Урок-путешествие "Обобщение знаний о местоимении" для 4 класса



Карасова Райганат Крымгереевна

МБОУ СОШ № 5 г. Новый Уренгой, ЯНАО

Учитель начальных классов

Тема урока: Обобщение знаний о местоимении.

Цели урока:

  1. Углубить знания учащихся о местоимении.

  2. Совершенствовать навыки учащихся в правильном употреблении

местоимений в речи.

  1. Развивать умения учащихся работать в группе.


Ход урока.


I. Сообщение цели урока. Отправляемся в путешествие в страну

Местоимению. Узнав об этом, королева страны прислала письмо.


Здравствуйте, друзья!

Я узнала, что вы хотите прибыть в мою страну. Я очень люблю туристов и пускаю в свои владения только пытливых и находчивых. А главное, знающих людей. Пройти в мой дворец непросто. Для этого вам придется преодолеть различные препятствие.

Я посылаю вам карту моей страны. Если вы достойно пройдёте все испытания, расскажите все, что обо мне знаете, я буду рада приветствовать вас в моём Дворце.

Сегодня я отмечаю свой день рождения. Прошу прибыть во дворец без опоздания. А чтобы вы смогли открыть дворцовые ворота, за каждый пройденный этап путешествия вы будите получать ключик. Команда, набравшая больше ключиков, получит право открыть дворцовые ворота. В добрый путь!


Королева Местоимения.


II. 1этап «ПЕЩЕРА ЗАГАДОК»


Чтобы найти это препятствие, необходимо отгадать загадки. Отгадки следует написать на лист.

1. Какие два личных местоимения мешают движению на дорогах? (Я-мы).

2. Сколько личных местоимений в слове семья? ( Семь-я )

3. Первый слог слова - личное местоимение 1-го лица.

Второй слог этого слова - название детской болезни. Вместе обозначают

предмет, который удерживает судно (Я-корь)

  1. Первый слог - личное местоимение 2-го лица. Второй звук, который издает лягушка.

Вместе - название овоща. (Ты-ква)

  1. Первый слог слова - личное местоимение 1-го лица.

Второй и третий - синоним к слову «горе».

Вместе обозначают человека, который любит жаловаться. (Я-беда)

6. Первый слог слова - личное местоимение 1-го лица.

Второй слог ты найдешь в словах сварщик, пильщик, барабанщик.

Вместе обозначают вместилище чего-нибудь. (Я-щик)

7. В каком местоимении два звука, одна буква? (Я)

8. За какое личное местоимение 1-го лица нужно спрятать букву «ц»,

чтобы получилось животное из породы грызунов. (За-я-ц)


Подведение итогов.


III. II этап "ЛЕСНЫЕ ПРЕМУДРОСТИ"

Замените существительное личным местоимением.

1 команда

Орел свил самое большое гнездо. Гнездо сделано из толстых сучьев и поме­щается на высокой сосне.

2 команда

Самое маленькое гнездо вьет королек. Королек сам меньше стрекозы, и дом у него с кулачок.

3 команда

Самый красивый домик у пеночки. Пеночка свила гнездышко на березовой ветке. Птица убрала его мягким пухом.

Задание: сделать полный синтаксический разбор предложения, дать ему характеристику.

Вопросы:

- Почему вы заменили имя существительное местоимением?

- Каким членом предложения может быть местоимение?


Подведение итогов этапа.






IV. III этап "ПОЛЯНА СКАЗОК"

Каждый ученик получает карточку с заданием: Прочитайте текст. Из какой сказки эти строки, назовите автора. (А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»)

Спишите местоимения, данные в скобках, употребите в нужной форме.


Карточка для 1 команды

Приплыла к (он) рыбка, спросила:

«Чего тебе надобно, старче.»


Воротился старик ко старухе,
Рассказал (он) великое чудо.



Задания:

  • Подберите из текста слова к схеме . (Старик)

  • Найдите в предложениях однокоренные слова. (Старче, старуха)


Карточка для 2 команды

Не посмел я взять с (она) выкуп, Отпустил (она) в синее море.


Не умел ты взять выкупа с рыбки. Хоть бы взял ты с (она) корыто.


Задания:

Найдите слова с суффиксом -к-. (Рыбка) Подберите и запишите 2 однокоренных слова.



Карточка для 3 команды

На (он) прикрикнут старуха,

На конюшню служить (он) послала.


Старичок к старухе воротился,
Что ж. Пред (он) царские палаты.



Задания:

  • Разберите слово царские по составу.

  • Подберите и запишите два однокоренных слова. (Царь, царица) Вопрос:

Как пишутся местоимения с предлогами? (Местоимения с предлогами пишутся раздельно.)

Вывод.


Веселый привал (физкультминутка).


V. IV этап «ГОРЛ ГРАМОТНОСТИ»


Задание: Написать местоимение в нужном падеже. Каждый ученик команды пишет на карточках, коллективный ответ оформляют на пленке.


1 команда 2 команда 3 команда

С (ОН) Т.п У (ОН) Р.п К (ОНА) Д.п.

У (ОНА) Р.п НАД (ОНА) Т.п НАД (ОНА) Т.п

ПЕРЕД (ОН) Т.п К (ОН) Д.п 0(ОН)П.п

ЗА (ОНА) Т.п О (ОНА) П.п ОТ (ОНА) Р.п



- Что нужно помнить о местоимениях 3-го лица, когда они стоят в косвенных падежах?

Мы подошли к воротам дворца королевы Местоимении.


VI. Подведем итоги. Вспомним, что мы узнали о королеве Местоимении. Расскажите, пользуясь планом:

  1. Значение.

  2. Вопросы.

  3. Постоянные признаки.

  4. Как изменяется.

  5. Роль в предложении.

- Мы многое узнали о королеве Местоимении и подошли к ее дворцу. Команда, получившая большее число ключиков, открывает дворцовые ворота.


Дорогие ребята!

Я поздравляю вас с успешным окончанием путешествия. Вы проявили себя знающими и любознательными туристами. Желаю вам дальнейших успехов в изучении русского языка. Путешествуйте в разные страны частей ре­чи. Дружите с русским словом, исследуйте страну Слов. Поможет вам в этом мой подарок!

До встречи на страницах учебника.

Королева Местоимения.

Учитель напоминает детям, что у королевы Местоимении сегодня день рождения и предлагает написать личное письмо-поздравление и поблагодарить ее за гостеприимство и за интересное путешествие.

Использованная литература:


  1. Обучение в 4 классе: в 2ч. Ч1 / М.И. Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова; под ред. Б.И. Фоминых. - М.: Просвещение, 1990. - С.110-208.



  1. Обучение русскому языку в 4 классе / сост. Т.А. Ладыженская. - М.: Просвещение, 2001. - 223с.



  1. Пушкин А.С. Сказка о рыбаке и рыбке / А.С. Пушкин. - М.: Детская литература, 1988. - 25с.: ил.




Полный текст материала Урок-путешествие "Обобщение знаний о местоимении" для 4 класса смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Карасова Райганат Крымгереевна  Райганат
11.11.2011 1 8935 1666

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК