Викторина по русскому языку для 3 класса "Турнир для грамотных ребят"


Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Гимназия № 4»

Кировского района г. Казани







Открытое мероприятие:

Турнир для грамотных ребят.

для учащихся 3а класса













Провела:

учитель

второй квалификационной категории

Богапова Зухра Фаризановна

для учителей гимназии № 4













Казань, 2009



Тема: Турнир для грамотных ребят.

Автор : Богапова З. Ф. учитель II квалификационной категории гимназии № 4 Кировского района г. Казани.

Цель: в занимательной форме повторить темы: парные согласные, безударные гласные, непроизносимые согласные, части речи, словообразование.

Ход мероприятия:

  1. Вступительная часть:

(Стихотворение читает учитель)

-- Дорогие мои дети,

Вас обрадовать спешу,

пригласили нас всех в гости.

-- А куда? (спрашивают дети)

-- Сейчас скажу.



В стране грамматики сейчас

Начнётся праздник славный:

Турнир для грамотных ребят.

И нас туда позвали.



Должны вы знанья показать,

С любым заданьем справиться,

В беде друг друга выручать,

Только быстро отвечать.



Сильнейший в бою победит.

Грамматика вас наградит.

В дорогу песню мы возьмём.

Сейчас её мы вам споём.



Песня (Дети поют песню под музыку «Песня первоклассника»):



  1. Грамматика(2 раза)—

Наука очень строгая.

Учебник по грамматике

Всегда беру с тревогой я.

Она трудна, но без неё

Плохое было бы житьё.

Тебя, моя грамматика,

Осилю понемногу я!



  1. Сколько правил,

Правил сколько!

С непривычки бросит в дрожь.

Будь внимательным и только!

Всё запомнишь, всё поймёшь!

Им охота порезвиться,

Обмануть учеников.

Ты к себе их приручи –

Их привычки изучи!





  1. Представление команд и жюри:



1 команда – Принцессы грамматики.

Девиз: «Семь раз отмерь, один раз отрежь».



2 команда – Рыцари грамматики.

Девиз: «Пишут не пером, а умом».



Учитель:

-- Жюри оценит ваше приветствие. Но разрешите сначала их представить.





  1. Город звуков и букв.





  1. Заколдованная дверь (оценивается в 5 баллов).

На дверях замка зашифрованная надпись из цифр(ключ – алфавит):



3

5,16,2,18,29,11

17,21,20,30,

5, 18,21,9,30,33!



(Расшифровка: В добрый путь, друзья!)

II вариант: на презентации – прочитать русский шрифт (расшифровка: вход только для грамотных).



  1. Загадки о звуках (За каждую отгаданную загадку 1 балл).



Команды загадывают друг другу загадки о звуках. Например:

-- Этот звук согласный, непарный звонкий, всегда мягкий, есть в слове майка.

-- Этот звук согласный, непарный глухой, всегда твёрдый, есть в слове птицы.







На презентации загадки на кубиках можно предложить болельщикам (с проверкой).



  1. Фонетический разбор.



Слова для фонетического разбора: веселье, станция (с проверкой).



  1. Наборщик.

Из букв слова грамматика за 2 минуты составить как можно больше слов (например: грамм, мама, март и т. д.)





  1. Улица орфограмм.



  1. Конкурс капитанов.



Учитель называет слова капитанам. Капитаны должны назвать орфограммы в этих словах (с проверкой).

Примерные слова:

Молоко (сочетание оло)

Гриб (парная согласная в корне слова)

Солнце (непроизносимая согласная в корне слова)

Трава (безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением)

Собака (безударная гласная в корне слова, непроверяемая ударением)

Пушинка (буква и после шипящих)

Вьюга (разделительный ь)

Съел (разделительный ъ)

Казань (Заглавная буква в именах собственных, мягкий знак для обозначения мягкости согласных)

Дочь (мягкий знак на конце имён существительных после шипящих)

Конь (мягкий знак для обозначения мягкости согласных) и т. д.



  1. Прилавок с сувенирами.



Каждая команда по очереди выкупает правила, зашифрованные на смайликах.

( сколько выкупит, столько баллов)

На презентации кликать на отгаданных правилах.



  1. Входные билеты.



Чтобы пройти в город слов, надо заполнить пропускные билеты – вставить пропущенные орфограммы( сколько правильных букв, столько баллов)

(с проверкой).





М . л . ко х . р . шо

Быстр . скор .

В . дро ст . лы

Тру . кру .

С . м . лё . п . р . хо .

Радос . ный звёз . ный





  1. Город слов.





