Урок русского языка "Сложные слова"; 3 класс


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

« Гимназия № 3»










Урок русского языка

Тема : « Сложные слова»

3 класс

Развивающая система Л. В.Занкова.
























Выполнила

Моисеева Ольга

Вячеславовна,

учитель начальных классов.










Рубцовск 2011


Предмет : Русский язык

Класс 3

Автор учебника: А. В. Полякова

Тема урока: « Сложные слова».



Дидактическая цель: создать условия для формирования понятия «сложные слова» и введение его в систему знаний.


Задачи: 1) познакомить учащихся с образованием сложных слов;

2) развивать умение находить сложные слова среди других слов, развивать мыслительные операции, речь учащихся;

3) воспитывать интерес к предмету.



Оборудование: карточки – схемы, карточки для каждого ученика, учебник русского языка,

« Словарь русского языка» С. И. Ожегова.



Ход урока.

Организационный момент.

У. -Я умею думать, я умею рассуждать,

Что полезно для работы, то и буду выполнять.

У.- Запишите число, классная работа.


Минутка чистописания.

У.- Показ, каких букв записан?

Д.- Показ букв «о» и « е».

У.- Что общего у этих букв?

Д.- Они обозначают гласные звуки.

У. – Какая из этих букв особенная? Почему?

Д. – буква «е», т. к. она может обозначать два звука{й} и {э} в начале слова, после гласных и после ь и ъ знаков.


Актуализация знаний.

У.- Сегодня на уроке мы продолжим изучение темы « Словообразование» и расширим свои знания в этой области. Скажите, что изучает словообразование?

Д.- Словообразование изучает образование новых слов.

У.- Назовите способы образования слов.

Д.- Существует несколько способов образования слов: приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный.

У.- Давайте вспомним эти способы словообразования на примерах.

- На доске записаны слова , прочитайте их.

Д.- Берёзка, подснежник, снежок, походка, побег, лесостепь, переход.

У. – На какие группы можно разделить слова?

Д.- Существительные мужского и женского рода.

У. –А ещё на какие группы?

Д. – Существительные с окончанием «а» и с нулевым окончанием.

У. – Посмотрите, что изображено на схемах?

Д. – Изображены части слова.

У.- Распределите данные слова в три столбика и разберите их по составу. ( Один человек работает у доски).

Проверка.

берёзка побег подснежник

снежок переход берёзка

У.- Какое слово оказалось лишним? Почему?

Д. Это слово лесостепь, в нём два корня.

У.- Действительно в русском языке есть слова, которые имеют два и более корня. Такие слова называются сложными.


Целепологание.

У.- Кто может назвать тему урока?

Д.- Тема урока «Сложные слова».

У.- Чему будем учиться на уроке?

Д.- Мы будем учиться находить сложные слова, правильно их писать, познакомимся с правилом.

У.- Чтобы понять лексическое значение данного слова нам понадобилось сколько слов?

Д.- Два слова.

У.- Что обозначает слово лес?

Д.- Лес- место, где растёт много деревьев.

У.- Что обозначает слово степь?

Д.- Степь – это пространство покрытое травой.

У.- Запишем слова лес и степь, и выделим основу и окончание. (выполнение работы).

У.- Сложив, две основы, мы получили новое слово, с новым лексическим значением – это слово лесостепь.

Прочитайте в словаре С. И. Ожегова какое лексическое значение имеет слово лесостепь.

Д.- Лесостепь – это область переходная между степью и лесом.

У.- Какая буква соединила две основы?

Д.- Две основы соединила буква «о».

У.- Кто уже догадался как называется эта гласная?

Д.- Это соединительная гласная.

У.- Для чего нужна соединительная гласная?

Д.- Чтобы соединять две основы.


Работа над правилом.

У.- Прочитайте правило на странице 92.

- Что ещё узнали из правила?

Д.- Узнали, что есть ещё соединительная буква, буква «е».

У.- Как образуются сложные слова?

Д.- Сложные слова образуются сложением двух основ.

У.- Какие буквы соединяют основы в сложных словах?

Д.- Это буквы «о» и « е».


Физминутка.

Наши нежные цветки

Распускают лепестки.

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет.

Наши алые цветки

Закрывают лепестки.

Тихо засыпают, головой качают.

Первичное закрепление.

У.- На партах лежат карточки. Прочитайте слова. Какое задание можете предложить?

Д.- Можно из данных слов составить сложные слова.

лёд ход зверь лов

лес парк сам лёт

пар воз птица ферма

у.- Запишем полученные слова, подчёркивая соединительную гласную и разбирая слова по составу. ( один ребёнок работает у доски).


Работа по учебнику. Стр. 93 упр. 174.

Самостоятельная работа, с последующей проверкой.


Заключение.

У.- Прочитайте слова К. Паустовского: « Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык».

У.- Как вы понимаете это высказывание? ( Ответы детей).

У.- Докажите, что эта схема раскрывает смысл данного высказывания.


вар

?

лёт

кат

+ О + свал



(Ответы детей).


Итог урока.

Что нового узнали?

Какие слова называются сложными?

Как образуются сложные слова?

Реализовали поставленные цели?


Домашнее задание: стр. 92 упр.172.














Литература:

О. В Узорова, Е. А. Нефёдова Сборник « 3000 примеров по русскому языку» 3 класс.

Издательство АСТ. Астрель, Харвест, 2008 г.

В. В. Волина « Занимательное азбуковедение», М. « Просвещение» 1994 г.



Полный текст материала Урок русского языка "Сложные слова"; 3 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Моисеева Ольга Вячеславовна  олпр
26.03.2012 0 6569 1114

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК