Статья и презентация на тему "Система работы по формированию умения раскрывать основную мысль в сочинении"


Система работы по формированию умения раскрывать основную мысль в сочинении

Бурякова Елена Анатольевна

учитель начальных классов

ГБОУ лицей № 344 Санкт - Петербурга



Система работы по формированию умения раскрывать основную мысль в сочинении должна представлять собой систему по формированию целого комплекса частных умений, в которой умение раскрывать основную мысль является ведущим, а все остальные умения, входящие в данную систему (умение определить тему и основную мысль готового текста, умение правильно строить текст, выделять части в своём тексте), должны быть направлены на достижение единой цели: умения раскрывать основную мысль в сочинении. Все эти умения должны рассматриваться не отдельно друг от друга, а во взаимосвязи, взаимном влиянии друг на друга.

При разработке системы работы по формированию умения раскрывать основную мысль в сочинении прежде всего необходимо рассмотреть такую компоненту данной системы, как формирование умения определить тему и основную мысль готового текста. Без формирования данного умения процесс создания учащимися собственного текста, отвечающего всем требованиям, предъявляемым к тексту вообще, будет для них или очень труден или совсем невозможен.

Содержательную сторону данных умений составляют знания о том, что текст имеет тему и подчинён главной мысли. Тема – то, о чём говорится в тексте. Главная мысль отражает цель его создания и отношение автора к описываемому. Основное требование к раскрытию темы и основной мысли состоит в том, что тема и основная мысль должны быть понятны читающему, для этого нужно передать содержание текста без искажения (точно) и не пропустить важного (полно). В соответствии с этим для точного и полного раскрытия темы и основной мысли текста при подготовке к изложению как подготовительного этапа для последующего написания сочинения необходимо выполнить следующие операции:

  • Определить тему исходного текста, ответив кратко на вопрос: о чём говорится в тексте?

  • Определить основную мысль текста, ответив на вопрос: в чём автор хотел убедить читателя?

  • Отобрать из текста существенные для раскрытия темы и основной мысли факты и детали.

  • Выделить языковые средства, помогающие раскрыть основную мысль.

Такой анализ ориентирует учащихся на осознание того, что всё в тексте (его тема, построение, выбор речевых средств) определяет цель высказывания. Учитель постоянно должен ориентировать учащихся на установление связей в работе над изложением и сочинением. Опираясь на знания и умения, полученные в работе над изложением, детей нужно научить самих определять операции, выполняемые при обдумывании сочинения.

Работа над авторскими текстами проводится с установкой на то, что всё, чему дети учатся, передавая содержание текста, пригодится им при составлении своих сочинений. С этой целью необходимо рассматривать не только содержание текста, но и то, как он “сделан”. Для этого выясняется, как автор раскрывает тему, основную мысль, какие факты отбирает, какие речевые средства использует и почему, в какой последовательности строит текст, как его начинает, как заканчивает и т.д.

Так, сочинению с элементами описания предшествует работа над авторскими текстами, задача которой состоит в том, чтобы показать, с какой целью и как автор включает в текст описание, как строит его в зависимости от основной мысли, а также чтобы познакомить учащихся с композицией описания. Для ознакомления со структурой описания может быть предложен деформированный текст с изменённым порядком предложений.

Проводя восстановление деформированного текста, учитель требует обоснования последовательности предложений. Для обоснования учащиеся должны определить принцип расположения предложений в описании и установить связи между ними. Полученные знания и умения учащиеся впоследствии применяют при составлении собственных описаний.

Необходимо особо отметить важность формулировки темы сочинения при обучении детей умению раскрывать основную мысль в сочинении.

Поскольку тема [2] – это предмет сочинения, т.е. то, о чём в нём говорится, то она определяет круг вопросов, которые должны быть освещены в сочинении. Очень важно правильно понять тему. От того, как сформулирована тема учителем, как учащиеся подведены к её пониманию, зависит и то, как будет раскрыта основная мысль сочинения.

Известно, что тема и заглавие сочинения не всегда совпадают. Но в начальных классах при формировании умения раскрывать основную мысль в сочинении надо учить детей формулировать так заглавие, чтобы оно помогало раскрывать основную мысль сочинения.

При формировании умения раскрывать основную мысль сочинения не следует предлагать учащимся слишком общую, широкую тему, поскольку это затрудняет глубокое её раскрытие, а то и вообще сочинение будет представлять разрозненный набор предложений, хотя и объединённых единой темой. Следует давать учащимся небольшие, ясные, чёткие темы, способствующие глубокому раскрытию основной мысли сочинения.

