Слайд 1
Презентация
к уроку русского языка
«Правописание ударных и
безударных гласных в корне
слова»
Учитель начальных классов
МОУ «СОШ №46» г. Омска
Зенькова Ирина Николаевна
ПОДРОБНЫЙ КОНСПЕКТ УРОКА
Организационная информация
Тема урока |
Правописание гласных в ударных и безударных слогах. |
Предмет |
Русский язык |
Класс |
2 «А» |
Автор урока |
Зенькова Ирина Николаевна, учитель начальных классов |
Образовательное учреждение |
МОУ «СОШ №46» |
Республика, город |
Россия, город Омск |
Методическая информация
Тип урока |
Изучение нового материала через разрешение проблемы. |
Цели урока |
1. Развивать умение сравнивать гласные в ударных и безударных слогах. 2. Формировать умение подбирать проверочные слова. |
Задачи урока |
1. Довести до понимания необходимости самоконтроля во время письма. 2. Учить «чувствовать» б/у гласную в слове. 3. Довести до детей, что не каждое родственное слово может быть проверочным. |
ЗУНК |
1. Знать принципиальное различие между ударными и безударными слогами в слове. 2. Умение определять опасное место в слове. 3. Приобретение навыков быстрого подбора проверочного слова.
|
Необходимое оборудование и материалы. |
Учебники русского языка 2 класс, автор Полякова. Интерактивная доска. Презентация. |
Подробный конспект урока.
Мотивация учащихся |
- Прочитайте стишок: Слайд 2: Косит косец, А зайчишка косит. Трусит трусишка, А ослик трусит. - Что заметили? В чем разница между этими словами? Поставьте ударение. (Перо – зеленый цвет) - Как вы думаете, с чем связана будет сегодня тема урока? -Ну, а каким образом, нам еще предстоит выяснить.
|
|
Ход и содержание урока |
Введение в тему через проблемную ситуацию. Слайд 3: На доске: Дима написал своему другу Пете записку: «Приходи вечером на спортплощадку с мечом, поиграем. С ребятами я договорился – придут». Записку передала сестра Димы. Она же сказала, что Петя записку прочитал и согласился. Вечером ребята собрались на спортплощадке, чтобы сыграть в футбол. Тут пришел Петя. В руках он держал …
-Удалось ли ребятам сыграть в футбол? Что принес Петя? - Почему произошла такая ошибка? - Дима знал не все правила правописания. В каком месте он допустил ошибку, и как надо было правильно написать? - Почему? - Как вы определили (поняли)?
Слайд 4: м ч м ч с м чом с м чом (Маркер – красный цвет)
-Нам сегодня необходимо определить, что это за орфограмма и попробовать сформулировать правило для проверки написания.
Работа по теме. Определение орфограммы. Слайд 5: а). Прочитайте предложения: В солонку насыпали соль. Надо посолить суп. На тарелке лежит солёный огурец. - Что заметили во всех этих предложениях? (О/к слова) - Выпишите их. Выделите корень. Слайд 6: Солонку, соль, посолить, солёный.