  1. Антонимы, синонимы.



Подобрать к словам беда, робкий, специальность, желать, огромный, занимательный синонимы.(несчастье, несмелый, профессия, хотеть, большой, интересный)

Подобрать к словам тихо, старый, твёрдый, ссориться, смех, сытый антонимы(громко, молодой, мягкий, мириться, плач, голодный).

(с проверкой).



  1. Лес слов.



Подобрать однокоренные слова к слову учить.( учёба, учебник, изучить, учитель, ученик, обучать, учение, научить, училище, выучить, учёный, учиться)

(с проверкой).



  1. Состав слова.





Разобрать по составу:



Шьёт льёт

Пришкольный загородный

Побродить походить

Биться рыться

Звонко мелко

Старушка медвежонок

Мышеловка мясорубка

(Извините, на презентации проверку сделать не удалось. Может у вас получится?)





  1. Улица частей речи.







  1. Существительное.



Определить падеж существительного:



На реке собираются рыбаки.

По небу летят облака.

Около дома Миша посадил яблоню.

По дороге бежит заяц.

Вечером в лесу кричит сова.

Из-за дождя я не пошёл в кино.

(с проверкой).





  1. Глагол.



Определить время глаголов:



Пишет,

полетел,

спела,

стоит,

пойдёт,

расскажет,

увидела,



смотрит,

защитила,

носит,

слушается,

зашьёт,

говорила,

звонит. (с проверкой).





  1. Прилагательное.





К слову подобрать различные прилагательные:



1-ой команде: осень (золотая, холодная, прекрасная, дождливая, грустная, красивая)

2-ой команде: человек ( добрый, отзывчивый, жадный, умный, смелый, робкий и т. д.)

( Можно дать каждой команде одинаковое слово, чтобы было честно.)

(с проверкой).







  1. Город предложений.





  1. Фразеологизмы.



Объяснить смысл фразеологизмов:



Золотые руки, спустя рукава, рукой подать, повесить нос, встать не с той ноги, при царе Горохе, слушать в пол-уха, мозолить глаза, бить баклуши, после дождичка в четверг.

(с проверкой).



  1. Синтаксический разбор предложения.



Хитрая лиса охотится на зайцев.

Верный друг не оставит в беде.









  1. Итог.





  1. Слово предоставляется жюри.

  2. Заключительная песня (мотив из песни « Жил да был чёрный кот за углом…».)





  1. Переходим из класса мы в класс.

Много правил мы знаем сейчас.

Если пишешь диктант , не зевай

И на небе ворон не считай.

Не с глаголом отдельно пиши.

Жи и ши через и напиши.

Гласный звук удареньем проверь.

В ться – что делать?- ь напиши.



Припев:



Говорят, не повезёт,

Если правила не знаешь.

Глупый тот,

Кто не слушает уроков,

Поздно делает уроки,

Книги в руки не берёт,

На уроке получает двойки тот.



  1. Моя – женский, моё – средний род,

Мой – мужской, ты запомни, дружок.

В женском роде пиши ь,

В среднем роде о и е только так.

За согласной ты гласную ставь.

Окончанье вопросом сверяй.

Все предлоги отдельно пиши.

Имена с заглавной буквы напиши.