Работа над сочинением с точки зрения умения раскрывать основную мысль в сочинении должна строиться на осознании учащихся зависимости всех компонентов текста от цели высказывания. При подготовке к сочинению после определения его темы учащимися необходимо предложить подумать, с какой целью, для чего они будут создавать свой текст. Затем, исходя из цели, необходимо произвести отбор материала, речевых средств, наметить композицию текста, содержание его основных структурных частей.

Так, прежде всего, необходимо провести обсуждение процесса подготовки к сочинению и поставить учебную задачу. Схематично данная часть урока может быть представлена следующим образом:



Обсуждение процесса подготовки к сочинению

а) К какому сочинению готовились?

б) О чём нужно подумать, приступая к сочинению (о теме, основной мысли).

Постановка учебной задачи

Задача: научиться определять основную мысль своего сочинения и раскрывать её в тексте.















Далее необходимо провести обсуждение содержания сочинения и средств для раскрытия основной мысли. Этот этап урока схематично может быть представлен в виде следующих подэтапов:

  1. обсудить, что главное должно быть отражено в сочинении - обсуждение темы и основной мысли сочинения;

  2. привести несколько возможных вариантов тем сочинения, обсудить их;

  3. обсудить возможные варианты выражения основной мысли в данном сочинении, как её можно раскрыть;

  4. прослушать один или несколько вариантов раскрытия основной мысли (на примере сочинений учащихся), обсудить их;

  5. обсуждение структуры сочинения:

а) какие части должны быть в тексте? (вводная, основная, заключительная)

б) как можно начать сочинение? О чём сказать в вводной части? Привести несколько примеров и обсудить их;

в) о чём необходимо писать в основной части? На какие мелкие части её можно разделить? Отметить важность правильного составления первого предложения каждой части.

г) как закончить сочинение? Привести несколько примеров и обсудить их.

После выяснения содержания вводной, основной и заключительной частей текста сочинения внимание детей должно акцентироваться на том, что объединяет их основная мысль, все части ей подчиняются.

Следует отметить, что данное представление урока весьма условное и должно изменяться в зависимости от конкретного сочинения. Так, например, убедительно показать зависимость компонентов текста от основной мысли сочинения может позволить сравнение различных стилей речи (в художественном стиле, в деловом стиле и др.)

Благодаря этому учащиеся убеждаются в том, что содержание сочинения, его построение, отбор языковых средств диктуются его основной задачей, а это ведёт к осознанию умений определять и раскрывать тему и основную мысль как ведущих.

Важным моментом при формировании умения раскрывать основную мысль в сочинении является умение составлять план сочинения.

Работа по составлению плана должна ориентировать учащихся на установление смысловых связей между частями [2], на соотнесение содержания части с общей идеей сочинения. При этом умение составлять план должно осознаваться учащимися как подчинённое умению раскрывать тему и основную мысль сочинения. Одним из главных критериев при оценке планов является отражение в нём темы и основной мысли.

Следует отметить при формировании умения раскрывать основную мысль в сочинении важность передачи отношения автора к тому, о чём идёт речь в сочинении. Для этого учащимся может быть предложено сравнить два сочинения, близких по содержанию, в одном из которых выражено отношение автора к описываемому, в другом – нет. Учащиеся убеждаются в том, что первый текст более интересен и выразителен, помогает ярко представить описанное, заставляет переживать вместе с автором, передаёт его чувства. Такое сравнение должно быть направлено на осознание необходимости научиться определять основную мысль своего сочинения и подчинять ей создаваемый текст.

При формировании умения раскрывать основную мысль в сочинении необходимо научить детей обдумывать будущий текст в целом, что позволяет им осознать смысловые связи между содержательными компонентами текста именно с точки зрения раскрытия основной мысли. Эффективным приёмом при этом является составление памяток, определяющих состав и последовательность выполняемых операций. При обучении сочинению с точки зрения необходимости подчинения всего текста сочинения основной мысли, может быть составлена следующая памятка [3]:

  1. Определи, о чём будешь писать (тему).

  2. Наметь цель своего сочинения, своё отношение к описываемому.

  3. Наметь части сочинения, составь план.

  4. Определи, о чём рассказать поподробнее.

  5. Напиши сочинение.

  6. Проверь работу.