-Найдите слово, в правильном написании которого вы не сомневаетесь. (соль) - Почему? - А почему сомневаетесь в остальных случаях? - Как быть? - Попробуйте подобрать. (оно уже здесь есть – соль) - По какому принципу вы определили, что это проверочное слово? - Хорошо слышно. А почему хорошо слышно? (под ударением) - Давайте проверим. (1 ученик проставляет ударение – перо зеленого цвета) - Сопоставим написание и произношение в слабой позиции, - в сильной позиции. б) формулировка вывода - Вывод можем сделать? - Попробуйте. в) поиск способов проверки б/у гласной Слайд 7: На доске: оса осы река реки гора горы
- В каком столбике у гласной слабая позиция? (Отметить выбранный столбик красным флажком – матрица) - Как вы думаете, правильно ли написаны слова? - Можно ли сказать, что во втором столбике проверочные слова? - Почему? - По какому принципу подобраны здесь проверочные слова? (один – много) г) Предлагаю еще задание: вставьте пропущенные гласные, подобрав проверочные слова. Слайд 8: На доске: ст.лы (стол) ч.сы (час) дв.ры (двор) (Прописать пером синего цвета) - А здесь по какому принципу вы подобрали проверочные слова? (много – один) - Мы нашли два способа проверки б/у гласной: один – много, много – один. д). На доске: л.сник ? л.сной - Что об этих словах можно сказать? (о/к, ед.ч) - Подберите проверочное слово. (среди возможных ответов: лесник – лесники) - Почему не получается? - Значит, надо искать еще какой-то способ? - Какие есть предложения? (Если нет подходящего ответа, что маловероятно, то учитель просит вернуться к началу урока: солёный…) - Значит, есть способ. Сформулируйте, пожалуйста. (подбор о/к слова с ударной гласной)
Подведение итога рассуждений. - О какой орфограмме мы сегодня узнали? - Что мы о ней узнали? Выводы: б/у гласную в корне надо проверять б/у гласная проверяется ударением мы нашли три способа проверки: один – много, много – один, о/к слово с ударной гласной в корне - Как вы думаете, есть ли другие способы проверки б/у гласных в корне? - Предлагаю дома подумать над этим. Отработка темы. а). Слайд 9: Соедините стрелками слова, где пропущена б/у гласная, с проверочным словом (зеленый маркер):
сн.говик кольца т.пло снег к.льцо цвет б.жит тёплый цв.ты бег
- Обратите внимание на эту пару слов: тепло – тёплый. Оказывается, что букву е можно проверить буквой ё. б). Слайд 10: Поиграем в «учителя». Проверьте написание, исправьте ошибки. (Красное перо) Всю ночь кречал совёнок В тоинственном лису, И за окошком клёны Качялись на витру.
Проверяют, доказывают, исправляют.
- «Лишняя» ошибка здесь есть? (ча-ща) - Все ошибки, конечно же, лишние, и чтобы мы их не допускали, давайте еще раз повторим всё, что мы сегодня исследовали и какие выводы сделали. … - А теперь прочитайте, как авторы учебника предлагают нам это правило. Сравните. Стр. 178
5. Слайд 11: Домашнее задание: стр. 178 выучить правило, подумать над способами проверки б/у гласных в корне, упр. 411. (Записывает учитель, используя перо черного цвета)
6. Закрепление. а) упр. 413 Упражнение выполняется с комментированием по цепочке. Устно доказывается правильность написания. б) упр. 419 – самостоятельно. Проверка. Слайд 12 (матрица - красный флажок) - Поставьте красный флажок там, где обнаружите ошибку.
Дождевая капля упала на моё лецо. После грозы наступила тишина. Дом лесника стоял на берегу озира. Столяр распелил доску. Зелёная лужайка запестрела цветами.
- Докажите, что написано с ошибками. - А теперь докажите, что остальные б/у гласные написаны безошибочно.
7. Итог урока. - Давайте еще раз вспомним, о какой орфограмме шла речь… Что мы можем сказать о б/у гласных… Как проверяется… Всем спасибо за активную работу, молодцы. |
|
Проверка и оценивание ЗУНК на уроке |
Активное оценивание не предусмотрено, т.к. на уроке идет изучение новой темы, но особенно «значимый» ответ оценивается. |
|
Домашнее задание |
Задается в ходе урока (прописано) |
|
Рефлексия деятельности учащихся |
По ходу урока и в конце его обсуждаются промежуточные выводы по изучаемой теме. Отмечаются возможные и допущенные ошибки в умозаключениях, что позволяет подвести учащихся к верному итогу. |
|
Обоснования, почему данную тему необходимо изучать с использованием мультимедиа. |
Все предложенные задания предполагают включение у учащихся всех механизмов восприятия. Использование презентационного материала вызывает у учащихся большой интерес и желание участвовать в познавательной и исследовательской деятельности |
|
Советы по логическому переходу от данного урока к последующему. |
Это первый урок по теме. К этому времени дети уже знакомы с ударением, однокоренными словами и, соответственно, корнем слова, умеют определить сильную и слабую позицию звуков. На следующем уроке отрабатывается навык подбора проверочных слов, продолжается работа по классификации способов проверки безударных гласных. Уточняется, что эти способы проверки действительны только для б/у гласной в корне слова. |
Автор: Зенькова Ирина Николаевна
→ admin2745 31.08.2011 4 9960 2781 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.