Итоговый урок по русскому языку "Веселая грамматика", 1 класс
«Веселая грамматика» |
Итоговый урок по русскому языку. 1 класс |
|
|
|
Составитель: Шабанова Т.Б., учитель начальных классов АОУ СОШ № 14 г. Долгопрудный, МО |
13.11.2011 |
|
Итоговый урок по русскому языку в 1 классе
«Веселая грамматика»
Цель урока: обобщение и закрепление знаний по русскому языку за
1 класс; развитие орфографической зоркости; развитие формирования интереса к изучению родного языка.
Оборудование: наглядные пособия по русскому языку за 1 класс, дидактический и демонстрационный материал.
Ход урока.
1.Организационный момент.
Ученики: Звенит звонок – начинается урок.
Учитель: Садитесь, ребята. Этими словами мы обычно начинаем урок. Но сегодня урок необычный – урок открытый и мы рады приветствовать гостей на нашем уроке русского языка «Веселая грамматика».
Ученики: Я тетрадь свою открою
И наклонно положу.
Я, друзья, от вас не скрою
Ручку я – вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.
Учащиеся записывают число и тему урока: Веселая грамматика.
2. Основной этап урока.
Учитель: Что такое грамматика?
Ученики: Грамматика - это наука о строе языка, о его законах и правилах.
Грамматика, грамматика –
Наука очень строгая.
Учебник по грамматике
Беру всегда с тревогой я.
Она трудна, но без нее
Глухое было бы житье.
Не составить телеграмму
И открытку не отправить,
Даже собственную маму
С днем рожденья не поздравить.
Люблю тебя грамматика,
Ты умная и строгая.
Тебя моя грамматика
Осилю понемногу я 1
Учитель: Давайте вспомним, чему нас научила грамматика в 1 классе.
Перелистаем ее страницы. (На доске план работы.)
Звуки и буквы.
Слоги и слово.
Предложение. Текст.
Учитель: Итак, вперед по страницам грамматики. Эту загадку вы, наверняка знаете:
33 родных сестрицы
Писаны красавицы.
На одной живут странице,
А повсюду славятся.
Ученики: Алфавит.
Страница 1. Алфавит.
Учитель: Что такое «алфавит»?
Ученики: Алфавит - это буквы, расположенные друг за другом, в определенном порядке.
Буквы строго встали в ряд
Будто по линейке.
Каждый знает свое место
И уйти не смеет.
Все они стоят красиво-
По-порядку, посмотри!
Ну а ты теперь сумеешь
Повторить все 33?
( А Б В Г Д Е …)
Учитель: Молодцы! Сегодня на уроке с нами будет работать «Волшебная лента букв»,
на которой расположены буквы в другом порядке.
Страница 2. Гласные буквы и звуки.
Йотированные гласные буквы.
Ученик: На «волшебной» ленте буквы расположены в другом порядке:
слева, на красном фоне – гласные буквы. Их 10. Звуков 6.
Йотированные буквы е е ю я издают 2 звука, а в слиянии с мягким согласным –
один звук.
( Демонстрация опорной таблицы по теме.)
Задание 1.Распределить слова (на карточках) в два столбика: 2 звука. 1 звук.
Ель, мел, съемка, лед, вьюга, баян, Люда, Коля. (на доске)
Задание 2. Записать в тетрадь транскрипцию слов: баян, мел.
Но сначала сделать Разминку для пальцев:
Раз, два, три, четыре, пять
Вышли пальцы погулять. 2
Этот пальчик самый сильный,
Самый толстый и большой.
Этот пальчик для того,
Чтоб показывать его.
Этот пальчик самый длинный
И стоит он в середине.
Этот пальчик безымянный,
Он избалованный самый.
А мизинчик хоть и мал-
Очень ловок и удал.
Запись в тетрадь: баян б а й а н мел м э л
Страница 3. Слоги и слово.
Учитель: Что мы знаем о гласных звуках?
Ученик: Гласные звуки произносятся свободно, без преград.
Гласные звуки образуют слог: сколько в слове гласных звуков, столько и слогов.
Задание 3. Поиграем в «Эхо». Произнеси последний слог.
Черный ворон на дубу
С белой крапинкой на лбу (БУ)
От дождя блестит кора
Вдалеке видна гора (РА)
Нелегко туда пройти
Мост разрушен на пути (ТИ)
В замке светится окно
А в горах уже темно (НО)
Превосходная картина!
Кто художник? – (БУРАТИНО)
Задание 4. Записать слово «Буратино», разделив его на слоги;
Вспомнить автора произведения «Приключения Буратино»;
Вспомнить правило о большой букве.
Имена, фамилии,
Клички, города –
С большой буквы
Пишутся всегда.
Страница 4. Безударные гласные.