В дальнейшем при работе над сочинением дети пользуются составленной памяткой, при этом в зависимости от задачи урока и сложности текста часть операций может выполняться самостоятельно, часть – под руководством учителя.

Памятка может уточняться по мере получения новых знаний о тексте.



Список литературы:

  1. Львов М.Р. Методика развития речи младших школьников. М., 1985

  2. Щёголева Г.С. Системный подход в работе над развитием связной речи младших школьников. / Методические основы языкового образования и литературного развития младших школьников. /Под ред. Рамзаевой Т.Г. С-Пб, 1997.

  3. Щёголева Г.С. Уроки развития связной речи в начальной школе. – С.-Пб., 1996.





Слайд 1
ПРЕЗЕНТАЦИЯ
Слайд 2
Бурякова Елена Анатольевна
Слайд 3
Методическая тема: Формирование у младшего школьника умения передавать основную мысль в сочинении.
Слайд 4
Лейбмотивом моей практики является работа по развитию речи учащихся. Данным вопросом я заинтересовалась в 1997г., после знакомства с трудами Галины Сергеевны Щёголевой. Развитие речи – важная задача обучения родному языку. Логически чёткая, доказательная, образная устная и письменная речь ученика – показатель его умственного развития и залог успешного обучения в школе. Актуальность темы в том, что умением раскрывать основную мысль в сочинении овладевает далеко не каждый выпускник 4 – го класса. Этот факт отмечен многими методистами и не только относительно учеников начальной школы, но и выпускников средней школы. Умение раскрывать основную мысль в сочинении в данной работе рассматривалось в качестве системообразующего умения, позволяющего школьнику обеспечить сознательное восприятие и создание своего собственного текста. Проведённое исследование позволило выделить следующие методические условия, способствующие формированию умения раскрывать основную мысль в сочинении младшими школьниками: 1. обобщение знаний о признаках текста как основы для формирования речевых умений; 2. ознакомление учащихся со средствами выражения авторского отношения в тексте; 3. целенаправленная работа над усвоением учащимися содержательной и операционной стороны формируемого умения; 4. формирование умения раскрывать основную мысль как ведущего, подчиняющего себе все умения, связанные с созданием текста;
Слайд 5
Схема 1 Система критериев для определения уровня владения умением раскрывать основную мысль в сочинении Соответствие отбора содержания основной мысли сочинения Правильность определения основной мысли сочинения Соответствие содержания теме сочинения 2 3 1 Полнота раскрытия основной мысли в сочинении Правильность выбора языковых средств для раскрытия основной мысли в сочинении Наличие смысловой целостности 4 7 Наличие коммуникативной преемственности между предложениями при раскрытии основной мысли в сочинении Правильность построения основных частей сочинения с точки зрения основной мысли в сочинении 6 5
Слайд 6
3 класс ( 1-4 ) Сочинение – зарисовка по летним впечатлениям. Июньское утро. Июнь. Летняя ночь подходит к концу. Наступил рассвет. Первые лучи солнца появились над горизонтом. Засверкала на траве роса… Утро. Под первыми лучами солнца природа просыпается. Тёплое солнышко обогревает землю. От лёгкого ветерка покачиваются изумрудно – зелёные деревья. Цветы тянутся к солнцу. Как же красиво утро. Вот бы снять сандалии и побежать босиком по траве навстречу солнцу ! ( Чистяков Максим, 9 лет )
Слайд 7
3 класс ( 1-4 ) Сочинение – зарисовка по летним впечатлениям. Грибной дождик. В моё окошко заглянули сероглазые тучки. И сразу полил грибной дождик. Он блестел и умывал землю. Капли весело стучали в окошко и пели свою песенку. Солнечные лучи ловили маленькие капельки и раскрашивали их. Но дождик прошёл, а на небе вытянулся разноцветный мостик. Оксенчук Настя , 9 лет
Слайд 8