Слайд 1
Турнир для грамотных ребят.
Слайд 2
•Представление команд и жюри: • 1 команда – Принцессы грамматики. • Девиз: «Семь раз отмерь, один раз отрежь». • 2 команда – Рыцари грамматики. • Девиз: «Пишут не пером, а умом».
Слайд 3
•Город звуков и букв.
Слайд 4
Слайд 5
•Загадки о звуках. к со й, г л ас гл ны у па х ра ой [г , ] ж ы н с й , й ы н ас согл ный р непа й, ки н о в з да всег й и мягк ла г , й со и ] , к й он [ ш зв ра па ц согла с ны й , непа р глухо ный й всегд , а твёрд ый
Слайд 6
•Фонетический разбо • веселье в – [в'] согласный, п. звонкий. е -- [и] гласный. с -- [с'] согласный, п. глухой. е -- [ээ ] гласный. л -- [л'] согласный, н. звонкий. ь -- [--] е – [й'] согласный, н. звонкий. [э] гласный. _______ 7 б., 7 зв. • станция с – [с] согласный, п. глухой. т -- [т] согласный, п. глухой. а -- [аээ ] гласный. н -- [н] согласный, н. звонкий. ц -- [ц] согласный, н. глухой. и -- [и] гласный. я – [й'] согласный, н. звонкий. [а] гласный. _______ 7 б., 8 зв.
Слайд 7
•Наборщик. г р а м м а т и к а
Слайд 8
Улица орфограмм. ь Жи-ши ъ Чу-щу
Слайд 9
•Конкурс капитанов.
Слайд 10
аны должны назвать орфограммы в этих словах:
Слайд 11
рилавок с сувенирами 1 2 Е УТЮТ И АТЯТ СПР СПР Ъ яеёю Ё Е Я Ю ЯМА СЕМЬЯ МОЯ Ж.Р. (МОЯ) ЩЬ ЧЬ ЖЬ ШЬ А О ПРОВЕРЬ УДАРЕНИЕМ ЧК-ЧН Сущ. Предмет Кто?что? ЧА-ЩА Маша Москва Тузик Не глагол КАК? Прил. Признак Какой? О Н/Р:БЫСТРО НАРЕЧИЕ
Слайд 12
•Входные билеты. • м . л . ко •хо . р .ошо о о • быстр . • в . дро • тру . о е • с . м . лё . д • радос а . ный о т т • скор . о • ст . лы о • кру . г • п . р . хо . а . оныйд • звёз д
Слайд 13
•Город слов. а з из од Р а ин р е б а з ё белы й до ы м т е в ц а шк м ш а о ё м л л а съел
Слайд 14
Подобрать синонимы: •Антонимы, синонимы. Подобрать антонимы: • беда несчастье • • робкий несмелый • профессия • • специально сть хотеть • желать большой • • огромныйинтересный • • заниматель • ный тихо громко молодой старый мягкий твёрды й мириться ссорить плач ся голодный смех сытый
Слайд 15
•Лес слов. ученик училище выучить • . научить учёный учитель учебник учёба учить
Слайд 16
•Состав слова. • • • • • • • Шьёт Пришкольный Побродить Биться Звонко Старушка Мышеловка • • • • • • • Льёт Загородный Походить Рыться Мелко Медвежонок Мясорубка
Слайд 17
Слайд 18
•Существительное. ределить падеж существительного: п. собираются • НаП. реке И. п. рыбаки. Д.небу п. летят • По И. п. облака. п. за • Около Р. дома Т. п. я посадил забором В. п. яблоню. Д п. бежит • По дороге И. п. заяц. Т. п. в лесу П. п. • Вечером п. кричит И. сова. п. я не • Из-за Р. дождя В. п. пошёл в кино.
Слайд 19
• Глагол. Определить время • • • • • • • глаголов: пишет полетел спела стоит пойдёт расскажет увидела наст. прош. прош. наст. буд. буд. прош. • • • • • • • смотрит защитила носит слушается зашьёт говорила звонит наст. прош. наст. наст. буд. прош. наст.
Слайд 20
•Прилагательное. слову подобрать различные прилагательные: челове к Осе нь добрый, золотая, отзывчивый, холодная, жадный, умный, прекрасная, смелый, робкий, дождливая, воспитанный грустная, красивая
Слайд 21
Город предложений.
Слайд 22
• • • • • • • • • • •Фразеологизмы . мастер Золотые руки спустя рукава работать небрежно, с ленцой рукой подать близко повесить нос загрустить встать не с той ноги недовольный при царе Горохе давным-давно слушать в пол-уха невнимательно мозолить глаза надоедать бить баклуши после дождичка в бездельничать четверг неизвестно когда сбудется
Слайд 23
•Синтаксический разбор предложения. • Хитрая лиса охотится на зайцев. • Верный друг не оставит в беде.
Слайд 24
Итог. •Переходим из класса мы в класс. Много правил мы знаем сейчас. Если пишешь диктант , не зевай И на небе ворон не считай. Не с глаголом отдельно пиши. Жи и ши через и напиши. Гласный звук удареньем проверь. В ться – что делать?- ь напиши. Припев: Говорят, не повезёт, Если правила не знаешь. Глупый тот, Кто не слушает уроков, Поздно делает уроки, Книги в руки не берёт, На уроке получает двойки тот. •Моя – женский, моё – средний род, Мой – мужской, ты запомни, дружок. В женском роде пиши ь, В среднем роде о и е только так. За согласной ты гласную ставь. Окончанье вопросом сверяй. Все предлоги отдельно пиши. Имена с заглавной буквы напиши.
Слайд 25
Награждение.

Полный текст материала Викторина по русскому языку для 3 класса "Турнир для грамотных ребят" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Богапова Зухра Фаризановна  зухрустик
05.07.2009 3 36798 7739

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК