Урок-путешествие "Обобщение знаний о местоимении" для 4 класса
Карасова Райганат Крымгереевна
МБОУ СОШ № 5 г. Новый Уренгой, ЯНАО
Учитель начальных классов
Тема урока: Обобщение знаний о местоимении.
Цели урока:
Углубить знания учащихся о местоимении.
Совершенствовать навыки учащихся в правильном употреблении
местоимений в речи.
Развивать умения учащихся работать в группе.
Ход урока.
I. Сообщение цели урока. Отправляемся в путешествие в страну
Местоимению. Узнав об этом, королева страны прислала письмо.
Здравствуйте, друзья!
Я узнала, что вы хотите прибыть в мою страну. Я очень люблю туристов и пускаю в свои владения только пытливых и находчивых. А главное, знающих людей. Пройти в мой дворец непросто. Для этого вам придется преодолеть различные препятствие.
Я посылаю вам карту моей страны. Если вы достойно пройдёте все испытания, расскажите все, что обо мне знаете, я буду рада приветствовать вас в моём Дворце.
Сегодня я отмечаю свой день рождения. Прошу прибыть во дворец без опоздания. А чтобы вы смогли открыть дворцовые ворота, за каждый пройденный этап путешествия вы будите получать ключик. Команда, набравшая больше ключиков, получит право открыть дворцовые ворота. В добрый путь!
Королева Местоимения.
II. 1этап «ПЕЩЕРА ЗАГАДОК»
Чтобы найти это препятствие, необходимо отгадать загадки. Отгадки следует написать на лист.
1. Какие два личных местоимения мешают движению на дорогах? (Я-мы).
2. Сколько личных местоимений в слове семья? ( Семь-я )
3. Первый слог слова - личное местоимение 1-го лица.
Второй слог этого слова - название детской болезни. Вместе обозначают
предмет, который удерживает судно (Я-корь)
Первый слог - личное местоимение 2-го лица. Второй звук, который издает лягушка.
Вместе - название овоща. (Ты-ква)
Первый слог слова - личное местоимение 1-го лица.
Второй и третий - синоним к слову «горе».
Вместе обозначают человека, который любит жаловаться. (Я-беда)
6. Первый слог слова - личное местоимение 1-го лица.
Второй слог ты найдешь в словах сварщик, пильщик, барабанщик.
Вместе обозначают вместилище чего-нибудь. (Я-щик)
7. В каком местоимении два звука, одна буква? (Я)
8. За какое личное местоимение 1-го лица нужно спрятать букву «ц»,
чтобы получилось животное из породы грызунов. (За-я-ц)
Подведение итогов.
III. II этап "ЛЕСНЫЕ ПРЕМУДРОСТИ"
Замените существительное личным местоимением.
1 команда
Орел свил самое большое гнездо. Гнездо сделано из толстых сучьев и помещается на высокой сосне.
2 команда
Самое маленькое гнездо вьет королек. Королек сам меньше стрекозы, и дом у него с кулачок.
3 команда
Самый красивый домик у пеночки. Пеночка свила гнездышко на березовой ветке. Птица убрала его мягким пухом.
Задание: сделать полный синтаксический разбор предложения, дать ему характеристику.
Вопросы:
- Почему вы заменили имя существительное местоимением?
- Каким членом предложения может быть местоимение?
Подведение итогов этапа.
IV. III этап "ПОЛЯНА СКАЗОК"
Каждый ученик получает карточку с заданием: Прочитайте текст. Из какой сказки эти строки, назовите автора. (А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»)
Спишите местоимения, данные в скобках, употребите в нужной форме.
Карточка для 1 команды
Приплыла к (он) рыбка, спросила:
«Чего тебе надобно, старче.»
Воротился
старик ко старухе,
Рассказал (он)
великое чудо.
Задания:
Подберите из текста слова к схеме . (Старик)
Найдите в предложениях однокоренные слова. (Старче, старуха)
Карточка для 2 команды
Не посмел я взять с (она) выкуп, Отпустил (она) в синее море.
Не умел ты взять выкупа с рыбки. Хоть бы взял ты с (она) корыто.
Задания:
Найдите слова с суффиксом -к-. (Рыбка) Подберите и запишите 2 однокоренных слова.
Карточка для 3 команды
На (он) прикрикнут старуха,
На конюшню служить (он) послала.
Старичок
к старухе воротился,
Что
ж. Пред (он) царские палаты.
Задания:
Разберите слово царские по составу.
Подберите и запишите два однокоренных слова. (Царь, царица) Вопрос:
Как пишутся местоимения с предлогами? (Местоимения с предлогами пишутся раздельно.)
Вывод.
Веселый привал (физкультминутка).
V. IV этап «ГОРЛ ГРАМОТНОСТИ»
Задание: Написать местоимение в нужном падеже. Каждый ученик команды пишет на карточках, коллективный ответ оформляют на пленке.
1 команда 2 команда 3 команда
С (ОН) Т.п У (ОН) Р.п К (ОНА) Д.п.
У (ОНА) Р.п НАД (ОНА) Т.п НАД (ОНА) Т.п
ПЕРЕД (ОН) Т.п К (ОН) Д.п 0(ОН)П.п
ЗА (ОНА) Т.п О (ОНА) П.п ОТ (ОНА) Р.п
- Что нужно помнить о местоимениях 3-го лица, когда они стоят в косвенных падежах?
Мы подошли к воротам дворца королевы Местоимении.
VI. Подведем итоги. Вспомним, что мы узнали о королеве Местоимении. Расскажите, пользуясь планом:
Значение.
Вопросы.
Постоянные признаки.
Как изменяется.
Роль в предложении.
- Мы многое узнали о королеве Местоимении и подошли к ее дворцу. Команда, получившая большее число ключиков, открывает дворцовые ворота.
Дорогие ребята!
Я поздравляю вас с успешным окончанием путешествия. Вы проявили себя знающими и любознательными туристами. Желаю вам дальнейших успехов в изучении русского языка. Путешествуйте в разные страны частей речи. Дружите с русским словом, исследуйте страну Слов. Поможет вам в этом мой подарок!
До встречи на страницах учебника.
Королева Местоимения.
Учитель напоминает детям, что у королевы Местоимении сегодня день рождения и предлагает написать личное письмо-поздравление и поблагодарить ее за гостеприимство и за интересное путешествие.
Использованная литература:
Обучение в 4 классе: в 2ч. Ч1 / М.И. Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова; под ред. Б.И. Фоминых. - М.: Просвещение, 1990. - С.110-208.
Обучение русскому языку в 4 классе / сост. Т.А. Ладыженская. - М.: Просвещение, 2001. - 223с.
Пушкин А.С. Сказка о рыбаке и рыбке / А.С. Пушкин. - М.: Детская литература, 1988. - 25с.: ил.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Карасова Райганат Крымгереевна
→ Райганат 11.11.2011 1 8908 1666 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.