3 класс ( 1-4 ) Сочинение – зарисовка по летним впечатлениям. Июньское утро. Лениво просыпается утро. На лазурном небе потягивается солнышко. Изумрудно – зелёные деревья покачиваются на ветру. Умытые росой цветы раскрывают свои ладошки. Слышится птичья трель. Ах, как прекрасно июньское утро ! ( Рыбакова Настя, 9 лет )
Слайд 9
3 класс ( 1-4 ) Сочинение – зарисовка по летним впечатлениям. Июньское утро с грибным дождём. Вот и июньское утро. Меня будят золотые лучи солнца. В открытое окно влетел ветерок. Я встал и выглянул в окно. На наш дом надвигалась небольшая серенькая тучка. Но солнце не спряталось и играло лучами. Хлынул лёгкий летний дождик. И цветы, и травинки тянули свои ладошки к солнцу , ловили прозрачные радужные капли дождя. Я понял – это грибной дождик. Лей, лей , дождик ! (Антонюк Валера , 9 лет )
Слайд 10
3 класс ( 1- 4 ) Сочинение – миниатюра. Бывает осень разная. Разная осень. Осень часто огорчает нас дождливой погодой, прячет улыбчивое солнышко, сердитые тучки хмурятся и закрывают лазурное небо. Но в осени есть своя красота: разноцветные листья, хрустящий ковёр под ногами, грибы,клюква, ожидание солнечных дней. Да и осенний дождик может порадовать нас прыгающими капельками. Осень бывает разная : грустная и прекрасная. ( Рыбакова Настя, 9 лет )
Слайд 11
3 класс ( 1- 4 ) Сочинение – миниатюра. Бывает осень разная. Разная осень. Осень бывает разная : ранняя, золотая, поздняя. Ранней осень зелёная листва становится золотой и платья деревьев радуют нас жёлто – зелёными заплаточками. Золотая осень – пора листопада. Разноцветный наряд деревьев весело кружится в танце. Поздняя осень готовит нам встречу с первым снегом. Она уступит своё место волшебнице – зиме. (Докучаева Таня, 10 лет )
Слайд 12
3 класс ( 1 – 4 ) Сочинение – миниатюра. Бывает осень разная. Бывает осень разная – И рыжая, и красная, Пурпурная, и золотая. А ещё она какая ? Осень грустна. Осень плаксива. Осень изменчива, Осень красива… Бывает осень разная – Погожая, ненастная. С богатым урожаем. Вот она какая ! ( Шевцова Оля, 9 лет )
Слайд 13
3 класс ( 1 – 4 ) Сочинение – миниатюра. Если был бы я учителем. Учителем я был бы, Друзей всех – всех мирил бы. Пятёрочки я ставил, И замечания убавил. Я танцев сделал много, Ну, а физ – ры чуть – чуть. Английского немного, И дальше в школьный путь. .Если я была учительницей, то хотела бы, чтобы ученики в моём классе учились на четвёрки и пятёрки, чтобы были послушными, внимательными, аккуратными и не получали замечания. Мои уроки были бы интересными, дети узнавали бы много нового, я бы проводила весёлые минутки. И очень бы хотела, чтобы мои ученики любили школу ! ) ( Корчемкина Саша, 10 лет ) ( Воробьёва Катя, 9 лет
Слайд 14
3 класс ( 1 – 4 ) Сочинение – миниатюра. Если был бы я учителем. На каких уроках мне не бывает скучно. Если бы я был учителем, то преподавал бы математику. Математика – это трудная, но интересная наука. Я бы научил детей считать устно, решать простые и сложные задачи, рассуждать, делать выводы, логически мыслить. Многие бояться трудностей, но в них есть своя красота. Преодолевая их, мои ученики становились бы взрослее. Возможно, я бы каждый день начинал и заканчивал уроком математики. ( Чистяков Саша, 10 лет ) Мне не бывает скучно на уроке информатики. В рабочей тетради много сложных заданий, над которыми приходится задумываться. Мы уже прошли алгоритм и описание предмета. А это – подготовка к программированию. Может быть, в будущем, я стану, как и мои родители, инженером – программистом. ( Шевцова Оля, 9 лет )
Слайд 15
3 класс ( 1 – 4 ) . Январь Сочинение – повествование с элементами описания. Как мы наряжали ёлку. Скоро придёт Новый Год. Мы с мамой будем наряжать ёлку. У нашей лесной красавицы пышные лапки, широкая юбочка, стройный ствол и острые иголки – изумрудики. Сначала я достала самые хрупкие, блестящие шарики и гирлянды. Хрупкие шары я повесила на самые верхние веточки. Мама украсила блестящими шариками средние веточки, а по зелёной юбочке лесной царевны мы развесили цветные шишки. Разноцветные гирлянды, как маленькие змейки поползли по веточкам ели. Мишуру, дождик я повесила вокруг шариков. А золотая звезда покатилась по пышным изумрудным лапкам, а когда добралась до макушки, осветила всю комнату. Дед Мороз будет удивлён, когда ночью зайдет в наш дом. ( Фаткуллина Милена, 10 лет )