Ученик: Гласные звуки бывают ударные и безударные.
Безударные гласные а о е и я надо проверять.
Безударный хитрый гласный
Слышим мы его не ясно.
А в письме какая буква? –
Здесь поможет нам наука:
Гласный ставь под ударенье,
Чтоб развеять все сомненья. 3
Сосна, вода, дела, трава –
Проверить надо все слова.
Слуху вы не доверяйте,
Удареньем проверяйте:
Сосны, воды, травы, дело –
А теперь пишите смело!
Задание 5. Выборочный диктант. Записать слова с безударной гласной.
Аист с нами прожил лето, а зимой гостил он где-то.
Мед в лесу медведь нашел. Мало меду – много пчел.
Ходит по лесу хорек - хищный маленький зверек.
Запись в тетрадь: зимой, гостил , в лесу, медведь, по лесу, хорек, зверек
Ученик: Гласные первого ряда в слиянии с согласным обозначают его твердость;
Гласные второго ряда в слиянии с согласным обозначают его мягкость.
.
Учитель: Но сначала давайте поговорим о самих согласных, а потом вспомним
об их твердости и мягкости.
Страница 5. Согласные буквы и звуки.
Звонкие и глухие согласные.
Ученик: В центре «волшебной» ленты расположены согласные буквы. Их 21.
Согласные буквы обозначают согласные звуки, которые произносятся с преградой
во рту.
Верхний ряд букв обозначает звонкие звуки, которые произносятся с голосом и шумом.
Нижний ряд букв обозначает глухие звуки, которые произносятся только с шумом.
Страница 6. Парные согласные.
Ученик: Согласные бывают парные и непарные. Парные согласные надо проверять.
Если слышишь парный звук,
Будь внимательным, мой друг,
Парный сразу проверяй,
Слово смело изменяй:
«зуб»- на «зубы», «лед» на «льды»
Будешь грамотным и ты.
Звук согласный проверяй,
Рядом гласный подставляй:
«грядка». Нет чего? – нет «грядок».
А «тетрадка»? – нет «тетрадок».
«зубки» изменили – «зубы»,
«шубки» проверяем - «шубы».
Задание 6. Записать в тетрадь 2-3 слова из стихотворения с парным согласным.
Страница 7. Мягкость и твердость согласных.
4
Ученик: Звонкие и глухие согласные могут звучать твердо или мягко.
В слиянии с гласными первого ряда, согласные звучат твердо.
В слиянии с гласными второго ряда, согласные звучат мягко.
Сценка.
Мышка: Что глядишь, корова
Строго и сурово?
Корова: Мишка - лодырь через «а»
Написал «кАрова»
Мышка: Напишите вы «мишка» через «ы»
Проучите мишку –
Превратите в мышку.
Кошка мышку – хвать!
Будет мишка знать!
Задание 7. Записать в тетрадь: Мышка – мишка. Подчеркнуть мягкий согласный.
Страница 8. Шипящие согласные.
Сочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ, ЧК-ЧН.
Ученик: Но! Нужно знать, что звуки « ж » « ш » - всегда твердые, поэтому запомни:
ЖИ-ШИ пиши с буквой «и».
ЖИ и ШИ, ЖИ и ШИ
С буквой «и» всегда пиши:
Мыши, ежики, моржи,
Лыжи, лужи, камыши.
Ученик: Звуки «ч» «щ» - всегда мягкие, поэтому запомни:
ЧА-ЩА пиши с буквой «а»
ЧУ-ЩУ пиши с буквой «у»
ЧК-ЧН пиши без мягкого знака.
ЧА и ЩА, ЧА и ЩА
С буквой «а» пиши всегда:
Роща, чаща и свеча,
Пища, туча, саранча.
ЧУ и ЩУ, ЧУ и ЩУ
С буквой «у» всегда пишу,
Чудо-щуку захвачу,
Утащу и проглочу.
Речка, ночка, строчка,
Точка, кочка, дочка.
Срочный, булочный, ночной,
Точный, шуточный, речной.
Знаем мы наверняка
Где «ЧН», а где «ЧК»
Задание 8. Отгадай загадку, напиши отгадку. Выдели сочетания с шипящими. 5
Бегут по дорожке
Доски да ножки. (Лыжи)
Ног нет, а хожу.
Рта нет, а скажу –
Когда спать, когда вставать,
Когда работу начинать. (Часы)
Хвостом виляет,
Зубаста, а не лает. (Щука)
На носу сидим,
На мир глядим,
За уши держимся. (Очки)
Иглою огненной портной
Шьет кораблю костюм стальной. (Сварщик)
Запись слов: Лыжи, часы, щука, очки, сварщик. (Подчеркнуть буквосочетания.)
Страница 9. Мягкий и твердый знаки.
