгадки-словарные слова)
1. Если б не было его, не сказал бы ничего (язык)
2. С хозяином дружит, домик сторожит
Живёт под крылечком, а хвостик колечком (собака)
3. Зелёна, а не луг, бела, а не снег, кудрява, а не голова (берёза)
4. Красненькая Матрёшка, беленькое сердечко (малина)
5. Вертится, стрекочет , весь день хлопочет (сорока)
6. Чудо- птица – алый хвост - полетела в стаю звёзд (ракета)
7. Новое слово: Летом наедается, зимой отсыпается (медведь) (слайд)
Медведь- это новое слово.
- Что вы знаете о медведе?
Этимологическая справка:
Медведь- крупное, хищное животное с большим грузным, покрытым шерстью телом и короткими ногами.
- Прочитайте это слово по слогам.
- Сколько слогов в этом слове? (2 слога)
- На какой слог падает ударение? (на второй)
Вспоминаю сказку Толстого « Гуси- лебеди»
- Маша отведала ржаного пирожка, зелёного яблочка, простого киселька…
- А что любит отведать медведь? (мёд)
- Теперь нам понятно, почему слово медведь пишется с гласной е в первом слоге. По слову мёд, ведающий = «знающий, где есть мёд»
- Запишем это слово в словарик и запомним.
- В чём нам помог цветик-семицветик? (вспомнить правописание словарных слов)
- Какой частью речи они являются? (именами существительными)
- Назовите одушевлённые и неодушевлённые имена существительные?
- Докажите.
(Одушевлённые: собака, сорока, медведь, отвечают на вопрос кто?)
(Неодушевлённые: язык, берёза, малина, ракета, отвечают на вопрос что?)
5.Физкультминутка: (слайд)
Лети, лети лепесток, (плавные движения руками)
Через запад на восток, (показывают правой рукой направления
запад- восток)
Через север, через юг, (показывают левой рукой направления север-юг)
Возвратившись, сделай круг (крутятся)
Лишь коснёшься ты земли (приседают)
Быть по- моему вели! (топают ногами)
6.Задания направлены на усвоение мыслительных операций и формирование продуктивных знаний. Работа в парах.
А) - В каждом из этих слов спряталось другое. Найдите его и запишите во множественном числе (слайд)
Коса (оса - осы). Уточка (точка - точки). Зубр (зуб – зубы). Столб (стол – столы). Удочка (дочка – дочки). Хлев (лев – львы). Укол (кол – колья). Щель (ель – ели)
-Как мы определяем единственное и множественное число?
(Для обозначения одного предмета имя существительное употребляется в единственном числе. Для обозначения нескольких предметов имя существительное употребляется во множественном числе)
Б) - Определите род имён существительных (слайд)
Земля, мяч, вода, Петя, небо, ключ, лес, яблоко, сорока, Оля.
( Ж. р. Земля, вода, сорока, Оля)
( М. р. Мяч, Петя, ключ, лес)
( Ср. р. Небо, яблоко)
- Как определяли род имён существительных?
( Подставляли слова: м. р.- он, мой; ж. р. – она, моя; ср. р.- оно, моё)
- Почему некоторые слова записаны с большой буквы?
( Петя, Оля – имена собственные)
- А остальные имена существительные?
( Имена нарицательные)
- Какое слово имеет несколько значений?
(Ключ – гаечный, от двери, вытекающий из земли источник, родник и т. д.)
7.Физкультминутка для глаз: (слайд)
8.Морфологический разбор имени существительного:
- Прочитайте пословицу. Как вы её понимаете? (слайд)
Грамоте учиться – всегда пригодится.
- Найдите имя существительное и выполните морфологический разбор,
т.е. определите все изученные признаки имени существительного.
( Грамоте – сущ., грамота, нариц., неодуш., ж. р., ед.ч.)
ПОРЯДОК РАЗБОРА ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО КАК ЧАСТИ РЕЧИ (слайд)
Часть речи.
Начальная форма.
Постоянные признаки:
одуш. или неодуш.;
собств. или нариц.;
род.
4.Непостоянные признаки:
число
9.Итог урока:
- Подошёл к концу наш урок, но мы не говорим имени существительному «До свидания», потому что мы ещё встретимся с ним в 3 классе и познакомимся с изменением имён существительных по падежам и склонениям.
10. Рефлексия (слайд)
- Какая работа понравилась вам больше всего?
- Дайте с помощью смайликов оценку совместной работы всего класса на уроке
Литература
Желтовская Л.Я., Соколова Е.Н. Дидактический материал к урокам чистописания.
2 класс. – Просвещение, 1987.
2. Губанова Г.Н. Родничок. Справочник по русскому языку и математике 1- 4 класс. - АСТ, 2008.
3. Полякова А. В. Русский язык. 2 класс.- Москва. Просвещение,2009.
4. Катаев В.П..Цветик – семицветик. – Москва. Стрекоза – пресс,2008.
5. Ефремова Современный толковый словарь русского языка
http://dic.academic.ru/dic.nsf/efremova/184917
Автор: Исаева Любовь Николаевна
→ lubis 02.08.2011 7 9421 2035 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.