Слайд 16
3 класс ( 1 – 4 ) . Январь Сочинение – повествование с элементами описания. Как мы наряжали ёлку. Приближался Новый Год. Мы всей семьёй украшали ёлку. Она была лесная красавица со стройным стволом, пышными ветвями и колкими иголками. Мы выбрали самые красивые игрушки. Их развесили так, чтобы была видна ёлочка. Разноцветные шишки заняли нижние ветки, а сосульки взлетели на верхние веточки. На средние ветки мама развесила старинные игрушки. Мишура и дождик окутали ёлку, как будто снегом. А золотую звезду папа торжественно закрепил на макушке ёлочки. А вы когда – нибудь пробовали украшать ёлку всей семьёй ? Это так приятно. ( Кривицкий Миша, 10 лет )
Слайд 17
3 класс ( 1 – 4 ) . Январь. Сочинение – повествование с элементами описания. Как мы наряжали ёлку. Приближался Новый Год. Папа принёс в наш дом красавицу ёлку. У неё были мохнатые лапки, стройный ствол и очень колкие иголки. Мы выбирали самые красивые игрушки. Очаровательные шарики достойны пышных веточек. А старинного потёртого солдатика мама всегда вешает в центр ёлочки. Он будет охранять покой в нашем доме. По зелёному платью лесной красотки папа развесил дождик. А я белым сугробом уложила на пол под ёлочку мишуру. В Новогоднюю ночь ёлочка сияла, глядя на неё, мы тоже сияли. ( Сехпосян Мариам, 10 лет )
Слайд 18
4 класс ( 1 –4 ). Сентябрь Сочинение по летним впечатлениям. В июле мы навещали прабабушку и прадедушку. Они живут в Окуловке. Недалеко от посёлка есть несколько озёр. Погода выдалась жаркая, и мы отправились купаться. У нашей семьи есть любимое место на берегу - это полянка, окружённая большими берёзами. Их корни образуют ступеньки, по которым мы спускаемся к воде. Дно покрыто крупным песком. В стороне - заросли кувшинок. Вода чистая и прозрачная, так что можно увидеть маленьких рыбок. На берегу тихо, поют птицы. Только вдалеке моторная лодка катает лыжника. А на горизонте уже собрались тучи, раздавались слабые раскаты грома. Когда мы вошли в воду, стали падать редкие крупные капли дождя. Они долетали до воды и выпрыгивали из неё маленькими фонтанчиками. Купаться было весело. Довольные. мы поехали домой, увозя приятные воспоминания. ( Шевцова Оля, 10 лет )
Слайд 19
4 класс. Сентябрь. Сочинение по летним впечатлениям. Морские просторы. Этим летом я ездила отдыхать на море. Там я увидела и узнала много интересного. Цвет моря постоянно меняется. Он зависит от погоды, освещения, состояния моря. В тихую, ясную погоду, когда море спокойно, оно кажется таким же голубым. как небо. Небольшой ветерок - поверхность моря засверкала мириадами золотых бликов. Когда ветер усиливается, поднимаются небольшие волны. небо заволакивают серые тучи, море начинает быстро синеть. Если наблюдать закат солнца в спокойную погоду, никогда не забудешь богатство красок, которыми переливается морская вода. У воды горько - солёный вкус, потому что в ней растворено много соли. Эти соли поступают в море с водами рек. Запах моря - уникальный. Так не пахнут ни цветы, ни хвоя, ни какие - либо другие растения. Этот запах от веществ и микроорганизмов, находящихся в морской воде. А ещё в ней много частиц, которые образуют на поверхности плёнку. При сильном ветре плёнка вспенивается и появляются белые хлопья - " барашки". Интересен и разнообразен животный мир моря и побережья. Часто можно увидеть на прибрежных камнях мраморных крабов, под выбросами растений прячутся мелкие рачки. В прибрежной зоне они выступают в роли санитаров. К камням прочно прикрепляются моллюски, чтобы не смыло водой. В вечернее время в воде можно увидеть маленькие чёрные головки. Это степные гадюки, живущие рядом в балке, вышли на ночную охоту. В траве около берега они ловят