Ученик: Справа на «волшебной» ленте расположены мягкий и твердый знаки.
Эти знаки звуков не обозначают.
Мягкий знак смягчает предшествующий согласный, а твердый - нет.
Кроме этого, эти знаки служат для разделения согласного звука от гласного.
В этом случае их называют разделительными.
Мягкий знак, мягкий знак!
Без него нельзя никак.
Без него не написать
30, 20, 10, 5.
Вместо «шесть» получим «шест»,
Вместо «есть» напишем «ест»,
Станут «пенками» «пеньки»,
«Уголками» - «угольки»,
«Банька» в «банку» превратится…
Вот что может получится,
Если будем забывать
Мягкий знак в словах писать.
Задание 9. Записать слова банка-банька, обозначить количество букв и звуков.
Ученик: Твердый знак нам нужен тоже.
Без него писать не сможем:
«Съезд, съедобный, объясненье
И подъезд и объявленье».
Было «сели», стало «съели»…
Догадаться вы сумели?
Почему случилось так?
Кто виновник? – Твердый знак! 6
Задание 10. Записать слова сели – съели, обозначить количество букв и звуков.
Физминутка.
Страница 10. Слово.
Учитель: Мы столько слов с вами записали, а ведь слова бывают разные и каждое слово что-то
обозначает и отвечает на определенный вопрос .
Какие бывают слова? На какие вопросы отвечают и что обозначают?
Ученик: Есть слова, которые отвечают на вопросы КТО? ЧТО? и обозначают предметы – это
имена существительные .(приводит пример)
Ученик: Есть слова, которые отвечают на вопросы КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ? и
обозначают признак предмета – это имена прилагательные. (приводит пример)
Ученик: Есть слова, которые отвечают на вопросы ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ?........и
обозначают действие предмета – это глаголы. (приводит пример)
Задание11. Конкурс-игра. Кто больше? Записать слова в три столбика:
ПРЕДМЕТ. ПРИЗНАК. ДЕЙСТВИЕ. Задание выполняется на доске, тремя командами,
на время.
Страница 11. Предложение.
Учитель: Будут ли эти слова являться единицей нашей речи? Из чего состоит наша речь?
Ответы учащихся: Наша речь состоит их предложений.
Учитель: Что такое предложение? Ответы учащихся:
Предложение – это слово или несколько слов, связанных между собой по смыслу.
Предложение содержит законченную мысль.
Учитель: Являются ли слова, записанные на доске предложением? Ответ: Нет.
-Верно. Эти слова не являются предложением. Их надо связать так, чтобы получить
законченную мысль. Какая часть речи служит для связи слов в предложении?
Ответ: Предлог.
Задание12. На партах имеются карточки со словами. Расставить карточки так, чтобы получилось
предложение. ( Учащиеся составляют предложения и зачитывают их.)
Примечание: Предложения подобрать разные по цели высказывания, тогда можно задать
дополнительный вопрос: Какие бывают предложения по цели высказывания?
Ученик: По цели всегда различай предложение:
В повествовательном – сообщение.
Вопрос – в вопросительном, нужен ответ.
А в побудительном – просьба, совет.
Страница 12. Текст.
Учитель: Что такое текст? Ответы учащихся:
Текст – это несколько предложений, связанных по смыслу.
Текст имеет главную мысль и написан на определенную тему.
Текст можно озаглавить. 7
Учитель: Можно ли из ваших предложений составить текст? (- Нет. Объясняют почему.)
Задание 13. Составить предложения по картине и связать их в текст. (Устно) Текст озаглавить.
Одно предложение записать в тетрадь (комментировано) и найти грамматическую
основу – главные члены (подчеркнуть).
Ученик: Найди ты подлежащее
Поставь вопрос: Кто? Что?
Ну а потом сказуемое –
Что делает оно?
3. Заключительный этап урока.
Учитель подводит итог урока: «Мы пролистали все намеченные странички грамматики.
Повторили весь пройденный материал по русскому языку за 1 класс. Встаньте те, кто сегодня
отвечал. (Встает весь класс. Оценить учащихся). Ну что, осилили грамматику?
Ученики: Люблю тебя грамматика
Ты умная и строгая.
Тебя моя грамматика
Осилю понемногу я.
Учащиеся награждаются эмблемой «Юный грамотей - 20.. года»
Литература
1.Учебник Т. Г.Рамзаевой «Русский язык. 1 класс». Москва, Дрофа, 2010.
2.Я.Ш. Гараева «Поурочные разработки по русскому языку к учебному комплекту Т.Г.Рамзаевой»
3.Журналы «Начальная школа»
8
На странице приведен фрагмент.
Автор: Шабанова Татьяна Борисовна
→ TShabanova 13.11.2011 2 16956 2174 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.