Урок русского языка "Сложные слова"; 3 класс
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
« Гимназия № 3»
Урок русского языка
Тема : « Сложные слова»
3 класс
Развивающая система Л. В.Занкова.
Выполнила
Моисеева Ольга
Вячеславовна,
учитель начальных классов.
Рубцовск 2011
Предмет : Русский язык
Класс 3
Автор учебника: А. В. Полякова
Тема урока: « Сложные слова».
Дидактическая цель: создать условия для формирования понятия «сложные слова» и введение его в систему знаний.
Задачи: 1) познакомить учащихся с образованием сложных слов;
2) развивать умение находить сложные слова среди других слов, развивать мыслительные операции, речь учащихся;
3) воспитывать интерес к предмету.
Оборудование: карточки – схемы, карточки для каждого ученика, учебник русского языка,
« Словарь русского языка» С. И. Ожегова.
Ход урока.
Организационный момент.
У. -Я умею думать, я умею рассуждать,
Что полезно для работы, то и буду выполнять.
У.- Запишите число, классная работа.
Минутка чистописания.
У.- Показ, каких букв записан?
Д.- Показ букв «о» и « е».
У.- Что общего у этих букв?
Д.- Они обозначают гласные звуки.
У. – Какая из этих букв особенная? Почему?
Д. – буква «е», т. к. она может обозначать два звука{й} и {э} в начале слова, после гласных и после ь и ъ знаков.
Актуализация знаний.
У.- Сегодня на уроке мы продолжим изучение темы « Словообразование» и расширим свои знания в этой области. Скажите, что изучает словообразование?
Д.- Словообразование изучает образование новых слов.
У.- Назовите способы образования слов.
Д.- Существует несколько способов образования слов: приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный.
У.- Давайте вспомним эти способы словообразования на примерах.
- На доске записаны слова , прочитайте их.
Д.- Берёзка, подснежник, снежок, походка, побег, лесостепь, переход.
У. – На какие группы можно разделить слова?
Д.- Существительные мужского и женского рода.
У. –А ещё на какие группы?
Д. – Существительные с окончанием «а» и с нулевым окончанием.
У. – Посмотрите, что изображено на схемах?
Д. – Изображены части слова.
У.- Распределите данные слова в три столбика и разберите их по составу. ( Один человек работает у доски).
Проверка.
берёзка побег подснежник
снежок переход берёзка
У.- Какое слово оказалось лишним? Почему?
Д. Это слово лесостепь, в нём два корня.
У.- Действительно в русском языке есть слова, которые имеют два и более корня. Такие слова называются сложными.
Целепологание.
У.- Кто может назвать тему урока?
Д.- Тема урока «Сложные слова».
У.- Чему будем учиться на уроке?
Д.- Мы будем учиться находить сложные слова, правильно их писать, познакомимся с правилом.
У.- Чтобы понять лексическое значение данного слова нам понадобилось сколько слов?
Д.- Два слова.
У.- Что обозначает слово лес?
Д.- Лес- место, где растёт много деревьев.
У.- Что обозначает слово степь?
Д.- Степь – это пространство покрытое травой.
У.- Запишем слова лес и степь, и выделим основу и окончание. (выполнение работы).
У.- Сложив, две основы, мы получили новое слово, с новым лексическим значением – это слово лесостепь.
Прочитайте в словаре С. И. Ожегова какое лексическое значение имеет слово лесостепь.
Д.- Лесостепь – это область переходная между степью и лесом.
У.- Какая буква соединила две основы?
Д.- Две основы соединила буква «о».
У.- Кто уже догадался как называется эта гласная?
Д.- Это соединительная гласная.
У.- Для чего нужна соединительная гласная?
Д.- Чтобы соединять две основы.
Работа над правилом.
У.- Прочитайте правило на странице 92.
- Что ещё узнали из правила?
Д.- Узнали, что есть ещё соединительная буква, буква «е».
У.- Как образуются сложные слова?
Д.- Сложные слова образуются сложением двух основ.
У.- Какие буквы соединяют основы в сложных словах?
Д.- Это буквы «о» и « е».
Физминутка.
Наши нежные цветки
Распускают лепестки.
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.
Наши алые цветки
Закрывают лепестки.
Тихо засыпают, головой качают.
Первичное закрепление.
У.- На партах лежат карточки. Прочитайте слова. Какое задание можете предложить?
Д.- Можно из данных слов составить сложные слова.
лёд ход зверь лов
лес парк сам лёт
пар воз птица ферма
у.- Запишем полученные слова, подчёркивая соединительную гласную и разбирая слова по составу. ( один ребёнок работает у доски).
Работа по учебнику. Стр. 93 упр. 174.
Самостоятельная работа, с последующей проверкой.
Заключение.
У.- Прочитайте слова К. Паустовского: « Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык».
У.- Как вы понимаете это высказывание? ( Ответы детей).
У.- Докажите, что эта схема раскрывает смысл данного высказывания.
вар
? |
кат
+ О + свал
(Ответы детей).
Итог урока.
Что нового узнали?
Какие слова называются сложными?
Как образуются сложные слова?
Реализовали поставленные цели?
Домашнее задание: стр. 92 упр.172.
Литература:
О. В Узорова, Е. А. Нефёдова Сборник « 3000 примеров по русскому языку» 3 класс.
Издательство АСТ. Астрель, Харвест, 2008 г.
В. В. Волина « Занимательное азбуковедение», М. « Просвещение» 1994 г.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Моисеева Ольга Вячеславовна
→ олпр 26.03.2012 0 6569 1114 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.