ящериц, лягушек, полёвок, мелких птиц. Гадюки ядовиты, но миролюбивы и редко кусают человека. Морской воздух оздоравливает, морская вода лечит. Поэтому отдых на морском побережье - это огромное удовольствие, укрепление здоровья и получение массы новых знаний и впечатлений. Этим летом я увидела солнечное затмение и узнала, как происходит это природное явление. Сквозь тёмное стекло видно. как на яркий диск солнца наползает с правого края что - то тёмное. Пока, наконец солнечный круг не принимает вид серпа. Ослабевает солнечный свет. Посмотрим на Луну и Землю со стороны, чтобы понять , где и как протекает солнечное затмение. Проходя между солнцем и Землёй, маленькая Луна не может полностью затемнить Землю. Короткая Лунная тень притемняет на Земле небольшой кружок. Здесь можно увидеть полное затмение Солнца. Я находилась вблизи полосы затмения, в области полутени, поэтому для меня только часть Солнца заслонилась Луной. Я наблюдала частичное затмение. ( Воробьёва Екатерина, 10 лет )
Слайд 20
4 класс. Сентябрь. Сочинение по летним впечатлениям. Дорога на дачу. Ехали на дачу с кошкой. Шли спокойно по дорожке. Вдруг проходит там собака, Кошка - на дыбы. Сразу видно - забияка ! А собаке хоть бы хны ! Ведь не тронет, Не обидит. Каждый знает, Всякий видит ! ( Корчемкина Саша , 10 лет )
Слайд 21
4 класс. Сентябрь. Сочинение по летним впечатлениям. На лесных тропинках Как хорошо летом в лесу ! Какой лёгкий воздух с запахом сосновой смолы. В лесу много деревьев. Это берёзки, рябинки, мохнатые ёлки, огромные сосны. уходящие макушками в небо. А вот кустики брусники. А в траве скрываются разные грибы : маслята, сыроежки, моховики,подберёзовики, подосиновики и белые. А мне больше всего нравятся лисички. А сколько животных в лесу ! Это и трудяги муравьи, и попрыгун - кузнечик, и мохнатые пауки. Вот пёстрый дятел в алой шапочке, а вот серый дрозд. Здесь рыжая белка мелькнула среди сосен. У ручья живут бобры. В лесу можно встретить гадюку и много лягушек. Лесные тропинки хранят в себе много интересного. ( Илюхин Алёша, 10 лет )
Слайд 22
4 класс.Октябрь. Сочинение. Что я люблю. Жить на свете интересно, потому что все люди разные. Например, я люблю маму, мама любит меня. Но у нас разные характеры и интересы, и нам нескучно вместе. Я расскажу про себя. Самые дорогие люди для меня – мама, папа, сёстры, брат. У меня много родных, и всех их я люблю. Также я люблю Шусю, Шарика. Матрёшку, Цезаря и всех животных нашей семьи. Я очень люблю читать детективы и фантастику. Мои любимые авторы: Гоголь, Толкин, Асприн, Донцова. Ещё мне нравится рисовать, играть на пианино, петь и танцевать. Я люблю выступать на сцене. Обожаю занимательные и красивые картинки. Я люблю всё сладкое: пирожные, конфеты, вафельные трубочки и мармелад. Но всё это мне вредно. Летом я люблю плавать, нырять, гулять по лесу, собирать грибы и кататься на велосипеде. Я многое люблю, а если бы я всё перечислила, то получился бы очень длинный список. Люди разные, по – разному думают, у них разные вкусы, разные характеры. А я не такой как все. Часть того , что я люблю – это спорт. Мне нравится бобслей, карате и бокс, и футбол, и баскетбол, и сноуборд, и всё – всё…. Ведь почти всем я занимаюсь! А животные мне нравятся все – все! И даже кусачие комары и противные мухи. Из людей я люблю и папу, и маму, и бабушку, и дедушку, и брата , и всех родных. Техника мне нравится не вся. К примеру, мне не нравятся мотоциклы и машины, загрязняющие воздух, но некоторые логические элементы в них мне интересны. Мне нравится ходить в школу. В школе мне нравятся все уроки и все учителя. В общем, я люблю ещё очень много…. ( Антонюк Валера, 10 лет) ( Шевцова Оля. 10 лет)
Слайд 23
4 класс. Октябрь. Сочинение – миниатюра. Последний вальс осени. За окном осень исполняет прекрасный и последний вальс. Развеваясь по ветру, листья – танцоры вальсируют в золотых мундирах и, плавно кружась, опускаются на землю золотым ковром. Лучики солнца слегка касаются этого ковра , чтобы в последний раз согреть землю, укрытую теплым золотым ковром. ( Чистяков Саша, 10 лет ) За окном осень исполняет свой последний танец. Золотые танцоры – листья плавно кружатся и медленно опускаются на пожухлую траву. Лучики солнца гладят разноцветный ковёр из листьев, прощаются с ним . Листья – танцоры устали, уснули. ( Михеева Таня, 10 лет ) Вот забили барабаны – капли дождя. Заиграли низкие музыканты – кустики. Но на их костюмах одни заплаты. И вот выступают вперёд огромные танцоры – деревья в богатых шёлковых нарядах. Они кружатся, кружатся…. И даже солнцу хочется всё это увидеть! Но вот врывается ветер, испуганно молкнет музыка, ветер треплет богатые платья и…. О, как жаль – ведь праздник разлетелся вдребезги, и голые деревья по – прежнему стоят предо мной. ( Шевцова Оля , 10 лет )
Слайд 24
4 класс. Декабрь. Сочинение – описание по картине В.М. Васнецова «Богатыри.» «Богатыри » - любимая картина В.М. Васнецова. Он работал над этой картиной двадцать лет. В центре холста Илья Муромец. Он самый старший и полон спокойной мощи. Илья сидит на вороном коне: могучий, крепкий, в нём автор воплотил народную силу. Мощное оружие копьё да палица – угроза врагам. На голове шлем, грудь прикрывает кольчуга. Илья всматривается вдаль: не угрожает ли беда родной земле ? Боевой конь Ильи склонил голову, ждёт приказ хозяина. Справа от Ильи на белоснежном коне- Добрыня Никитич. Он порывист и благороден. Добрыня средний по возрасту . Он вытаскивает точёный меч: не приближайся враг к заставе! В левой руке у Добрыни щит. Кольчуга защищает грудь богатыря от стрел вражьих. Во взгляде Добрыни решительность и отвага. Да и конь под стать богатырю: чуткие уши, внимательный взгляд, летящий по ветру хвост, развевающаяся грива. Слева от Ильи Муромца на рыжем коне – Алёша Попович. Он хоть и самый младший, но силён не по годам! Смотрит Алёша хитро и лукаво. Смышлён богатырь, уверен в себе. Левой рукой сжимает он лук, а в правой держит гусельки. На Алёше надёжная кольчуга да шлем – защита от стрел да копий . Младший богатырь спокоен. Спокоен и конь богатырский. Наклонил он голову до самой земли, но чуткие уши боевого друга улавливают малейшие звуки: не слышно ли топота копыт? Не скачет ли враг по родной земле ? И стоят на заставе богатыри. За ними – земля русская. И каждому видно: не топтать врагам землю родную! ( Антонюк Валера, 9 лет )
Слайд 25
4 класс.Январь. Сочинение – описание. Моя любимая игрушка. Эту игрушку мне отдала мама, она играла с ней когда была совсем маленькая. Это шерстяной мишка, которого так и зовут – Мишка. У Мишки большое тело коричневого окраса. Мордочка грустная, а глаза излучают доброту. Эти глазки похожи на два уголька, в которых отражается всё самое хорошее. Носик у Мишки – большая чёрная точка ( островок посреди жёлтой мордочки ). Язычок красненький и овальный, словно Мишка нарочно высунул его и дразнит меня. Мой любимец слегка лопоухий. Но такие смешные ушки не портят его, а наоборот – украшают! Лапки у Мишки длинные и тонкие и из-за этого он не может стоять и сидеть. Раньше игрушка была одета в тугую клетчатую жилетку, но она портила шубку, и я сняла её. Я никогда не играю с медвежонком, зато я сплю с ним. И иногда разговариваю с ним. Я очень люблю своего Мишку ( и мама тоже его любит ). Наверное, чувства мамы передались и мне. ( Корчемкина Саша, 10 лет )
Слайд 26
. Без формирования передавать основную умения мысль, процесс создания учащимися собственного текста, отвечающего всем требованиям, предъявляемым к тексту вообще, будет для них или очень труден или совсем невозможен.
Слайд 27
Спасибо за внимание

Полный текст материала Статья и презентация на тему "Система работы по формированию умения раскрывать основную мысль в сочинении" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Бурякова Елена Анатольевна  Елена797
24.07.2012 0 3437 785

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК